Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2012 в 17:49, курсовая работа
Цель: изучение путей конкурентоспособности предприятия
Задачи:
1. Дать общую характеристику понятию «конкурентоспособность предприятия»;
2. Изучить основные факторы, оказывающие влияние на конкурентоспособность предприятия;
3. Рассмотреть пути достижения конкурентоспособности на примере предприятия ТОО «Завод быстро возводимых зданий и сооружений».
стр.
ВВЕДЕНИЕ
3
1
Общая характеристика конкурентоспособности предприятия и путей её достижения
5
1.1
Характеристика конкурентоспособности предприятия
5
1.2
Методы анализа конкурентоспособности предприятия
9
1.3
Факторы, оказывающие влияние на конкурентоспособность предприятия
19
2
Пути достижения конкурентоспособности на предприятии ТОО «Архстрой»
26
2.1
Общая характеристика предприятия
26
2.2
Анализ конкурентоспособности предприятия ТОО «Архстрой»
30
2.3
Анализ резервов повышения конкурентоспособности
35
3
Пути достижения конкурентоспособности на предприятии ТОО «АРХСТРОЙ»
45
3.1
Проблемы конкурентоспособности предприятия
45
3.2
Пути повышения конкурентоспособности продукции ТОО «Архстрой»
48
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
59
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
62
ПРИЛОЖЕНИЯ
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН
Северо-Казахстанский государственный университет
им. М.Козыбаева
Экономический факультет
Кафедра
экономики
курсовая
работа
«Пути
достижения конкурентоспособности
на предприятии (НА ПРИМЕРЕ
тоо «Архстрой»)»
050506.DO.Э-09
автор Иванов И.И. ___________
РУКОВОДИТЕЛЬ Увалеева Ж.Б. ___________
Петропавловск,
2011
СОДЕРЖАНИЕ
стр. | ||
Введение | 3 | |
1 | Общая характеристика
конкурентоспособности |
5 |
1.1 | Характеристика
конкурентоспособности |
5 |
1.2 | Методы анализа
конкурентоспособности |
9 |
1.3 | Факторы, оказывающие влияние на конкурентоспособность предприятия | 19 |
2 | Пути достижения конкурентоспособности на предприятии ТОО «Архстрой» | 26 |
2.1 | Общая характеристика предприятия | 26 |
2.2 | Анализ конкурентоспособности предприятия ТОО «Архстрой» | 30 |
2.3 | Анализ резервов повышения конкурентоспособности | 35 |
3 | Пути достижения конкурентоспособности на предприятии ТОО «АРХСТРОЙ» | 45 |
3.1 | Проблемы |
45 |
3.2 | Пути повышения
конкурентоспособности |
48 |
Заключение | 59 | |
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ | 62 | |
ПРИЛОЖЕНИЯ | 64 |
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность. По мере перехода к рынку предприятие, получая экономическую самостоятельность в ведении производственно-хозяйственной деятельности, само на свой страх и риск определяет, какую продукцию, где, когда, какого качества производить, кому, на каких условиях и по какой цене её продавать. В связи с этим наиболее важной характеристикой продукции и услуг предприятий является их конкурентоспособность. Конкурентоспособность в рыночной экономике является основным фактором коммерческого успеха предприятия. В свою очередь, зависит от качества менеджмента и конкурентоспособности выпускаемой продукции, то есть от того, насколько она лучше аналогов - продукции, выпускаемой конкурирующими предприятиями. Рыночная конкуренция уже сейчас стала механизмом отбраковки всех нежизненных форм производства и торговли, при ней обречены все неэффективные формы и методы хозяйствования. Отсутствие необходимых теоретических и практических знаний сложного механизма обеспечения конкурентоспособности товаров и услуг зачастую приводит к серьезным просчетам при установлении цен, что ведет в ряде случаев к существенным убыткам, а иногда и к банкротству предприятий. В связи с этим, изучение путей достижения конкурентоспособности является актуальным.
Цель: изучение путей конкурентоспособности предприятия
Задачи:
Практическая
значимость. Работа может быть использована
в качестве вспомогательного пособия
студентами экономических специальностей
при изучении соответствующих тем.
Повышение
уровня конкурентоспособности
Повышение
конкурентоспособности
Конкурентоспособность на товарных рынках стала основой экономической безопасности страны. Располагая в недалеком прошлом мощным научно-техническим потенциалом (воспроизводство которого стало невозможным из-за недостатка финансирования), дешевой квалифицированной рабочей силой и собственными ресурсами многих видов сырья, РК имеет огромные возможности для повышения конкурентоспособности [1].
Данная проблема до недавнего времени практически не рассматривалась в научных трудах экономистов. И этому есть соответствующее объяснение. Административно-командные методы ведения хозяйства не способствовали становлению конкурентных отношений между предприятиями вследствие ограничения свободы действий предпринимательской деятельности, чрезмерного вмешательства государства в деятельность предприятий, неразвитости основных рыночных институтов.
Переход от административно-командной к рыночной экономике способствовал значительному росту цен на продукцию при одновременном снижении качества предлагаемых товаров. Такое положение дел явилось возможным в результате чрезмерной монополизации экономики, что выражалось в высокой степени концентрации и узкой предметной специализации.
В условиях реформирования постсоветской экономики принципиально изменяется подход к созданию систем обеспечения конкурентоспособности предприятия. Эта проблема выдвигается на первый план всей экономической политики государства.
Конкурентоспособность предприятий - это проблема не только отечественной, но и мировой экономики. Как считает авторитетный американский ученый, член Комиссии по конкурентоспособности в промышленности при президенте США М.Портер, пока «не существует общепринятого определения конкурентоспособности. Для фирм конкурентоспособность означала возможность конкурировать на мировом рынке при наличии глобальной стратегии. Для многих конгрессменов конкурентоспособность означала положительный внешнеторговый баланс. Для некоторых экономистов конкурентоспособность означала низкие производственные затраты на единицу продукции, приведенные к обменному курсу. Единственное, на чем может основываться концепция конкурентоспособности на уровне страны, - это продуктивность использования ресурсов» [2].
А
так как категория «
Так, экономисты исследовательской организации «European Management Forum» (г. Женева) предлагают следующее определение : «Конкурентоспособность фирмы - это реальная и потенциальная способность компаний, а также имеющихся у них для этого возможностей проектировать, изготовлять и сбывать товары, которые по ценовым и неценовым характеристикам в комплексе более привлекательны для потребителей, чем товары конкурентов».
По сути, данную формулировку можно свести к следующему: конкурентоспособность предприятия - это способность изготовлять и сбывать товар с большей конкурентоспособностью, чем у конкурента. Такая формулировка ограничивает данную категорию одним свойством - способностью изготовлять и сбывать товар.
Среди российских экономистов также существуют приверженцы данной трактовки понятия «конкурентоспособность». Так, например, Э.Б.Фигурнов и Ю.Ю.Донец рассматривают в качестве главной составляющей конкурентоспособности предприятия эффективность использования его производственного потенциала, т.е. способность наращивать конкурентоспособность изготавливаемой продукции в более быстром темпе, чем потенциал конкурента [3].
Следующая точка зрения, представленная ученым Т.Коно, выражается в рассмотрении конкурентоспособности предприятия как совокупности характеристик, включающих в себя: захваченную предприятием долю рынка; способность предприятия к производству, сбыту и развитию; способность высшего звена руководства к реализации поставленной цели.
Необходимо
рассмотреть отличия
Так,
В.Т.Денисов и Т.А.Сергиенко
Второе принципиальное отличие заключается в том, что оценку деятельности предприятия дает не только потребитель, но и сам предприниматель. Предприниматель решает, выгодно ли для него в масштабах и условиях данной экономики заниматься производством определенного товара. Если в случае определения конкурентоспособности товара можно сказать, что потребителя совершенно не интересует, при каких издержках выпущен товар, то в случае определения конкурентоспособности предприятия этого сказать уже нельзя.
Ермолов М.О. приводит отличие конкурентоспособности предприятия от конкурентоспособности продукции, которое он сформулировал как различие в периоде действия: конкурентоспособность предприятия носит долговременный характер, конкурентоспособность продукции - краткосрочный. Кроме этого, по его мнению, конкурентоспособность продукции может быть охарактеризована и оценена только через систему показателей, которые отражают сравнительные преимущества и недостатки потребительских, функциональных и стоимостных характеристик изделия, включая условия их доставки и эксплуатации. Сравнительные характеристики продукции определяются по отношению к таким же показателям аналогичной продукции другого предприятия с учетом их динамики до момента выхода продукции на рынок [4].
С
точки зрения Н.С.Яшина
Подводя итог вышесказанному, можно прийти к выводу, что пока не было сформулировано четкое определение понятия «конкурентоспособности предприятия». Под конкурентоспособностью предприятия можно понимать способность прибыльно производить и реализовывать продукцию по цене не выше и по качеству не хуже, чем у любых других контрагентов в своей рыночной нише [5].
Таким
образом, конкурентоспособность продукции
является основным результатом реализации
конкурентоспособности предприятия. Конкурентоспособность
товара и конкурентоспособность предприятия
соотносятся как часть и целое. Возможности
предприятия конкурировать на определенном
рынке непосредственно зависят от конкурентоспособности
товара и совокупности социально-экономических
и организационных факторов и методов
деятельности предприятия, оказывающих
воздействие на результаты конкурентной
борьбы.
Информация о работе Пути достижения конкурентоспособности на предприятии (на примере ТОО «Архстрой»)