Причины возникновения бедности в Кыргызстане

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2013 в 17:33, курсовая работа

Описание работы

Стратегии развития социальной защиты населения Кыргызской Республики на 2012-2014 годы (далее – Стратегия) обусловлена необходимостью построения эффективной и справедливой системы социальной защиты в стране.До настоящего времени не было самостоятельного концептуального документа по развитию социальной защиты, эти вопросы являлись лишь частью государственных стратегических программ (КОР, НССБ, СРС). Данная Стратегия является первым самостоятельным документом, отражающим комплексное видение государства будущей системы социальной защиты.

Файлы: 1 файл

1.docx

— 60.40 Кб (Скачать файл)

 

В августе2011 г. вступил в  силу Закон КР «О пожилых гражданах в Кыргызской Республике», который определил пожилыми гражданами лиц, достигших мужчинами 63 лет, женщинами – 58 лет. На сегодняшний день в стране проживает 444,4 тыс. пожилых граждан, что составляет чуть более 8 % от всего населения республики. Данное соотношение не меняется на протяжении последних 4-х лет, хотя по абсолютному количеству пожилых их численность растет.

 

В настоящее время средний  размер пенсии пожилым гражданам (пенсия по возрасту) составляет 3110 сом или 74,8 % от прожиточного минимума пенсионера. Размер социального пособия для  пожилых граждан составляет 1000 сом/мес. 

 

7.1.2. Особого внимания требует  вопрос разработки согласованной  социальной и пенсионной политики, направленной на социальную защиту  пожилых граждан. Несогласованность  политики по социальным выплатам  привела к тому, что пожилые  люди, не имеющие права на пенсионное  обеспечение по причине не  отчисления страховых взносов  в СФ, получают социальное пособие  в более высоких размерах, чем  пенсии. На сегодняшний день насчитывается  около 1,9 тыс. пожилых граждан,  получающих пенсию ниже размера  социального пособия, и более  2,0 тыс. человек, получающих социальные  пособия. Данный факт способствует  снижению стимула у работающих  граждан производить отчисления  в СФ.

 

7.1.3. Несмотря на то, что  пенсионное социальное страхование  является законодательно обязательным, одной из острых проблем остается  неспособность СФ осуществлять  сбор страховых отчислений с  работающих граждан. Около 50% всех  работающих граждан задействованы в неформальном секторе и не производят отчислений в СФ.

 

По данным СФ на сегодня  численность работающих, производящих отчисления в Соцфонд на одного пенсионера составляет 2,2 человека, тогда как по рекомендации МОТ для сохранения устойчивости пенсионной системы на 1 пенсионера потребуется 3 плательщика страховых взносов.

 

Еще одной из проблем является низкий уровень страховых отчислений в СФ самозанятых граждан, работающих в сельском хозяйстве (занимающейся обработкой земельных наделов) и граждан, работающих по патенту или налоговому контракту. При действующих схемах у данной категории граждан при достижении пожилого возраста размер пенсии будет низким, по причине невысоких отчислений. Количество граждан, занятых в сельском хозяйстве по данным СФ КР составляют …. человек или … % от всего населения, производящих отчисления в СФ.

 

7.1.4. С 2010 года в систему  государственного пенсионного социального  страхования введена накопительная  часть пенсии с обязательным  перечислением страховых взносов  2 процента с дохода работающих  граждан, независимо от их возраста. Однако, до настоящего времени законодательно не определен порядок и механизм учета, инвестирования, сохранности пенсионных накоплений, страхование риска участников накопительной пенсионной системы. Не определен орган, который будет регулировать, контролировать и осуществлять надзор за формированием и инвестированием средств пенсионных накоплений.

 

7.1.5. Опыт других стран  показывает, что эффективность пенсионного  обеспечения улучшается за счет  наличия и развития частных  (негосударственных) пенсионных  фондов, которые являются альтернативой  государственному пенсионному социальному  страхованию и позволяют обеспечить  гражданам дополнительные доходы  на случай наступления старости.  К сожалению, в Кыргызстане  работает только один негосударственный  пенсионный фонд «Кыргызстан», обеспечивающий  дополнительное добровольное негосударственное  пенсионное обеспечение физических  лиц на основе пенсионных договоров.

 

7.1.6. Более 8,0 тыс. одиноко  проживающих пожилых гражданам получают услуги социального обслуживания на дому на бесплатной основе. В систему организаций социального обслуживания также входят: государственные стационарные учреждения социального обслуживания (дома-интернаты для престарелых и инвалидов). Всего в республике их 15, в которых находятся на полном государственном обеспечении 2,3 тыс. подопечных, из них около 900 пожилых граждан. Условия жизни в них не совсем соответствуют современным требованиям и не удовлетворяют социальные потребности проживающих в них пожилых граждан.

 

Помимо государственных  учреждений социального обслуживания особое развитие в настоящее время  получают неправительственные организации, оказывающие социальное обслуживание и услуги пожилым гражданам. С2008 г., после вступления в силу Закона КР «О государственном социальном заказе» государство на конкурсной основе производит у них закупку социальных услуг для пожилых граждан.

 

Неразвитость социальных услуг, оказываемых на местном уровне, дефицит местного бюджета приводит к снижению ответственности местных  государственных администраций  и органов местного самоуправления за развитие услуг на подотчетной  им территории.

 

7.1.7. Государство предоставляет  пожилым гражданам следующие  виды социальной защиты: социальные  гарантии при оплате коммунальных  услуг, тепло-, газо, водо, электроснабжения, проезда в общественном транспорте за счет местного бюджета, медицинских услуг – в рамках Программы государственных гарантий по обеспечению граждан медико-санитарной помощью, выплату пенсий или пособий, денежных компенсаций взамен льгот, обслуживание на дому и в стационарных учреждениях, реабилитационные услуги. Тем не менее, более чем у 53,1 % пенсионеров размер пенсии  ниже потребительского минимума, что не может полностью удовлетворить минимальные жизненно важные потребности пожилых граждан (полноценное питание, лечение и сохранение здоровья).

 

7.1.8. Резюмируя вышеизложенное, для улучшения системы социальной защиты пожилых граждан необходимо решить следующие проблемы:

 

-  недостаточного уровня  социальных выплат (пенсии, пособия);

 

- несогласованности социальной  и пенсионной политик;

 

- неполного охвата государственным  пенсионным социальным страхованием  работающих граждан;

 

- недостаточного развития  системы накопительной пенсионной  системы;

 

- слабого развития форм  негосударственного пенсионного  страхования;

 

- низкого уровня страховых  отчислений в Социальный фонд  гражданами, занятыми в сельском  хозяйстве и работающих по  патенту или налоговому контракту;

 

- отсутствия минимальных  социальных стандартов по предоставлению  социальных услуг пожилым гражданам;

 

- отсутствия системы инспектирования  качества предоставляемых социальных  услуг пожилым гражданам (аккредитация  и лицензирование);

 

- низкой ответственности  МГА и ОМСУ за развитие социальных  услуг на местном уровне;

 

- отсутствия системы обучения  и  повышения квалификации  социальных работников;

 

- отсутствия регулярного  анализа и прогнозирования старения  населения с учетом демографической  ситуации;

 

- слабое взаимодействие  государственных органов на всех  уровнях с гражданским сектором  по вопросам развития социальных  услуг;

 

- недостаточной информированности  населения о пенсионной системе,  об ответственности каждого гражданина  за обеспечение своей будущей  пенсии, и реформах пенсионной  системы;

 

- отсутствие геронтологических  служб.

 

7.2. Основной целью настоящей  стратегии является обеспечение  каждого пожилого гражданина  достойным уровнем социальных  выплат не ниже базовой части  пенсии и качественные социальные  услуги, исходя из индивидуальных  потребностей каждого пожилого  гражданина.

 

7.3. Основные задачи по  социальной защите пожилых граждан.  Для достижения поставленной  цели будут решены следующие  основные задачи:

 

-          развитие системы государственного  пенсионного социального страхования  и негосударственного пенсионного  обеспечения;

 

-          проведение единой согласованной  политики в сфере пенсионного  и социального обеспечения;

 

-          доведение среднего размера пенсии  до уровня прожиточного минимума, а размера социальных пособий  до базовой части пенсии;

 

-          развитие социальных услуг, предоставляемых  пожилым гражданам в том числе на местном уровне, делегируя оказание услуг гражданскому сектору, деинституциализация интернатных учреждений для пожилых;

 

-          усиление информированности населения  по вопросам социальной защиты  пожилых граждан.

 

7.4. Ключевые меры. В целях  реализации задачи по развитию  системы государственного пенсионного  социального страхования и негосударственного  пенсионного обеспечения будут  приняты следующие меры:

 

- совершенствовано законодательство  в части развития накопительной  пенсионной системы и обеспечения  качественного управления пенсионными  активами,  их сохранности в  будущем и передача пенсионных  накоплений по наследству;

 

- пересмотрены тарифы  и механизмы отчислений страховых  взносов гражданами, занятыми в  сельском хозяйстве и работающими  по патенту или налоговому  контракту;

 

- развита среда участников  накопительной пенсионной системы  (НПС) – негосударственных накопительных  пенсионных фондов (НПФ), управляющих  компаний (УК), депозитариев, обеспечение  выбор работника НПФ, УК;

 

- увеличен возрастной  порог для неработающих граждан  на получение социального пособия  на 3 года позже в отношении  работающих граждан, отчисляющих  страховые взносы в соответствии  с пенсионным законодательством;

 

- повышены средние размеры  пенсии до уровня прожиточного  минимума пенсионера, в том числе  ЛОВЗ.

 

- разработан и внедрен  механизм вовлечения занятых в неформальной экономике в систему пенсионного и социального страхования. 

 

 

 

Для проведения единой согласованной  политики в сфере пенсионного  и социального обеспечения будут  осуществлены следующие меры:

 

-         интегрирована  социальная и  пенсионная политика в один  государственный орган;

 

-         установлен  одинаковый размер  базовой части пенсии для всех  получателей пенсий, исключая пропорциональное  исчисление имеющемуся стажу;

 

-         переданы выплаты социальных  пособий пожилым гражданам Социальному  фонду КР в виде социальных пенсий.

 

Для доведения среднего размера  пенсии до уровня прожиточного минимума пенсионера, а размера социальных пособий до базовой части пенсии будут приняты следующие меры:

 

- обеспечен  средний  размер социального пособия для  пожилых граждан на уровне  базовой части пенсии (БЧП);

 

- повышены размеры социальных  пособий для пожилых граждан,  не имеющих права получать  пенсию по возрасту, до уровня  базовой части пенсии.

 

 

 

Для развития социальных услуг, предоставляемых пожилым гражданам, будут реализованы следующие  меры:

 

-          разработаны и внедрены минимальные  социальные стандарты социальных  услуг, предоставляемых пожилым  гражданам;

 

-          разработаны и внедрены механизмы  контроля и мониторинга через   аккредитацию организаций социального  обслуживания и лицензирование  социальных услуг;

 

-          постепенный переход от подушевого финансирования на финансирование социальных услуг;

 

-          повышена ответственность местных  государственных администраций  и органов местного самоуправления  за развитие услуг на их  территории, в том числе через  реализацию государственного социального  заказа.

 

-          усилен государственный контроль за направлением пожилых граждан в интернатные учреждения.

 

 

 

 

 

VII. СОЦИАЛЬНАЯ ЗАЩИТА ГРУПП  РИСКА

 

 

 

8.1. Анализ ситуации. Качественный  анализ показывает, что процесс  роста бездомности начался с  момента приватизации жилья. Основное  количество бездомных граждан   – это выходцы из детских  домов; бывшие заключенные, потерявшие  жилье после отбывания срока  тюремного заключения; потерявшие  жилье наркоманы и алкоголики; мигранты, приехавшие на заработки  из других регионов в поисках  работы.

 

У данной группы риска отсутствует  прописка (регистрация по месту жительства), поэтому у них практически  нет доступа к трудоустройству, услугам здравоохранения, социальным услугам, а также другим общественным благам. В последние годы становится популярен рабский труд бездомных  за еду и выпивку. Плохое питание, отсутствие медицинской помощи, антисанитарные условия жизни способствуют распространению  таких болезней как, например заболевания  кожи, язвы, грибковые инфекции туберкулез и т.д.  Кроме того, асоциальный  образ жизни и нищенское существование  приводят бездомных к проявлению противозаконных действий, таких  как кражи, воровство, убийства и  т.д.

 

Практика показывает, что  представители данной социальной группы риска не могут самостоятельно  справиться с трудной жизненной  ситуацией, тем самым нанося вред себе и окружению. Соответственно, возникает  необходимость учета и регулирования  социальных факторов и процессов, способствующих возникновению данной социальной группы риска, которая опасна для жизнедеятельности  общества и социального здоровья его граждан.

 

К сожалению, в Кыргызстане  отсутствует единая база данных о  бездомных, что не позволяет в  полной мере оценивать проблемы этой категории граждан, решать вопросы  восстановления документов, медицинского обслуживания и установления инвалидности, назначения и выплаты пенсий и  пособий, трудоустройства, материальной и иной помощи. Также не решен  вопрос какое ведомство будет отвечать за разработку предложений к проводимой социальной политике по отношению к бездомным и где будет аккумулироваться база данных по данной категории граждан. Решение данного вопроса требует институциональных преобразований.

Информация о работе Причины возникновения бедности в Кыргызстане