Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2012 в 17:49, курсовая работа
Цель: изучение путей конкурентоспособности предприятия
Задачи:
1. Дать общую характеристику понятию «конкурентоспособность предприятия»;
2. Изучить основные факторы, оказывающие влияние на конкурентоспособность предприятия;
3. Рассмотреть пути достижения конкурентоспособности на примере предприятия ТОО «Завод быстро возводимых зданий и сооружений».
стр.
ВВЕДЕНИЕ
3
1
Общая характеристика конкурентоспособности предприятия и путей её достижения
5
1.1
Характеристика конкурентоспособности предприятия
5
1.2
Методы анализа конкурентоспособности предприятия
9
1.3
Факторы, оказывающие влияние на конкурентоспособность предприятия
19
2
Пути достижения конкурентоспособности на предприятии ТОО «Архстрой»
26
2.1
Общая характеристика предприятия
26
2.2
Анализ конкурентоспособности предприятия ТОО «Архстрой»
30
2.3
Анализ резервов повышения конкурентоспособности
35
3
Пути достижения конкурентоспособности на предприятии ТОО «АРХСТРОЙ»
45
3.1
Проблемы конкурентоспособности предприятия
45
3.2
Пути повышения конкурентоспособности продукции ТОО «Архстрой»
48
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
59
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
62
ПРИЛОЖЕНИЯ
-
сосредоточить все ресурсы
- разработать и внедрить пакет дополнительных сервисных услуг с учетом потребительских предпочтений на целевых сегментах: увеличение гарантийного срока, наличие обменного фонда продукции на складах дилерских фирм, комплектация в различных исполнениях продукции и т. д.;
- разработать план мероприятий по концентрации усилий по продвижению продукции на ведении агрессивной имиджевой рекламы и презентационной работы совместно с дилерскими фирмами в целевых регионах;
-
разработать и реализовать
-
провести доработку дизайна
-
систематически оценивать
При
оценке уровня конкурентоспособности
продукции применяются
- дифференциальный;
- комплексный;
- смешанный.
Дифференциальный
метод основан на использовании
единичных показателей
Комплексный метод оценки уровня конкурентоспособности базируется на применении групповых и интегральных показателей. Узловым моментом при оценке конкурентоспособности является расчет общего показателя уровня (Kt). В основе его определения лежит соотношение интегральных показателей конкурентоспособности оцениваемого изделия и базового образца.
Для определения уровня конкурентоспособности промышленной продукции может быть использован и смешанный метод оценки.
Смешанный метод оценки уровня конкурентоспособности основан на совместном применении единичных и комплексных показателей.
Наиболее важные показатели используются как единичные. Остальные единичные показатели объединяются в группы, для каждой из которых определяются групповые показатели [10].
На
основе полученной совокупности групповых
и единичных показателей
Данный метод имеет ряд недостатков:
1)
во всех случаях
2)
не учитывается то, что для
нескольких критериев
3)
при сравнении нескольких
4)
сложно установить весовое
5)
невозможно оценить степень
6)
данным методом рассчитывается
конкурентоспособность одного
7)
существует определенная
Перечисленные выше методики до сих пор используются на предприятиях, но все большее и большее распространение в Республике Беларусь получает параметрический анализ и рейтинговая оценка конкурентоспособности продукции. Особенности данных методик в том, что они основываются на разных типах информационного обеспечения.
Параметрический анализ используется в том случае, когда заказчиком выступает отдельное предприятие и получение даже публичной сводной финансовой отчетности и данных Минстата затратно с точки зрения затрат времени и ресурсов. В этом случае информационное обеспечение - это интервью с менеджерами предприятия-заказчика. Как правило эти данные основываются на субъективных суждениях и неформальных источниках информации, поэтому анализ в большей степени носит качественный (неформализованный) характер. [11].
Таким
образом, оценка конкурентоспособности
является исходным элементом для
производственно-хозяйственной
Анализ конкурентных позиций предприятия на рынке предполагает выяснение не только его сильных и слабых сторон, но и также тех факторов, которые в той или иной степени воздействуют на отношение покупателей к предприятию и, как результат, на изменение его доли в продажах на конкретном товарном рынке.
Под
факторами
С
целью лучшего понимания
По мнению французских экономистов А.Оливье, А.Дайана и Р.Урсе, сталкиваясь с международной и внутренней конкуренцией, предприятие должно обеспечить себе уровень конкурентоспособности по восьми факторам: концепция товара и услуги, на которой базируется деятельность предприятия; качество, выражающееся в соответствии продукта высокому уровню товаров рыночных лидеров и выявляемое путем опросов и сравнительных тестов; цена товара с возможной наценкой; финансы - как собственные, так и заемные; торговля - с точки зрения коммерческих методов и средств деятельности; послепродажное обслуживание, обеспечивающее предприятию постоянную клиентуру; внешняя торговля предприятия, позволяющая ему позитивно управлять отношениями с властями, прессой и общественным мнением; предпродажная подготовка, которая свидетельствует о его способности не только предвидеть запросы будущих потребителей, но и убедить их в исключительных возможностях предприятия удовлетворить эти потребности [12].
Ряд отечественных экономистов (Фатхутдинов Р., Селезнев А., Ермолов М.) к ключевым факторам рыночного успеха относят: финансовое положение предприятия; развитость базы для собственных научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок предприятия и уровень расходов на них; наличие передовой технологии; обеспеченность высококвалифицированными кадрами; способность к продуктовому и ценовому маневрированию; наличие сбытовой сети; состояние технического обслуживания; возможность кредитования; действенность рекламы и средств стимулирования сбыта; обеспеченность информацией, платежеспособность основных покупателей.
В. Петров считает, что конкурентоспособность предприятия складывается из трех основных базовых факторов:
ресурсный - затраты ресурсов на единицу готовой продукции. По его мнению предприятие само способно контролировать прежде всего ресурсный фактор роста конкурентоспособности, поэтому повышение производительности труда, капиталоотдачи, общей эффективности производства очень важно и зависит от политики самой организации по проведению научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок, накоплению основного капитала, организации маркетинга, профессиональной подготовке и переподготовке кадров;
ценовой - уровень и динамика цен на все используемые ресурсы и готовую продукцию. Данный фактор является менее контролируемым со стороны предприятия, поскольку уровень цен в стране во многом зависит от экономической политики государства;
«фактор среды» - в данный фактор входят такие составляющие, как: экономическая (налоговая политика, надежность банковской системы, уровень инфляции, банковского кредита, валютного курса, внешнеторговых тарифов) и политическая обстановка в стране и степень воздействия государства на рыночного контрагента [13].
Таким
образом, исходя из данной классификации
факторов конкурентоспособности
Наиболее фундаментальное исследование факторов конкурентоспособности предприятия было проведено в работах М.Портера. Факторы конкурентоспособности понимаются им как «одна из четырех основных детерминант конкурентного преимущества наряду со стратегией фирмы, ее структурой и конкурентами, условиями и наличием родственных или смежных предприятий отрасли и конкурирующих на рынке»
Факторы конкурентоспособности М.Портер напрямую связывал с факторами производства: людские ресурсы - количество, квалификация и стоимость рабочей силы; физические ресурсы - количество, качество, доступность и стоимость участков, воды, полезных ископаемых, лесных ресурсов, источников гидроэлектроэнергии, рыболовных угодий; климатические условия и географическое положение страны базирования предприятия; ресурсы знаний - сумма научной, технической и рыночной информации, влияющей на конкурентоспособность товаров и услуг и сосредоточенной в академических университетах, государственных отраслевых НИИ, частных исследовательских лабораториях, банках данных об исследованиях рынка и других источниках; денежные ресурсы - количество и стоимость капитала, который может быть использован на финансирование промышленности и отдельного предприятия; инфраструктура - тип, качество имеющейся инфраструктуры и плата за пользование ею, влияющие на характер конкуренции. Сюда относятся транспортная система страны, система связи, почтовые услуги, перевод платежей и средств из банка в банк внутри и за пределы страны, система здравоохранения и культуры, жилой фонд и его привлекательность с точки зрения проживания и работы.
Все факторы конкурентоспособности предприятия М.Портер предлагает делить на несколько типов.
Во-первых, факторы конкурентоспособности предприятия делятся на: основные и развитые.
Основные факторы - это природные ресурсы, климатические условия, географическое положение страны, неквалифицированная и полуквалифицированная рабочая сила. Развитые факторы - современная инфраструктура обмена информацией, высококвалифицированные кадры, использование высокотехнологичных производств.
Необходимо отметить, что деление факторов на основные и развитые весьма условно. Основные факторы существуют объективно, или для их создания требуются незначительные государственные и частные инвестиции. Как правило, создаваемое ими преимущество нестойко, а прибыль от использования низка. Особое значение они имеют для добывающих и перерабатывающих отраслей, где в основном применяется стандартизованная технология. Гораздо большее значение для обеспечения конкурентоспособности имеют развитые факторы. Для их развития необходимы значительные, часто продолжительные по времени вложения капитала и человеческих ресурсов. Условием их создания является использование высококвалифицированных кадров и наукоемких технологий. Развитые факторы часто строятся на базе основных факторов, т.е. не являясь источником конкурентного преимущества, в то же время основные факторы должны быть достаточно качественными, чтобы на их базе создать родственные развитые факторы.
Другим принципом деления факторов является степень их специализации. В соответствии с этим все факторы конкурентоспособности делятся на: общие и специализированные.
Общие факторы, к которым относятся инфраструктура, персонал с высшим образованием, могут использоваться в широком спектре отраслей. Специализированные факторы - это узкоспециализированный персонал, специфическая инфраструктура, базы данных в отдельных отраслях знаний, другие факторы, применяемые в одной или ограниченном числе отраслей. Общие факторы, как правило, дают конкурентные преимущества ограниченного характера. Они имеются у значительного количества субъектов экономики. Специализированные же факторы, которые порой основываются на общих, образуют более солидную долговременную основу для обеспечения конкурентоспособности предприятия. Финансирование создания этих факторов более целенаправленное и часто более рискованное [14].
Таким
образом, можно сделать вывод, что
в наибольшей степени повышение
уровня конкурентоспособности
Информация о работе Пути достижения конкурентоспособности на предприятии (на примере ТОО «Архстрой»)