Роль и значение малого бизнеса, и его положение в современной экономике России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2013 в 20:11, курсовая работа

Описание работы

Цель работы: на основе изучения теоретических источников, публикаций в периодической литературе и фактического материала выяснить с какими проблемами государственной поддержки сталкивается малый бизнес в России и какие у него вырисовываются перспективы.
В соответствии с целью работы были поставлены следующие задачи:
необходимо четко обозначить характерные особенности организации, являющиеся субъектами малого бизнеса, оценить достоинства и недостатки малого бизнеса и выявить основные его проблемы и особенности развития в России;
ознакомиться с основными направлениями и задачами государственной поддержки малого бизнеса в России, её результатами и имеющимися проблемами;

Содержание работы

Введение
1. Состояние малого бизнеса в России
1.1. Характерные особенности малого бизнеса
1.1.1 Определение субъекта малого бизнеса
1.1.2 Сравнение малого и крупного бизнеса
1.1.3 Эффект масштаба предприятий
1.2. Преимущества и недостатки малого бизнеса
1.2.1 Преимущества малого бизнеса
1.2.2 Недостатки малого бизнеса
1.3. Положительное воздействие малого бизнеса на развитие экономики
1.4. Проблемы малого бизнеса в России
2. Государственная поддержка малого бизнеса в России
2.1. Основные направления, задачи и инструменты
2.1.1 Институты для поддержки малого бизнеса
2.1.2 Нормативная база по поддержке малого бизнеса
2.2. Результаты реализации поддержки малого бизнеса в России
2.3. Проблемы государственной поддержки
2.3.1 Отсутствие четкой модели развития малого и среднего бизнеса в России
2.3.2 Несогласованность в курсе облегчения доступа к недвижимости
2.3.3 Необходимые шаги для снижения риска приостановки инфраструктуры поддержки МП из-за кризиса
3. Перспективы малого бизнеса в России
3.1 В перспективе бывшие российские безработные могут увеличить число мелких предприятий в стране
3.2 Факторы влияющие на развитие малого бизнеса, полученные результаты и перспективы
3.3 Влияние кризиса на перспективу работы малых предприятий
3.4 Необходимые меры для развития малого бизнеса в условиях кризиса
3.5 Дальнейшая перспектива и ряд нерешенных проблем
Заключение
Список используемой литературы

Файлы: 1 файл

роль и значение малого бизнеса.docx

— 79.39 Кб (Скачать файл)

КУРСОВАЯ РАБОТА

на тему

«Роль и значение малого бизнеса, и его положение в  современной экономике России»

2010

Содержание

Введение

1. Состояние малого бизнеса  в России

1.1. Характерные особенности  малого бизнеса

1.1.1 Определение субъекта  малого бизнеса

1.1.2 Сравнение малого и  крупного бизнеса

1.1.3 Эффект масштаба предприятий

1.2. Преимущества и недостатки  малого бизнеса

1.2.1 Преимущества малого  бизнеса

1.2.2 Недостатки малого  бизнеса

1.3. Положительное воздействие  малого бизнеса на развитие  экономики

1.4. Проблемы малого бизнеса  в России

2. Государственная поддержка  малого бизнеса в России

2.1. Основные направления,  задачи и инструменты

2.1.1 Институты для поддержки  малого бизнеса

2.1.2 Нормативная база по  поддержке малого бизнеса

2.2. Результаты реализации  поддержки малого бизнеса в  России

2.3. Проблемы государственной  поддержки

2.3.1 Отсутствие четкой  модели развития малого и среднего  бизнеса в России

2.3.2 Несогласованность в  курсе облегчения доступа к  недвижимости

2.3.3 Необходимые шаги для  снижения риска приостановки  инфраструктуры поддержки МП  из-за кризиса

3. Перспективы малого  бизнеса в России

3.1 В перспективе бывшие российские безработные могут увеличить число мелких предприятий в стране

3.2 Факторы влияющие на развитие малого бизнеса, полученные результаты и перспективы

3.3 Влияние кризиса на  перспективу работы малых предприятий

3.4 Необходимые меры для  развития малого бизнеса в  условиях кризиса

3.5 Дальнейшая перспектива  и ряд нерешенных проблем

Заключение

Список используемой литературы

Приложение

Введение

В современных условиях малое  предпринимательство относится  к числу необходимых элементов  рыночной экономики, поскольку этот сектор включается в структуру современной  модели рыночно-конкурентного хозяйства  и оказывает существенное влияние  на темпы экономического роста, структуру  и качество валового внутреннего  продукта (ВВП).

Социальная значимость малого бизнеса определяется массовостью  группы мелких собственников - владельцев малых предприятий и их наемных  работников, общая численность которых  является одной из наиболее существенных характеристик любой страны с  развитой рыночной экономикой. Именно в секторе малого бизнеса создается  и находится в обороте основная масса материальных ресурсов. Поэтому, необходимы стремление и воля государства  и общества развивать предпринимательскую  активность населения.

Исходя из этого, целью  государственной политики развития и поддержки бизнеса является создание политических, правовых и  экономических условий для свободного развития малого предпринимательства.

Малое предпринимательство, оперативно реагируя на изменение конъюнктуры  рынка, придает рыночной экономике  необходимую гибкость. Существенный вклад вносит малый бизнес в формирование конкурентной среды, что для высокомонополизированной экономики России имеет первостепенное значение. Именно в среде малого предпринимательства создаются  условия максимально приближенные к условиям совершенной конкуренции.

Однако масштабы развития малого бизнеса в России и его  вклад в оздоровление экономики  сегодня явно недостаточны. Одной  из причин такого положения состоит  в том, что имеется ряд проблем  связанных с государственной  поддержкой малого бизнеса, но не смотря на это малый бизнес имеет определенные перспективы в России.

Развития малого бизнеса  и его господдержка в настоящее  время является актуальной темой в том числе и на заседаниях правительства, где премьер Владимир Путин в конце ноября прошлого года внес законопроект, вдвое сокращающий перечень платных услуг, необходимых при начале нового бизнеса.

Объектом исследования в  данной работе являлись малые предприятия  в экономике России.

Цель работы: на основе изучения теоретических источников, публикаций в периодической литературе и  фактического материала выяснить с  какими проблемами государственной  поддержки сталкивается малый бизнес в России и какие у него вырисовываются перспективы.

В соответствии с целью  работы были поставлены следующие задачи:

необходимо четко обозначить характерные особенности организации, являющиеся субъектами малого бизнеса, оценить достоинства и недостатки малого бизнеса и выявить основные его проблемы и особенности развития в России;

ознакомиться с основными  направлениями и задачами государственной  поддержки малого бизнеса в России, её результатами и имеющимися проблемами;

рассмотреть сложившуюся  ситуацию в отношении развития малого бизнеса и оценить его перспективы  в России.

1. Состояние малого бизнеса в России

1.1 Характерные особенности малого бизнеса

1.1.1 Определение субъекта малого бизнеса

Критерии отнесения коммерческих организаций к субъектам малого бизнеса в России несколько раз  изменялись, так согласно п. 1 ст. 3 Федерального закона N 88-ФЗ «О государственной поддержке  малого предпринимательства в Российской Федерации» от 14 июня 1995 г. под субъектами малого предпринимательства понимаются коммерческие организации, в уставном капитале которых доля участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов не превышает 25%, доля, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого предпринимательства, не превышает 25% и в которых средняя численность работников за отчетный период не превышает следующих предельных уровней (малые предприятия):

в промышленности - 100 человек;

в строительстве - 100 человек;

на транспорте - 100 человек;

в сельском хозяйстве - 60 человек;

в научно-технической сфере - 60 человек;

в оптовой торговле - 50 человек;

в розничной торговле и  бытовом обслуживании населения - 30 человек;

в остальных отраслях и  при осуществлении других видов  деятельности - 50 человек.

Под субъектами малого предпринимательства  понимаются также физические лица, занимающиеся предпринимательской  деятельностью без образования  юридического лица.

Согласно Федерального закона от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ Федеральный закон от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ» в приведенные выше критерии отнесения организаций к субъектам малого бизнеса были внесены ряд изменений. Первым критерием становится количественный состав, т.е. средняя численность работников предприятия, в соответствии с которым выделяются три вида субъектов малого и среднего предпринимательства: микропредприятия с численностью занятых не более 15 человек, малые предприятия - от 16 до 100 человек, средние предприятия - от 101 до 250 человек. Вторым критерием становится оборот (выручка от реализации товаров без учета налога на добавленную стоимость) или балансовая стоимость активов. Критерий относительно структуры уставного капитала остается прежним.

В принципе, введенные данным Законом критерии соответствуют  существующим в Евросоюзе. Вопрос в том, как определять цифры - по обороту или балансовой стоимости активов. Одна из новелл Закона заключается в том, что необходимо проводить сплошное статистическое обследование один раз в пять лет, на основе которого и будут определяться и корректироваться эти цифры. Данные цифры будут вводиться на основании Постановления Правительства РФ с учетом сплошных статистических наблюдений (ч. 2 ст. 4 Закона, посвященная проведению таких статистических исследований, вступило в силу с 1 января 2010 года). Выручка от реализации товаров (работ, услуг) без учета налога на добавленную стоимость или балансовая стоимость активов (остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов) за предшествующий календарный год не должна превышать предельных значений, установленных в Постановлении Правительства РФ Постановление Правительства РФ от 22.07.2008 N 556 «О предельных значениях выручки от реализации товаров (работ, услуг) для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства», а именно для микропредприятий - 60 млн. руб., малых предприятий - 400 млн. руб., средних предприятий - 1000 млн. руб Терновцов А.В., Малый и средний бизнес получил реальную поддержку со стороны государства «Безопасность бизнеса», 2009, №2.

1.1.2 Сравнение малого и крупного бизнеса

Для крупного бизнеса характерно то, что он располагает большими материальными, финансовыми, трудовыми  ресурсами, квалифицированными кадрами. Именно крупные фирмы способны вести  крупномасштабные научно-технические  разработки, которые и определяют технологический прогресс.

В сферах, где пока не требуется  значительных капиталов, больших объёмов  оборудования и большого количества работников развивается малый бизнес. Малых предприятий особенно много  в наукоемких видах производства, а также в отраслях, связанных  с производством потребительских  товаров и оказанием услуг.

1.1.3 Эффект масштаба предприятий

Малый бизнес не может использовать в своей деятельности эффект масштаба - важнейший фактор, который используется крупным бизнесом.

Деятельность как малых так и крупных предприятий направлена на увеличение чистого дохода, которое теоретически, с оговоркой «при прочих равных условиях» достигается:

увеличением масштаба производства;

контролем текущих издержек, чтобы они не превышали цену реализации;

снижением постоянных издержек.

Оговорка «при прочих равных условиях» предполагает многие допущения: о неограниченности спроса; его независимости  от уровня цены; о независимости текущих затрат от масштабов производства; об отсутствии пороговых затрат, без которых вообще невозможно начать предпринимательскую деятельность в отдельных секторах экономики и т.д.

Однако на практике эти  допущения никогда не встречаются  и поэтому в жизни крупные  и малые предприятия для увеличения чистого дохода ведут себя по-разному. Крупный бизнес постоянно должен расширять масштабы своей деятельности добиваясь позитивного воздействия  эффекта масштаба, а малый бизнес развивается за счёт повышения эффективности  своей работы, т.к. оставаясь в  тех же масштабах, он постоянно вынужден увеличивать разрыв между выручкой и затратами на единицу продукции. На рис. 1 и рис. 2 показано направление  развития крупного и малого предприятий.

Рис. 1 Направление развития крупного производства

Рис. 2 Направление развития малого производства

При этом арсенал используемых приемов у малого предпринимателя  не очень велик:

увеличение цены реализации предлагаемых товаров и услуг  за счет их особых преимуществ на рынке;

снижение текущих издержек производства за счет специальных профессиональных навыков, использования более дешевых  видов сырья и материалов;

снижение постоянных издержек по содержанию бюрократического аппарата и закупке дорогостоящего оборудования.

Ограниченность этих приемов  определяет главные отличия малого предпринимательства перед крупным  бизнесом - это постоянный поиск  новых рынков, новых сфер приложения своих усилий, новых методов и  технологий.

1.2 Преимущества  и недостатки малого бизнеса

1.2.1 Преимущества малого бизнеса

Анализируя зарубежный и  отечественный опыт развития малого предпринимательства, можно указать  на следующие преимущества малого предпринимательства:

более быстрая адаптация  к местным условиям хозяйствования;

большая свобода действий субъектов малого предпринимательства;

гибкость и оперативность  в принятии и выполнении принимаемых  решений;

относительно невысокие  расходы при осуществлении деятельности, особенно затраты на управление;

простые коммуникационные связи  внутри предприятия, прямая передача информации, её быстрое усвоение и быстрая  реакция на поступающие команды  и распоряжения в самом предприятии;

большая возможность для  собственника реализовать свои идеи, проявить свои способности, поэтому  у него всегда высокий уровень  личной мотивации в достижении успеха, что положительно сказывается в  целом на деятельности предприятия;

производством малыми партиями (что невыгодно крупным фирмам);

способность обеспечения  занятости большего количества работников по сравнению с крупными предприятиями, тем самым малый бизнес содействует  подготовке профессиональных кадров и  распространению практических знаний. Также необходимо отметить, малый бизнес, обладая значительным потенциалом в сфере трудоустройства населения, способен вовлечения в производство резерв рабочей силы, который не мог быть использованы в крупном производстве, а это пенсионеры, учащиеся, домохозяйки, инвалиды и лица, желающие трудиться после основного рабочего времени ради получения дополнительных легальных доходов;

более низкая потребность  в первоначальном капитале;

менее дорогое создание рабочего места по сравнению с крупным  бизнесом;

способность быстро вводить  изменения в продукцию и процесс  производства в ответ на требования местных рынков;

относительно небольшие  сроки организации дела, строительства, а значит малым предприятиям быстрее и дешевле перевооружаться, внедрять новую технологию и автоматизацию производства, достигать оптимального соотношения машинного и ручного труда;

малые предприятия наиболее успешно работают на узко локальном рынке услуг, ориентируясь на личные контакты производителей и потребителей (например, парикмахерские, кафе и т. д.);

легкость и простота организации  и ликвидации малого предприятия  по сравнению с крупным;

преимущество в налогообложении;

получение государственной  поддержки;

относительно более высокая  оборачиваемость собственного капитала;

эффективная отдача от личных связей, часто вредящих в крупном  деле, составляют основу малого бизнеса, часто неформальные отношения не только между работниками предприятия, но даже и его клиентами, способны существенно продвинуть дело, учесть все многообразие фактов, которые  при других условиях даже трудно собрать  и сконцентрировать.

Информация о работе Роль и значение малого бизнеса, и его положение в современной экономике России