Роль и значение малого бизнеса, и его положение в современной экономике России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2013 в 20:11, курсовая работа

Описание работы

Цель работы: на основе изучения теоретических источников, публикаций в периодической литературе и фактического материала выяснить с какими проблемами государственной поддержки сталкивается малый бизнес в России и какие у него вырисовываются перспективы.
В соответствии с целью работы были поставлены следующие задачи:
необходимо четко обозначить характерные особенности организации, являющиеся субъектами малого бизнеса, оценить достоинства и недостатки малого бизнеса и выявить основные его проблемы и особенности развития в России;
ознакомиться с основными направлениями и задачами государственной поддержки малого бизнеса в России, её результатами и имеющимися проблемами;

Содержание работы

Введение
1. Состояние малого бизнеса в России
1.1. Характерные особенности малого бизнеса
1.1.1 Определение субъекта малого бизнеса
1.1.2 Сравнение малого и крупного бизнеса
1.1.3 Эффект масштаба предприятий
1.2. Преимущества и недостатки малого бизнеса
1.2.1 Преимущества малого бизнеса
1.2.2 Недостатки малого бизнеса
1.3. Положительное воздействие малого бизнеса на развитие экономики
1.4. Проблемы малого бизнеса в России
2. Государственная поддержка малого бизнеса в России
2.1. Основные направления, задачи и инструменты
2.1.1 Институты для поддержки малого бизнеса
2.1.2 Нормативная база по поддержке малого бизнеса
2.2. Результаты реализации поддержки малого бизнеса в России
2.3. Проблемы государственной поддержки
2.3.1 Отсутствие четкой модели развития малого и среднего бизнеса в России
2.3.2 Несогласованность в курсе облегчения доступа к недвижимости
2.3.3 Необходимые шаги для снижения риска приостановки инфраструктуры поддержки МП из-за кризиса
3. Перспективы малого бизнеса в России
3.1 В перспективе бывшие российские безработные могут увеличить число мелких предприятий в стране
3.2 Факторы влияющие на развитие малого бизнеса, полученные результаты и перспективы
3.3 Влияние кризиса на перспективу работы малых предприятий
3.4 Необходимые меры для развития малого бизнеса в условиях кризиса
3.5 Дальнейшая перспектива и ряд нерешенных проблем
Заключение
Список используемой литературы

Файлы: 1 файл

роль и значение малого бизнеса.docx

— 79.39 Кб (Скачать файл)

В поддержке малого бизнеса  также участвуют политические партии, так в партию «Единая Россия»  входит целый ряд организаций (ТПП  РФ и региональные ТПП, Общероссийская общественная организация малого и  среднего предпринимательства «ОПОРА России», Российская ассоциация развития малого и среднего предпринимательства).

Для поддержки предпринимателей в Москве работают антирейдерский штаб, служба неотложной юридической правовой помощи. В случае возникновения у предпринимателя сложной ситуации квалифицированные юристы могут приехать к нему и бесплатно оказать правовую поддержку. Штаб и управление экономической безопасности, существующие в структуре правительства Москвы, рассматривают абсолютно все заявления, связанные с попытками рейдерских захватов.

2.1.2 Нормативная база по поддержке малого бизнеса

В целях развития малого бизнеса и обеспечения его  государственной поддержкой Правительством РФ принят ряд специальных постановлений.

До 1 января 2008 г. вопросы  поддержки и развития малого бизнеса  регулировались Федеральным законом  от 14.06.1995 г. № 88-ФЗ «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» (далее Закон № 88-ФЗ), а ранее Постановлением Правительства РФ «О первоочередных мерах по развитию малого предпринимательства в Российской Федерации» от 11 мая 1993 г. № 446 (далее Постановление № 446).

В Постановлении № 446 отмечается, что государственная поддержка  малого предпринимательства - одно из важнейших направлений экономической  реформы. Этим документом определены также  приоритеты развития малого бизнеса. К ним отнесены производство и переработка сельскохозяйственной продукции, производство промышленных товаров и товаров народного потребления, включая товары, имеющие экспортный потенциал, оказание производственных, коммунальных и бытовых услуг, строительство объектов жилищного и производственного назначения. Такие приоритеты остаются в силе и на сегодняшний день.

Законом № 88-ФЗ были определены формы и методы государственного регулирования и стимулирования субъектов малого предпринимательства, разграничены полномочия между Российской Федерацией и её субъектами.

Однако с 1 января 2005 г. из Закона № 88-ФЗ был исключен целый  ряд статей, в результате чего он стал носить формальный характер, сохранив в себе по большей части декларативные  принципы.

Таким образом, отсутствие реального  нормативного регулирования поддержки  такого важного сектора экономики, как малый и средний бизнес, существенно ограничивает его развитие в целом.

В свете этого был принят Федеральный закон от 24.07.2007 г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (далее Закон № 209-ФЗ), вступивший в силу с 1 января 2008 г. и  признающий утратившим силу положения  Закона № 88-ФЗ. Данный Закон должен стать первым звеном системы поддержки  малого бизнеса в нашей стране. В Законе дается определение малым, средним и микропредприятиям - правда, пока только по численности (классификация  предприятий по размерам выручки  и (или) по стоимости активов вступит  в силу в 2010 г.).

Вместе с тем стоит  отметить, что, несмотря на то что данный Закон адаптирован под существующие условия российской экономики, он носит рамочный характер.

Для того чтобы нормы данного  Закона работали и предприятия малого и среднего бизнеса в РФ могли  получать реальную помощь от государства, должна быть проведена серьезная  работа на всех уровнях власти (федеральном, региональном и местном).

Большинство норм Закона отсылают получателей поддержки к федеральным, региональным и муниципальным программам развития субъектов малого и среднего предпринимательства, которые должны быть еще разработаны, а также  к постановлениям Правительства  РФ, которые должны быть приняты  во исполнение норм Закона № 209-ФЗ.

Согласно Закона № 209-ФЗ Основными целями государственной политики в области развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации являются Федеральный закон № 209-ФЗ от 24.06.2007 г. «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации»:

1) развитие субъектов  малого и среднего предпринимательства  в целях формирования конкурентной  среды в экономике Российской  Федерации;

2) обеспечение благоприятных  условий для развития субъектов  малого и среднего предпринимательства;

3) обеспечение конкурентоспособности  субъектов малого и среднего  предпринимательства;

4) оказание содействия  субъектам малого и среднего  предпринимательства в продвижении  производимых ими товаров (работ,  услуг), результатов интеллектуальной  деятельности на рынок Российской  Федерации и рынки иностранных  государств;

5) увеличение количества  субъектов малого и среднего  предпринимательства;

6) обеспечение занятости  населения и развитие самозанятости;

7) увеличение доли производимых  субъектами малого и среднего  предпринимательства товаров (работ,  услуг) в объёме валового внутреннего  продукта;

8) увеличение доли уплаченных  субъектами малого и среднего  предпринимательства налогов в  налоговых доходах федерального  бюджета, бюджетов субъектов Российской  Федерации и местных бюджетов.

В соответствии с Законом N 209-ФЗ поддержка малого и среднего бизнеса оказывается в следующих  формах.

1. Финансовая поддержка  (ст. 17) - может осуществляться в  соответствии с законодательством  Российской Федерации за счет  средств бюджетов субъектов Российской  Федерации, средств местных бюджетов  путем предоставления субсидий, бюджетных инвестиций, государственных  и муниципальных гарантий по  обязательствам субъектов малого  и среднего предпринимательства  и организаций, образующих инфраструктуру  поддержки субъектов малого и  среднего предпринимательства.

2. Имущественная поддержка (ст. 18) - осуществляется в виде передачи во владение и (или) в пользование государственного или муниципального имущества, в том числе земельных участков, зданий, строений, сооружений, нежилых помещений, оборудования, машин, механизмов, установок, транспортных средств, инвентаря, инструментов, на возмездной основе, безвозмездной основе или на льготных условиях. Указанное имущество должно использоваться по целевому назначению. Статьей 18 установлен также ряд ограничений и запретов, связанных с оказанием имущественной поддержки.

3. Информационная поддержка  (ст. 19) - осуществляется в виде  создания федеральных, региональных  и муниципальных информационных  систем и информационно-телекоммуникационных  сетей и обеспечения их функционирования  в целях поддержки субъектов  малого и среднего предпринимательства.

4. Консультационная поддержка  (ст. 20) - осуществляется в виде:

создания организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов  малого и среднего предпринимательства  и оказывающих консультационные услуги субъектам малого и среднего предпринимательства, и обеспечения  деятельности таких организаций;

компенсации затрат, произведенных  и документально подтвержденных субъектами малого и среднего предпринимательства, на оплату консультационных услуг.

Кроме того, в Законе № 209-ФЗ отдельно определены особенности оказания поддержки по определенным направлениям деятельности:

поддержка в области подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров (ст. 21);

поддержка в области инноваций  и промышленного производства (ст. 22);

поддержка в области ремесленной  деятельности (ст. 23);

поддержка субъектов, осуществляющих внешнеэкономическую деятельность (ст. 24);

поддержка субъектов, осуществляющих сельскохозяйственную деятельность (ст. 25).

Вместе с тем п. 3 ст. 16 Закона № 209-ФЗ определено, что субъекты Российской Федерации вправе наряду с установленными этим Законом формами  поддержки самостоятельно оказывать  иные формы поддержки за счет средств  бюджетов субъектов Российской Федерации.

Заботу о бизнесе, в  первую очередь малом и среднем, призвал проявить Дмитрий Медведев, который буквально на первой неделе своего президентства подписал Указ «О неотложных мерах по ликвидации административных ограничений при  осуществлении предпринимательской  деятельности» (от 15.05.2008 № 797).

Глава государства потребовал от правительства, в частности, ограничить плановые проверки, навести порядок  с внеплановыми визитами контролеров, ввести уведомительный порядок организации  бизнеса, сократить количество разрешительных документов, заменить лицензирование по ряду видов деятельности обязательным страхованием ответственности или  предоставлением финансовых гарантий, а обязательную сертификацию - декларированием  качества выпускаемой продукции  Бодрягина О., «Неотложка для малого бизнеса», газета "ЭЖ-Юрист", 2008, №27.

В июле 2009 г. приняты три  Федеральных закона, вносящих изменения  в упрощенную систему налогообложения (УСН). Изменения направлены на стимулирование развития малого бизнеса в условиях экономического кризиса.

К началу второго полугодия 2009 г. финансово-экономическая ситуация в России продолжает оставаться тяжелой, что не может не сказываться на деятельности всех российских организаций  и предприятий.

Причем с наибольшими  трудностями на практике сталкивается малый бизнес. Именно малым предприятиям сложнее всего выжить в условиях финансовой нестабильности.

Понимая это, государство  предпринимает шаги в области  снижения налогового бремени для  субъектов малого предпринимательства, в том числе путем внесения изменений в положения гл. 26.2 «Упрощенная  система налогообложения» НК РФ.

В конце 2008 г. были приняты  поправки в Налоговый кодекс РФ (НК РФ), а также другие нормативно-правовые акты, связанные с законодательством  о налогах и сборах и с изменением налогового режима малых предприятий (речь идет о Федеральных законах  от 24.11.2008 г. № 208-ФЗ «О внесении изменения в статью 346.14 части второй Налогового кодекса Российской Федерации» и от 26.11.2008 г. № 224-ФЗ «О внесении изменений в часть первую, часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации»).

Поводом к реформированию налоговой нагрузки, очевидно, стали  обращение Президента России к Федеральному Собранию РФ, а также выступление  главы Правительства РФ, в которых  было обращено внимание законодателей  на то, что финансово-экономический  кризис должен сыграть для России положительную роль, поскольку Россия обладает значительными средствами для антикризисных мер.

Основными направлениями  налоговой политики Российской Федерации  на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов, одобренными Правительством РФ 25.05.2009 (далее - Основные направления  налоговой политики), было намечено продолжить совершенствование налогообложения  в рамках специальных налоговых  режимов.

Многие из предусмотренных  Основными направлениями налоговой  политики в этой части предложений  уже приняты Федеральным Собранием  РФ и подписаны Президентом РФ.

В условиях экономического кризиса исключительно важное значение приобретают меры налоговой и иной поддержки субъектов малого и среднего бизнеса. В ряду подобных мер особое место занимают принятые Государственной Думой в конце весенней сессии 2009 г. законодательные решения, касающиеся расширения круга налогоплательщиков, имеющих право применять один из наиболее льготных в настоящее время налоговых режимов - упрощенную систему налогообложения (УСН) Федеральным законом от 19.07.2009 N 204-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации", а также отмены обязанности применения контрольно-кассовой техники (ККТ) налогоплательщиками единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности (ЕНВД) при осуществлении ими наличных денежных расчетов Федеральный закон от 17.07.2009 N 162-ФЗ "О внесении изменения в статью 2 Федерального закона "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт".

2.2 Результаты  реализации поддержки малого  бизнеса в России

Ожидаемые результаты от реализации различных программ государственной  поддержки заключаются в:

увеличении доли малого бизнеса в ВВП, снижении безработицы;

повышении заработков уязвимых групп населения;

развитии диверсифицированной розничной финансовой системы;

сокращении финансовой зависимости;

улучшении социальных показателей, включая уровень образования, здоровья и занятости женщин и молодежи;

повышении способности местных сообществ решать другие проблемы;

возможности добиваться улучшения  своего положения с опорой на собственные  силы, не прибегая к помощи государства.

Малый бизнес, несмотря на кризис, получил в 2008 году на 47% ссуд больше, чем в предыдущем.

Интересный опыт государственной  поддержки малого бизнеса накоплен в Челябинской области, где, в  отличие от всей России, наблюдается  устойчивый рост числа предприятий  этой сферы. Ежегодно здесь проводятся областные съезды предпринимателей сферы малого бизнеса, создана мощная информационная база, и малые предприятия  обеспечиваются бесплатной информацией  по интересующим их вопросам. Для работников малого бизнеса систематически проводятся семинары и курсы. В целях преодоления  административных барьеров ведутся  специальные книги учета, куда заносится  информация о том, кто, когда и  кого проверял. Хорошо работающим предприятиям предоставляются кредиты банка, а если бизнес-проект такого предприятия  представляется перспективным, сулит  новые рабочие места, то 50% банковской ставки администрация области оплачивает безвозмездно. В результате этих и  других мер по поддержке малого бизнеса  в Челябинской области, где много  крупных металлургических предприятий, 10% доходов бюджета приносит именно деятельность малого бизнеса.

В Воронежской области  организована система трехуровневой  финансовой поддержки малого предпринимательства. В систему вовлечены государственные, коммерческие и некоммерческие организации, оказывающие финансовые услуги предприятиям малого бизнеса и индивидуальным предпринимателям. На верхнем уровне системы действуют коммерческие банки и другие крупные инвесторы, осуществляющие непосредственное кредитование масштабных инвестиционных проектов и  социально значимых программ. Эти  организации взаимодействуют главным  образом с крупнобюджетными предприятиями  малого бизнеса, предоставляющими ликвидное  залоговое обеспечение по кредитам и способным к эффективному освоению капитальных инвестиций.

На среднем уровне функционируют  фонды поддержки предпринимательства, лизинговые и франчайзинговые компании, охватывающие своими услугами территорию Воронежской области. Они взаимодействуют  с различными предприятиями малого бизнеса, включая микропредприятия. Инвестиционные проекты, поддерживаемые на этом уровне, носят среднесрочный  и краткосрочный характер.

Информация о работе Роль и значение малого бизнеса, и его положение в современной экономике России