Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2014 в 00:18, курсовая работа
Переход российской, как и любой другой экономики, к рыночным отношениям неизбежно связан со становлением и развитием предпринимательства. Так что, говоря об экономике вообще и о рыночной экономике в частности, неизбежно приходится концентрировать внимание на предпринимательстве, как неотъемлемой составной части экономической деятельности.
В рыночной экономике развитие малого и среднего бизнеса является важным фактором конкурентоспособности развития национальной экономики в целом
Введение…………………………………………………………………………………3-4
1.Развитие малого бизнеса на современном этапе…………………………………..5-12
2.Проблемы развития малого бизнеса………………………………………………12-20
3.Пути решения проблем и перспективы развития малого бизнеса……………..20-29
Заключение……………………………………………………………………...........30-31
Список используемых источников………………………………………………….32-33
Практическая часть:
4.Динамика развития отрасли торговля на современном этапе
4.1.Внешнеторговое развитие РФ…………………………………………………...34-39
4.2.Оценка развития внутренней торговли РФ……………………………………..40-46
4.3.Региональное развитие торговли……………………………………
!!! Организации, осуществляющие торговлю автотранспортными средствами и мотоциклами, их техническое обслуживание и ремонт-тип 1;
Организации оптовой торговли ( включая торговлю через агентов), кроме типа 1- тип 2;
Организации розничной торговли, кроме типа 1, и по ремонту бытовых изделий и предметов личного пользования- тип 3.
Рисунок 5. Объем инвестиций в основной капитал и объем оборота за 2005 год по трем типам организаций
Проанализировав таблицу 1, можно сделать ряд выводов.
Среднемесячная номинальная начисленная з/п в исследуемом периоде растет по 1, 2 и 3 типу организаций. На это повлиял оборот ( в факт. ценах), который растет в 2005 году относительно 2004 года по всем трем видам организаций. В 2005 году он составил: тип 1- 1211,7; тип 2- 10275,9 и тип 3 -2659,8 млрд. руб. На это повлиял ряд факторов.
Во- первых, рост инвестиций в основной капитал в 2005 г. относительно 2004 года. А именно: в организациях 1 типа на3362,2 млн. руб. ; в организациях 2 типа на6257,4 млн. руб. и в организациях 3 типа на 14625,7 млн. руб.
Во- вторых, увеличение товарооборота в расчете на одну организацию за год в исследуемом периоде. Так, в организациях 1 типа он возрос на 4553,86; в организациях 2 типа- на 6001,11 и в организациях 3 типа он вырос на 4923,08 тыс. руб.
В- третьих, повлияло увеличение товарооборота в расчете на одну организацию в среднем за день в 2005 г. относительно 2004 г. на 12,65; 1116,67 и 13,67 тыс. руб. соответственно в организациях 1, 2 и 3 типа.
В- четвертых, в 2005 году относительно 2004 года выросли инвестиции в расчете на одну организацию. По организациям 1типа рост составил 0, 05 млн. руб.(с 0, 09 до 0, 14); по организациям 2 типа он был чуть меньше и составил 0, 02 млн. руб.(с 0, 07 до 0, 09); самый большой рост инвестиций на одну организацию произошел в организациях 3 типа и составил 0, 08 млн. руб.(с 0, 09 до 0, 17).
Также следует отметить, что среднемесячная численность работников в расчете на одну организацию падает только по предприятиям 1 типа с 0,7 до 0,5 человек. В организациях 2 и 3 типа она остается неизменной, а именно 0, 3 и 0,7 человек соответственно. Данный показатель находится в зависимости от 2 факторов: числа организаций и среднегодовой численности работников. Так в 2005 г. возросло число организаций только по организациям 1 типа, а показатель среднегодовой численности работников ,напротив, упал( с 431,6 до 397,4 тыс. чел.); что и повлекло снижение среднемесячной численности работников на одну организацию до 0,5 чел. В организациях 2 и 3 типа в 2005 г. относительно 2004 г. падают оба показателя ( и число организаций и среднегодовая численность работников), таким образом они компенсируют друг друга, поэтому среднемесячная численность работников в расчете на одну организацию остается неизменной.
Таблица 2 – Структура оборота розничной торговли в 2004-2005 гг. (млрд. руб.)
Основные показатели |
2004 г |
2005 г |
абс. откл. (+/-) |
2005г в % к 2004 г |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
1. Общий оборот розничной торговли |
5600 |
7000 |
1400 |
125.00 |
2.Оборот продовольственных товаров: в т.ч. |
2560 |
3250 |
690 |
126.95 |
оборот продуктов питания |
1990 |
2560 |
570 |
128.64 |
оборот алкогольных напитков |
570 |
690 |
120 |
121.05 |
3.Оборот непродовольственных товаров: в т.ч. |
3040 |
3750 |
710 |
123.35 |
ткани, одежда, обувь |
1550 |
1910 |
360 |
123.22 |
культурно-бытовые и хозяйственные товары |
1490 |
1840 |
350 |
123.49 |
4.Удельный вес |
45.71 |
46.43 |
0.72 |
101.57 |
5.Удельный вес |
54.28 |
53.57 |
-0.71 |
98.69 |
Рисунок 6. Динамика и структура оборота розничной торговли в 2004-2005 гг.(млрд. руб.)
Проанализировав таблицу 2, можно сделать ряд выводов. Общий оборот розничной торговли в 2005г. по сравнению с 2004г. возрос на 1400 млрд. руб. , что в процентном отношении составило 125%. На это повлияли два фактора: рост оборота продовольственных и непродовольственных товаров в исследуемом периоде на 690 (126,95%) и 710 (123,35%) млрд. руб. соответственно.
В свою очередь, на увеличение оборота продовольственных товаров повлиял рост в 2005г. относительно 2004г. таких показателей, как: оборот продуктов питания (на 570 млрд. руб. или 128,64%) и оборот алкогольных напитков ( на 120 млрд. руб. или 121,05%). Увеличение оборота непродовольственных товаров в исследуемом периоде также было обусловлено двумя факторами. А именно, ростом оборота ткани, одежды, обуви (на 360 млрд. руб. или 123,22%) и оборота культурно- бытовых и хозяйственных товаров ( на 350 млрд. руб. или 123,49%).
Также следует отметить, что и в 2004г. и в 2005 г. наибольший удельный вес в общем обороте розничной торговли занимают непродовольственные товары (54,28% и 53,57% соответственно). Хотя удельный вес каждого типа товаров по годам меняется. Так, в 2005г. удельный вес продовольственных товаров вырос на 0,72%, что в отношении 2004г. составило 101,57%. А удельный вес непродовольственных товаров в исследуемом периоде, напротив, снизился на 0,71% и составил 98,69% относительно 2004г.
Таблица 3 – Динамика оборота общественного питания, млн.руб.
I квартал |
II квартал |
III квартал |
IV квартал |
За год | |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
2004г. |
260 |
303.4 |
317 |
335.9 |
1216.3 |
2005г. |
289.2 |
328.4 |
346.5 |
366.5 |
1330.6 |
Темп роста, % |
111.23 |
108.24 |
109.30 |
109.11 |
109.40 |
Отклонение, (+,-) |
29.2 |
25 |
29.5 |
30.6 |
114.3 |
Рисунок 7. Динамика оборота общественного питания в 2004-2005 гг., млн. руб.
Проанализировав таблицу 3, можно увидеть, что в 2005г. относительно 2004г. оборот общественного питания возрос на 114,3 млн. руб., что в процентном отношении составило 109,4%. На это повлиял поквартальный рост показателей в 2005г. относительно 2004г.:
- в I квартале на 29,2 млн. руб. (111,23%);
- во II квартале на 25 млн. руб., что в процентном отношении составило 108,24%;
- в III квартале на 29,5 млн. руб. (109,3%);
- в IV квартале на 30,6 млн. руб. (109,11%).
Таблица 4 – Среднегодовая численность занятых в экономике России по отраслям, человек
2003г. |
2004г. |
2005г. |
2005г. в % к 2004г. |
2005г. в % к 2003г. |
Отклонение, (+,-) 2005г. от 2003г. | |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
Всего в отрасли торговля, в том числе |
29269.2 |
27241.3 |
28500 |
104.62 |
97.37 |
-769.2 |
Розничная торговля |
17600 |
15700 |
16800 |
107.01 |
95.45 |
-800 |
Оптовая торговля |
9269.2 |
9541.3 |
10400 |
109.00 |
112.20 |
1130.8 |
Общественное питание |
2400 |
2000 |
1300 |
65.00 |
54.17 |
-1100 |
Уд. вес в общей числ. занятых в розничной торговле,% |
60.13 |
57.63 |
58.95 |
102.30 |
98.04 |
-1.18 |
Уд. вес в общей числ. занятых в общественном питании,% |
8.20 |
7.34 |
4.56 |
62.12 |
55.61 |
-3.64 |
Уд. вес в общей числ. занятых в оптовой торговле,% |
31.67 |
35.02 |
36.49 |
104.20 |
115.22 |
4.82 |
Рисунок 8. Удел. вес отраслей в среднегодовой численности занятых в экономике России в 2003-2005 гг.
Проанализировав данные таблицы 4, можно сделать следующие выводы. Среднегодовая численность занятых в торговле России в 2003-2005 гг. меняется не постоянно. Самая большая численность занятых была в 2003г.(29269,2 человек). В 2004г. она снизилась до 27241,3 человек. В 2005г. численность занятых в отрасли торговля снова возросла до 28500 человек. В процентном же отношении эти изменения выглядят так: 1) 2005г. в % к 2004г.=> 104,62%; 2) 2005г. в % к 2003 г. =>97,37%.
На изменение среднегодовой численности занятых в отрасли торговля повлиял ряд факторов:
Следует отметить, что наибольший удельный вес в общей численности занятых имеют занятые в розничной торговле, он колеблется от 57,63% до 60,13%. В 2005г. в % относительно 2004г составил 102,3%; 2004г. в % к 2003г.=>98,04%. На втором месте находится удельный вес оптовой торговли, 31,67-36,49%. Заметим, что он ежегодно растет. Что видно в % отношении 2005г. к 2004г. и 2003г.=>104,2% и 115,22% соответственно.
Наименьший удельный вес в общем числе занятых имеют занятые в общественном питании, показатель колеблется от 4,56% до 8,2%. Следует отметить, что данный показатель с каждым годом падает. Поэтому 2005г. в % к 2004 и 2003г. составил лишь 62,12% и 55,61% соответственно.Заметим, что отклонение 2005г. от 2003г. практически по всем показателям отрицательно. Исключение составило число занятых в оптовой торговле, отклонение которого составило 1130,8 человек. И удельный вес общей численности занятых в оптовой торговле=>4,82.
4.3. Региональное развитие торговли
Таблица 1 – Динамика оборота розничной торговли, млн. руб.
Период |
Факт
2003г. |
Факт
2004г. |
Факт
2005г. |
2005 г. В % к 2004 г. соответствующему периоду предыдущего года |
Отклонение (+\-) | |
2005г. от 2004г. |
2005г. от 2003г. | |||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
январь |
3671.2 |
4639.2 |
4886.4 |
105.33 |
247.2 |
1215.2 |
февраль |
3604.9 |
4703.2 |
5421.3 |
115.27 |
718.1 |
1816.4 |
март |
4103.7 |
5125.8 |
5948.9 |
116.06 |
823.1 |
1845.2 |
Iквартал |
11379.8 |
14468.2 |
16256.6 |
112.36 |
1788.4 |
4876.8 |
апрель |
4177.9 |
5386.2 |
6138.6 |
113.97 |
752.4 |
1960.7 |
май |
4233.9 |
5362.7 |
6210.1 |
115.80 |
847.4 |
1976.2 |
июнь |
4226.0 |
5294.0 |
6372.3 |
120.37 |
1078.3 |
2146.3 |
IIквартал |
12637.8 |
16042.9 |
18721.0 |
116.69 |
2678.1 |
6083.2 |
Iполугодие |
24017.6 |
30511.1 |
34977.6 |
114.64 |
4466.5 |
10960.0 |
июль |
4279.7 |
5478.3 |
6545.4 |
119.48 |
1067.1 |
2265.7 |
август |
4530.9 |
5417.8 |
6787.8 |
125.29 |
1370.0 |
2256.9 |
сентябрь |
4670.4 |
5472.8 |
6918.9 |
126.42 |
1446.1 |
2248.5 |
IIIквартал |
13481.0 |
16368.9 |
20252.1 |
123.72 |
3883.2 |
6771.1 |
январь-сентябрь |
37498.6 |
46880.0 |
55229.7 |
117.81 |
8349.7 |
17731.1 |
октябрь |
5041.0 |
5668.3 |
7256.0 |
128.01 |
1587.7 |
2215.0 |
ноябрь |
4665.1 |
5641.9 |
7068.6 |
125.29 |
1426.7 |
2403.5 |
декабрь |
5404.0 |
6245.8 |
7747.0 |
124.03 |
1501.2 |
2343.0 |
IVквартал |
15110.1 |
17556.0 |
22071.6 |
125.72 |
4515.6 |
6961.5 |
Год в целом |
52608.7 |
64436.0 |
77301.3 |
119.97 |
12865.3 |
24692.6 |
Информация о работе Проблемы и перспективы развития малого бизнеса в РФ