Проблемы и перспективы развития малого бизнеса в РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2014 в 00:18, курсовая работа

Описание работы

Переход российской, как и любой другой экономики, к рыночным отношениям неизбежно связан со становлением и развитием предпринимательства. Так что, говоря об экономике вообще и о рыночной экономике в частности, неизбежно приходится концентрировать внимание на предпринимательстве, как неотъемлемой составной части экономической деятельности.
В рыночной экономике развитие малого и среднего бизнеса является важным фактором конкурентоспособности развития национальной экономики в целом

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………………3-4
1.Развитие малого бизнеса на современном этапе…………………………………..5-12
2.Проблемы развития малого бизнеса………………………………………………12-20
3.Пути решения проблем и перспективы развития малого бизнеса……………..20-29
Заключение……………………………………………………………………...........30-31
Список используемых источников………………………………………………….32-33
Практическая часть:
4.Динамика развития отрасли торговля на современном этапе
4.1.Внешнеторговое развитие РФ…………………………………………………...34-39
4.2.Оценка развития внутренней торговли РФ……………………………………..40-46
4.3.Региональное развитие торговли……………………………………

Файлы: 1 файл

курсовая по эк.отрасли (2 курс).docx

— 262.91 Кб (Скачать файл)

Министерство образования и науки российской федерации

Федеральное агенство по образованию

Государственное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ

ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

Воронежский филиал

 

 

Курсовая работа по дисциплине экономика отрасли

на тему: «Проблемы и перспективы развития малого бизнеса в РФ»

 

 

 

 

 

 

 

ВЫПОЛНИЛ: студентка 2 курса группы ЭД-110 Соловьева А.С.

                                    ПРОВЕРИЛ: старший преподаватель Тарасова Н.Б.

 

 

 

 

 

 

г. Воронеж

2011 г.

Содержание

Теоретическая часть:

Введение…………………………………………………………………………………3-4

1.Развитие малого бизнеса на современном этапе…………………………………..5-12

2.Проблемы развития малого бизнеса………………………………………………12-20

3.Пути решения проблем и перспективы развития малого бизнеса……………..20-29

Заключение……………………………………………………………………...........30-31

Список используемых источников………………………………………………….32-33

Практическая часть:

4.Динамика развития отрасли  торговля на современном этапе

4.1.Внешнеторговое развитие  РФ…………………………………………………...34-39

4.2.Оценка развития внутренней торговли РФ……………………………………..40-46

4.3.Региональное развитие  торговли………………………………………………..47-50        
Введение

 

Переход российской, как и любой другой экономики, к рыночным отношениям неизбежно связан со становлением и развитием предпринимательства. Так что, говоря об экономике вообще и о рыночной экономике в частности, неизбежно приходится концентрировать внимание на предпринимательстве, как неотъемлемой составной части экономической деятельности.

В рыночной экономике развитие малого и среднего бизнеса является важным фактором конкурентоспособности развития национальной экономики в целом. Так, в цивилизованных странах именно в сфере малого производства осуществляется большая часть всех инноваций, они являются самым удобным  полигоном для отработки венчурных технологий, создания дополнительных рабочих мест и формирования «среднего класса»[6].

В нашей стране возможности малого и среднего бизнеса пока ещё используются явно недостаточно. Так, вклад предпринимателей в ВВП России не превышает 12%, тогда как в США этот показатель - более 50%.

По моему мнению, именно сейчас, на этапе намеченного перехода от ресурсно-ориентированной экономики к инновационно - ориентированной, нужно приложить все усилия для того, что бы добиться существенного прогресса в развитии малого бизнеса.

Безусловно, для этого  необходима активизация работы в регионах, создание инфраструктуры малого бизнеса, развитие институциональной основы малого бизнеса. Необходим серьезный анализ состояния и тенденций развития малого бизнеса в регионах и России в целом. И, так как малый бизнес пока не обрел устойчивости в нашей стране, необходимы полигоны, отрабатывающие эффективные пути развития малого бизнеса.

Выбор темы моей работы был обусловлен исключительно важной социально-экономической ролью  малого бизнеса в экономике нашей страны, и как следствие актуальностью рассматриваемого вопроса на современном этапе. В ней  я проанализировала состояние МБ в России на данный момент, рассмотрела существующие проблемы и попыталась найти пути их решения и перспективы его дальнейшего развития.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.Развитие малого  бизнеса на современном этапе

 

Одна из ключевых задач рыночных преобразований в России состоит в формировании эффективной предпринимательской среды. В общей системе предпринимательской деятельности особое место занимает малое предпринимательство, которое в наибольшей степени соответствует сути рыночной экономики и составляет около 12% ВВП России.

В отличие от крупного, малый бизнес в большинстве его форм доступен многим, поскольку не требует больших первоначальных вложений капитала. Малое предпринимательство, оперативно реагируя на изменение конъюнктуры рынка, придает рыночной экономике повышенную мобильность и гибкость. Оно обеспечивает высокую рентабельность в производстве тех товаров, которые стали невыгодными и разорительными для крупных предприятий. Малое предпринимательство расширяет занятость, создает благоприятные условия для более рациональной производственно-хозяйственной кооперации.

Широко используемые в отечественной литературе термины «малое предпринимательство», «малый бизнес», «мелкий бизнес», малые и средние предприятия (МСП) трактуются по–разному. В российском законодательстве официально принят термин «малое предпринимательство». С целью дальнейшего анализа ключевых показателей деятельности МП необходимо дать четкие определения значению, заложенному в данное понятие.

С 1 января 2008 года вступил в силу Федеральный закон от 24 июля 2007 года №209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации». Первоочередным нововведением здесь стал принципиально новый подход к критериям выделения субъектов малого и среднего предпринимательства. Так, с 1 января 2008 года возможность отнесения предприятий к соответствующей категории определяется средней численностью работников, которая за предшествующий календарный год не должна превышать 100 человек включительно, и предельными значениями выручки от реализации товаров (работ, услуг) или балансовой стоимости активов, которая за предшествующий календарный год не должна превышать предельные значения, установленные постановлением Правительства Российской Федерации от 22 июля 2008 года № 556 «О предельных значениях выручки от реализации товаров (работ, услуг) для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства».  Вышеупомянутые предельные значения определены следующим образом: 1. для микро предприятий (до 15 человек) – 60 млн. рублей; 2. для малых предприятий – 400 млн. рублей [2].

Итак, на 1 января 2011 года в России зарегистрировано 219,7 тысячи малых предприятий. Работало на них 5 562,9 тыс. человек (это 12% занятых в экономике). Количество МП в расчете на 100 тыс. населения составило 154,8. Каждый из этих показателей – ниже, чем на 1 января 2010 года. Количество зарегистрированных малых предприятий в стране уменьшилось за год на 3,6%. Среднесписочная численность занятых на предприятиях малого бизнеса снизилась на 2,9%. Доля занятых на МП в общей численности занятых сократилась на 0,14 процентных пункта. Количество малых предприятий в расчете на 100 тысяч жителей уменьшилось на 5,7 единицы. Единственным положительным показателем стал рост объема оборота малых предприятий, который за 3 квартала 2010 года оказался на 14,3% выше показателя за аналогичный период прошлого года. Таковы итоги исследования "Динамика развития малого предпринимательства в регионах России в январе-сентябре 2010 года", подготовленного Национальным институтом системных исследований проблем предпринимательства (НИСИПП)[13].

Однако в региональном разрезе положение, конечно, не одинаково. Наибольшее сокращение малых предприятий в расчете на 100 тысяч жителей зафиксировано в Южном(на 16,7%, или на 26,1 малых предприятий на каждые 100 тыс. жителей округа),  Центральном федеральном округе (на 6,6%, или 12,9 малых предприятий на каждые 100 тыс. жителей округа) и  Уральском федеральном округе (на 9,8%, или 12,7 малых предприятий на каждые 100 тыс. жителей округа). Но Дальневосточный (прирост на 4,0%, или 5,9 малых предприятий на каждые 100 тыс. жителей округа) и Приволжский (прирост около 0,9%, или 1,5 малых предприятия на каждые 100 тыс. жителей округа) – в плюсе. Если же брать отдельные регионы, то плотность малых предприятий в расчете на тысячу жителей подросла в 45-ти. Ульяновская область (плюс 29,1 единицы, пятое место) – в девятке лидеров, вместе с Чукотским АО (+ 119,1 единицы), Рязанской областью (+ 47,3), Владимирской (+ 33,9), Ленинградской (+ 29,9), Магаданской (+ 23,7), Тверской (+ 21,4), Курганской (+ 20,4) и Мордовией (+ 21,6).

Количество малых предприятий в расчете на 100 тыс. человек населения выросло в 46 регионах.

Как явствует из доклада Национального института системных исследований, при 6-процентом снижении инвестиций в основной капитал малых предприятий за 2010 год объем оборота МП вырос в стране на 14,3%. С учетом индекса потребительских цен рост показателя составил 6,9%. Малый бизнес «взял» не числом, а умением: общий объем оборота малых предприятий равен7111,5  млрд. рублей.

По регионам ситуация, естественно, разная. Рост оборотов зафиксирован в 58-ми регионах. Абсолютные лидеры – Московская область (+55,2%) и Костромская (+51,5%). В группе регионов объем оборота малых предприятий снизился. В Ульяновске минус 11,7% признаны «средним снижением» (от 10 до 30%), Республика Дагестан (-25,6%), Мурманская область (-20,8%), Волгоградская (-20,2%), Свердловская (-16,5%), Самарская (-14,6%) и Курская (-10,5%). А наибольшее сокращение объема оборота на МП случилось в Краснодарском крае (на 27,8%).

   Среднесписочная  численность работников малых  предприятий по итогам января-сентября 2010 года (без учета внешних совместителей  и работающих по договорам  гражданско-правового характера) в  целом по стране сократилась  на 3,0% по сравнению с аналогичным  показателем прошлого года и  составила 5 575,2 тыс. человек. Но в 44 регионах  среднесписочная численность занятых  на МП выросла. Лидером по росту  числа занятых на малых предприятиях  является Ленинградская область (показатель вырос на 36,2%).

   Удельный вес работников  МП в общей среднесписочной  численности занятых за этот  период уменьшился на 0,11 п.п. и составил 12,0%.

   Количество занятых  на малых предприятиях выросло  в двух федеральных округах, в  том числе в Северо-Западном  федеральном округе и Дальневосточном  федеральном округе. В обоих округах  показатель за год вырос на 2%. При этом доля работников  МП в общей среднесписочной  численности занятых в рассматриваемых  округах выросла на 0,48 п.п. и 0,35 п.п. соответственно.

   В остальных федеральных  округах среднесписочная численность  занятых на малых предприятиях  сократилась. Наибольшее сокращение  произошло в Уральском федеральном  округе (на 14,1%) и Южном федеральном  округе (на 11,5%).

   Объем инвестиций  в основной капитал на МП  за 3 квартала 2010 года в целом по  РФ составил 163 079,0 млн. рублей, что  на 2,8% ниже показателя за аналогичный  период прошлого года (с учетом  индекса потребительских цен  показатель сократился на 9,1%).

   Положительная динамика  объема инвестиций в основной  капитал на малых предприятиях  с учетом индекса потребительских  цен отмечена в Северо-Западном  федеральном округе (показатель  вырос на 39,1%) и в Дальневосточный  федеральный округ (рост показателя  составил 16,4%)[13].

   В остальных федеральных  округах наблюдается отрицательная  динамика показателя. Наиболее сильное  сокращение зафиксировано в Уральском  федеральном округе – на 43,4%.

Также по рейтингу центра экономических исследований "РИА-Аналитика" на сентябрь 2010 года улучшение уровня развития малого и среднего бизнеса наблюдалось в 48 регионах, в то время как ухудшение наблюдалось только в 25. При этом в 17 регионах уровень развития МСБ (малого и среднего бизнеса) был выше среднероссийского. Рейтинг составлялся таким образом, что регионы проранжировались по доли экономически активного населения, занятого в малом и среднем бизнесе.

Лидерами рейтинга стали Москва, Санкт-Петербург, Владимирская область, Калининградская область, Московская область.

Наиболее низкие места заняли Кабардино-Балкарская республика, Чукотский автономный округ, Республика Дагестан, Республика Ингушетия и Чеченская Республика. То есть наибольшее развитие малый и средний бизнес получил в Центральном федеральном округе, а наименьшее - в Северо-Кавказском.

Проведенное исследование выявило несколько основных фактора, определяющих степень развития бизнеса в регионах. Первым стало состояние региональной инфраструктуры и наличие условий для развития и реализации малого и среднего бизнеса. С этой точки зрения достаточно предсказуемо первое и второе места в рейтинге заняли Москва и Санкт-Петербург - регионы с максимально развитой инфраструктурой и высоким платежеспособным спросом на товары и услуги малого бизнеса. По этой же причине в числе лидеров (на пятом месте) оказалась Московская область.

Еще один фактор, влияющий на позиции регионов по уровню развития МСБ, это политика регионального руководства, наличие региональных программ стимулирования и поддержки малого и среднего бизнеса. Так, третье место в рейтинге заняла Владимирская область, которая не входит в число регионов-лидеров по уровню экономического развития. Лидирующие позиции региона в области развития МСБ обусловлены высоким уровнем стимулирования со стороны региональных властей. Отдача в виде роста числа занятых в малом и среднем бизнесе в регионе совершенно очевидна: 25,3% экономически активного населения этого региона занято в малом и среднем бизнесе, что ниже, чем в обеих столицах, но выше, чем в Московской области. Как минимум это свидетельствует о том, что программы по стимулированию бизнеса в регионе работают эффективно.

Четвертое место в рейтинге заняла Калининградская область, где значительную поддержку малому и среднему бизнесу оказывает близость региона к Западной Европе и высокий экспортный потенциал.

Еще одним фактором, определяющим степень развития в регионах малого и среднего бизнеса, является отсутствие в некоторых из них достаточного количества рабочих мест на крупных предприятиях. В результате собственный небольшой бизнес для населения этих регионов стал единственным средством для выживания. Хорошим примером этому могут служить высокие места в рейтинге Костромской области (шестое место) и Рязанской области (девятое место).

Наиболее низкие места в рейтинге заняли Северо-Кавказские республики и Чукотка. При этом в Республике Ингушетия и Чеченской Республике в малом и среднем бизнесе работает менее 2% экономически активного населения - это минимальный показатель.

Примечательно, что государство уделяет особое внимание развитию малого и среднего бизнеса на Северном Кавказе. Например, бюджет на реализацию федеральной программы поддержки малого и среднего бизнеса в России в 2010 году был увеличен до 15,4 миллиарда рублей, из которых 1,13 миллиарда рублей (7%) планировалось потратить на регионы Северо-Кавказского федерального округа.

Информация о работе Проблемы и перспективы развития малого бизнеса в РФ