Причины возникновения бедности в Кыргызстане

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2013 в 17:33, курсовая работа

Описание работы

Стратегии развития социальной защиты населения Кыргызской Республики на 2012-2014 годы (далее – Стратегия) обусловлена необходимостью построения эффективной и справедливой системы социальной защиты в стране.До настоящего времени не было самостоятельного концептуального документа по развитию социальной защиты, эти вопросы являлись лишь частью государственных стратегических программ (КОР, НССБ, СРС). Данная Стратегия является первым самостоятельным документом, отражающим комплексное видение государства будущей системы социальной защиты.

Файлы: 1 файл

1.docx

— 60.40 Кб (Скачать файл)

 

5.1.14. Роль органов местного  самоуправления должна заключаться  в том, чтобы выявить семью,  нуждающуюся в социальной поддержке  и определить в каких именно  видах поддержки, в том числе  государственных, она нуждается.  В 2000 г. введен социальный паспорт  малоимущей семьи, как инструмент, помогающий оценить благосостояние  семьи, степень ее нуждаемости  в адресной социальной защите. Однако, произведенное в новой  редакции Закона КР «О местном самоуправлении» исключение из вопросов местного значения функций выявления малоимущих семей, оказало негативное влияние на адресность и эффективность социальной помощи.  Реализация Закона КР «О государственном социальном заказе» органами местного самоуправления находится на крайне низком уровне.

 

5.2. Главной целью стратегии  в этом направлении является  повышение доступа семей и  детей, находящихся в трудной  жизненной ситуации, к государственным  социальным выплатам, гарантированным социальным услугам, ориентированных на обеспечение детям семейного окружения.

 

5.3. Основные задачи по  социальной защите семей и  детей в трудной жизненной  ситуации:

 

- снижение ошибок исключения  из схемы социальной защиты  для семей и детей в трудной  жизненной ситуации и согласованное  повышение размеров государственных  пособий и пенсий по потере  кормильца;

 

            – развитие социальных услуг  для семей и детей в трудной  жизненной ситуации, в том числе  на местном уровне;

 

            – социализация и интеграция  семей и детей в трудной  жизненной ситуации.        

 

5.3.1. Для выполнения первой  задачи необходимо принять следующие  меры:

 

            – усиление роли органов местного  самоуправления в выявлении и  первичной оценке семей, находящихся  в трудной жизненной ситуации;

 

- совершенствование механизмов  социальной паспортизации в целях  оказания мер своевременной и  комплексной социальной поддержки  семьям и детям;

 

- улучшение адресности  ежемесячных пособий малообеспеченным  семьям, имеющих детей;

 

- усовершенствование механизмов  формирования бюджета на выплату  пособий детям из малообеспеченных  семей;

 

- повышение потенциала  специалистов по социальной защите  на местном уровне;

 

- передача выплат социальных  пособий детям, потерявшим кормильца,  Социальному фонду КР в виде социальных пенсий;

 

- внедрение альтернативных  механизмов выплаты государственных  пособий через банковскую систему;

 

- ежегодное повышение  пособий малообеспеченным семьям, имеющим детей, путем приближения  уровня гарантированного минимального  дохода к черте крайней бедности;

 

- усиление государственного  контроля за направлением детей в интернатные учреждения.

 

 

 

5.3.2.  Для выполнения  задачи  развитие социальных услуг  для семей и детей в трудной  жизненной ситуации, в том числе  на местном уровне необходимо  реализовать следующие меры:

 

- совершенствование нормативной  правовой базы по вопросам  опеки, попечительства, усыновления,  в т.ч. по международному усыновлению;

 

- внедрение механизмов  индивидуальной работы с семьей  и детьми;

 

- разработка и внедрение  механизмов защиты имущественных  прав детей, оставшихся без  попечения родителей;

 

- внедрение механизмов  государственного социального заказа  на местном уровне;

 

- разработка и реализация  механизмов по оптимизации (трансформация)  детских интернатных учреждений;

 

- внедрение системы аккредитации, социальных стандартов, механизмов  финансирования социальных услуг;

 

- создание системы специализированных  социальных служб для работы  с безнадзорными детьми и подростками.

 

 

 

5.3.3. Для выполнения задачи  социализация и интеграция семей  и детей в трудной жизненной  ситуации необходимо принять  следующие меры:

 

- обеспечение социальной  защиты детей в системе юстиции  для детей;

 

- внедрение механизмов  социального сопровождения семей  и детей, находящихся в трудной  жизненной ситуации;

 

            – увеличение квоты для детей-сирот,  поступающих в бюджетные отделения  ВУЗов и обеспечение квотирования  мест при поступлении в ВУЗы  детей из малообеспеченных семей;

 

- обеспечение социальным  жильем (общежитием) детей-сирот, вышедших  из интернатных учреждений;

 

- деинституционализация детей, находящихся в интернатных учреждениях и трансформация интернатных учреждений;

 

- внедрение механизма  института приемных (фостерных) семей

 

 

 

VI.  СОЦИАЛЬНАЯ ЗАЩИТА  ЛИЦ С ОГРАНИЧЕННЫМИ

 

ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

 

 

 

6.1. Анализ ситуации. В 2006 году 120 странами – членами ООН  была принята Конвенция о правах  инвалидов. В Кыргызстане на  протяжении многих лет идут  споры о возможности присоединения  к данной Конвенции, тем самым приняв на себя ряд обязательств по защите  прав и свобод ЛОВЗ. В ходе реализации данной Стратегии необходимо провести ряд мероприятий, которые обеспечили бы ратификацию  данной Конвенции в Кыргызстане.

 

Несмотря на то, что Кыргызстан не несет обязательств по реализации данной Конвенции, в республике принят необходимый объем нормативных  правовых актов, обеспечивающих социальную защиту ЛОВЗ, среди которых: Закон  КР «О правах и гарантиях лиц с ограниченными возможностями здоровья», Закон КР «Об основных основах социального обслуживания», Закон КР «О государственных пособиях в КР», Закон КР «О государственном социальном заказе» и др.  Однако, практика показывает недостаточное исполнение законодательных норм.

 

На сегодняшний день отсутствует  полная информация о количестве проживающих  в республике людей, имеющих статус ЛОВЗ. Вместе с тем, по имеющимся  данным МСЗН, общий уровень инвалидности в республике составляет около 2,4 % от всего населении (133,4 тысяч человек). Данный факт свидетельствует о недостаточном  охвате или недостаточном учете  всех ЛОВЗ действующей системой. В  соответствии с действующим законодательством  среди ЛОВЗ выделяют следующие категории:

 

- дети с ОВЗ – к  ним относятся несовершеннолетние  лица, впервые получившие инвалидность  в результате болезни (травмы) в возрастной период от рождения  до исполнения восемнадцатилетнего  возраста;

 

- ЛОВЗ с детства –  совершеннолетние лица, впервые  получившие инвалидность в результате  болезни (травмы) в возрастной  период от рождения до исполнения  восемнадцатилетнего возраста;

 

- ЛОВЗ от общего заболевания  – совершеннолетние лица, впервые  получившие инвалидность в результате  болезни (травмы) в совершеннолетнем  возрасте.

 

За последние годы динамика численности ЛОВЗ складывается следующим  образом:

Наименование инвалидности 

2007 г. 

2008 г. 

2009 г. 

2010 г.

 

Дети с ОВЗ 

20660 

20842 

21194 

22359

 

ЛОВЗ с детства 

21903 

23009 

24142 

25396

 

ЛОВЗ от общего заболевания 

68887 

73130 

76330 

82623

 

ЛОВЗ, инвалидность получившие в ходе военной службы  и от трудовых увечий 

3511 

3295 

3085 

3020

 

ВСЕГО    

114 961 

120274 

124751 

133398

 

 

В структуре причин инвалидности среди детского населения, в последние  годы, лидирующие позиции продолжали занимать болезни нервной системы, врожденные аномалии, психические расстройства. Особую настороженность вызывает тот  факт, что 56 процентов детей до 18 лет получили инвалидность по причине  недостаточного развития программ планирования семьи, проведение профилактических мероприятий  для женщин фертильного возраста, а также низкого качества услуг  родовспоможения.

 

Основными причинами инвалидности взрослого населения является инвалидность, приобретенная в результате различных  заболеваний, на втором месте – инвалидность, приобретенная людьми в детстве, и для незначительного количества ЛОВЗ инвалидность получена как следствие  трудового увечья или профессионального  заболевания.

 

В республике около 133,4 тыс. ЛОВЗ получают пенсию (61 % ЛОВЗ) либо социальное пособие (39 % ЛОВЗ) по инвалидности, размеры  которых, несмотря на неоднократные  повышения, недостаточны для нормального  существования. Так, по состоянию на 1 января 2010 года средний размер пенсии по инвалидности составил 2170 сом, что  соответствует 66,5 % от прожиточного минимума (3263 сом), а средний размер социальных пособий – 1503 сома или 42,1 % от прожиточного минимума.

 

Особого внимания требует  вопрос разработки адекватных и согласованных  мер социальной и пенсионной политик, направленных на социальную защиту ЛОВЗ. В отдельных случаях ЛОВЗ, не имеющие  права на пенсионное обеспечение  по причине не отчисления страховых  взносов в СФ будучи  трудоспособными, получают социальное пособие за счет средств республиканского бюджета в более высоких размерах, чем пенсии.

 

В настоящее время спектр социальных услуг развит слабо, отсутствуют  стандарты, система оценки качества и стоимости услуг и др. Социальные услуги предоставляются ЛОВЗ стационарными  социальными учреждениями и одиноко  проживающим лицам – на дому.

 

            Некоторые ЛОВЗ не имеют доступа  к МСЭК по причинам неинформированности, отдаленности или коррупционных схем. Большинству детей с ОВЗ, особенно из бедных семей или отдаленных районов, практически недоступны современные средства лечения, ухода и реабилитации. Не работает система диагностики нарушений и предоставления поддержки и тренинга детям ОВЗ и их семьям для того, чтобы научиться жить с этими проблемами или преодолеть их. Существующие ныне психолого-медико-педагогические консультации работают лишь от случая к случаю.  Всего в республике 16 ПМПК, созданные при отделах образования районов и городов,  а в труднодоступных сельских районах и вовсе не функционируют.

 

Отсутствуют комплексные  абилитационные и реабилитационные услуги и программы, особенно в сфере здравоохранения, занятости, образования и социального обслуживания. Услуги реабилитационного характера оказываются в основном неправительственными организациями, международными донорскими организациями предоставляются гуманитарные услуги. Также наблюдается острая нехватка квалифицированных кадров по оказанию комплекса абилитационных и реабилитационных услуг ЛОВЗ.

 

В сфере содействия занятости  не соблюдаются нормы квотирования рабочих мест для ЛОВЗ. В 2010 году через органы занятости населения из 367 обратившихся были трудоустроены – 81 ЛОВЗ, что составляет 22 % от всех обратившихся.

 

Наиболее актуальными проблемами, требующими решения в рамках настоящей стратегии являются:

низкий охват ЛОВЗ мерами социальной защиты;

ограниченный доступ к  реабилитационным  услугам и учреждениям, низкое качество предоставляемых услуг  для ЛОВЗ;

несоблюдение норм законодательства обеспечивающих реализацию прав ЛОВЗ;

отсутствие развитой системы  включения ЛОВЗ в общественную жизнь, в частности, предусматривающей  их доступ к образованию, здравоохранения, труду, культуре и др.;

низкий размер предоставляемых  социальных выплат.

 

            6.2. Стратегической целью в этом  направлении является улучшение  охвата и доступа ЛОВЗ к  социальным услугам и выплатам, создание условий, обеспечивающих  равные возможности для участия  в общественной жизни.  

 

6.3. Основные задачи по  социальной защите ЛОВЗ:

 

            – предупреждение инвалидности;

 

- улучшение доступа к  социальной защите;

 

            – создание равных условий  и возможностей.

 

6.4. Ключевые мероприятия  социальной защиты ЛОВЗ

 

6.4.1. Для выполнения задачи  предупреждения инвалидности необходимо  акцентировать внимание на следующие  меры:

 

            – профилактика роста новых  случаев детской инвалидности;

 

- улучшение условий экологической  безопасности;

 

- профилактика роста новых  случаев инвалидности, связанной  с производством;

 

- профилактика роста новых  случаев инвалидности в результате  ДТП.

 

 

 

6.4.2. Для выполнения задачи  улучшение доступа к социальной  защите необходимо акцентировать  внимание на следующие меры:

 

- улучшение охвата ЛОВЗ  социальной защитой;

 

- ратификация Конвенции  о правах инвалидов;

 

- проведение реформы определения  инвалидности в Кыргызстане и  структурного  преобразования МСЭК;

 

- расширение спектра и  повышение качества социальных  услуг

 

- обеспечение доступа  ЛОВЗ к образовательным, социальным  и медицинским услугам, в том  числе развития абилитации для детей ОВЗ;

 

- проведение реформы системы  психолого-медико-педагогической  консультации (ПМПК);

 

- расширение спектра альтернативных  видов социальной помощи.

 

 

 

6.4.3. Для выполнения задачи  создание равных условий и  возможностей для ЛОВЗ необходимо  акцентировать внимание на следующие  меры:

 

- обеспечение доступа  к физической инфраструктуре;

 

- создание возможностей  и стимулирование занятости;

 

- социально-культурная интеграция  ЛОВЗ в обществе.

 

 

 

VII. СОЦИАЛЬНАЯ ЗАЩИТА ПОЖИЛЫХ  ГРАЖДАН

 

7.1. Анализ ситуации. В2002 г.  Кыргызская Республика стала  участником «Международного Мадридского  плана действий по проблемам  старения», в соответствие с  которым Кыргызстан взял обязательства  по «обеспечению пожилого населения  страны возможностью жить в  безопасных и достойных условиях  и продолжать участвовать в  жизни общества в качестве  полноправных граждан».

Информация о работе Причины возникновения бедности в Кыргызстане