Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2014 в 00:18, курсовая работа
Переход российской, как и любой другой экономики, к рыночным отношениям неизбежно связан со становлением и развитием предпринимательства. Так что, говоря об экономике вообще и о рыночной экономике в частности, неизбежно приходится концентрировать внимание на предпринимательстве, как неотъемлемой составной части экономической деятельности.
В рыночной экономике развитие малого и среднего бизнеса является важным фактором конкурентоспособности развития национальной экономики в целом
Введение…………………………………………………………………………………3-4
1.Развитие малого бизнеса на современном этапе…………………………………..5-12
2.Проблемы развития малого бизнеса………………………………………………12-20
3.Пути решения проблем и перспективы развития малого бизнеса……………..20-29
Заключение……………………………………………………………………...........30-31
Список используемых источников………………………………………………….32-33
Практическая часть:
4.Динамика развития отрасли торговля на современном этапе
4.1.Внешнеторговое развитие РФ…………………………………………………...34-39
4.2.Оценка развития внутренней торговли РФ……………………………………..40-46
4.3.Региональное развитие торговли……………………………………
Для процветания малого предприятия, ему необходимо выйти на общероссийский рынок, что в нашей стране весьма затруднительно. Эти трудности часто связаны с тем, что компании, имеющие малые оборотные средства, зачастую неспособны отпускать продукцию с отсрочкой платежа, что при растущей конкуренции является почти обязательным требованием к новичку на рынке.
В тех случаях, когда требуется аренда торговых площадей и оплата выкладки (в большом магазине поставщик платит за качество места, где выложен товар), средств малых предприятий обычно хватает ненадолго.
Неудовлетворительным остается распределение малых предприятий по регионам страны. Более половины сосредоточенно в 8ми субъектах Российской Федерации, в частности на долю Москвы и Санкт-Петербурга приходится одна треть всех зарегистрированных малых предприятий. Они занимаются главным образом торговлей и общественным питанием. Отсюда очень важна проблема подъема малого бизнеса для малых и средних городов России, которые объективно нуждаются в государственной поддержке для своего возрождения и развития.
Государственные дотации крупным, особенно убыточным предприятиям, не только не улучшают их финансовое состояние, но и являются предпосылкой проявления иждивенчества, свертывания инициативы, отражают непрофессионализм руководителей. В итоге при увеличении государственных вложений в крупные предприятия объем реального валового продукта падает, что свидетельствует о неэффективности подхода к управлению экономикой, а доля продукции малых предприятий в объеме внутреннего валового продукта увеличивается в основном за счет собственных вложений.
Следующей важно отметить проблему ограниченного сбыта продукции ввиду существования в России низкого платежеспособного спроса населения. Практически все производства отечественных предприятий являются узконаправленными, спрос на продукцию невысок, а конкуренция со стороны импорта с каждым годом становится все более жесткой. А пока российский рынок товаров массового спроса удовлетворяет потребности покупателей в значительной степени за счет импорта. Поэтому ключевая проблема импортозамещения заключается в обновлении технологических процессов, то есть в осуществлении инноваций, способствующих повышению качества изделий при обеспечении ресурсосбережения.
Еще одна проблема - это сложность получения информации о деловой среде. Чаще всего, получить информацию о потенциальном конкуренте или деловом партнере, очень тяжело или зачастую невозможно. В России не существует специальных изданий, которые бы ежегодно или ежеквартально публиковали бухгалтерскую отчетность именно предприятий малого и среднего бизнеса.
Крайне низок показатель инновационной активности малых предприятий. Это во многом связано с инертностью ряда крупных и средних предприятий в реализации инноваций, которая накладывает отпечаток и на инновационную деятельность самих малых предприятий.
Малый бизнес чрезвычайно мобилен, а потому постоянно заинтересован в аккумулировании прогрессивных технологий, но, к сожалению, он не располагает для этого солидной лабораторно-исследовательской базой и научным персоналом, а расходы на закупку новых технологий часто оказываются непосильными. В этом случае посредниками в их передаче могли бы стать инновационные фирмы или ассоциации, объединяющие малое предпринимательство. В известной мере малые предприятия могут оказывать инвестиционную поддержку исследованиям и разработкам, направленных на создание новых технологий, способствующих наращиванию производства импортозамещающей продукции.
Острой проблемой остается ограничение возможности подключения к инженерным коммуникациям, в первую очередь - источникам электроэнергии. Это относится прежде всего, к высокой стоимости получения разрешения на подключение или использование дополнительных мощностей. Снижение стоимости подключения к сетям для предприятий МБ ослабило финансовую нагрузку на малых предпринимателей. Однако проблема получения согласования технических условий подключения к сетям остается.
Как видим, проблем и препятствий для развития малого предпринимательства в нашей стране огромное множество, и это очевидно. А вот каким образом решать приведенные выше проблемы, есть ли у малого бизнеса России перспективы развития и каковы они, попробуем разобраться далее.
3. Пути решения
проблем и перспективы
Несмотря на то, что за прошедшие годы было принято несколько программ поддержки и развития малого предпринимательства, Россия уступает большинству стран с развитой рыночной экономикой по количественным и качественным показателям его развития. Остаются нерешенными масса проблем. Какие же меры принимаются и разрабатываются в нашей стране для их решения?
За период 2010-2011 года было принято немало нормативных актов, благоприятных для малого и среднего бизнеса. Так, к примеру, предельное значение площади недвижимого имущества Москвы, на которое распространяется преимущественное право выкупа арендующими его субъектами малого и среднего предпринимательства, теперь составляет 300 кв. метров, вместо прежних 100. Несколько месяцев назад правительством Москвы было принято постановление о мерах по обеспечению размещения государственного заказа среди субъектов малого предпринимательства. Благодаря принятым мерам долю малого бизнеса в госзаказе удалось повысить до 14,9%. Малый и средний бизнес может стать двигателем модернизации страны, поэтому в его ряды стараются привлечь как можно больше молодежи, для этого Мосгордума намеревается внести в Госдуму поправки, касающиеся поддержки молодежного предпринимательства.
А вот П. Гагарин (председатель экспертного совета при комиссии Мосгордумы по законодательству, председатель Совета директоров аудиторско-консалтинговой группы «Градиент Альфа»)предложил разработать юридические и финансовые механизмы, которые могли бы компенсировать малому и среднему бизнесу налоговые потери вследствие повышения ставки страховых взносов. «Это может быть уменьшение бюрократической волокиты при оформлении прав собственности, регистрации и перерегистрации, при реорганизации и акционировании. Или оптимизация бухгалтерской и налоговой отчетности, то есть сокращение издержек, связанных с финансово-бухгалтерским блоком деятельности предприятия. Кроме того, это банковское кредитование на льготных условиях, пониженные ставки арендной платы и т.д.», - пояснил он.
Последнее повышение ставки страховых взносов до 34% малый и средний бизнес воспринял весьма болезненно, он уже начал реагировать на это сокращением зарплат, ростом безработицы, уклонением от уплаты налогов. Увеличение «серых» зарплат может привести к сокращению страховых взносов и, как следствие, - к снижению пенсионных накоплений работников с «серыми» зарплатами. Это будет ударом по пенсионному обеспечению[7].
Один из вариантов снижения страховых взносов – это установление ставки в 26-28% до достижения годовой зарплатой уровня 1,5-2 миллиона рублей и 3-5% - свыше этого порога. Что и было сделано Д.А. Медведевым. Он подписал Федеральный закон № 432-ФЗ от 28.12.2010 «О внесении изменений в статью 58 Федерального закона «О страховых взносах в Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» и статью 33 Федерального закона «Об обязательном пенсионном страховании в РФ»[8].
Федеральный закон, принятый в целях поддержки предприятий малого и среднего бизнеса, работающих в производственной и социальной сферах, установил двухлетний переходный период, в течение которого ставка обязательных страховых взносов для данных предприятий не будет превышать 26%. Закон, устанавливает пониженные тарифы страховых взносов на обязательное пенсионное страхование на период 2011 - 2012 годов с переходом на общую шкалу в 2013 году для субъектов малого предпринимательства, применяющих УСН и осуществляющих деятельность в производственной и социальной сферах.
Однако предлагаемое Минэкономразвития снижение ставок для малого и среднего бизнеса может привести к потерям бюджета в 120 миллиардов рублей в год. Некоторые эксперты предлагают компенсировать дефицит за счет повышения акцизов на табак и алкоголь с 2012 года. Оценить эффективность данных предложений мы сможем только в следующем году.
Помимо этого в 2011 году, была проиндексирована облагаемая страховыми взносами база каждого работника, то есть предельный годовой заработок, с которого уплачиваются страховые взносы: он вырос с 415 тыс. руб. до 463 тыс. руб. Также с нынешнего года изменился список тех, кто имеет право на пониженный тариф страховых взносов. Кроме того, с 2011 года работодатели, численность сотрудников которых составит более 50 человек, должны представлять отчетность в электронном виде с электронно-цифровой подписью (в 2010 году – более 100 человек).
Полный отказ от ЕНВД (единого налога на вмененный доход) предлагается провести в несколько этапов - от постепенного сокращения в 2012 г. до полной отмены в 2014 г. В виде альтернативы предлагается ввести патентную систему налогообложения, которая в рамках УСН существует и сейчас, показывая свою неэффективность. Патент будет выдаваться на срок от одного до 12 месяцев, налоговая ставка составит 6%. Но применять патентную систему сможет только микро бизнес, у организаций - юридических лиц такой возможности не будет. Но и для индивидуальных предпринимателей установлены жесткие ограничения. Так, площадь розничного магазина для применения ЕНВД не должна превышать 10 кв.м. (сейчас 150 кв.м.), численность наемных работников уменьшается со 100 до 10 человек. Доходы налогоплательщика за год не должны превышать 60 млн. руб. (в настоящее время какой бы доход не получил налогоплательщик на ЕНВД права на применение вмененной системы он не теряет). Установленные ограничения означают, что большей части бизнеса, работающего сейчас на ЕНВД (а это около трех миллионов предпринимателей и организаций) придется перейти на общий режим налогообложения или упрощенную систему, в результате чего существенно увеличивается налоговая нагрузка, возвращается применение кассовых аппаратов и существенно усложняется учет. Отмена ЕНВД может привести к снижению количества субъектов малого и среднего предпринимательства, что в конечном итоге приведет к сокращению сотрудников, снижению официальных зарплат и росту потребительских цен.
Как видим, предложение по отмене ЕНВД многосторонне и может дать не только положительные, но и отрицательные последствия. Поэтому директор Департамента развития малого и среднего предпринимательства Министерства экономического развития и торговли РФ Н. Ларионова предложила детально обсудить и лучше продумать процесс отмены ЕНВД, «чтобы регионы не наломали дров». Времени на разработку и принятие законов о патентной системе налогообложения у региональных властей в обрез – до 1 января 2012 г. Вместе с тем полномочия у регионов огромные. Они смогут по своему усмотрению дополнить обязательный перечень из 47 видов деятельности, которые будут переведены на патентную систему. Им будет предоставлено право устанавливать ограничение по численности сотрудников для предприятий, применяющих патентную систему – 10 человек или 15 человек, базовую доходность для каждого вида деятельности (от 500 до 800 тысяч рублей) тоже будут устанавливать региональные власти. Что касается уровня доходов, которые позволяют предпринимателям переходить на патентную систему налогообложения и оставаться на ней (пока это 75 млн. руб. и 100 млн. руб. годового дохода соответственно), но предлагается повысить их на 75 млн. руб.
Россия занимает на данный момент 18-е место по показателю «исполнение контракта» – это признание качества работы наших арбитражных судов, через которые компании могут добиться исполнения условий контракта при низких по сравнению с другими странами расходах и сроках рассмотрения дел. Однако о частых изменениях законодательства и особенностях правоприменительной практики малый бизнес плохо осведомлен, проблема правовой поддержки малого бизнеса – одна из самых актуальных. В этой связи главным редактором журнала «Арбитражная практика» Н. Чудаковым на одном из заседаний было предложено создавать при ведущих юридических вузах бесплатные консультационные центры для предпринимателей.
Правовая поддержка для предпринимателей – пожалуй, один из основных факторов успеха. Так, телефонная «горячая линия» для предпринимателей, которая была создана Ассоциацией молодых предпринимателей России совместно с Ассоциацией юристов России, за полтора года работы доказала свою востребованность и эффективность. И все же чаще всего малый и средний бизнес помощь и информацию ищет в интернете. Платить за консультации малый бизнес не готов, поэтому и ищет условно бесплатную информационную поддержку в открытых источниках. Интернет-порталы с бесплатными консультациями юристов, бухгалтеров, кадровиков и других специалистов – пример ответственности крупного бизнеса, оплачивающего их рабочее время, перед малым. Но энтузиазм не может быть бесконечным, поэтому подобным сайтам в интернете, приемным для предпринимателей и телефонным «горячим линиям» нужна государственная поддержка.
Не стоит забывать и о таком аспекте, как правовое регулирование участия субъектов малого и среднего предпринимательства в поставках для государственных и муниципальных нужд. При размещении госзаказа среди субъектов малого предпринимательства существует немало законодательных ограничений. Например, по объемам размещаемых у субъектов малого и среднего предпринимательства заказов, по размеру начальной (максимальной) цены лота. Эти ограничения законодателям необходимо снять. Кроме того, невозможно использовать государственные и банковские гарантии, выдаваемые страховыми организациями в целях обеспечения заявок малого бизнеса на участие в торгах и обеспечение исполнения ими контрактов и договоров бюджетных учреждений на поставку товаров. Такие способы обеспечения исполнения обязательств нужно предусмотреть. Есть законодательно закрепленное правило, согласно которому заказчики считаются исполнившими обязательства по размещению заказов на поставку товаров среди субъектов малого бизнеса, независимо от того, состоялся ли конкурс или аукцион с их участием. В этом случае нужно проводить повторные торги не на общих основаниях, а среди малых предпринимателей. Отсутствует страхование гражданской ответственности субъектов малого предпринимательства, что, естественно, вызывает недоверие. В качестве дополнительной меры имущественной поддержки малого предпринимательства при участии в размещении заказов на поставку товаров целесообразно предусмотреть и предоставить заказчикам права применять к победителям по привлечению субъектов малого предпринимательства в качестве соисполнителей.
Информация о работе Проблемы и перспективы развития малого бизнеса в РФ