Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2013 в 20:11, курсовая работа
Цель работы: на основе изучения теоретических источников, публикаций в периодической литературе и фактического материала выяснить с какими проблемами государственной поддержки сталкивается малый бизнес в России и какие у него вырисовываются перспективы.
В соответствии с целью работы были поставлены следующие задачи:
необходимо четко обозначить характерные особенности организации, являющиеся субъектами малого бизнеса, оценить достоинства и недостатки малого бизнеса и выявить основные его проблемы и особенности развития в России;
ознакомиться с основными направлениями и задачами государственной поддержки малого бизнеса в России, её результатами и имеющимися проблемами;
Введение
1. Состояние малого бизнеса в России
1.1. Характерные особенности малого бизнеса
1.1.1 Определение субъекта малого бизнеса
1.1.2 Сравнение малого и крупного бизнеса
1.1.3 Эффект масштаба предприятий
1.2. Преимущества и недостатки малого бизнеса
1.2.1 Преимущества малого бизнеса
1.2.2 Недостатки малого бизнеса
1.3. Положительное воздействие малого бизнеса на развитие экономики
1.4. Проблемы малого бизнеса в России
2. Государственная поддержка малого бизнеса в России
2.1. Основные направления, задачи и инструменты
2.1.1 Институты для поддержки малого бизнеса
2.1.2 Нормативная база по поддержке малого бизнеса
2.2. Результаты реализации поддержки малого бизнеса в России
2.3. Проблемы государственной поддержки
2.3.1 Отсутствие четкой модели развития малого и среднего бизнеса в России
2.3.2 Несогласованность в курсе облегчения доступа к недвижимости
2.3.3 Необходимые шаги для снижения риска приостановки инфраструктуры поддержки МП из-за кризиса
3. Перспективы малого бизнеса в России
3.1 В перспективе бывшие российские безработные могут увеличить число мелких предприятий в стране
3.2 Факторы влияющие на развитие малого бизнеса, полученные результаты и перспективы
3.3 Влияние кризиса на перспективу работы малых предприятий
3.4 Необходимые меры для развития малого бизнеса в условиях кризиса
3.5 Дальнейшая перспектива и ряд нерешенных проблем
Заключение
Список используемой литературы
КУРСОВАЯ РАБОТА
на тему
«Роль и значение малого бизнеса, и его положение в современной экономике России»
2010
Содержание
Введение
1. Состояние малого бизнеса в России
1.1. Характерные особенности малого бизнеса
1.1.1 Определение субъекта малого бизнеса
1.1.2 Сравнение малого и крупного бизнеса
1.1.3 Эффект масштаба предприятий
1.2. Преимущества и недостатки малого бизнеса
1.2.1 Преимущества малого бизнеса
1.2.2 Недостатки малого бизнеса
1.3. Положительное воздействие малого бизнеса на развитие экономики
1.4. Проблемы малого бизнеса в России
2. Государственная поддержка малого бизнеса в России
2.1. Основные направления, задачи и инструменты
2.1.1 Институты для поддержки малого бизнеса
2.1.2 Нормативная база по поддержке малого бизнеса
2.2. Результаты реализации поддержки малого бизнеса в России
2.3. Проблемы государственной поддержки
2.3.1 Отсутствие четкой
модели развития малого и
2.3.2 Несогласованность в курсе облегчения доступа к недвижимости
2.3.3 Необходимые шаги для снижения риска приостановки инфраструктуры поддержки МП из-за кризиса
3. Перспективы малого бизнеса в России
3.1 В перспективе бывшие российские безработные могут увеличить число мелких предприятий в стране
3.2 Факторы влияющие на развитие малого бизнеса, полученные результаты и перспективы
3.3 Влияние кризиса на
перспективу работы малых
3.4 Необходимые меры для развития малого бизнеса в условиях кризиса
3.5 Дальнейшая перспектива и ряд нерешенных проблем
Заключение
Список используемой литературы
Приложение
Введение
В современных условиях малое
предпринимательство относится
к числу необходимых элементов
рыночной экономики, поскольку этот
сектор включается в структуру современной
модели рыночно-конкурентного
Социальная значимость малого бизнеса определяется массовостью группы мелких собственников - владельцев малых предприятий и их наемных работников, общая численность которых является одной из наиболее существенных характеристик любой страны с развитой рыночной экономикой. Именно в секторе малого бизнеса создается и находится в обороте основная масса материальных ресурсов. Поэтому, необходимы стремление и воля государства и общества развивать предпринимательскую активность населения.
Исходя из этого, целью
государственной политики развития
и поддержки бизнеса является
создание политических, правовых и
экономических условий для
Малое предпринимательство,
оперативно реагируя на изменение конъюнктуры
рынка, придает рыночной экономике
необходимую гибкость. Существенный
вклад вносит малый бизнес в формирование
конкурентной среды, что для
Однако масштабы развития малого бизнеса в России и его вклад в оздоровление экономики сегодня явно недостаточны. Одной из причин такого положения состоит в том, что имеется ряд проблем связанных с государственной поддержкой малого бизнеса, но не смотря на это малый бизнес имеет определенные перспективы в России.
Развития малого бизнеса и его господдержка в настоящее время является актуальной темой в том числе и на заседаниях правительства, где премьер Владимир Путин в конце ноября прошлого года внес законопроект, вдвое сокращающий перечень платных услуг, необходимых при начале нового бизнеса.
Объектом исследования в данной работе являлись малые предприятия в экономике России.
Цель работы: на основе изучения теоретических источников, публикаций в периодической литературе и фактического материала выяснить с какими проблемами государственной поддержки сталкивается малый бизнес в России и какие у него вырисовываются перспективы.
В соответствии с целью работы были поставлены следующие задачи:
необходимо четко обозначить
характерные особенности
ознакомиться с основными направлениями и задачами государственной поддержки малого бизнеса в России, её результатами и имеющимися проблемами;
рассмотреть сложившуюся
ситуацию в отношении развития малого
бизнеса и оценить его
1. Состояние малого бизнеса в России
1.1 Характерные особенности малого бизнеса
1.1.1 Определение субъекта малого бизнеса
Критерии отнесения
в промышленности - 100 человек;
в строительстве - 100 человек;
на транспорте - 100 человек;
в сельском хозяйстве - 60 человек;
в научно-технической сфере - 60 человек;
в оптовой торговле - 50 человек;
в розничной торговле и бытовом обслуживании населения - 30 человек;
в остальных отраслях и при осуществлении других видов деятельности - 50 человек.
Под субъектами малого предпринимательства понимаются также физические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица.
Согласно Федерального закона от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ Федеральный закон от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ» в приведенные выше критерии отнесения организаций к субъектам малого бизнеса были внесены ряд изменений. Первым критерием становится количественный состав, т.е. средняя численность работников предприятия, в соответствии с которым выделяются три вида субъектов малого и среднего предпринимательства: микропредприятия с численностью занятых не более 15 человек, малые предприятия - от 16 до 100 человек, средние предприятия - от 101 до 250 человек. Вторым критерием становится оборот (выручка от реализации товаров без учета налога на добавленную стоимость) или балансовая стоимость активов. Критерий относительно структуры уставного капитала остается прежним.
В принципе, введенные данным Законом критерии соответствуют существующим в Евросоюзе. Вопрос в том, как определять цифры - по обороту или балансовой стоимости активов. Одна из новелл Закона заключается в том, что необходимо проводить сплошное статистическое обследование один раз в пять лет, на основе которого и будут определяться и корректироваться эти цифры. Данные цифры будут вводиться на основании Постановления Правительства РФ с учетом сплошных статистических наблюдений (ч. 2 ст. 4 Закона, посвященная проведению таких статистических исследований, вступило в силу с 1 января 2010 года). Выручка от реализации товаров (работ, услуг) без учета налога на добавленную стоимость или балансовая стоимость активов (остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов) за предшествующий календарный год не должна превышать предельных значений, установленных в Постановлении Правительства РФ Постановление Правительства РФ от 22.07.2008 N 556 «О предельных значениях выручки от реализации товаров (работ, услуг) для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства», а именно для микропредприятий - 60 млн. руб., малых предприятий - 400 млн. руб., средних предприятий - 1000 млн. руб Терновцов А.В., Малый и средний бизнес получил реальную поддержку со стороны государства «Безопасность бизнеса», 2009, №2.
1.1.2 Сравнение малого и крупного бизнеса
Для крупного бизнеса характерно то, что он располагает большими материальными, финансовыми, трудовыми ресурсами, квалифицированными кадрами. Именно крупные фирмы способны вести крупномасштабные научно-технические разработки, которые и определяют технологический прогресс.
В сферах, где пока не требуется
значительных капиталов, больших объёмов
оборудования и большого количества
работников развивается малый бизнес.
Малых предприятий особенно много
в наукоемких видах производства,
а также в отраслях, связанных
с производством
1.1.3 Эффект масштаба предприятий
Малый бизнес не может использовать в своей деятельности эффект масштаба - важнейший фактор, который используется крупным бизнесом.
Деятельность как малых так и крупных предприятий направлена на увеличение чистого дохода, которое теоретически, с оговоркой «при прочих равных условиях» достигается:
увеличением масштаба производства;
контролем текущих издержек, чтобы они не превышали цену реализации;
снижением постоянных издержек.
Оговорка «при прочих равных условиях» предполагает многие допущения: о неограниченности спроса; его независимости от уровня цены; о независимости текущих затрат от масштабов производства; об отсутствии пороговых затрат, без которых вообще невозможно начать предпринимательскую деятельность в отдельных секторах экономики и т.д.
Однако на практике эти
допущения никогда не встречаются
и поэтому в жизни крупные
и малые предприятия для
Рис. 1 Направление развития крупного производства
Рис. 2 Направление развития малого производства
При этом арсенал используемых приемов у малого предпринимателя не очень велик:
увеличение цены реализации предлагаемых товаров и услуг за счет их особых преимуществ на рынке;
снижение текущих издержек производства за счет специальных профессиональных навыков, использования более дешевых видов сырья и материалов;
снижение постоянных издержек по содержанию бюрократического аппарата и закупке дорогостоящего оборудования.
Ограниченность этих приемов
определяет главные отличия малого
предпринимательства перед
1.2 Преимущества и недостатки малого бизнеса
1.2.1 Преимущества малого бизнеса
Анализируя зарубежный и отечественный опыт развития малого предпринимательства, можно указать на следующие преимущества малого предпринимательства:
более быстрая адаптация к местным условиям хозяйствования;
большая свобода действий субъектов малого предпринимательства;
гибкость и оперативность в принятии и выполнении принимаемых решений;
относительно невысокие
расходы при осуществлении
простые коммуникационные связи внутри предприятия, прямая передача информации, её быстрое усвоение и быстрая реакция на поступающие команды и распоряжения в самом предприятии;
большая возможность для собственника реализовать свои идеи, проявить свои способности, поэтому у него всегда высокий уровень личной мотивации в достижении успеха, что положительно сказывается в целом на деятельности предприятия;
производством малыми партиями
(что невыгодно крупным фирмам)
способность обеспечения занятости большего количества работников по сравнению с крупными предприятиями, тем самым малый бизнес содействует подготовке профессиональных кадров и распространению практических знаний. Также необходимо отметить, малый бизнес, обладая значительным потенциалом в сфере трудоустройства населения, способен вовлечения в производство резерв рабочей силы, который не мог быть использованы в крупном производстве, а это пенсионеры, учащиеся, домохозяйки, инвалиды и лица, желающие трудиться после основного рабочего времени ради получения дополнительных легальных доходов;
более низкая потребность в первоначальном капитале;
менее дорогое создание рабочего места по сравнению с крупным бизнесом;
способность быстро вводить
изменения в продукцию и
относительно небольшие сроки организации дела, строительства, а значит малым предприятиям быстрее и дешевле перевооружаться, внедрять новую технологию и автоматизацию производства, достигать оптимального соотношения машинного и ручного труда;
малые предприятия наиболее успешно работают на узко локальном рынке услуг, ориентируясь на личные контакты производителей и потребителей (например, парикмахерские, кафе и т. д.);
легкость и простота организации и ликвидации малого предприятия по сравнению с крупным;
преимущество в
получение государственной поддержки;
относительно более высокая оборачиваемость собственного капитала;
эффективная отдача от личных связей, часто вредящих в крупном деле, составляют основу малого бизнеса, часто неформальные отношения не только между работниками предприятия, но даже и его клиентами, способны существенно продвинуть дело, учесть все многообразие фактов, которые при других условиях даже трудно собрать и сконцентрировать.
Информация о работе Роль и значение малого бизнеса, и его положение в современной экономике России