Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2014 в 00:18, курсовая работа
Переход российской, как и любой другой экономики, к рыночным отношениям неизбежно связан со становлением и развитием предпринимательства. Так что, говоря об экономике вообще и о рыночной экономике в частности, неизбежно приходится концентрировать внимание на предпринимательстве, как неотъемлемой составной части экономической деятельности.
В рыночной экономике развитие малого и среднего бизнеса является важным фактором конкурентоспособности развития национальной экономики в целом
Введение…………………………………………………………………………………3-4
1.Развитие малого бизнеса на современном этапе…………………………………..5-12
2.Проблемы развития малого бизнеса………………………………………………12-20
3.Пути решения проблем и перспективы развития малого бизнеса……………..20-29
Заключение……………………………………………………………………...........30-31
Список используемых источников………………………………………………….32-33
Практическая часть:
4.Динамика развития отрасли торговля на современном этапе
4.1.Внешнеторговое развитие РФ…………………………………………………...34-39
4.2.Оценка развития внутренней торговли РФ……………………………………..40-46
4.3.Региональное развитие торговли……………………………………
В качестве конкретного шага по наведению порядка в конституционных правах предпринимателей член экспертного совета, адвокат Л. Бардин предложил возложить на Министерство юстиции РФ и региональные власти обязанности по проведению мониторинга законодательства, правоприменительной и судебной практики, относящихся к малому и среднему предпринимательству. По мнению адвоката, результаты такого мониторинга станут стимулом к принятию новых законов, внесению изменений в действующие нормативные правовые акты и принятию Верховным и Высшим арбитражным судами соответствующих постановлений[1].
Предложений, мнений и проектов по поддержке и развитию малого бизнеса на 2011 год, как видим очень много. Но что же было сделано конкретно?
Как сказал руководитель направления Национального института системных исследований проблем предпринимательства (НИСИПП) Алексей Шестоперов, условия для ведения малого бизнеса в России за прошедший год изменились незначительно, инициатив по его поддержке было немного.
В целом в 2010 году по сравнению с 2009 годом для малого бизнеса ситуация изменилась незначительно. Для сравнения, 2009 год ознаменовался активной реализацией антикризисных мер, было принято довольно много значимых для малого бизнеса решений: новое законодательство о проверках, переход к уведомительному порядку начала бизнеса, расширение доступа к госзаказу, льготные условия технологического присоединения малого предприятия к электрическим сетям и так далее. А вот в 2010 году инициатив по поддержке малого бизнеса было не очень много. Основные меры, направленные на малый бизнес, касались в прошедшем году поддержки высокотехнологичных компаний. В частности, были приняты решения по компенсации роста налогов для высокотехнологичных предприятий (сохранение для них ставки страховых взносов на уровне 14%); по освобождению от налога на имущество на срок до 3 лет предприятий, внедряющих энергоэффективное оборудование; по снятию всех ограничений для перехода малых внедренческих предприятий вузов и научных центров на упрощенную систему налогообложения.
Кроме того, в 2010 году продолжилась работа по принятию мер, связанных со снижением административных барьеров в конкретных сферах общественных отношений. Правительством России утверждены соответствующие планы мероприятий по пяти направлениям: градостроительство и земельно-имущественные отношения, сельское хозяйство, внешнеторговая деятельность, образование, здравоохранение и санитарно-эпидемиологическое благополучие. По другим сферам соответствующие решения и планы предполагается принять в 2011 году. Однако, как показала практика, эта работа носит долгосрочный характер, и быстрых решений здесь ждать не стоит.
Следующим шагом к улучшению условий малого предпринимательства стало то, что теперь зарегистрировать предприятие или встать на налоговый учет в качестве индивидуального предпринимателя россияне смогут через интернет, не приходя в налоговую. Как это сделать - устанавливает соответствующий Приказ Федеральной налоговой службы.
Сегодня чтобы зарегистрировать собственный бизнес, человеку нужно лично прийти в налоговую инспекцию, заполнить заявление и подать необходимые документы. В соответствии с новыми правилами, лично посещать налоговую не обязательно, а все документы можно переслать по электронной почте. Правда, их необходимо будет заверить собственной электронно-цифровой подписью.
Для тех, у кого нет возможности получить электронную цифровую подпись, предусмотрен другой порядок - через специализированного нотариуса.
Новый порядок пока действует лишь в качестве эксперимента в Москве, Санкт-Петербурге и ряде областей Центральной России. Если эксперимент окажется удачным, в ближайшие несколько лет он распространится на всю страну.
По оценкам экспертов, переход на электронное взаимодействие с налоговыми органами позволит ускорить и упростить процесс постановки предпринимателей на налоговый учет. По данным Федеральной налоговой службы, ежедневно в России регистрируется около 1500 новых юридических лиц. Еще тысячи предприятий ежедневно обращаются к налоговикам с другими вопросами.
А каковы же перспективы развития МБ в России на ближайшее время?
Ожидается, что к 2012 году Россия сможет приблизиться к общемировому показателю по доле граждан, желающих начать собственное дело, их число составит 10%, что превысит теперешний уровень в 4 раза. На поддержку малого бизнеса в 2012 году будет направляться около 0,2% расходов федерального бюджета. Доля выпуска продукции малых и средних предприятий составит 29% ВВП. Такие данные содержатся в прогнозе социально-экономического развития Российской Федерации на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов, подготовленном Минэкономразвития РФ и одобренном Правительством РФ на заседании 23 сентября 2010 года
В документе, опубликованном на официальном сайте Минэкономразвития РФ, специальный раздел посвящен поддержке малого и среднего предпринимательства. Развитие МСП рассматривается как одна из основных задач экономической политики.
Для обеспечения спроса на продукцию (работы, услуги) МСП через государственный (муниципальный) заказ, в дополнение к принятым в 2008 году изменениям в законодательстве о государственном и муниципальном заказе (распространение требований о проведении специализированных торгов для малых компаний, увеличении в 5 раз (до 15 млн. рублей) максимального размера лота при специальных торгах) большой потенциал для увеличения участия малых компаний в государственном заказе содержится в развитии электронных аукционов, считают в МЭР. Именно при таком размещении заказа статистика показывает наибольшее участие малого предпринимательства. Поэтому ставится задача увеличения доли государственного (муниципального) заказа, размещаемого на торгах через электронные аукционы, до 25% к 2012 году.
Доля государственного (муниципального) заказа, заказа естественных монополий и государственных корпораций, размещаемого у субъектов малого и среднего предпринимательства, к 2012 году должна увеличиться более чем в 2 раза (до 35%).
При этом, подчеркивается в документе, поддержка спроса на продукцию малых и средних компаний за счет использования возможностей государственного (муниципального) заказа не должна подменять собой работу по повышению спроса на продукцию малых и средних компаний за счет роста конкурентоспособности такой продукции.
С 2005 года Минэкономразвития
России осуществляет
Для начала собственного дела, модернизации производства, выхода на новые, в том числе зарубежные рынки повышение уровня бизнес-образования предпринимателя и его работников является необходимым условием. В настоящее время прохождение бизнес-образования является в соответствии с требованиями ведомственных актов Минэкономразвития России необходимым условием предоставления грантовой поддержки начинающих предпринимателей. К 2012 году показатель доли начинающих субъектов малого и среднего предпринимательства, прошедших обучение программам бизнес-образования, от совокупного количества начинающих субъектов малого предпринимательства должен составить 15%.
В 2009 году поддержка
муниципальных программ
В 2009 году вступил
в силу федеральный закон, сокращающий
число проверок субъектов
Результатом должно
стать снижение в 2 раза доли
издержек в выручке компаний
на преодоление
Еще одна важная
задача - формирование института
«обратной связи» с
Заключение
Итак, изучив такой важный сектор экономики, как малый бизнес, я сделала некоторые выводы.
Безусловно, малое предпринимательство в России находится в плачевном состоянии и имеет массу, к сожалению, нерешенных еще проблем. Мною были исследованы и перечислены только некоторые из них, но, как видим, перечень получился внушительным:
- недостаток кредитно- финансовых ресурсов;
- несовершенство нормативно-
- административные барьеры;
- недостаточная подготовка руководителей;
- отсутствие необходимой инфраструктуры;
- трудности инвестирования малого бизнеса;
- ограниченный сбыт продукции;
- сложность получения информации о деловой среде;
- низкий показатель
- ограничения возможности
подключения к инженерным
Радует то, что в последние годы роль и значение малого бизнеса в экономике нашей страны начали оценивать по - достоинству. И как следствие, сейчас властями принимается большое количество мер по решению проблем данного сегмента экономики. Некоторые из них также были описаны в работе, такие как:
- разработка юридических
и финансовых механизмов, которые
могли бы компенсировать
- полный отказ от ЕНВД (единого налога на вмененный доход);
- создание при ведущих юридических вузах бесплатных консультационных центров для предпринимателей;
- возложить на Министерство
юстиции РФ и региональные
власти обязанности по
- и другие.
Хочется надеяться, что правительство РФ в дальнейшем будет только увеличивать прилагаемые силы для развития малого бизнеса в нашей стране; что принимаемые меры будут более эффективны и что в ближайшее время российский малый бизнес сможет выйти на мировой уровень.
Список используемых источников
Информация о работе Проблемы и перспективы развития малого бизнеса в РФ