Роль и значение малого бизнеса, и его положение в современной экономике России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2013 в 20:11, курсовая работа

Описание работы

Цель работы: на основе изучения теоретических источников, публикаций в периодической литературе и фактического материала выяснить с какими проблемами государственной поддержки сталкивается малый бизнес в России и какие у него вырисовываются перспективы.
В соответствии с целью работы были поставлены следующие задачи:
необходимо четко обозначить характерные особенности организации, являющиеся субъектами малого бизнеса, оценить достоинства и недостатки малого бизнеса и выявить основные его проблемы и особенности развития в России;
ознакомиться с основными направлениями и задачами государственной поддержки малого бизнеса в России, её результатами и имеющимися проблемами;

Содержание работы

Введение
1. Состояние малого бизнеса в России
1.1. Характерные особенности малого бизнеса
1.1.1 Определение субъекта малого бизнеса
1.1.2 Сравнение малого и крупного бизнеса
1.1.3 Эффект масштаба предприятий
1.2. Преимущества и недостатки малого бизнеса
1.2.1 Преимущества малого бизнеса
1.2.2 Недостатки малого бизнеса
1.3. Положительное воздействие малого бизнеса на развитие экономики
1.4. Проблемы малого бизнеса в России
2. Государственная поддержка малого бизнеса в России
2.1. Основные направления, задачи и инструменты
2.1.1 Институты для поддержки малого бизнеса
2.1.2 Нормативная база по поддержке малого бизнеса
2.2. Результаты реализации поддержки малого бизнеса в России
2.3. Проблемы государственной поддержки
2.3.1 Отсутствие четкой модели развития малого и среднего бизнеса в России
2.3.2 Несогласованность в курсе облегчения доступа к недвижимости
2.3.3 Необходимые шаги для снижения риска приостановки инфраструктуры поддержки МП из-за кризиса
3. Перспективы малого бизнеса в России
3.1 В перспективе бывшие российские безработные могут увеличить число мелких предприятий в стране
3.2 Факторы влияющие на развитие малого бизнеса, полученные результаты и перспективы
3.3 Влияние кризиса на перспективу работы малых предприятий
3.4 Необходимые меры для развития малого бизнеса в условиях кризиса
3.5 Дальнейшая перспектива и ряд нерешенных проблем
Заключение
Список используемой литературы

Файлы: 1 файл

роль и значение малого бизнеса.docx

— 79.39 Кб (Скачать файл)

На нижнем уровне финансовые услуги предлагаются организациями, ориентированными на работу с определенными группами предпринимателей по отраслевому или  территориальному признаку. Это муниципальные  фонды поддержки малого бизнеса, кредитные кооперативы, бизнес-инкубаторы. Как правило, здесь обслуживаются небольшие предприятия, которым выдаются краткосрочные займы, осуществляется беззалоговое микрофинансирование.

Преимущества системы  трехуровневой финансовой поддержки  малого бизнеса заключаются в  том, что все категории его  субъектов получают доступ к финансированию, а инвесторами реализуются все  востребованные виды финансовой поддержки.

В качестве положительного примера можно привести также  Краснодарский край, где развитию малого бизнеса уделяется большое  внимание. Здесь в малом бизнесе  трудится треть населения, занятого в экономике края -- почти 600 тыс. человек. За 2002-- 2004 гг. они вдвое нарастили выпуск товаров и услуг, в результате чего в 2004 г. он превысил 100 млрд. руб. При этом малый бизнес Кубани обеспечивает 14% налоговых поступлений во все уровни бюджетов края и одновременно создает одну треть валового регионального продукта. Таких показателей нет ни у одного региона Российской Федерации.

Эти серьезные успехи обеспечила краевая программа государственной  поддержки малого предпринимательства. В планах руководства края достижение доли малого бизнеса в валовом  продукте края 50-60%, как в странах  с развитой экономикой.

В Краснодарском крае создана  и успешно функционирует развитая инфраструктура поддержки малого предпринимательства:

десять территориальных  фондов поддержки малого бизнеса;

39 центров содействия  развитию малого предпринимательства  в городах и районах, в том  числе 24 - на базе торгово-промышленных  палат;

инновационный технопарк в Краснодаре;

краевая служба «одного окна»  с территориальными представителями  во всех муниципальных образованиях края. Только в 2004 г. через службу «одного  окна» более 2 000 малых и средних  предприятий получили земельные  участки под свои инвестиционные проекты и вложили в них  более 12 млрд. руб. малый бизнес кризис государственный

Заслуживает внимания опыт финансово-кредитной поддержки малого бизнеса со стороны государства  через прямые и гарантированные  займы. Прямые займы выдаются небольшим  фирмам на определенный срок под более  низкие процентные ставки, чем те, что  действуют на частном рынке ссудных  капиталов. Гарантированные займы  дают кредиторам государственные гарантии, составляющие до 90% заемного капитала. Таким образом, государство старается  заинтересовать частные банки, торговые и промышленные корпорации, страховые  компании, пенсионные фонды в предоставлении капиталов мелким фирмам.

В отношении имущественной  поддержки предпринимателей Правительство  РФ уже не раз заявляло о том, что  все свободное федеральное и  муниципальное имущество будет  предоставляться в аренду по праву  «первой руки» только малому и  среднему бизнесу. И только если имущество  по каким-то причинам окажется не востребованным со стороны предпринимателей, вот  тогда оно будет предоставляться  в аренду другим компаниям. Другим вариантом  может послужить введение понижающих коэффициентов для малых предприятий  при аренде государственной и  муниципальной собственности. По сведению одного из источников Воробьев Д., Главная  проблема - отсутствие четкой модели развития малого бизнеса, "Современный предприниматель", 2009, № 6: 40 процентов от арендной ставки - в первый год аренды, 60 процентов - во второй и 80 процентов - в третий.

Все имущество, которое на сегодняшний день арендуется малым  бизнесом, но не будет выкуплено, также  в последующем будет арендовано субъектами малого и среднего предпринимательства, попадет в специальные реестры  и в последующем будет на аукционах  или конкурсах сдаваться опять  же только малым компаниям.

2.3 Проблемы государственной поддержки

Малый бизнес, несмотря на вышеперечисленный  ряд оказываемых мер, применяемых  инструментов и создаваемых особых условий для его развития, в  настоящее время реальной поддержки  от государства практически не получает. О чем замечает и Президент  РФ Дмитрий Медведев: «Возможна и  поддержка малого бизнеса - сейчас он её почти не получает. Между тем  это хороший резерв для трудоустройства  высвобождаемых работников, а если речь идет об обрабатывающей промышленности, то и источник новых идей» Из обращения  Президента РФ Дмитрия Медведева, 5 ноября 2008 года с первым посланием Федеральному собранию. (Источник: Известия http://www.izvestia.ru/news/news220443)..

Помощь малому бизнесу  декларируется на всех государственных  уровнях. Тем не менее положительных результатов пока не слишком много, т.к. имеется ряд причин пробуксовки неофициального «пятого национального проекта».

Во всех развитых экономиках мира малый и средний бизнес является основой внутренней экономики страны. Ценность малого бизнеса определяется в нескольких простых постулатах: самозанятость населения, повышение  конкурентоспособности, рост потребительской  активности, самообеспечение.

Вопрос поддержки малого бизнеса в России остается таким же актуальным, как и несколько лет назад. Несмотря на то, что данной проблемой на федеральном уровне занимается не одна государственная структура (Министерство Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства, комитет Государственной Думы по поддержке малого предпринимательства, Федеральный фонд поддержки малого предпринимательства и др.) и принят ряд законов и программ, перед уже существующими и вновь создающимися субъектами рынка возникают проблемы. Решение их зависит от всестороннего взаимодействия всех структур государственной власти и бизнеса.

Малый бизнес на своём пути встречает ряд проблем, некоторые  из которых возникли по вине государства. Из основных проблем можно отметить:

ограниченность внутреннего  рынка, в том числе спроса на продукцию  субъектов предпринимательства, в  связи с сокращением поставок для государственных нужд, недостатком  свободных финансовых ресурсов у  предприятий-потребителей и низкой покупательной способностью населения  в условиях растущего давления со стороны зарубежных поставщиков (кризис сбыта);

отсутствие у малого бизнеса  материально-технической, имущественной  базы и собственного оборотного капитала;

наличие высокой степени  административных и организационных  издержек;

доминирование в экономике  крупных хозяйственных и финансовых структур, монополизация факторов производства и каналов движения товаров;

чрезмерная жесткость  фискальной и кредитно-денежной политики, обостряющая проблему воспроизводства  вследствие недостатка ресурсов для  текущей деятельности и развития и вынуждающая субъектов предпринимательства  к бегству в «теневую» экономику;

ограниченный спектр финансовой поддержки предпринимателей (т.к. не разработан механизм предоставления льгот банкам, лизинговым и страховым компаниям, обеспечивающим кредитно-инвестиционное обслуживание субъектов малого предпринимательства, не развита система гарантирования и страхования кредитов);

ограниченное бюджетное  финансирование, отсутствие разработанных  и законодательно утвержденных нормативов отчисления бюджетных средств на поддержку и развитие малого бизнеса;

региональная дифференциация экономики и внутреннего рынка  вследствие роста транспортных тарифов, недостаточного развития инфраструктуры и действия субъективных факторов, создающая неравные условия для  развития малых предприятий в  регионах (дефицит консультационной и маркетинговой поддержки бизнеса - действующая сеть инфраструктуры поддержки не охватывает все территории области, что негативно сказывается  на развитии предпринимательства, особенно в сельских районах);

неполнота и противоречивость нормативно-правовой базы, неурегулированность  отношений собственности и, как  следствие, невозможность участия  субъектов предпринимательства  в институциональных преобразованиях  и невозможность стратегического  планирования;

дискриминация предпринимателей со стороны отдельных органов  власти. Поддержка частной инициативы пока еще не стала одним из основных принципов государственной политики и ориентиром для властей на местах. В системе целевых установок  государственного регулирования экономики  задача поддержки малого бизнеса  вступает в противоречие с задачей  достижения оптимальных макроэкономических показателей, фискальными механизмами  наполнения бюджета, затратными методами решения социальных проблем. В таких  условиях эффективность мер по государственной  поддержке предпринимательства  сводится к нулю в результате негативного  воздействия на деловой климат других направлений государственного регулирования (налогового, лицензионного, внешнеэкономического).

2.3.1 Отсутствие четкой модели развития малого и среднего бизнеса в России

В нашей стране уже пришли к пониманию этого факта. Но на данный момент, главной проблемой  является отсутствие четкой модели развития малого и среднего бизнеса в России. Несмотря на то что в Стратегии 2020 стоит задача - увеличить долю малого и среднего бизнеса в ВВП страны до 70 процентов, четкого механизма пока нет. Решение проблем государственной поддержки малого бизнеса возможно только путем разработки программно-целевого инструмента.

2.3.2 Несогласованность в курсе облегчения доступа к недвижимости

В соответствии с принятым Законом Федеральный закон от 30.06.2008 г. № 108-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон "О концессионных соглашениях" и отдельные законодательные акты Российской Федерации». предпринимателям необходимо продлевать договор аренды каждый год посредством участия в открытом аукционе. Необходимо отметить, что эта задача, непосильная для большинства предпринимателей, и это не согласуется с продекларированным курсом на облегчение доступа к недвижимости. Можно ожидать, что в таких условиях львиная доля малых предприятий в будущем году не сможет выиграть аукционы и потеряет права на арендуемые помещения.

Эти изменения на практике убивают малый бизнес, ограничивая  его сроком жизни в один год. Вложения, которые должен сделать предприниматель  в арендуемые площади не только не успевают окупиться, но и привлекают недобросовестных бизнесменов, способных  через год «отобрать» на аукционе раскрученную площадку.

2.3.3 Необходимые шаги для снижения риска приостановки инфраструктуры поддержки МП из-за кризиса

Кризисные явления в экономике  России обусловливают повышение  риска приостановки деятельности и  даже распада инфраструктуры поддержки  малых предприятий, поэтому необходимо принять ряд решений, направленных на увеличение финансовой поддержки  малого предпринимательства. Об этом недавно  заявили эксперты Национального  института системных исследований проблем предпринимательства (НИСИПП).

Для предотвращения негативного  влияния кризисных явлений на деятельность субъектов малого предпринимательства  должны быть приняты меры, направленные на создание финансовой базы малого бизнеса  и снижение издержек.

Прежде всего необходимо увеличить финансовую поддержку малого предпринимательства. Так, можно повысить объемы кредитования малого предпринимательства по программам государственных банков, а также провести специальный конкурс по размещению средств государственного бюджета в негосударственных банках, при этом данные ресурсы негосударственные банки должны будут потратить на расширение кредитования малых предприятий.

Еще одной мерой в области  финансовой поддержки может стать  увеличение финансирования программ поддержки  малого предпринимательства, осуществляемого  по результатам конкурса по отбору субъектов Российской Федерации, бюджетам которых в будущем году предоставляются субсидии для финансирования мероприятий, выполняемых в рамках оказания государственной поддержки малого предпринимательства субъектами Российской Федерации. При этом дополнительные средства, выделяемые из государственного бюджета, можно пропорционально разделить между субъектами Российской Федерации - победителями данного конкурса, а основное внимание уделить увеличению объемов прямой финансовой поддержки малых предприятий и организаций, образующих финансовую инфраструктуру поддержки малых предприятий, в том числе субсидированию их расходов, выделению грантов начинающим предпринимателям, созданию и развитию микрофинансовых организаций, гарантийных фондов, фондов инвестиций.

Другой действенной мерой  в области финансовой поддержки  выступает создание новых и расширение действующих гарантийных фондов (фондов поручительств) - специальных  некоммерческих фондов, предоставляющих  поручительства и залоги за субъектов малого предпринимательства, у которых недостаточно собственного имущества для полноценного обеспечения обязательств по банковским кредитам. Формирование и использование гарантийных фондов направлены на упрощение доступа субъектов малого предпринимательства к кредитным услугам наиболее надежных кредитных организаций, предъявляющих высокие требования к финансовой прозрачности заемщиков и экономической надежности финансируемых проектов. Опыт создания гарантийных фондов имеется в Москве, Санкт-Петербурге, Ленинградской, Воронежской, Свердловской областях, Республике Удмуртия, Ханты-Мансийском АО и других субъектах Российской Федерации. За счет средств федерального бюджета в 2006- 2007 гг. поддержано создание 23 региональных гарантийных фондов с общей капитализацией 3,3 млрд. руб Литвак Е., Влияние кризисных явлений в экономике российской федерации на малый бизнес, "Финансовая газета", 2009, № 6. Обеспечены гарантиями кредиты предпринимателей на сумму свыше 5 млрд. руб. Необходимо и дальше создавать гарантийные фонды, а также условия для развития действующих фондов.

Второй группой мер  являются меры в области имущественной  поддержки. В условиях вынужденного сокращения издержек арендные ставки и цена недвижимости будут оставаться значительным фактором, влияющим на себестоимость  продукции и услуг малых предприятий. Соответственно, мерой, направленной на облегчение доступа к имуществу, а также на сокращение издержек малых  предприятий, может стать снижение ставок по аренде нежилых помещений  и земельных участков, находящихся  в федеральной, региональной и муниципальной  собственности.

Информация о работе Роль и значение малого бизнеса, и его положение в современной экономике России