Причины возникновения бедности в Кыргызстане

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2013 в 17:33, курсовая работа

Описание работы

Стратегии развития социальной защиты населения Кыргызской Республики на 2012-2014 годы (далее – Стратегия) обусловлена необходимостью построения эффективной и справедливой системы социальной защиты в стране.До настоящего времени не было самостоятельного концептуального документа по развитию социальной защиты, эти вопросы являлись лишь частью государственных стратегических программ (КОР, НССБ, СРС). Данная Стратегия является первым самостоятельным документом, отражающим комплексное видение государства будущей системы социальной защиты.

Файлы: 1 файл

1.docx

— 60.40 Кб (Скачать файл)

 

Вопросы профилактики и социальной реабилитации бездомных являются одними из наиболее острых и болезненных  социальных проблем общества, среди  которых выделяются:

 

- отсутствие государственной  идеологии (семейные ценности, пропаганда  лучших традиций народов Кыргызстана,  воспитание);

 

- отсутствие законодательства, регулирующего социальную защиту  бездомных;

 

- отсутствие исследований  и учета  лиц групп  риска  по регионам;

 

- отсутствие бесплатных  государственных социальных услуг  по профилактике и реабилитации  групп риска на уровне ОМСУ;

 

-  отсутствие координации  и взаимодействия государства,  МСУ и НКО.

 

Помимо общих причин, отмеченных выше, наиболее  характерными причинами, усугубляющими данную проблему являются:

 

—  отсутствие политики по обеспечению социальным жильем;

 

—  обязательное требование для получение социальной помощи, услуг здравоохранения и образования, решения вопросов трудоустройства отсутствие постоянной прописки;

 

—  безработица, обусловливающая отсутствие средств для оплаты жилья;

 

—  малообеспеченность многих семей и отдельных граждан;

 

—   социальное здоровье общества  (наличие   душевнобольных,   лиц с отклоняющимся поведением, наркоманов, алкоголиков);

 

—   нездоровые отношения в семье и обществе к лицам, вышедшим  из  мест  заключения;

 

—  отсутствие социального сопровождения (в том числе жилищного обеспечения) выпускников детских домов;

 

—  отстранение органов местной власти и МСУ от решения вопросов социальной защиты населения и т.д.

 

Существующая ситуация требует  создания новых механизмов социальной защиты бездомных на местном уровне, которые бы отвечали сложившимся  социально-экономическим условиям и могли самосовершенствоваться и развиваться в дальнейшем. Кроме  того, необходимо переориентировать  социальные службы от работы по заявительному  принципу к работе по принципу  «навстречу потребностям клиента». Учреждения социального  обслуживания должны от позиции ожидания обращения граждан и формальных ответов на них перейти к изучению потребностей путем обследования каждой семьи в трудной жизненной  ситуации, выявлению остро нуждающихся, поиску оптимальных возможностей оказания помощи. При этом  социальная реабилитация групп риска как комплексная, многоуровневая, этапная и динамическая система взаимосвязанных действий должна быть направлена на восстановление человека в правах, статусе, здоровье, дееспособности в собственных глазах и перед лицом окружающих. Чаще всего она связана со средой, социальным окружением человека и должна соотноситься с тремя принципами:

 

- персонификации профилактической  работы (ориентация на конкретную  личность с ее потребностями);

 

- субъектности (клиент социальной работы должен стать активным участником профилактического процесса);

 

- креативности содержания  профилактического процесса (содержание  социальной деятельности зависит  от условий и трудностей в  процессе социальной деятельности).

 

Кроме того, для преодоления  сложившихся негативных тенденций, снижения социальной напряженности  требуются целенаправленные, скоординированные  действия всех ведомств и организаций, занимающихся проблемой бездомных, и в первую очередь МГА и  органов МСУ. МГА и МСУ являются органами, которые работают непосредственно  с населением и обладают информацией  о нуждах населения, проблемах и  их причинах.

 

               8.2. Целью стратегии в данном  направлении является  создание  на местном уровне доступной  социальной инфраструктуры по  профилактике и социальной реабилитации  бездомных (сеть социальных служб  и институт социальной работы).

 

               8.3. Основные задачи по социальной  защите групп риска:

 

-          профилактика попадания в группу  социального риска;

 

-          развитие в зависимости от  потребностей сети учреждений  социального обслуживания, работающих  с бездомными.

 

               8.4. Мероприятия. Для профилактики  попадания в группу социального  риска будут приняты следующие  меры

 

- проведена идеологическая  и информационная работа с  использованием средств массовой  информации по пропаганде лучших  традиций Кыргызского народа  и семейных ценностей, проблем  бездомности, а также оказание  консультационно-профилактических  услуг для населения;

 

- обеспечены социальным  жильем выходцев из детских  домов и лиц, вышедших из  мест лишения свободы;

 

- улучшены механизмы социального  сопровождения выпускников детских  домов и лиц, вышедших из  мест лишения свободы;

 

- повышена эффективность  профилактики бродяжничества и  попрошайничества.

 

 

 

Для реализации задачи по развитию в зависимости от потребностей сети учреждений социального обслуживания, работающих с бездомными будут реализованы следующие мероприятия:

 

- совершенствована нормативная  правовая база по профилактике  и социальному обслуживанию бездомных;

 

- изучены региональное  распределение бездомных и определение  их потребностей;

 

- развит  спектр социальных  услуг для бездомных.

 

 

 

 

 

9. СТРУКТУРНЫЕ И ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЕ  АСПЕКТЫ

 

 

 

9.1. Механизмы взаимодействия  и участия. Непосредственными  участниками и партнерами процесса  реализации Стратегии будут являться  государственные органы, органы  местного самоуправления и гражданский  сектор. Также по мере возможности  для реализации Стратегии будет  привлекаться донорское сообщество.

 

Согласованность действий всех заинтересованных сторон по реализации Стратегии будет обеспечиваться Координационным советом по социальной защите КР, председателем которого будет являться Вице-премьер-министр Кыргызской Республики, координирующий вопросы социальной политики. Деятельность Координационного совета будет обеспечиваться рабочим органом – Министерством Кыргызской Республики по социальной защите населения, в центральном аппарате которого будет создан соответствующий отдел.  Координационный совет на регулярной основе по итогам полугодий при участии неправительственных и международных организациях в ходе заседаний будет рассматривать ход реализации стратегии развития социальной защиты. В случае  необходимости будет проводить региональные совещания по реализации Стратегии на местах.

 

Помимо этого будет  создана межведомственная рабочая  группа, осуществляющая мониторинг реализации Стратегии. В состав межведомственной рабочей группы войдут  представители  основных исполнителей Стратегии и  представители гражданского сектора. Результаты мониторинга реализации стратегии по итогам полугодий рассматриваются  Координационным советом.

 

Каждый государственный  орган на систематической основе будет предоставлять информацию о ходе реализации Стратегии в  Секретариат по управлению Стратегии  Министерства КР по социальной защите населения.

 

Органы местного самоуправления по реализации Стратегии будут взаимодействовать  с Министерством КР по социальной защите населения (Секретариат) через местные государственные администрации.

 

Представители гражданского сектора будут взаимодействовать  с государственными органами и органами местного самоуправления через реализацию государственного социального заказа. Также гражданский сектор будет  напрямую вносить инициативы граждан  путем постоянного взаимодействия с государственными органами, приглашаться к процессу разработки нормативных  актов по социальной защите, проведению научно-исследовательских работ, связанных  с формированием научного подхода  к подготовке программ и проектов, независимому мониторингу и контролю эффективности реализации Стратегии.

 

От доноров ожидается  оказание помощи в виде прямой бюджетной  поддержки, предоставления консультаций, технической помощи в проведении мониторинга и в повышении  потенциала реализации мероприятий  Стратегии, что является также необходимым  условием успешного достижения поставленных целей.

 

 

 

9.2. Структурные преобразования  в системе. Анализ показывает, для успешной реализации Стратегии  необходимы преобразования центрального  аппарата, подведомственных, территориальных  подразделений Министерства. В результате  структурных преобразований системы  социальной защиты будут решены  следующие актуальные вопросы:

Улучшение доступности системы  социальной защиты;

Исключение дублирующих  функций в структурах центрального аппарата, территориальных подразделениях;

Повышение квалификации  сотрудников системы, включаясоциальных работников;

Принятие нормативных  правовых актов, регулирующих функциональные обязанности, нагрузку социальных работников и определяющих статус социального  работника;

Сокращение количества стационарных учреждений социальной защиты.

 

 

 

9.3. Построение прозрачной  системы социальной защиты от  влияния коррупции. Для обеспечения  прозрачности системы социальной  защиты и снижения уровня коррупции  в сфере администрирования и  государственных финансов планируется:

провести анализ рабочих  процессов в социальной сфере  с целью выявления коррупционных  зон;

совершенствование внутренней системы оценки и мониторинга  эффективности системы социальной защиты;

упорядочение проверок, проводимых в системе социальной защиты, надзорными и фискальными органами;

осуществлять ротацию (перемещение) сотрудников системы социальной защиты;

внедрение системы повышения квалификации сотрудников системы социальной защиты;

внедрение корпоративной  информационной системы социальной защиты;

опубликование отчетов об исполнении бюджетов всех уровней, а  также материалов аудиторских проверок;

регулярное проведение общественных слушаний по формированию программных  бюджетов и эффективности их использования  на всех уровнях;

регулярное освещение  в средствах массовой информации вопросы предоставления услуг государственными органами антикоррупционных мероприятий (стенды, телефоны доверия).

 

 

 

9.4. Наращивание кадрового  потенциала в системе. Структурные  преобразования уполномоченного  государственного органа по социальной  защите населения являются фактором  нестабильности кадрового потенциала, заработная плата ниже средней  по стране также не способствует  закреплению кадров. Эти и некоторые  другие факторы влекут за собой  снижение профессиональной компетенции  специалистов, работающих в сфере  социальной защиты.

 

В системе Министерства работают свыше 3,0 тыс. человек, которые предоставляют  услуги более 600,0 тыс. человек. Из общего числа работников доля государственных  служащих составляет 24,0 %, из них с  высшим образованием – 90,0 %, однако у  большинства высшее образование  не является профильным по социальной работе.

 

Основные существующие проблемы:

несоответствующий уровень  знаний и современной практики социальной работы персонала, особенно в территориальных  подразделениях;

недостаток профессионального  опыта вновь нанятых сотрудников  и слабая мотивация квалифицированных  специалистов;

низкая мотивация изучения тенденций в области новых  социальных технологий в сфере социальной защиты населения и предоставления социальных услуг, опыта успешных реформ других стран;

слабые навыки стратегического  планирования, аналитической работы, прикладной исследовательской работы;

невысокий уровень знаний государственного языка;

отсутствие системы повышения  квалификации и овладения новыми технологиями социальной работы работников системы Министерства на всех уровнях, особенно, в сфере предоставления социальных услуг для семьи и  детей, медико-социальной экспертизы, оказания протезно – ортопедической помощи и реабилитации лиц с ограниченными возможностями здоровья.

 

В настоящее время перед  Министерством также остро стоит  проблема организации современной  системы управления человеческими  ресурсами, в том числе создание системы повышения квалификации и переподготовки кадров, включая  введение показателей качества и  эффективности работы, а также  материального стимулирования и  мотивации сотрудников.

 

Для решения этих проблем  необходимо создание системы повышения  квалификации, основанной на принципах  преемственности вузовского (академического) и постдипломного (повышение квалификации, переподготовка) образования. В целях  подготовки квалифицированных кадров по социальной работе необходимо внедрить на уровне вузовской подготовки прохождение  студентами учебной практики по социальной работе на базе учреждений, предоставляющих  социальные услуги уязвимым гражданам, семьям и детям.

 

Система повышения квалификации и переподготовки кадров должна учитывать  существующий кадровый ресурс, то есть специалистов, имеющих многолетний  опыт работы в социальной сфере, но не имеющих достаточного образовательного уровня и навыков, предъявляемых  новыми формами работы с уязвимыми  группами населения, в том числе, с семьями и детьми в трудной  жизненной ситуации. Одним из элементов  повышения квалификации является самообразование  специалистов, проведение технической  учебы, введение «курса молодого специалиста» и наставничества для сотрудников  первично поступающих на работу в  систему социальной защиты населения.

Информация о работе Причины возникновения бедности в Кыргызстане