Проблемы и перспективы развития малого бизнеса в РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2014 в 00:18, курсовая работа

Описание работы

Переход российской, как и любой другой экономики, к рыночным отношениям неизбежно связан со становлением и развитием предпринимательства. Так что, говоря об экономике вообще и о рыночной экономике в частности, неизбежно приходится концентрировать внимание на предпринимательстве, как неотъемлемой составной части экономической деятельности.
В рыночной экономике развитие малого и среднего бизнеса является важным фактором конкурентоспособности развития национальной экономики в целом

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………………3-4
1.Развитие малого бизнеса на современном этапе…………………………………..5-12
2.Проблемы развития малого бизнеса………………………………………………12-20
3.Пути решения проблем и перспективы развития малого бизнеса……………..20-29
Заключение……………………………………………………………………...........30-31
Список используемых источников………………………………………………….32-33
Практическая часть:
4.Динамика развития отрасли торговля на современном этапе
4.1.Внешнеторговое развитие РФ…………………………………………………...34-39
4.2.Оценка развития внутренней торговли РФ……………………………………..40-46
4.3.Региональное развитие торговли……………………………………

Файлы: 1 файл

курсовая по эк.отрасли (2 курс).docx

— 262.91 Кб (Скачать файл)

 

!!! Организации, осуществляющие торговлю автотранспортными средствами и мотоциклами, их техническое обслуживание и ремонт-тип 1;

Организации оптовой торговли ( включая торговлю через агентов), кроме типа 1- тип 2;

Организации розничной торговли, кроме типа 1, и по ремонту бытовых изделий и предметов личного пользования- тип 3.

Рисунок 5. Объем инвестиций в основной капитал и объем оборота за 2005 год по трем типам организаций

Проанализировав таблицу 1, можно сделать ряд выводов.

Среднемесячная номинальная начисленная з/п в исследуемом периоде растет по 1, 2 и 3 типу организаций. На это повлиял оборот ( в факт. ценах), который  растет в 2005 году относительно 2004 года по всем трем видам организаций. В 2005 году он составил: тип 1- 1211,7; тип 2- 10275,9 и тип 3 -2659,8 млрд. руб. На это повлиял ряд факторов.

Во- первых, рост инвестиций в основной капитал в 2005 г. относительно 2004 года. А именно: в организациях 1 типа на3362,2 млн. руб. ; в организациях 2 типа на6257,4 млн. руб. и в организациях 3 типа на 14625,7 млн. руб.

Во- вторых, увеличение товарооборота в расчете на одну организацию за год в исследуемом периоде. Так, в организациях 1 типа он возрос на 4553,86; в организациях 2 типа- на 6001,11 и в организациях 3 типа он вырос на 4923,08 тыс. руб.

В- третьих, повлияло увеличение товарооборота в расчете на одну организацию в среднем за день в 2005 г. относительно 2004 г. на 12,65;   1116,67 и 13,67 тыс. руб. соответственно в организациях 1, 2  и 3 типа.

В- четвертых, в 2005 году относительно 2004 года выросли инвестиции в расчете на одну организацию. По организациям 1типа рост составил 0, 05 млн. руб.(с 0, 09 до 0, 14); по организациям 2 типа он был чуть меньше и составил 0, 02 млн. руб.(с 0, 07 до 0, 09); самый большой рост инвестиций на одну организацию произошел в организациях 3 типа и составил 0, 08 млн. руб.(с 0, 09 до 0, 17).

Также следует отметить, что среднемесячная численность работников в расчете на одну организацию падает только по предприятиям 1 типа с 0,7 до 0,5 человек. В организациях 2 и 3 типа она остается неизменной, а именно 0, 3 и 0,7 человек соответственно. Данный показатель находится в зависимости от 2 факторов: числа организаций и среднегодовой численности работников. Так в 2005 г. возросло число организаций только по организациям 1 типа, а показатель среднегодовой численности работников ,напротив, упал( с 431,6 до 397,4 тыс. чел.); что и повлекло снижение среднемесячной численности работников на одну организацию до 0,5 чел. В организациях 2 и 3 типа в 2005 г. относительно 2004 г. падают оба показателя ( и число организаций и среднегодовая численность работников), таким образом они компенсируют друг друга, поэтому среднемесячная численность работников в расчете на одну организацию остается неизменной.

Таблица 2 – Структура оборота розничной торговли в 2004-2005 гг. (млрд. руб.)

Основные показатели

2004 г

2005 г

абс. откл. (+/-)

2005г в % к 2004 г

1

2

3

4

5

1. Общий оборот розничной  торговли

 

5600

 

7000

 

1400

 

125.00

2.Оборот продовольственных  товаров: в т.ч.

 

2560

 

3250

 

690

 

126.95

оборот продуктов питания

 

1990

 

2560

 

570

 

128.64

оборот алкогольных напитков

 

570

 

690

 

120

 

121.05

3.Оборот непродовольственных  товаров: в т.ч.

 

3040

 

3750

 

710

 

123.35

ткани, одежда, обувь

 

1550

 

1910

 

360

 

123.22

культурно-бытовые и хозяйственные товары

 

1490

 

1840

 

350

 

123.49

4.Удельный вес продовольственных  товаров в общем объёме оборота  розничной торговли, %

 

45.71

 

46.43

 

0.72

 

101.57

5.Удельный вес непродовольственных  товаров в общем объёме оборота  розничной торговли, %

 

54.28

 

53.57

 

-0.71

 

98.69


 

Рисунок 6. Динамика и структура оборота розничной торговли в 2004-2005 гг.(млрд. руб.)

 

Проанализировав таблицу 2, можно сделать ряд выводов. Общий оборот розничной торговли в 2005г. по сравнению с 2004г. возрос на 1400 млрд. руб. , что в процентном отношении составило 125%. На это повлияли два фактора: рост оборота продовольственных и непродовольственных товаров в исследуемом периоде на 690 (126,95%) и 710 (123,35%) млрд. руб. соответственно.

В свою очередь, на увеличение оборота продовольственных товаров повлиял рост в 2005г. относительно 2004г. таких  показателей, как: оборот продуктов питания (на 570 млрд. руб. или 128,64%) и оборот алкогольных напитков ( на 120 млрд. руб. или 121,05%). Увеличение оборота непродовольственных товаров в исследуемом периоде также было обусловлено двумя факторами. А именно, ростом оборота ткани, одежды, обуви (на 360 млрд. руб. или 123,22%) и оборота культурно- бытовых и хозяйственных товаров ( на 350 млрд. руб. или 123,49%).

Также следует отметить, что и в 2004г. и в 2005 г. наибольший удельный вес в общем обороте розничной торговли занимают непродовольственные товары (54,28% и 53,57%  соответственно). Хотя удельный вес каждого типа товаров по годам меняется. Так, в 2005г. удельный вес продовольственных товаров вырос на 0,72%, что в отношении 2004г. составило 101,57%. А удельный вес непродовольственных товаров в исследуемом периоде, напротив, снизился на 0,71%  и составил 98,69% относительно 2004г.

Таблица 3 – Динамика оборота общественного питания, млн.руб.

 

 

I квартал

 

II квартал

 

III квартал

 

IV квартал

 

За год

1

2

3

4

5

6

2004г.

 

260

 

303.4

 

317

 

335.9

 

1216.3

2005г.

 

289.2

 

328.4

 

346.5

 

366.5

 

1330.6

Темп роста, %

 

111.23

 

108.24

 

109.30

 

109.11

 

109.40

Отклонение, (+,-)

 

29.2

 

25

 

29.5

 

30.6

 

114.3


 

Рисунок 7. Динамика оборота общественного питания в 2004-2005 гг., млн. руб.

Проанализировав таблицу 3, можно увидеть, что в 2005г. относительно 2004г. оборот общественного питания возрос на 114,3 млн. руб., что в процентном отношении составило 109,4%. На это повлиял поквартальный рост показателей в 2005г. относительно 2004г.:

- в I квартале на 29,2 млн. руб. (111,23%);

- во II квартале на 25 млн. руб., что в процентном отношении составило 108,24%;

- в III квартале на 29,5 млн. руб. (109,3%);

- в IV квартале на 30,6 млн. руб. (109,11%).

Таблица 4 – Среднегодовая численность занятых в экономике России по отраслям, человек

 

2003г.

2004г.

2005г.

2005г. в % к 2004г.

2005г. в % к 2003г.

Отклонение, (+,-) 2005г. от 2003г.

1

2

3

4

5

6

7

Всего в отрасли торговля, в том числе

29269.2

27241.3

28500

104.62

97.37

-769.2

Розничная торговля

17600

15700

16800

107.01

95.45

-800

Оптовая торговля

9269.2

9541.3

10400

109.00

112.20

1130.8

Общественное питание

2400

2000

1300

65.00

54.17

-1100

Уд. вес в общей числ. занятых в розничной торговле,%

 

60.13

 

57.63

 

58.95

 

102.30

 

98.04

 

-1.18

Уд. вес в общей числ. занятых в общественном питании,%

 

8.20

 

7.34

 

4.56

 

62.12

 

55.61

 

-3.64

Уд. вес в общей числ. занятых в оптовой торговле,%

 

31.67

 

35.02

 

36.49

 

104.20

 

115.22

 

4.82




 

Рисунок 8. Удел. вес отраслей в среднегодовой численности занятых в экономике России в 2003-2005 гг.

Проанализировав данные таблицы 4, можно сделать следующие выводы. Среднегодовая численность занятых в торговле России в 2003-2005 гг. меняется не постоянно. Самая большая численность занятых была в 2003г.(29269,2 человек). В 2004г. она снизилась до 27241,3 человек. В 2005г. численность занятых в отрасли торговля снова возросла до 28500 человек. В процентном же отношении эти изменения выглядят так: 1) 2005г. в % к 2004г.=> 104,62%; 2) 2005г. в % к 2003 г. =>97,37%.

На изменение среднегодовой численности занятых в отрасли торговля повлиял ряд факторов:

  1. Ежегодный рост занятых в оптовой торговле в 2003-2005гг. Что в %-м отношении 2005г. к 2004г. составило 109%; 2005г. к 2003г. 112,2%.
  2. Ежегодное снижение числа занятых в общественном питании в исследуемом периоде. Что в %-м отношении составило: 2005г. к 2004г.=> 65%; и 2005г. к 2003г.=>54,2%.
  3. Непостоянное изменение численности занятых в розничной торговле( в 2004г. она падает до 15700 человек). 2005г. в % к 2004г. по данному показателю составил 107,01%; 2005г. в % к 2003г.=>97,37%.

Следует отметить, что наибольший удельный вес в общей численности занятых имеют занятые в розничной торговле, он колеблется от 57,63% до 60,13%. В 2005г. в % относительно 2004г составил 102,3%; 2004г. в % к 2003г.=>98,04%. На втором месте находится удельный вес оптовой торговли, 31,67-36,49%. Заметим, что он ежегодно растет. Что видно в % отношении 2005г. к 2004г. и 2003г.=>104,2% и 115,22% соответственно.

Наименьший удельный вес в общем числе занятых имеют занятые в общественном питании, показатель колеблется от 4,56% до 8,2%. Следует отметить, что данный показатель с каждым годом падает. Поэтому 2005г. в % к 2004 и 2003г. составил лишь 62,12% и 55,61% соответственно.Заметим, что отклонение 2005г. от 2003г. практически по всем показателям отрицательно. Исключение составило число занятых в оптовой торговле, отклонение которого составило 1130,8 человек. И удельный вес общей численности занятых в оптовой торговле=>4,82.

4.3. Региональное  развитие торговли

Таблица 1 – Динамика оборота розничной торговли, млн. руб.

 

 

Период

 

Факт

 

2003г.

 

Факт

 

2004г.

 

Факт

 

2005г.

2005 г. В % к 2004 г.

соответствующему

периоду предыдущего

года

 

Отклонение (+\-)

2005г. от 2004г.

2005г. от 2003г.

1

2

3

4

5

6

7

январь

3671.2

4639.2

4886.4

105.33

247.2

1215.2

февраль

3604.9

4703.2

5421.3

115.27

718.1

1816.4

март

4103.7

5125.8

5948.9

116.06

823.1

1845.2

Iквартал

11379.8

14468.2

16256.6

112.36

1788.4

4876.8

апрель

4177.9

5386.2

6138.6

113.97

752.4

1960.7

май

4233.9

5362.7

6210.1

115.80

847.4

1976.2

июнь

4226.0

5294.0

6372.3

120.37

1078.3

2146.3

IIквартал

12637.8

16042.9

18721.0

116.69

2678.1

6083.2

Iполугодие

24017.6

30511.1

34977.6

114.64

4466.5

10960.0

июль

4279.7

5478.3

6545.4

119.48

1067.1

2265.7

август

4530.9

5417.8

6787.8

125.29

1370.0

2256.9

сентябрь

4670.4

5472.8

6918.9

126.42

1446.1

2248.5

IIIквартал

13481.0

16368.9

20252.1

123.72

3883.2

6771.1

январь-сентябрь

37498.6

46880.0

55229.7

117.81

8349.7

17731.1

октябрь

5041.0

5668.3

7256.0

128.01

1587.7

2215.0

ноябрь

4665.1

5641.9

7068.6

125.29

1426.7

2403.5

декабрь

5404.0

6245.8

7747.0

124.03

1501.2

2343.0

IVквартал

15110.1

17556.0

22071.6

125.72

4515.6

6961.5

Год в целом

52608.7

64436.0

77301.3

119.97

12865.3

24692.6

Информация о работе Проблемы и перспективы развития малого бизнеса в РФ