Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2014 в 00:18, курсовая работа
Переход российской, как и любой другой экономики, к рыночным отношениям неизбежно связан со становлением и развитием предпринимательства. Так что, говоря об экономике вообще и о рыночной экономике в частности, неизбежно приходится концентрировать внимание на предпринимательстве, как неотъемлемой составной части экономической деятельности.
В рыночной экономике развитие малого и среднего бизнеса является важным фактором конкурентоспособности развития национальной экономики в целом
Введение…………………………………………………………………………………3-4
1.Развитие малого бизнеса на современном этапе…………………………………..5-12
2.Проблемы развития малого бизнеса………………………………………………12-20
3.Пути решения проблем и перспективы развития малого бизнеса……………..20-29
Заключение……………………………………………………………………...........30-31
Список используемых источников………………………………………………….32-33
Практическая часть:
4.Динамика развития отрасли торговля на современном этапе
4.1.Внешнеторговое развитие РФ…………………………………………………...34-39
4.2.Оценка развития внутренней торговли РФ……………………………………..40-46
4.3.Региональное развитие торговли……………………………………
На фоне высокого уровня безработицы и отсутствия достаточного объема предложений от крупных предприятий очень низкая вовлеченность жителей этого региона в малый и средний бизнес выглядит алогичным явлением. Во всяком случае, в остальной России в регионах с похожей структурой рынка труда вовлеченность экономически активного населения в малый и средний бизнес значительно выше.
Проведя опрос среди предпринимателей в рамках исследования "Предпринимательский климат в России: Индекс ОПОРЫ 2010-2011"- это наиболее масштабный опрос бизнеса, в котором участвовало более 6 тыс. предпринимателей из 40 регионов страны, организация ОПОРА России сделала следующие выводы, которые отражены в диаграмме (рисунок 1):
Рисунок 1. Состояние бизнеса на современном этапе по сравнению с докризисными временами
Однако какой он, малый предприниматель, за общими цифрами различить трудно. Что за последний год произошел сдвиг от традиционной торговли в сферу услуг – это факт. Однако выявить среднестатистический портрет российского предпринимателя не так-то просто. Сплошное статистическое наблюдение малого бизнеса, которое проводилось в стране с 1 февраля по 1 апреля, «сплошным» не получилось. Так как пока «малые бизнесмены» побаиваются открываться официальным статорганам, достоянием гласности становятся другого рода исследования. Ассоциация молодых предпринимателей России, например, решив выявить настроения малых и средних предпринимателей в стране, заодно выяснила, что… 41% владельцев бизнеса в России параллельно работают по найму. Исследователи выяснили, что каждый третий владелец малого бизнеса готов закрыть дело, когда появляется перспектива получить интересную работу с адекватной зарплатой. Сообщение об этом агентство AK&M опубликовало 1 апреля. Как мирятся работодатели с предпринимателями в рядах своего персонала – не уточняется.
«В целом в 2010 году
по сравнению с 2009 годом для
малого бизнеса ситуация
Кроме того, продолжает он, в 2010 году продолжилась работа по принятию мер, связанных со снижением административных барьеров в конкретных сферах общественных отношений. «Правительством России утверждены соответствующие планы мероприятий по пяти направлениям: градостроительство и земельно-имущественные отношения, сельское хозяйство, внешнеторговая деятельность, образование, здравоохранение и санитарно-эпидемиологическое благополучие, — напоминает эксперт. — По другим сферам соответствующие решения и планы предполагается принять в начале 2011 года. Однако, как показала практика, эта работа носит долгосрочный характер, и быстрых решений здесь ждать не стоит».
2. Проблемы развития малого бизнеса
Малый бизнес является неотъемлемой частью крупного производства. Он позволяет более эффективно использовать местные ресурсы и отходы крупных предприятий, создавать новые дополнительные рабочие места, осуществлять перераспределение затрат производства в значительно коротком инвестиционном цикле, стал надежным источником поступления денежных средств в государственные внебюджетные фонды и бюджеты всех уровней. Он способствует формированию среднего класса, выступающего в современном обществе гарантом политической стабильности.
Вместе с тем, его развитие в стране сильно отстает от возможностей и потребностей нашей экономики. Этот процесс протекает трудно и медленно, поэтому показатели развития малого бизнеса пока остаются низкими.
Подавляющее большинство малых
предприятий функционирует сегодня в
сфере торговли и услуг общественного питания.
Численность субъектов малого бизнеса
в реальном секторе экономики минимальна,
в сфере высокотехнологичных
Многим малым предприятиям не хватает внешнего финансирования, причем главным препятствием к получению кредита являются условия, выдвигаемые банками. Одной из проблем, тормозящей развитие малого бизнеса, руководители многих предприятий и индивидуальные предприниматели называют недостаток кредитно - финансовых ресурсов. Банковский сектор сегодня больше интересуют крупные проекты с быстрой окупаемостью, и ставка рефинансирования, несмотря на то, что с 2006 г. снизилась, для малого бизнеса остается малопривлекательной.
Многие банки переполнены деньгами, декларируют возможность кредитования малого бизнеса, но практически этого не происходит. Заставить свободные финансовые средства работать для становления малого бизнеса крайне сложно по следующим причинам:
-это отсутствие у малых
предприятий достойного
-дороговизна кредитных ресурсов. В условиях, когда реальный уровень инфляции измеряется двухзначной цифрой, производство не может выдержать 25 - 30% годовых по кредитным ресурсам. Такая процентная ставка даже для окрепших предприятий высока (в 10 раз выше европейской ставки ипотечного кредита, которая колеблется около уровня в 2-3% в год);
-залоговое обеспечение
кредита, который вернуть в настоящее
время согласно действующей
Однако, несмотря на риски, малые предприятия должны со временем стать и уже становятся желанными клиентами для банков. Они одни из самых дисциплинированных заемщиков.
Настораживает другое: российские предприниматели не торопятся обращаться за заемными деньгами. Многие из них сетуют не только на высокие проценты, даже на небольшие суммы, плюс сложности с залоговым обеспечением. Личное имущество - автомобили и квартиры - предприниматели не рискуют отдавать в залог, объясняя это непредсказуемостью жизни.
Индивидуальные предприниматели, которые периодически берут кредиты, также жалуются на трудности. Их доводы просты: бизнесмен в России может заработать в среднем от 5 до 15% годовых в валюте, а процентные ставки по кредитам в валюте не ниже 14 - 15% плюс налоги, аренда. К тому же кредиты в российских банках выдают на короткий срок, за который сложно успеть что-либо сделать, приходится перекредитовываться.
Большинство предпринимателей нередко обходится своими средствами, кредит выгодно брать, когда много инвестиционных планов и возможностей. Кроме того, банки дают деньги предприятиям, которые имеют постоянный стабильный оборот, и его нужно продемонстрировать. Банку нужны хорошие показатели, а малые предприятия, нередко вынуждены скрывать доходы, и по этой причине банк не торопится с предоставлением кредита. Многочисленные налоги и поборы, нередко оставляют предпринимателям 5-10% прибыли. В результате малые предприятия становятся на грань банкротства независимо от их народнохозяйственной значимости.
Следующей из проблем является несовершенство нормативно-правовой базы, и как следствие, «бумажная волокита», связанная как с регистрацией нового предприятия, так и с предоставление отчетности. Многочисленные проверки и проблемы согласования со всеми государственными инстанциями требуют от предпринимателей большого количества средств и времени. В итоге получаемый продукт по себестоимости получается «золотым». Для сравнения, если в 2006 году «непроизводственные издержки» бизнесменов составляли 8,8% среди прочих расходов, то теперь — 9,6%, причем 70% от этой суммы — взятки.
Наибольшее негативное влияние на малый бизнес в России в наступившем году оказало повышение страховых взносов до 34% (для некоторых категорий предприятий — до 26%). Повышение страховых взносов может привести к увеличению в несколько раз нагрузки на фонд оплаты труда на предприятиях с более высокой долей оплаты труда в структуре издержек, прежде всего, на предприятиях в более «продвинутых» технологичных отраслях, — и, как следствие, к уходу многих предприятий с рынка. Кроме того, предложенная реформа налогообложения подразумевает возникновение дополнительных контрольных органов — внебюджетных фондов. Эти органы будут наделены полномочиями налоговых органов: осуществление проверок, приостановление операций по банковским счетам, внесудебное взыскание платежей и ряд других. Право проверять предприятия помимо налоговых инспекций получат органы Пенсионного фонда России, Фонда социального страхования и фондов – федерального и территориального — медицинского страхования, что выглядит крайне противоречивым в контексте неоднократных заявлений о необходимости ограничения вмешательства в предпринимательскую деятельность. На фоне заявлений о необходимости снижения числа контролирующих ведомств предлагается реформа, предусматривающая увеличение их количества в несколько раз.
Заметим, что под категорию предприятий, уплачивающих страховые взносы в размере 26% от фонда оплаты труда, подпадает лишь около 15-17% субъектов малого и среднего предпринимательства.
Следующая проблема - административные барьеры, количество которых постепенно снижается, но их система остается нестабильной и поэтому отнимает много сил и времени (так треть предпринимателей по-прежнему оценивает уровень административных барьеров как достаточно высокий). Пример: чтобы организовать выезд представителя СЭС для получения согласования на создание производства в Московской области уходит до 1,5 месяцев. Причем это при условии, что вы сами уже подготовили все необходимые проекты документов, а подобных контролирующих организаций десятки.
Много недовольства высказывается при оценке таможенных процедур. Негативная оценка налоговых органов снижается. Треть предпринимателей все еще страдают от проверок санитарных и пожарных служб. Интересно, что бизнес в регионах чаще страдает от правоохранительных органов, чем от криминальных структур.
Затраты на преодоление административных барьеров зачастую превышают многие расходы, связанные с деятельностью фирмы. В качестве примера можно привести одно малое московское предприятие, действующее уже в течение десяти лет. Для того, чтобы складировать все бухгалтерские архивы необходима площадь не менее двадцати квадратных метров, а, так как минимальная арендная плата составляет не менее 200-300 долл. за квадратный метр офисных помещений в год, то затраты составят соответственно от 4 до 6 тыс. долл. в год. Хранить эти данные в электронной форме невозможно.
С другой стороны, предприниматели признаются, что доля взяток в выручке компаний сейчас значительно снизилась и не превышает 5%, это существенное сокращение: в 2007 году показатель составлял 9,6%. Чаще всего приходится давать взятки для доступа к госзаказу, при проверках, выделении земли, получении господдержки, подключении к инфраструктуре и получении сертификатов и лицензий.
Также одной из проблем является недостаточная подготовка руководителей. Значительная часть новых МП создается людьми, не имеющими опыта ведения своего бизнеса или поменявшими его направление, например, от торговли к производству. Часто эта причина ведет предприятия к разорению из-за отсутствия даже общего, на уровне научно-популярных изданий, понимания бухгалтерского и управленческого учета. Кроме того, рынок труда не способен удовлетворить потребности компаний ни в квалифицированных инженерах, ни в квалифицированных рабочих. Более половины руководителей говорят, что найти технических специалистов либо сложно, либо практически невозможно. И число компаний, испытывающих сложности с набором персонала, увеличивается.
Часто препятствием для развития МП становится отсутствие необходимой инфраструктуры, например в городах и городских районах, имеющих блочную застройку 60-80х гг. очень мало приемлемых помещений под общепит или мелкие производства вне зданий бывших универсамов и торговых центров. МП неспособны, даже частично, освоить тысячеметровые цеха закрытых заводов, а небольших промышленно-складских помещений нет. При этом в 2008 году трудности с подбором производственных помещений испытывали 37% компаний, сейчас 33% - ситуация, не смотря на усилия властей, почти не меняется. То же самое касается земельных участков. Раньше негативно оценивали возможность получения участков 40% предпринимателей, сейчас 39%.
Также очень часто
МП предприятия создаются на
базе старых государственных
предприятий. Например, в Москве 60% кооперативных
кафе преобразовано вместо
Инвестирование в малый бизнес всегда затруднено. Местные власти отнюдь не обеспокоены тем, чтобы снизить уровень отчислений малых предприятий в местные бюджеты. Власти не желают связывать перспективы развития собственного района с малым бизнесом. Они не всегда бывают заинтересованы в развитии наукоемких производств, так как они не приносят районам прямой выгоды. Местные власти охотней регистрируют предприятия, способствующие в благоустройстве района. Как бы ни поддерживало государство его развитие, какие бы программы ни принимались, структуры, которые имеют средства, скорее, станут их вкладывать в лидеров рынка. Кстати, криминализация малого бизнеса отчасти связана именно с отсутствием интереса к малому бизнесу со стороны серьезных инвесторов.
Информация о работе Проблемы и перспективы развития малого бизнеса в РФ