Пути достижения конкурентоспособности на предприятии (на примере ТОО «Архстрой»)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2012 в 17:49, курсовая работа

Описание работы

Цель: изучение путей конкурентоспособности предприятия
Задачи:
1. Дать общую характеристику понятию «конкурентоспособность предприятия»;
2. Изучить основные факторы, оказывающие влияние на конкурентоспособность предприятия;
3. Рассмотреть пути достижения конкурентоспособности на примере предприятия ТОО «Завод быстро возводимых зданий и сооружений».

Содержание работы

стр.

ВВЕДЕНИЕ
3
1
Общая характеристика конкурентоспособности предприятия и путей её достижения
5
1.1
Характеристика конкурентоспособности предприятия
5
1.2
Методы анализа конкурентоспособности предприятия
9
1.3
Факторы, оказывающие влияние на конкурентоспособность предприятия
19
2
Пути достижения конкурентоспособности на предприятии ТОО «Архстрой»
26
2.1
Общая характеристика предприятия
26
2.2
Анализ конкурентоспособности предприятия ТОО «Архстрой»
30
2.3
Анализ резервов повышения конкурентоспособности
35
3
Пути достижения конкурентоспособности на предприятии ТОО «АРХСТРОЙ»
45
3.1
Проблемы конкурентоспособности предприятия
45
3.2
Пути повышения конкурентоспособности продукции ТОО «Архстрой»
48

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
59

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
62

ПРИЛОЖЕНИЯ

Файлы: 1 файл

ТОО завод.doc

— 456.00 Кб (Скачать файл)

       Следующий способ классификации факторов конкурентоспособности предприятия по М.Портеру - деление их на: естественные (природные ресурсы, географическое положение); искусственно созданные (техника, технология, экономическая среда и т.д.).

       Учитывая  все вышесказанное, всю совокупность факторов конкурентоспособности предприятия  по отношению к нему возможно подразделить на: внешние и внутренние.

       Внутренние  факторы - это объективные критерии, которые определяют возможности предприятия по обеспечению собственной конкурентоспособности. Так, по мнению В.А.Динеса, Н.С.Яшина к внутренним факторам можно отнести: потенциал маркетинговых служб; научно-технический потенциал; производственно-технологический потенциал; финансово-экономический потенциал; кадровый потенциал (структура, профессионально -квалифицированный состав); эффективность рекламы и средств стимулирования сбыта; уровень материально-технического обеспечения; условия хранения, транспортировки, упаковки продукции; уровень осуществляемых погрузочно-разгрузочных работ и транспортных услуг в соответствии с требованиями; подготовка и разработка производственных процессов, выбор оптимальной технологии производства; эффективность производственного контроля, испытаний, обследований; уровень технического обслуживания в постпроизводственный период; уровень сервисного и гарантийного обслуживания.

       Внешние факторы - социально-экономические и организационные отношения, позволяющие предприятию создать продукцию, которая по ценовым и неценовым характеристикам более привлекательна.

       Под внешними факторами следует понимать: меры государственного воздействия: экономического характера (амортизационная, налоговая, финансово-кредитная политика, инвестиционная политика, участие в международном разделении труда); административного характера (разработка, совершенствование и реализация законодательных актов, демонополизация экономики, государственная система стандартизации и сертификации, правовая защита интересов потребителей); основные характеристики самого рынка деятельности данного предприятия (его тип и емкость, наличие и возможности конкурентов); деятельность общественных и негосударственных институтов; деятельность политических партий, движений, блоков, формирующих социально-экономическую обстановку в стране [15].

       Таким образом, конкурентоспособность предприятия представляет собой совокупность, с одной стороны, характеристик самого предприятия (внутренних факторов), а с другой стороны, внешних по отношению к нему факторов. Специалисты различных областей знаний по-разному оценивают воздействие отдельных факторов на функционирование предприятий в рыночной среде и их конечные результаты деятельности. Однако, несмотря на очевидную простоту предлагаемых подходов, недопустимо акцентировать внимание на изучении отдельных факторов. В данном случае целесообразно применение комплексного подхода, который выражается в одновременном рассмотрении технических, экономических, технологических, социальных, организационных, экологических аспектов решения проблемы повышения конкурентоспособности предприятий. 
 
 
 
 
 

 

    2. ПУТИ  ДОСТИЖЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ  НА ПРЕДПРИЯТИИ ТОО «АРХСТРОЙ» 

    2.1Общая  характеристика предприятия 

       Товарищество  с ограниченной ответственностью «Архстрой» создано и функционирует в соответствии с Конституцией Республики Казахстан, Гражданским Кодексом Республики Казахстан, законами Республики Казахстан «О товариществах с ограниченной и дополнительной ответственностью», «О государственной поддержке малого предпринимательства» и Учредительным договором. ТОО «Архстрой» зарегистрировано в Областном управлении юстиции 30 марта 2000 года, свидетельство № 4784- 1948 – ТОО. Является объединением лиц, созданным для осуществления совместной хозяйственной деятельности, является коммерческой организацией, преследующей извлечение дохода в качестве основной цели своей деятельности.

       Создано для осуществления следующих  основных видов деятельности:

  1. Разработка макетов;
  2. Размещение рекламы на билбордах;
  3. Изготовление стендов, государственных символов как на бумажном носителе, так и на материале;
  4. Изготовление вывесок (неоновые, галогеновые, на пластике, на материале клиента);
  5. Изготовление стелы различных форм;
  6. Печать на банерной ткани;
  7. Печать на полноцветной пленке Oracall;
  8. Разработка эскизов дизайнером на изготовление рекламы;
  9. Наклейки на транспортные средства;
  10. Продажа материалов для изготовления наружной рекламы, а также иной деятельности, не запрещённой законодательством Республики Казахстан.

       Отдельными  видами деятельности, перечень которых определяется законодательными актами,  может заниматься только на основании лицензии.

       На  рисунке 2.1  представлена динамика выручки  и себестоимости от реализации продукции  и оказания услуг ТОО «Архстрой».

      Рисунок 1 Динамика дохода от реализации и себестоимости ТОО «Архстрой», тыс. тенге 

      Как видно из вышеприведенного рисунка, за период с 2008 года по 2010 год наблюдается  увеличение дохода от реализации продукции  и оказания услуг с 43895157 тыс. тенге  в 2008 году до 50965431 тыс. тенге в 2009 году и 52036793 тыс. тенге в 2010 году. Что является положительной тенденцией в деятельности хозяйствующего субъекта и говорит об эффективности его деятельности. Положительную динамику демонстрирует и себестоимость реализованной продукции и оказанных услуг. Так если в 2008 году величина себестоимости составляла 24176503 тыс. тенге, то в 2009 году она увеличилась до  32075641 тыс. тенге, или на 32,7 %. В 2010 году величина себестоимости составила 35466572 тыс.тенге, то есть темп роста составил 110,6 %.

      В таблице 1 представлена система оценочных показателей определения производственного потенциала предприятия. Фондоотдача. Данный показатель определяется отношением выручки от реализации продукции к среднегодовой стоимости основных средств. Рост фондоотдачи является одним из факторов интенсивного роста объема выпуска продукции. У анализируемого предприятия фондоотдача в течение трех последних периодов увеличивается с 5,93 в 2008 году до 11,18 в 2009 году и 14,82 в 2010 году. Фондоотдача значительно превышает пороговые значения, а показатель фондоемкости, напротив, имеет тенденцию к снижению  с 0,17 в 2008 году до 0,07 в 2010 году, что еще более подтверждает высокий потенциал предприятия.  

       Таблица 1 – Анализ технико-экономических показателей ТОО «Архстрой»

Показатели 2008 2009 Отклонение 2009г. от 2008г. 2010 Отклонение 2010г. от 2009г.
(+/-) % (+/-) %
Валовая продукция, тыс. тг 43895157 50965431 7070274 116,11 52036793 1071362 102,1
Себестоимость товарной продукции, тыс. тг 29176803 35078641 5901838 120,23 36866572 1787931 105,1
Среднесписочная численность работающих 14 14 0,00 100,00 12 -2 85,71
Фонд  оплаты труда, тыс.тг 13667636 14853883 1186247 108,68 15410896 557013 103,7
Среднегодовая стоимость основных фондов, тыс.тг 7400942 4558189 -2842753 61,59 3510075 -1048114 77,01
Валовой доход, тыс.тг 6266694 15886790 9620096 253,51 15170221 -716569 95,49
Чистый  доход, тыс.тг -29135 -205983 -176848 707,00 -1049623 -843640 509,5
Затраты на 1 тг товарной продукции, тг 0,66 0,69 0,02 103,55 0,71 0,02 102,93
Среднемесячная  выработка на 1 работающего, тг 261280 303366 42085 116,11 361366,62 58000,96 119,1
Среднемесячная  заработная плата 1 работающего, тг 81355 88416 7061 108,68 107020,11 18604,14 121,0
Фондоотдача, тенге 5,93 11,18 5,25 188,52 14,82 3,64 132,6
Фондоемкость, тенге 0,17 0,09 -0,08 53,05 0,07 -0,02 75,42
Фондовооруженность, тенге 528638 325584 -203053,8 61,59 292506 -33078,7 89,84
Фондорентабельность, % -0,39 -4,52 -4,13 1147,92 -29,90 -25,38 661,7
Рентабельность, % -0,07 -0,40 -0,34 608,92 -2,02 -1,61 499,1

 

    Показатели  фондовооруженности снижаются ввиду сокращения стоимости основных производственных фондов. Если в 2008 году вооруженность основными фондами составляла 528639 тыс. тенге, то к концу 2010 года она сократилась уже до 292506 тыс. тенге.

    Доля  переменных затрат в себестоимости продукции. Оценивая данный показатель, несомненно, нужно иметь в виду, что структура себестоимости имеет ярко выраженные отраслевые особенности.

    Как уже было сказано выше, уровень  данного показателя напрямую связан с отраслевой принадлежностью предприятия. Поэтому для предприятий сферы услуг его значение в 3,7 % в 2008 году и 3,53 % в 2009 году являются вполне достаточными. Однако в 2010 году наблюдается снижение данного коэффициента до 0,02 %.

    Материалоотдача. Данный показатель определяется как отношение выручки от реализации продукции к материальным и приравненным к ним затратам в себестоимости продукции.

    У ТОО «Архстрой» материалоотдача  за все анализируемые периоды  значительно превышает нормативный  порог, и более того, наблюдается  положительная тенденция роста с 40,65 в 2008 году до 41,14 в 2009 году и 64,33 в 2010 году.

    Расчетные данные, представленные в таблице 2 показывают, что в течение 2008 и 2009 года изменений в списочной численности  работников предприятие не было. В  связи с этим коэффициенты по приему и выбытию находятся на нулевом уровне. Однако в 2010 году происходит сокращение штата на 2 человека. Изменение выработки на одного работающего. Выработка определяется отношением объема произведенной продукции к среднесписочной численности работающих. Затем рассчитывается изменение выработки как отношение выработки текущего периода к выработке предыдущего периода. Из таблицы 2 видно, что выработка на одного работника в 2009 году увеличилась по сравнению с 2008 годом на 16 %,  а в 2010 году на 19 % соответственно. Таким образом, у ТОО «Архстрой» высокий уровень производственного потенциала. 

    2.2 Анализ конкурентоспособности предприятия ТОО «Архстрой» 

      Одним из показателей, характеризующих конкурентоспособность предприятия, является его платежеспособность, т.е. возможность своевременно погашать свои платежные обязательства наличными денежными ресурсами (Приложение А). Баланс считается абсолютно ликвидным, если: А1 ≥ П1; А2 ≥ П2; А3 ≥ П3; А4 ≤ П4.

      Произведем  сравнение агрегатов для ТОО  «Архстрой»:

      В 2008 году: 886309 ≥ 22761; 364697 < 29735251;  23072054 ≥ 0; 7400942≥ 1965990, то есть  А1 ≥ П1; А2 < П2; А3 ≥ П3; А4 ≥ П4.

      В 2009 году: 8755846≥ 17716; 1703207< 49118486;  35272013≥ 0; 6932153≥ 3527017, то есть  А1 ≥ П1; А2 < П2; А3 ≥ П3; А4 ≥ П4.

      В 2010 году: 1177083 < 2488621; 3015018< 29639189;  24557375≥ 0; 5884039≥ 2505705, то есть  А1 < П1; А2 < П2; А3 ≥ П3; А4 ≥ П4.

      Изучение  соотношений этих групп активов  и пассивов за несколько периодов позволит установить тенденции изменения  в структуре баланса и его ликвидности. На основе вышеприведенных данных отметим ухудшение ликвидности предприятия. Так если в 2008 году недостаток средств наблюдался только по агрегату А2, то  есть среднесрочному периоду, то  в 2010 году уже по агрегатам А1 и А2. Следовательно, у предприятия недостаточно краткосрочных активов и денежных средств для покрытия своих краткосрочных обязательств (Таблица 2.3).

      Таблица 2. - Расчет платежного излишка (недостатка) ТОО «Архстрой»

      тыс.тенге

Показатель  2008 год 2009 год 2010 год
по  группе 1 863548 8738130 -1311538
по  группе 2 -29370554 -47415279 -26624171
по  группе 3 23072054 35272013 24557375
по  группе 4 5434952 3405136 3378334

 

      Наряду  с абсолютными показателями для  оценки ликвидности и платежеспособности предприятия рассчитывают относительные показатели: коэффициент абсолютной ликвидности, коэффициент быстрой ликвидности и коэффициент текущей ликвидности (таблица 3). 

      Таблица 3. – Расчет показателей ликвидности предприятия ТОО «Ахстрой»

      тыс.тенге 

Показатель  2008 год 2009 год 2010 год Отклонение 
2009 год от 2008 года 2010 год от 2009 года
Коэффициент абсолютной ликвидности  0,029 0,178 0,006 0,149 -0,172
Коэффициент быстрой (срочной) ликвидности  0,042 0,213 0,037 0,171 -0,176
Коэффициент текущей ликвидности  0,817 0,930 0,895 0,113 -0,035

Информация о работе Пути достижения конкурентоспособности на предприятии (на примере ТОО «Архстрой»)