Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2012 в 17:49, курсовая работа
Цель: изучение путей конкурентоспособности предприятия
Задачи:
1. Дать общую характеристику понятию «конкурентоспособность предприятия»;
2. Изучить основные факторы, оказывающие влияние на конкурентоспособность предприятия;
3. Рассмотреть пути достижения конкурентоспособности на примере предприятия ТОО «Завод быстро возводимых зданий и сооружений».
стр.
ВВЕДЕНИЕ
3
1
Общая характеристика конкурентоспособности предприятия и путей её достижения
5
1.1
Характеристика конкурентоспособности предприятия
5
1.2
Методы анализа конкурентоспособности предприятия
9
1.3
Факторы, оказывающие влияние на конкурентоспособность предприятия
19
2
Пути достижения конкурентоспособности на предприятии ТОО «Архстрой»
26
2.1
Общая характеристика предприятия
26
2.2
Анализ конкурентоспособности предприятия ТОО «Архстрой»
30
2.3
Анализ резервов повышения конкурентоспособности
35
3
Пути достижения конкурентоспособности на предприятии ТОО «АРХСТРОЙ»
45
3.1
Проблемы конкурентоспособности предприятия
45
3.2
Пути повышения конкурентоспособности продукции ТОО «Архстрой»
48
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
59
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
62
ПРИЛОЖЕНИЯ
ТОО «Архстрой» в 2008 году могло покрыть денежными средствами и краткосрочными финансовыми вложениями 2,9 % краткосрочных обязательств, в 2009 году – 1,8 %, а в 2010 году лишь 0,6 %. Сокращение данного показателя в динамике говорит о снижении ликвидности хозяйствующего субъекта.
У ТОО «Архстрой» в 2008 году величина коэффициента быстрой (срочной) ликвидности составляет 0,042, в 2009 году 0,213, а в 2010 году 0,037, однако основную долю в составе его занимает группа абсолютно ликвидных активов.
Коэффициент текущей ликвидности (общий коэффициент покрытия долгов Ктл) - отношение всей суммы оборотных активов, включая запасы, к общей сумме краткосрочных обязательств; он показывает степень покрытия оборотными активами оборотных пассивов:
В нашем примере величина коэффициента текущей ликвидности его в 2008 году составляет 0,81, в 2009 году 0,930, а в 2010 году – 0,95, что значительно ниже нормативного уровня, однако наметилась тенденция к его повышению.
Установлен минимальный его уровень: для промышленных предприятий - 1,7, сельскохозяйственных предприятий — 1,5, строительных организаций — 1,2, транспорта — 1,3, сферы услуг — 1,0 и т.д. Если фактическое его значение ниже данного уровня, то это является одним из оснований признания предприятия неплатежеспособным.
Далее рассмотрим наиболее часто используемые при анализе показатели оборачиваемости.
Анализируя данные таблицы приложения Б, отметим сокращение коэффициента оборачиваемости активов в 2009 году с 1,38 до 0,97, и дальнейшее его повышение в 2010 году до значения 1,5. То есть, в 2010 году предприятие наиболее эффективно управляло активами, что в последствии выразилось в сокращении периода оборота активов с 371,99 дней в 2009 году до 239,60 дней в 2010 году.
У ТОО «Архстрой» оборачиваемость собственных средств имела тенденцию к сокращению в 2009 году с 22,33 до 14,45, соответственно период оборота средств предприятия увеличился с 16,12 дней до 24,91 дня. Однако в 2010 году ситуация улучшается. Оборачиваемость собственных средств увеличивается до 20,77 и период оборота сокращается до 17,33 дней.
Как видно из расчетов в таблице приложения Б, оборачиваемость текущих активов предприятия увеличивается на протяжении всего анализируемого периода. С 0,18 в 2008 году до 1,11 в 2009 году и 1,81 в 2010 году. Соответственно сокращается и период оборота текущих активов, причем на достаточно большую величину, с 1996 дней в 2008 году до 199 дней в 2010 году. Что является положительным фактом в деятельности предприятия.
Из таблицы приложения Б видно, что коэффициент оборачиваемости дебиторской задолженности сокращается с 120,36 в 2008 году до 17,26 в 2010 году. Тога как период ее борота растет с 2,99 дней до 20,86 дней соответственно. Период оборота кредиторской задолженности ТОО «Архстрой» увеличивается в 2009 году с 243,87 дней до 346,89 дней, и снижается в 2010 году до 05,05 дней. Данная динамика является положительной поскольку говорит о сокращении задолженности предприятия перед сторонними организациями.
Финансовая устойчивость предприятия - одна из важнейших характеристик его финансовой деятельности. Финансовая устойчивость - это стабильность деятельности предприятия в долгосрочной перспективе. Проведем расчет величины чистых активов ТОО «Архстрой» (Таблица 4).
Таблица 4 - Расчет стоимости чистых активов ТОО «Архстрой» за период с 01.01.09 по 01.01.2011 гг.
тыс.тг
Показатель | 2008 год | 2009 год | 2010 год |
Денежные средства и их эквиваленты | 886309 | 8755846 | 1177083 |
Краткосрочная дебиторская задолженность | 364697 | 1703207 | 3015018 |
Запасы | 23072054 | 35272013 | 24233434 |
Текущие налоговые активы | 0 | 0 | 323941 |
Итого краткосрочных активов | 24323060 | 45731066 | 28749476 |
Основные средства | 7400942 | 4558189 | 3510075 |
Прочие долгосрочные активы | 2373964 | 2373964 | |
Итого долгосрочных активов | 7400942 | 6932153 | 5884039 |
Баланс | 31724002 | 52663219 | 34633515 |
Обязательства по налогам | 22761 | 17716 | 2488621 |
Краткосрочная кредиторская задолженность | 29735251 | 49108768 | 29639189 |
Прочие краткосрочные обязательства | 9718 | 0 | |
Итого краткосрочных обязательств | 29758012 | 49136202 | 32127810 |
Долгосрочные обязательства | 0 | 0 | 0 |
Итого пассивы, исключаемые из стоимости активов | 29758012 | 49136202 | 32127810 |
Стоимость чистых активов (итого активов минус итого пассивов) | 1965990 | 3527017 | 2505705 |
Наряду с абсолютными показателями конкурентоспособность организации характеризуют также финансовые коэффициенты (Приложение В).
На основе проведенного анализа, подведем общий итог, конкурентоспособности предприятия. ТОО «Архстрой» является предприятием со стабильным доходом, что подтверждается данными его бухгалтерской отчетности. Так по состоянию на 2008 – 2010 год доходы предприятия превышали его расходы. Что привело к формированию чистой прибыли в размере 4971165 тыс. тенге в 2008 году, 2797017 тыс. тенге в 2009 году и 350377 тыс. тенге в 2010 году.
Так, например, оборачиваемость текущих активов предприятия увеличивается на протяжении всего анализируемого периода. С 0,18 в 2008 году до 1,11 в 2009 году и 1,81 в 2010 году. Соответственно сокращается и период оборота текущих активов, причем на достаточно большую величину, с 1996 дней в 2008 году до 199 дней в 2010 году. Что является положительным фактом в деятельности предприятия.
Коэффициент
соотношения заемных и
Стоимость чистых активов ТОО «Архстрой» увеличилась в 2009 году с 1965990 тыс. тенге до 3527017 тыс. тенге и несколько сократилась в 2010 году до величины в 2505705 тыс. тенге.
Таким
образом, деятельности предприятия
ТОО «Архстрой» является рентабельной,
финансово устойчивой. Далее проведем
анализ финансового менеджмента предприятия.
2.3
Анализ резервов
повышения
Резервы
повышения
Произведем
расчет точки безубыточности для ТОО
«Архстрой» (Таблица 5). Безубыточный объем
реализации в 2008 году 13862518,99 тенге. в месяц.
Фактический объем продаж 76812668 тенге./мес.
Не превышает точку безубыточности, что
и является причиной наличия убытков.
В 2009 и 2010 году точка безубыточности составила
15077812,43 тенге и 15654252,2 тенге соответственно.
Таблица 5- Расчет точки безубыточности ТОО «Архстрой»
тыс.тенге
Цены/Объемы производства | 2008 год | 2009 год | 2010 год |
Объем реализации, тенге/год | 76812668 | 83418026 | 52036793 |
Переменные затраты на весь объем реализации, тенге/год | 1079853 | 1238890 | 808948 |
Накладные расходы, тенге/год | 13667636 | 14853883 | 15410896 |
Точка безубыточности | 13862518,99 | 15077812,43 | 15654252,2 |
Запас прочности | 81,9528219 | 81,92499493 | 69,91695434 |
Производственный рычаг | 1,220214236 | 1,220628699 | 1,430268251 |
Получается, что точка безубыточности может дать объективный ответ не на все вопросы. BEP всегда покажет, какой минимум продаж необходим, чтобы компания работала без убытков. Но сказать, упрочилось или ослабло финансовое положение компании, BEP может не всегда. Для ответа на последний вопрос необходимо рассчитать – «запас прочности». Его задача - показать, насколько близко предприятие подошло к границе, за которой начинаются убытки. Точнее - на сколько процентов может быть снижен объем реализации для сохранения безубыточности (если фактический объем реализации ниже точки безубыточности, «запас прочности» покажет, на сколько процентов необходимо увеличить объем реализации для достижения безубыточного уровня работы).
Для расчета «запаса прочности» необходимо отклонение фактической выручки от расчетной точки безубыточности разделить опять-таки на фактическую выручку. Для предприятия ТОО «Архстрой» «запас прочности» составляет 81,95 % в 2008 году, 81,93 в 2009 году, и 69,9 % в 2010 году. Следовательно, чтобы сработать без убытков, предприятие могло продать продукции на 70% меньше в 2010 году.
Рисунок
2. Динамика «запаса прочности» ТОО
«Архстрой»
Характеристику возможных темпов роста прибыли компании дает производственный рычаг (он же - производственный леверидж или operating leverage). Задача производственного рычага - показать, на сколько процентов вырастет прибыль предприятия при изменении выручки на 1%.
Рисунок
3. Динамика Производственного рычага
ТОО «Архстрой»
Производственный рычаг ТОО «Архстрой» в 2008 году 1,22, в 2009 году 1,22, а в 2010 году 1,43. Это значит, что на каждый 1% изменения выручки изменения прибыли составит 143 %. Если в обозримом будущем предполагается рост продаж, ситуация завидная. Если же грядет спад в продажах, стоит призадуматься и начать искать возможности по снижению рычага.
Можно сделать вывод, что все перспективное финансирование предприятие осуществляет за счет собственных средств, а значит, является предприятием с низким уровнем финансового риска. Тем не менее присутствует тенденция к постепенному возрастанию финансовой зависимости, т. к. в течение года собственный капитал предприятия уменьшался, а объем заемных средств возрастал.
3. ПУТИ ДОСТИЖЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ
НА ПРЕДПРИЯТИИ ТОО «АРХСТРОЙ»
3.1
Проблемы
В настоящее время ни одно предприятие в системе рыночных отношений не может нормально функционировать без маркетинговой службы на предприятии. И полезность маркетинга с каждым моментом все возрастает.
Это происходит потому, что потребности людей, как известно, безграничны, а ресурсы предприятия ограничены. Каждый субъект имеет свои потребности, удовлетворить которые не всегда качественно удается. К каждому необходим свой индивидуальный подход. Поэтому, в новых условиях выживает то предприятие, которое может наиболее точно выделять и улавливать разнообразие вкусов. Этому и способствует комплекс маркетинга на ТОО «Архстрой».
На ТОО «Архстрой» начальник службы маркетинга подчиняется непосредственно директору.
Основной целью создания отдела маркетинга является обеспечения сбыта продукции ТОО «Архстрой» на основании постоянного анализа рынка для изучения спроса и предложения на нем, а также проведение различных рекламных компаний для продвижения продукции.
Для выполнения своих функциональных задач отдел маркетинга наделяется финансовыми ресурсами, объем и направление использования которых регламентируется бюджетом отдела маркетинга, ежегодно разрабатываемым в рамках финансового плана фирмы и утверждаемым главным бухгалтером и директором ТОО «Архстрой».
Информация о работе Пути достижения конкурентоспособности на предприятии (на примере ТОО «Архстрой»)