Пути достижения конкурентоспособности на предприятии (на примере ТОО «Архстрой»)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2012 в 17:49, курсовая работа

Описание работы

Цель: изучение путей конкурентоспособности предприятия
Задачи:
1. Дать общую характеристику понятию «конкурентоспособность предприятия»;
2. Изучить основные факторы, оказывающие влияние на конкурентоспособность предприятия;
3. Рассмотреть пути достижения конкурентоспособности на примере предприятия ТОО «Завод быстро возводимых зданий и сооружений».

Содержание работы

стр.

ВВЕДЕНИЕ
3
1
Общая характеристика конкурентоспособности предприятия и путей её достижения
5
1.1
Характеристика конкурентоспособности предприятия
5
1.2
Методы анализа конкурентоспособности предприятия
9
1.3
Факторы, оказывающие влияние на конкурентоспособность предприятия
19
2
Пути достижения конкурентоспособности на предприятии ТОО «Архстрой»
26
2.1
Общая характеристика предприятия
26
2.2
Анализ конкурентоспособности предприятия ТОО «Архстрой»
30
2.3
Анализ резервов повышения конкурентоспособности
35
3
Пути достижения конкурентоспособности на предприятии ТОО «АРХСТРОЙ»
45
3.1
Проблемы конкурентоспособности предприятия
45
3.2
Пути повышения конкурентоспособности продукции ТОО «Архстрой»
48

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
59

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
62

ПРИЛОЖЕНИЯ

Файлы: 1 файл

ТОО завод.doc

— 456.00 Кб (Скачать файл)

       - сосредоточить все ресурсы предприятия  на деятельности в рамках целевых  сегментов рынка, на которых  продукция признана конкурентоспособной,  и исключить работу по второстепенным  направлениям на этапе 

       - разработать и внедрить пакет  дополнительных сервисных услуг с учетом потребительских предпочтений на целевых сегментах: увеличение гарантийного срока, наличие обменного фонда продукции на складах дилерских фирм, комплектация в различных исполнениях продукции и т. д.;

       - разработать план мероприятий по концентрации усилий по продвижению продукции на ведении агрессивной имиджевой рекламы и презентационной работы совместно с дилерскими фирмами в целевых регионах;

       - разработать и реализовать план  по снижению себестоимости продукции  с учетом внедрения нового технологического оборудования для производства без потери качества;

       - провести доработку дизайна продукции  с учетом современных тенденций  и возможностей нового технологического  оборудования;

       - систематически оценивать конкурентоспособность  продукции на наиболее важных сегментах для выявления тенденций и корректировки мероприятий по ее повышению.

       При оценке уровня конкурентоспособности  продукции применяются следующие  методы:

       - дифференциальный;

       - комплексный;

       - смешанный.

       Дифференциальный  метод основан на использовании  единичных показателей конкурентоспособности.

       Комплексный метод оценки уровня конкурентоспособности  базируется на применении групповых  и интегральных показателей. Узловым моментом при оценке конкурентоспособности является расчет общего показателя уровня (Kt). В основе его определения лежит соотношение интегральных показателей конкурентоспособности оцениваемого изделия и базового образца.

       Для определения уровня конкурентоспособности промышленной продукции может быть использован и смешанный метод оценки.

       Смешанный метод оценки уровня конкурентоспособности  основан на совместном применении единичных  и комплексных показателей.

       Наиболее  важные показатели используются как единичные. Остальные единичные показатели объединяются в группы, для каждой из которых определяются групповые показатели [10].

       На  основе полученной совокупности групповых  и единичных показателей качества оценивается уровень конкурентоспособности  дифференциальным методом.

       Данный  метод имеет ряд недостатков:

       1) во всех случаях предполагается  линейная зависимость конкурентоспособности  от значения критерия, то есть  по всем параметрам спроса  равна 1;

       2) не учитывается то, что для  нескольких критериев существуют ограничения, объективные или субъективные, при нарушении которых, конкурентоспособность продукции стремится к нулю;

       3) при сравнении нескольких товаров  необходимо проведение расчетов  для каждой пары в отдельности;

       4) сложно установить весовое значение  показателей, особенно для большого количества критериев;

       5) невозможно оценить степень влияния  на конкурентоспособность продукции  факторов, не поддающихся количественной  оценке;

       6) данным методом рассчитывается  конкурентоспособность одного объекта  относительно другого, а не уровень конкурентоспособности вообще;

       7) существует определенная сложность  выбора базы сравнения, особенно  в случаях, когда в качестве  таковой необходимо принять ряд  существующих образцов. Возникает  вопрос: какой товар является  лучшим?

       Перечисленные выше методики до сих пор используются на предприятиях, но все большее и большее распространение в Республике Беларусь получает параметрический анализ и рейтинговая оценка конкурентоспособности продукции. Особенности данных методик в том, что они основываются на разных типах информационного обеспечения.

       Параметрический анализ используется в том случае, когда заказчиком выступает отдельное  предприятие и получение даже публичной сводной финансовой отчетности и данных Минстата затратно с точки  зрения затрат времени и ресурсов. В этом случае информационное обеспечение - это интервью с менеджерами предприятия-заказчика. Как правило эти данные основываются на субъективных суждениях и неформальных источниках информации, поэтому анализ в большей степени носит качественный (неформализованный) характер. [11].

       Таким образом, оценка конкурентоспособности  является исходным элементом для  производственно-хозяйственной деятельности предприятий в условиях рыночной экономики. Изучение конкурентоспособности  должно вестись непрерывно и систематически на всех этапах жизненного цикла продукции. Такой подход дает возможность своевременно принять решения об оптимальных измерениях товарного ассортимента, необходимости поиска новых рынков для производственных и модернизированных изделий, расширении и создании производственных мощностей и т.д. 

    1. Факторы, оказывающие влияние  на конкурентоспособность  предприятия

       Анализ конкурентных позиций предприятия на рынке предполагает выяснение не только его сильных и слабых сторон, но и также тех факторов, которые в той или иной степени воздействуют на отношение покупателей к предприятию и, как результат, на изменение его доли в продажах на конкретном товарном рынке.

       Под факторами конкурентоспособности  можно понимать те явления и процессы производственно-хозяйственной деятельности предприятия и социально-экономической жизни общества, которые вызывают изменение абсолютной и относительной величины затрат на производство, а в результате - изменение уровня конкурентоспособности предприятия. Факторы могут воздействовать как в сторону повышения конкурентоспособности предприятия, так и в сторону уменьшения. Факторы определяют средства и способы использования резервов конкурентоспособности. Получение конкурентного преимущества на основе факторов зависит от того, насколько эффективно они используются и где, в какой отрасли они применяются.

       С целью лучшего понимания факторов конкурентоспособности рассмотрим их основные классификации, существующие в современной экономической  теории.

       По  мнению французских экономистов А.Оливье, А.Дайана и Р.Урсе, сталкиваясь с международной и внутренней конкуренцией, предприятие должно обеспечить себе уровень конкурентоспособности по восьми факторам: концепция товара и услуги, на которой базируется деятельность предприятия; качество, выражающееся в соответствии продукта высокому уровню товаров рыночных лидеров и выявляемое путем опросов и сравнительных тестов; цена товара с возможной наценкой; финансы - как собственные, так и заемные; торговля - с точки зрения коммерческих методов и средств деятельности; послепродажное обслуживание, обеспечивающее предприятию постоянную клиентуру; внешняя торговля предприятия, позволяющая ему позитивно управлять отношениями с властями, прессой и общественным мнением; предпродажная подготовка, которая свидетельствует о его способности не только предвидеть запросы будущих потребителей, но и убедить их в исключительных возможностях предприятия удовлетворить эти потребности [12].

       Ряд отечественных экономистов (Фатхутдинов Р., Селезнев А., Ермолов М.) к ключевым факторам рыночного успеха относят: финансовое положение предприятия; развитость базы для собственных научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок предприятия и уровень расходов на них; наличие передовой технологии; обеспеченность высококвалифицированными кадрами; способность к продуктовому и ценовому маневрированию; наличие сбытовой сети; состояние технического обслуживания; возможность кредитования; действенность рекламы и средств стимулирования сбыта; обеспеченность информацией, платежеспособность основных покупателей.

       В. Петров считает, что конкурентоспособность  предприятия складывается из трех основных базовых факторов:

       ресурсный - затраты ресурсов на единицу готовой продукции. По его мнению предприятие само способно контролировать прежде всего ресурсный фактор роста конкурентоспособности, поэтому повышение производительности труда, капиталоотдачи, общей эффективности производства очень важно и зависит от политики самой организации по проведению научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок, накоплению основного капитала, организации маркетинга, профессиональной подготовке и переподготовке кадров;

       ценовой - уровень и динамика цен на все используемые ресурсы и готовую продукцию. Данный фактор является менее контролируемым со стороны предприятия, поскольку уровень цен в стране во многом зависит от экономической политики государства;

       «фактор среды» - в данный фактор входят такие составляющие, как: экономическая (налоговая политика, надежность банковской системы, уровень инфляции, банковского кредита, валютного курса, внешнеторговых тарифов) и политическая обстановка в стране и степень воздействия государства на рыночного контрагента [13].

       Таким образом, исходя из данной классификации  факторов конкурентоспособности предприятия, предприятие не может контролировать все факторы конкурентоспособности, и поэтому активное вмешательство государства в экономические процессы в качестве действующего гаранта прав и обязанностей приобретает все более важное значение.

       Наиболее  фундаментальное исследование факторов конкурентоспособности предприятия было проведено в работах М.Портера. Факторы конкурентоспособности понимаются им как «одна из четырех основных детерминант конкурентного преимущества наряду со стратегией фирмы, ее структурой и конкурентами, условиями и наличием родственных или смежных предприятий отрасли и конкурирующих на рынке»

       Факторы конкурентоспособности М.Портер напрямую связывал с факторами производства: людские ресурсы - количество, квалификация и стоимость рабочей силы; физические ресурсы - количество, качество, доступность и стоимость участков, воды, полезных ископаемых, лесных ресурсов, источников гидроэлектроэнергии, рыболовных угодий; климатические условия и географическое положение страны базирования предприятия; ресурсы знаний - сумма научной, технической и рыночной информации, влияющей на конкурентоспособность товаров и услуг и сосредоточенной в академических университетах, государственных отраслевых НИИ, частных исследовательских лабораториях, банках данных об исследованиях рынка и других источниках; денежные ресурсы - количество и стоимость капитала, который может быть использован на финансирование промышленности и отдельного предприятия; инфраструктура - тип, качество имеющейся инфраструктуры и плата за пользование ею, влияющие на характер конкуренции. Сюда относятся транспортная система страны, система связи, почтовые услуги, перевод платежей и средств из банка в банк внутри и за пределы страны, система здравоохранения и культуры, жилой фонд и его привлекательность с точки зрения проживания и работы.

       Все факторы конкурентоспособности  предприятия М.Портер предлагает делить на несколько типов.

       Во-первых, факторы конкурентоспособности  предприятия делятся на: основные и развитые.

       Основные факторы - это природные ресурсы, климатические условия, географическое положение страны, неквалифицированная и полуквалифицированная рабочая сила. Развитые факторы - современная инфраструктура обмена информацией, высококвалифицированные кадры, использование высокотехнологичных производств.

       Необходимо  отметить, что деление факторов на основные и развитые весьма условно. Основные факторы существуют объективно, или для их создания требуются  незначительные государственные и  частные инвестиции. Как правило, создаваемое ими преимущество нестойко, а прибыль от использования низка. Особое значение они имеют для добывающих и перерабатывающих отраслей, где в основном применяется стандартизованная технология. Гораздо большее значение для обеспечения конкурентоспособности имеют развитые факторы. Для их развития необходимы значительные, часто продолжительные по времени вложения капитала и человеческих ресурсов. Условием их создания является использование высококвалифицированных кадров и наукоемких технологий. Развитые факторы часто строятся на базе основных факторов, т.е. не являясь источником конкурентного преимущества, в то же время основные факторы должны быть достаточно качественными, чтобы на их базе создать родственные развитые факторы.

       Другим  принципом деления факторов является степень их специализации. В соответствии с этим все факторы конкурентоспособности делятся на: общие и специализированные.

       Общие факторы, к которым относятся  инфраструктура, персонал с высшим образованием, могут использоваться в широком спектре отраслей. Специализированные факторы - это узкоспециализированный персонал, специфическая инфраструктура, базы данных в отдельных отраслях знаний, другие факторы, применяемые в одной или ограниченном числе отраслей. Общие факторы, как правило, дают конкурентные преимущества ограниченного характера. Они имеются у значительного количества субъектов экономики. Специализированные же факторы, которые порой основываются на общих, образуют более солидную долговременную основу для обеспечения конкурентоспособности предприятия. Финансирование создания этих факторов более целенаправленное и часто более рискованное [14].

       Таким образом, можно сделать вывод, что  в наибольшей степени повышение  уровня конкурентоспособности предприятия  возможно при наличии развитых и  специализированных факторов, а конкурентное преимущество, основывающееся на совокупности основных и общих факторов, - это преимущество низкого порядка, имеющее непродолжительный и неустойчивый характер.

Информация о работе Пути достижения конкурентоспособности на предприятии (на примере ТОО «Архстрой»)