Причины возникновения бедности в Кыргызстане

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2013 в 17:33, курсовая работа

Описание работы

Стратегии развития социальной защиты населения Кыргызской Республики на 2012-2014 годы (далее – Стратегия) обусловлена необходимостью построения эффективной и справедливой системы социальной защиты в стране.До настоящего времени не было самостоятельного концептуального документа по развитию социальной защиты, эти вопросы являлись лишь частью государственных стратегических программ (КОР, НССБ, СРС). Данная Стратегия является первым самостоятельным документом, отражающим комплексное видение государства будущей системы социальной защиты.

Файлы: 1 файл

1.docx

— 60.40 Кб (Скачать файл)

Актуальность Стратегии  развития социальной защиты населения  Кыргызской Республики на 2012-2014 годы (далее  – Стратегия) обусловлена необходимостью построения эффективной и справедливой системы социальной защиты в стране.До настоящего времени не было самостоятельного концептуального документа по развитию социальной защиты, эти вопросы являлись лишь частью государственных стратегических программ (КОР, НССБ, СРС). Данная Стратегия является первым самостоятельным документом, отражающим комплексное видение государства будущей системы социальной защиты.Стратегия согласована со Среднесрочной Программой развития Кыргызской Республики на 2012-2014 годы (СПР КР), она конкретизирует и содержит механизмы реализации концептуальных положений,  заложенных в СПР КР.Процесс разработки стратегии. Стратегия разработана при тесном сотрудничестве со всеми заинтересованными сторонами: представителями гражданского общества, государственными органами власти, органами местного самоуправления. В процессе разработки велся активный диалог с международными партнерами по развитию. Были учтены меры политики, предусмотренные международными соглашениями и инициативами, такими как: Цели развития тысячелетия, Конвенция о правах человека, Конвенция о правах ребенка, Конвенция о правах инвалидов и другими меморандумами о сотрудничестве, в том числе учтены обязательства, взятые Кыргызской Республикой перед Евросоюзом и Всемирным банком. Международное сообщество в целом поддержало процесс и выразило подлинное стремление способствовать усилиям страны.

Стратегия включила в себя результаты и выводы исследований, подготовленных по Кыргызской Республике международными и отечественными организациями, меморандумов, памятных записок миссий международных организаций и  стран-доноров, основных критических  отзывов, обращений и пожеланий  депутатов Парламента страны по текущим  направлениям работы органов исполнительной власти, наиболее острые и актуальные проблемы, которые постоянно поднимаются  средствами массовой информации Кыргызской Республики, НПО, частным сектором страны.

 

Процесс разработки широко освещался в средствах массовой информации. Информация распространялась в сети Интернет, через проведение  круглых столов на республиканском  и региональном уровне, многосторонних тематических встречах и семинарах.

 

 

 

II. СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПОЗИЦИОНИРОВАНИЕ

 

 

 

2.1. Ценности и принципы  государства. Государство признает  одной из высших ценностей  право человека на социальную  защиту, оно будет проводить политику, направленную на утверждение  в обществе социальной справедливости. Для этого государством будут  реализованы программы поддержки  социально уязвимых групп населения.  Социальная защита населения,  обеспечение определенного уровня  материального благополучия граждан,  развитие  социального согласия  и солидарности в обществе  являются приоритетами государства.

 

Государство будет придерживаться следующих принципов при обеспечении  социальной защиты населения:

принцип гарантированности, предполагающий обязательное оказание социальной защиты лицам, имеющим на нее право;

принцип доступности, предполагающий создание необходимых условий для  упрощенного получения социальных выплат и  услуг;

принцип комплексности, предполагающий предоставление одновременно различных  видов социальной поддержки: выплат, услуг, дополнительной материальной помощи;

принцип добровольности, обеспечивающий возможность получения социальных услуг по выбору: либо в государственных, либо в негосударственных учреждениях, и постепенную деинституализацию стационарных социальных учреждений;

принцип недискриминации, предполагающий обеспечение равных возможностей и доступа к социальным услугам и благам для всех лиц, независимо от социального, имущественного, возрастного, этнического, полового и других статусов;

принцип адресности, предусматривающий  предоставление социальной защиты конкретным категориям граждан с учетом их индивидуальных особенностей и  иных объективных  причин (возраст, состояние здоровья, размер совокупного среднедушевого дохода, отсутствие кормильца,  отсутствие постоянного места жительства, трудная  жизненная ситуация и т.д.);

принцип оперативного реагирования, предполагающий своевременную индексацию размеров социальных выплат в зависимости  от инфляционных процессов, пересмотр  государственных гарантий в зависимости  от приоритетных потребностей населения;

принцип ответственности  органов государственной власти и местного самоуправления, их сотрудников, а также иных физических и юридических  лиц за нарушение прав и  интересов  уязвимых слоев населения, причинение им вреда;

принцип предотвращения разлучения с семьей и обеспечения прав на семейное окружение, предусматривающий  усиление контроля за направлением детей в интернатные учреждения.

 

 

 

2.2. Видение будущей системы  социальной защиты состоит в  том, что ни один человек,  нуждающийся в социальной поддержке  не должен оказаться вне системы  социальной защиты. При этом социальная деятельность государства не должна принимать форму государственного попечительства, ограничивающего экономическую свободу, активность и возможность гражданина самому достигать экономического благополучия для себя и своей семьи. Всем, кто может трудиться, надо оказывать содействие в выходе из трудной жизненной ситуации, те, кто не может трудиться – старики, лица с ограниченными возможностями здоровья (ЛОВЗ) и дети -  должны подлежать социальному обеспечению,  в том числе с использованием принципов социального страхования, которые должны получить свое дальнейшее развитие.

 

Расходы государства на социальную защиту детей необходимо рассматриваться как инвестиции в будущее. Государственная политика должна быть направлена на выращивание  здорового и образованного молодого поколения, считая, что это – задача  обеспечения будущего страны, подготовки будущего экономического актива общества. Государство должно исходить из того, что такая политика требует гораздо  меньших бюджетных расходов, чем  лечение и реабилитация больных  и оказание социальной поддержки  неблагополучным гражданам, впоследствии.

 

2.3. Основная миссия государства  в лице министерства  заключается  в обеспечении эффективной социальной  защиты и предоставлении доступных  и качественных социальных услуг  семьям (гражданам) и детям, находящимся  в трудной жизненной ситуации.

 

 

 

III. ОБЩИЙ АНАЛИЗ СИТУАЦИИ

 

 

 

3.1. Общая конструкция  системы социальной защиты.  Действующая  система социальной защиты представляет  собой систему общественных отношений  между органами, предоставляющими  социальную защиту (государственные  органы, ОМСУ, НПО) и гражданами, нуждающимися  в ней.

 

Основной задачей государственных  органов социальной защиты населения  является разработка и реализация государственной  социальной политики в области социальной защиты, совершенствование системы  социальной защиты и ее государственных  институтов. На сегодняшний день государственная  социальная защита предоставляется  на республиканском и территориальном  уровнях.

 

Основными функциями органов  социальной защиты населения на республиканском  уровне являются:

разработка проектов нормативных  правовых актов;

 координация за реализацией  государственных программ и нормативных  правовых актов;

проведение  мониторинга  деятельности подведомственных и территориальных  организаций;

проведение информационной работы.

 

Основными функциями органов  социальной защиты населения на территориальном  уровне являются реализация государственной  политики на уровне района (города), а  также проведение информационной работы.

 

Местные государственные  администрации выполняют следующие  функции:

обеспечивают на территории согласованную деятельность территориальных  подразделений министерств, административных ведомств и иных государственных  органов Кыргызской Республики;

разрабатывают и принимают  программы социально-экономического развития территории и социальной защиты населения, организует их выполнение;

привлекают имеющиеся  ресурсы для решения неотложных социально-экономических задач;

осуществляют контроль за соблюдением прав граждан, в том числе несовершеннолетних;

организуют социально-культурное обслуживание населения.

 

Органы местного самоуправления в целях организации функционирования и развития системы жизнеобеспечения территории, социально-экономического планирования и предоставления населению  социальных и культурных услуг выполняют  функцию организации осуществления  мероприятий по работе с детьми и  молодежью.

 

 

 

В рамках государственного социального заказа некоммерческие организации оказывают социальные услуги, нуждающимся слоям населения.

 

3.2. Механизмы социальной  защиты.  В 1990-е годы в Кыргызстане  сложилась система социальных  льгот и пособий,  перешедшая  из советских времен, которая  была неэффективной и неадресной. Кыргызская Республика приступила  одной из первых в СНГ к  реформе системы социальной защиты, которая проводилась в 1995-1998 гг. Итогом реформы явилось внедрение  новой модели социальной защиты  населения, предусматривающей адресный  подход к наиболее уязвимым  группам населения и адекватность  выплат гражданам, имеющих на  них право. Сегодня социальная  защита населения реализуется  с помощью шести инструментов:

ежемесячного пособия  малообеспеченным семьям, имеющих детей (ЕПМС);

ежемесячного социального  пособия для нетрудоспособных граждан (ЕСП);

пенсий нетрудоспособным гражданам;

денежных компенсаций  взамен льгот;

социальных услуг, предоставляемых  уязвимым категориям населения;

выплат по социальному  страхованию работающим гражданам.

 

В 1998 году вступил в силу закон «О государственных пособиях в Кыргызской Республике», предусматривающий  назначение и выплату двух основных видов государственных пособий  ЕПМС и ЕСП.  Первое пособие  (ЕПМС)  направлено на детей, оно нацелено на ликвидацию разрыва в доходах  наибеднейших семей, имеющих детей, до уровня гарантированного минимального дохода (ГМД). С 2010 года ЕСП назначается  по категориальному принципу, независимо от среднедушевого совокупного дохода семьи, получателями его являются нетрудоспособные лица, не имеющие права на пенсионное обеспечение. В 2010 году средний размер ЕПМС составил  235 сомов, а средний  размер ЕСП равен 1503 сомов. В настоящее  время  более 8% населения получают государственные пособия.

Система  льгот в КР до 2010 г. была громоздкой, с различным бюджетным обеспечением (республиканский, местные бюджеты и смешанное финансирование) и непрозрачной для получателей льгот (многообразие положений, порядков). До реформы системы льгот в 2010 году, в КР было 38 категорий льготников и действовало 40 видов льгот и почти четверть семей страны получала льготы. 

 

С января 2010 года была введена  система выплаты денежных компенсаций  взамен льгот. В настоящее время  компенсация ежемесячно выплачивается 25 категориям льготников и охватывает свыше 54,0 тыс. человек (ветераны Великой  Отечественной и Афганской войн, ликвидаторы аварии на Чернобыльской  АЭС, реабилитированные граждане и  почетные доноры, инвалиды Советской  Армии, в том числе инвалиды Афганской  войны, а также инвалиды по зрению и слуху). Размеры льгот колеблются от 1000 до 7000 сомов, что соответствует  стоимости законодательно установленных  для большинства категорий льготных услуг, а в ряде случаев превышает  ее.

 

 

 

 

В целях смягчения негативных последствий роста потребительских  цен, увеличения тарифов на энергию, транспорт и коммунальные услуги Правительством КР  предусмотрены денежные компенсации взамен льгот отдельным категориям граждан.

 

Получателями социальных услуг являются, главным образом, люди, проживающие в специальных  учреждениях – домах-интернатах и получающие социальное обслуживание на дому (около 11 тыс. чел.).

 

 

 

Основным компонентом  системы государственного социального  страхования являются пенсии по возрасту, инвалидности, по случаю потери кормильца, получателями которых является 10% населения  Кыргызской Республики.

 

 

 

3.3. Нерешенные проблемы. Несмотря на достигнутый прогресс, система социальной защиты требует  дальнейшей оптимизации. Остается  нерешенным ряд проблем, наиболее  острые из которых перечислены  ниже.

Финансирование расходов на социальное обеспечение осуществляется по «остаточному принципу», без учета  официально признанного стандарта  уровня жизни – прожиточного минимума. В целом бюджет Министерства социальной защиты в 2010 г. составил 2,1% от ВВП (4628 млн. сом.), а в 2009 г. этот показатель был равен 1,3%.  Такая динамика обусловлена существенным повышением в 2010 году размеров государственных пособий и денежных  компенсаций взамен льгот, введением новых категорий получателей социальных пособий.. В последующем, в  целях сохранения адекватной государственной социальной поддержки, в республиканском бюджете должны предусматриваться средства на социальные расходы не ниже 2,1% от ВВП.

Информация о работе Причины возникновения бедности в Кыргызстане