Роль и значение малого бизнеса, и его положение в современной экономике России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2013 в 20:11, курсовая работа

Описание работы

Цель работы: на основе изучения теоретических источников, публикаций в периодической литературе и фактического материала выяснить с какими проблемами государственной поддержки сталкивается малый бизнес в России и какие у него вырисовываются перспективы.
В соответствии с целью работы были поставлены следующие задачи:
необходимо четко обозначить характерные особенности организации, являющиеся субъектами малого бизнеса, оценить достоинства и недостатки малого бизнеса и выявить основные его проблемы и особенности развития в России;
ознакомиться с основными направлениями и задачами государственной поддержки малого бизнеса в России, её результатами и имеющимися проблемами;

Содержание работы

Введение
1. Состояние малого бизнеса в России
1.1. Характерные особенности малого бизнеса
1.1.1 Определение субъекта малого бизнеса
1.1.2 Сравнение малого и крупного бизнеса
1.1.3 Эффект масштаба предприятий
1.2. Преимущества и недостатки малого бизнеса
1.2.1 Преимущества малого бизнеса
1.2.2 Недостатки малого бизнеса
1.3. Положительное воздействие малого бизнеса на развитие экономики
1.4. Проблемы малого бизнеса в России
2. Государственная поддержка малого бизнеса в России
2.1. Основные направления, задачи и инструменты
2.1.1 Институты для поддержки малого бизнеса
2.1.2 Нормативная база по поддержке малого бизнеса
2.2. Результаты реализации поддержки малого бизнеса в России
2.3. Проблемы государственной поддержки
2.3.1 Отсутствие четкой модели развития малого и среднего бизнеса в России
2.3.2 Несогласованность в курсе облегчения доступа к недвижимости
2.3.3 Необходимые шаги для снижения риска приостановки инфраструктуры поддержки МП из-за кризиса
3. Перспективы малого бизнеса в России
3.1 В перспективе бывшие российские безработные могут увеличить число мелких предприятий в стране
3.2 Факторы влияющие на развитие малого бизнеса, полученные результаты и перспективы
3.3 Влияние кризиса на перспективу работы малых предприятий
3.4 Необходимые меры для развития малого бизнеса в условиях кризиса
3.5 Дальнейшая перспектива и ряд нерешенных проблем
Заключение
Список используемой литературы

Файлы: 1 файл

роль и значение малого бизнеса.docx

— 79.39 Кб (Скачать файл)

Отдельной группой мер  выступают специальные меры, направленные на стимулирование спроса на товары и  услуги малых предприятий и замещение  импорта. Здесь нужно обратить внимание на недопустимость снижения объёмов  федеральных, региональных, муниципальных  заказов, предназначенных для малых  предприятий. В соответствии с законодательством  о размещении государственных и  муниципальных заказов государственный  заказчик обязан размещать 10 - 20% государственного заказа исключительно на торгах, проводимых для субъектов малого предпринимательства  по отдельной номенклатуре товаров, работ, услуг, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации. При этом стоимость заказа, который  размещается на таких торгах, не должна превышать 3 млн. руб. на работы и товары и 2 млн. руб. на услуги. В  целях привлечения малых предприятий  к выполнению государственного заказа можно увеличить верхнюю границу, установленную для размера начальной (максимальной) цены заказов. Это позволит малым предприятиям, работающим по государственным контрактам, получить доступ к дополнительным средствам, которые они могли бы использовать на поддержание и расширение своей  деятельности, а также повысить интерес  к участию в государственных  закупках у малых предприятий - потенциальных  участников заказа. Кроме того, с целью расширения доступа малых предприятий к государственному заказу можно создавать специальные электронные площадки, которые объединяли бы заказы, предназначенные для малых предприятий и размещаемые различными государственными заказчиками, а также служили бы средством широкого информирования субъектов малого предпринимательства о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд, в которых участниками размещения заказа являются такие субъекты.

Определенное воздействие  на стимулирование спроса на товары и  услуги малых предприятий могут  также оказать меры по регулированию импорта ввозимых товаров, в частности квотирование, а также введение дополнительных таможенных пошлин на товары, связанные с потреблением (прежде всего продукты питания).

В условиях кризиса необходимо уделять внимание и осуществлению  специальных информационных мероприятий  и акций (включая проведение специальных  семинаров, конференций, брифингов, размещение информации на сайтах федеральных и  региональных органов государственной  власти, посвященных вопросам малого предпринимательства), направленных на разъяснение информации:

об особенностях кризиса;

о влиянии кризиса на деятельность малых предприятий;

о специфике управления в  условиях кризиса;

о дополнительных возможностях доступа малых предприятий к  финансовым и имущественным ресурсам.

3. Перспективы малого бизнеса в России

Несмотря на заявленный властями курс поддержки малого предпринимательства, инициативы чиновников на деле приводят к снижению доли частного бизнеса, считают  эксперты. Первые лица государства  в последнее время неоднократно заявляли о поддержке малого бизнеса, однако в основном звучат общие слова  о снижении налогов и сокращении проверок. А эксперты отмечают, что  слова зачастую расходятся с делами, и на практике федеральные инициативы приводят к сворачиванию частного предпринимательства  и уходу его в «серые схемы». Так, по мнению аналитиков, отмена единого  социального налога (ЕСН) с 2011 года и  введение вместо него платежей сразу  в 4 вида фондов сведет на нет любые попытки поддержать малый бизнес. «С 1 января 2011 года платежи в государственные фонды всех видов составят 34%. Сегодня они составляют 13%». Результат подобных действий предсказуем - предприниматели станут уходить в тень, и не в силах городской администрации будет что-то с этим сделать. Проблема перехода от ЕСН к страховым взносам заключается не только в росте ставки, но и в усилении чиновничьего "внимания" к бизнесу. Появляются 4 дополнительных контролирующих органа: Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды ОМС. Таким образом, несмотря на заявленную программу снижения административного давления на малый бизнес, власти фактически увеличивают число контролеров и создают новые лазейки для ущемления прав бизнесменов.

3.1 В перспективе бывшие российские безработные могут увеличить число мелких предприятий в стране

К концу 2009 года в России появится более ста тысяч новых  предпринимателей из числа бывших безработных. С таким прогнозом выступил глава Роструда Юрий Герций Аронов А., Бизнесмен из трущоб, газета Известия от 03.12.2009 г.. Однако эксперты предупреждают: открыть собственное дело во время кризиса особенно непросто.

Судя по оптимистичному заявлению  руководителя Роструда, безработица  станет чуть ли не толчком для развития малого предпринимательства. Все потому, что в регионах действуют программы  самозанятости, в рамках которых  люди могут получить единовременную субсидию на открытие собственного бизнеса  в размере 12-кратного максимального  пособия по безработице.

По предварительным оценкам, к концу года в России будет  порядка 120 тысяч бывших безработных, принявших решение открыть собственное  дело. При этом следует учесть, что  названное количество - это сами организаторы бизнеса. А ведь каждый из них может привлечь, по меньшей  мере, еще двух-трех человек, - рассказал  Юрий Герций.

Получается, что в этом году в малый бизнес вольется около  полумиллиона россиян. Общее число  безработных составляет на сегодняшний  день 5,8 млн. человек, поэтому количество новоиспеченных предпринимателей составит примерно 10% от их числа. В Роструде поясняют, что на 1 ноября 2009 года в  программе приняли участие уже 72 тыс. человек.

Многих из них, правда, бизнесменами можно назвать с натяжкой. Так, пятая часть людей, получивших государственные субсидии, - селяне. Выделенные средства они используют, к примеру, на строительство теплиц, в которых выращивают огурцы и помидоры. Формально это предприятие, но по сути - приусадебное хозяйство.

Основные виды деятельности бывших безработных: пчеловодство, пошив  одежды, ремонт бытовой техники и  квартир, заготовка и переработка  мясных и молочных продуктов, парикмахерские услуги, рассказывают в Роструде. Но вот подняться удается немногим. Директор Института глобализации и  социальных движений (ИГСО) Борис Кагарлицкий напоминает, что малое предприятие может возникнуть только на «почве» развитой инфраструктуры.

Другими словами, у начинающего  бизнесмена должен быть не только начальный  капитал, но и возможность арендовать помещение по льготной ставке и на щадящих условиях подключиться ко всем инженерным коммуникациям. Кроме того, предприниматель должен быть защищен  от постоянных поборов со стороны  чиновников, которые, несмотря на все  запреты, продолжают «кошмарить» малый  бизнес.

Таких условий в нашей  стране, увы, нет. Поэтому, как говорит председатель «Деловой России» Борис Титов, количество малых предприятий в России неуклонно сокращается. Какие-то новые предприниматели появляются, но тех, кто одновременно покидает рынок, еще больше, - сказал Борис Титов.

3.2 Факторы влияющие на развитие малого бизнеса, полученные результаты и перспективы

Реализация в регионах РФ антикризисных программ, направленных на поддержку рынка труда, в 2009 году позволили 72 тыс. человек создать  собственное дело. На это было направлено 4,7 млрд рублей Антикризисные программы позволили 72 000 человек создать свой бизнес, Новости малого бизнеса, 2009, № 48 от 11.12.2009 г.. Планируется, что в 2010 г. свой бизнес смогут открыть еще 60 тыс. человек. Такие данные были приведены в материалах, подготовленных Минздравсоцразвития РФ к проведенному заседанию президиума Правительства РФ.

В 2009 году малый бизнес Москвы получит горзаказ на сумму около 50 млрд. рублей В 2009 г. малый бизнес получит горзаказ на общую сумму около 50 млрд. рублей, Новости малого бизнеса, 2009, № 48 от 11.12.2009 г., а в 2008 г. этот показатель составлял 30 млрд. рублей. Об этом сообщил первый вице-президент Московского центра развития предпринимательства Сергей Пономаренко в ходе семинара «Государственный заказ: особенности участия МСП», который прошел в рамках форума «Московский партенариат-2009» в пятницу, 4 декабря. По его словам, в этой сфере Москве есть чем похвастаться: система госзаказа здесь развита хорошо, соблюдение 94-ФЗ контролируется жестко, а также принимаются дополнительные меры по распределению горзаказа среди малого бизнеса.

По состоянию на 30 ноября 2009 года состоялось 10 заседаний Комиссии правительства Москвы по финансовой и имущественной поддержке малого предпринимательства. По решениям комиссии одобрено 243 проекта начинающих предпринимателей на общую сумму 80,2 млн. руб.; 26 инновационных проектов на общую сумму 44,9 млн. руб.; 109 проектов по отдельным видам приоритетных направлений поддержки малого предпринимательства на общую сумму 360,36 млн. руб.; 24 проекта субъектов малого предпринимательства по компенсации процентной ставки по кредитам и компенсации части лизинговых платежей на общую сумму 35,5 млн. рублей; 27 проектов молодежного предпринимательства на общую сумму 19,7 млн. руб.

Государственная корпорация «Банк развития и внешнеэкономической  деятельности (Внешэкономбанк)» в 2009 г. направит на поддержку малого предпринимательства 65 млрд. руб. Об этом сообщил заместитель  председателя правления Внешэкономбанка  Михаил Копейкин. По его словам, эта  сумма складывается из 30 млрд. руб., которые Внешэкономбанк получил  в рамках государственной программы  поддержки малых и средних  предприятий из Фонда национального  благосостояния под 8,5% годовых. К этим средствам следует добавить 10 млрд. руб., направленных ВЭБом на увеличение уставного капитала своей дочки - ОАО "Российский банк развития", через которую осуществляется поддержка малого и среднего предпринимательства. И еще более 25 млрд. руб. приходится на дочерние банки Внешэкономбанка, включая около 10 млрд. руб. РосБР. Из 30 млрд. руб. госпрограммы 25 млрд. руб. направляется на финансирование банков-партнеров, а 5 млрд. руб. - на организацию инфраструктуры малого и среднего предпринимательства (лизинговых и факторинговых компаний, а также организаций микрофинансирования). География новой Программы финансовой поддержки малого и среднего предпринимательства (Программа «Рефинансирование»), реализуемой Российским банком развития, расширяется. Уже сегодня Программа охватывает 94 процента субъектов Российской Федерации. Программа «Рефинансирование» осуществляется РосБР с 19 июня текущего года. За непродолжительный период ее реализации достигнуты значительные результаты. По состоянию на 1 декабря 2009 года установлены лимиты кредитования 76 банкам, из них 72 банкам в 78 регионах выделены региональные квоты, суммарный объем которых составил более 16 млрд. рублей. При этом с 45 федеральными и региональными банками уже подписаны кредитные договоры, общая сумма которых составляет 13,5 млрд. рублей.

«Необходимо усилить стимулы  для открытия собственного дела», - подчеркнул премьер-министр РФ Владимир Путин В.Путин: «Необходимо усилить  стимулы для открытия собственного дела», Новости малого бизнеса, 2009, № 48 от 11.12.2009 г., выступая вчера на заседании  Президиума Правительства РФ. Он напомнил, что в 2008 году начинающим предпринимателям выплачивается единовременное пособие  в размере 58,8 тысяч рублей. «Это мерой  многие воспользовались, - отметил он. - Хотя и здесь очень много бюрократии, много сложностей. Но все-таки есть такие люди, которые этой мерой  воспользовались». Премьер-министр  сообщил, что в 2010 году размер выплаты  будет удвоен - при условии, что  в рамках нового бизнеса предприниматель  создает рабочее место не только для себя, но и обеспечивает занятость  еще одному, как минимум, человеку, оставшемуся без работы. Кроме  того, по его словам, за каждое рабочее  место, созданное специально для  инвалида, работодатель получит субсидию в размере 30 тысяч рублей. А для  выпускников техникумов и вузов  планируется расширить оплачиваемые стажировки на предприятиях, что позволит молодым людям приобрести опыт практической работы. Также, по словам В.Путина, будут  разрабатываться специальные комплексные  программы для моногородов и  тех населенных пунктов, где на рынке  труда складывается особенно неблагоприятная  ситуация.

3.3 Влияние кризиса на перспективу работы малых предприятий

В целом можно отметить, что вследствие существования кризисных  явлений в экономике субъекты малого предпринимательства будут:

замораживать все проекты, которые направлены на развитие и  расширение деятельности (покупка нового оборудование, вложения в инфраструктуру, наем и обучение персонала, освоение новых земельных участков, открытие новых торговых точек, совершенствование  методов управления, организации  производства и сбыта и т.п.);

прикладывать все усилия по сокращению инвестиционных и налоговых  расходов;

пересматривать методы работы с контрагентами (например, предприятия  будут отказываться от предоплаты на покупаемый товар и предъявлять  более серьезные требования к  покупателям, чтобы избежать возможности  неплатежей за отгруженную продукцию);

наращивать привлечение  заемных средств с нелегальных  кредитных рынков и перестанут пользоваться услугами легального рынка кредитования, поскольку доступ к ним будет  ограничен.

Безусловно, кризис повлияет не на все малые предприятия. Ущерб  от экономического кризиса для отдельных  субъектов малого предпринимательства  будет не очень сильным. К ним прежде всего относятся:

предприятия, производящие недорогую продукцию массового  спроса и предоставляющие относительно дешевые услуги населению;

предприятия, производящие товары/услуги с неэластичным спросом;

предприятия, не использующие в своей работе заемные средства;

предприятия, имеющие постоянные и налаженные отношения с банками, которые могут предоставить кредиты  в сложный момент;

предприятия, имеющие административную поддержку и работающие по государственному/муниципальному заказу.

Половина владельцев малого и среднего бизнеса считают, что  кризис не подорвал их дела. А каждый пятый предприниматель и вовсе  не ощутил на себе никакого влияния  нынешнего экономического кризиса. Как констатировал при этом начальник  управления по работе с малым и  средним бизнесом «Ситибанка» Сергей Коротков, представители этой сферы  способны оперативно реагировать на изменение условий бизнеса.

«Это не значит, что им легче в условиях кризиса, но они  более конкурентоспособны и демонстрируют  большую гибкость, а также обладают большим иммунитетом к негативным рыночным тенденциям».

Согласно проведенного «Опорой  России» ноябрьского мониторинга , посвященного изучению влияния финансового кризиса на деятельность малого и среднего бизнеса в России получены следующие сведения:

Треть респондентов ожидают  в ближайшие 3 месяца улучшения состояния  своего бизнеса.

Информация о работе Роль и значение малого бизнеса, и его положение в современной экономике России