Роль и значение малого бизнеса, и его положение в современной экономике России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2013 в 20:11, курсовая работа

Описание работы

Цель работы: на основе изучения теоретических источников, публикаций в периодической литературе и фактического материала выяснить с какими проблемами государственной поддержки сталкивается малый бизнес в России и какие у него вырисовываются перспективы.
В соответствии с целью работы были поставлены следующие задачи:
необходимо четко обозначить характерные особенности организации, являющиеся субъектами малого бизнеса, оценить достоинства и недостатки малого бизнеса и выявить основные его проблемы и особенности развития в России;
ознакомиться с основными направлениями и задачами государственной поддержки малого бизнеса в России, её результатами и имеющимися проблемами;

Содержание работы

Введение
1. Состояние малого бизнеса в России
1.1. Характерные особенности малого бизнеса
1.1.1 Определение субъекта малого бизнеса
1.1.2 Сравнение малого и крупного бизнеса
1.1.3 Эффект масштаба предприятий
1.2. Преимущества и недостатки малого бизнеса
1.2.1 Преимущества малого бизнеса
1.2.2 Недостатки малого бизнеса
1.3. Положительное воздействие малого бизнеса на развитие экономики
1.4. Проблемы малого бизнеса в России
2. Государственная поддержка малого бизнеса в России
2.1. Основные направления, задачи и инструменты
2.1.1 Институты для поддержки малого бизнеса
2.1.2 Нормативная база по поддержке малого бизнеса
2.2. Результаты реализации поддержки малого бизнеса в России
2.3. Проблемы государственной поддержки
2.3.1 Отсутствие четкой модели развития малого и среднего бизнеса в России
2.3.2 Несогласованность в курсе облегчения доступа к недвижимости
2.3.3 Необходимые шаги для снижения риска приостановки инфраструктуры поддержки МП из-за кризиса
3. Перспективы малого бизнеса в России
3.1 В перспективе бывшие российские безработные могут увеличить число мелких предприятий в стране
3.2 Факторы влияющие на развитие малого бизнеса, полученные результаты и перспективы
3.3 Влияние кризиса на перспективу работы малых предприятий
3.4 Необходимые меры для развития малого бизнеса в условиях кризиса
3.5 Дальнейшая перспектива и ряд нерешенных проблем
Заключение
Список используемой литературы

Файлы: 1 файл

роль и значение малого бизнеса.docx

— 79.39 Кб (Скачать файл)

1.2.2 Недостатки малого бизнеса

В то же время субъектам  малого предпринимательства свойственны  и определенные недостатки, среди  которых следует выделить самые  существенные:

более высок уровень риска, поэтому высока степень неустойчивости положения на рынке;

зависимость от крупных компаний;

ограниченность в способности  привлекать большие средства через  инвесторов и делает свою ставку на собственные сбережения и запасы;

недостатки в управлении делом;

слабая компетентность руководителей;

повышенная чувствительность к изменениям условий хозяйствования;

отсутствие специализации, в связи с чем малый предприниматель должен быть мастером на все руки;

дороговизна и трудности  в получении кредитов, т.к. кредитно-финансовые институты рассматривают деятельность мелкого предпринимателя как  высокорискованный бизнес и представляют займы под более высокий процент, чем крупным предприятиям;

неуверенность и осторожность хозяйствующих субъектов при  заключении договоров (контрактов) и  др.

Конечно, недостатки и неудачи  в деятельности субъектов малого предпринимательства определяются как внутренними, так и внешними причинами, условиями функционирования малых предприятий. Как показывает опыт, большинство неудач малых фирм связано с отсутствием опыта  управления или профессиональной некомпетентностью  собственников малых и средних  предприятий. Другими причинами  банкротств малых фирм являются: запущенность бизнеса; плохое здоровье или вредные  привычки; катастрофы, пожары, воровство, мошенничество и др.

1.3 Положительное воздействие малого бизнеса на развитие экономики

Развитие производства предприятий  малого бизнеса создает благоприятные  условия для оздоровления экономики, поскольку развивается конкурентная среда, активнее идет структурная перестройка, расширяется потребительский сектор. Кроме того, развитие малого бизнеса  ведет к насыщению рынка товарами и услугами, к повышению экспортного  потенциала, лучшему использованию  местных сырьевых ресурсов.

В настоящее время вопрос развития сети предприятий малого бизнеса  включен в качестве одного из важнейших  в программу демонополизации  национального хозяйства страны.

Малые предприятия в интересах  развития экономики выполняют следующие  крайне необходимые социально-экономические  функции:

расширяют спрос на оборудование, сырье, материалы;

способствуют формированию дополнительных доходов у населения, а следовательно, расширяют спрос на потребительские товары и услуги;

сглаживают дифференциацию общества по уровню благосостояния, способствуют созданию среднего класса;

помогают решать проблему занятости населения;

продвигают новые технологии, новые, более эффективные, решения (не случайно многие крупные компании выступают  в роли спонсоров мелких инновационных  фирм);

дополняют, а в результате являются неотъемлемой частью производственной и сбытовой инфраструктуры многих крупных  корпораций, что в значительной мере позволяет обеспечить гибкость их управления.

И как показывает практика, именно малый бизнес может помочь выйти России из кризиса. Так было, например, в 1998 г. и так, скорее всего, будет и сейчас. Малый бизнес максимально  мобилен, у него нет значительных капиталовложений, которые могут  потянуть его на дно. Более того, любой кризис обостряет творческие способности, он заставляет придумывать  что-то новое, интересное и максимально  экономичное. Поэтому именно в секторе  малого и среднего предпринимательства  могут появиться идеи, которые  окажутся привлекательными для капиталовложений.

1.4 Проблемы малого бизнеса в России

Несмотря на достаточно большое  внимание к вопросам развития малого бизнеса малые предприятия сталкиваются с рядом основных проблем:

громоздкая и несовершенная  система налогообложения;

трудности с получением банковского  кредита малым предприятиям для  их открытия и функционирования, которые  связаны с тем, что:

Отсутствует залоговое обеспечение, т.к. зачастую у малых предприятий  нет собственности которую можно было бы предложить в качестве залога.

Российские банки выдают малым предприятиям небольшие кредиты  под более высокие проценты, чем  по крупным кредитам большим предприятиям.

Выставляются высокие  проценты по кредитам результат того, что кредитование малых предприятий  имеет большой риск, т.к. для них  характерна недостаточная прозрачность, любовь к «серым» схемам и «черным» кассам.

Низкая финансовая грамотность  не дает предпринимателям возможности  эффективно осуществить займы.

Отсутствуют льготные банковские кредиты и банки, занимающиеся кредитованием  малого бизнеса.

Нестабильное финансовое положение и отсутствие должной  поддержки на федеральном уровне.

несовершенство федерального законодательства - отсутствие надежных правовых гарантий, явная противоречивость отдельных нормативно-правовых актов  и неработающий Федеральный закон  о государственной поддержке  малого предпринимательства;

сложности с арендой и  приобретением помещений, их высокая, нередко недоступная, цена;

Концепция обеспечения предприятий  малого бизнеса нежилыми помещениями, принятая Правительством Москвы, дает основание предполагать, что эта  проблема будет решена путем создания деловых центров, производственно-технологических  зон, торговых предприятий «в шаговой  доступности».

процедура регистрации малых  предприятий остается достаточно сложной  и долгой.

большое количество всевозможных проверок, которые мешают малому бизнесу;

продолжающиеся криминальные угрозы.

Преодоление этих проблем  раскроет возможности дальнейшего  развития малого бизнеса в России. А пока в России доля малого бизнеса  в ВВП не превышает 10%, тогда как  в европейских странах данный показатель составляет более 50%, а число  занятых на малых предприятиях около достигает 70%, против 10% в России. В странах Евросоюза и Японии число малых предприятий на 1000 жителей достигает 45-50, а в России на 1000 жителей приходится лишь шесть предприятий. В основном причинами данного положения в России служат вышеперечисленные проблемы малого бизнеса.

Для малого бизнеса в России помимо вышеприведенных проблем, лежащих  на поверхности, также характерна неявная  проблемная обстановка, когда даже традиционно относимые к рынкам совершенной конкуренции сельскохозяйственные, локальные рынки монополизированы перекупщиками и фирмами, заинтересованными  в реализации импортной продукции, криминальными структурами и  группировками. Таким образом, весь период движения активов малого предприятия связан с издержками, которые благодаря стремлению субъектов малой экономики сократить издержки пользования рыночным механизмом принимают формы взятки, благодарности, отката, налоговой оптимизации, социальных обменов, круговой поруки. Трансакционный сектор малого бизнеса в России имеет ярко выраженную специфику, связанную с рядом объективных и субъективных причин, среди которых необходимо выделить:

отсутствие эффективных  механизмов защиты прав собственности;

отсутствие действенных  механизмов принуждения;

асимметрия информации и её высокая экономическая стоимость;

рентоориентированное поведение  чиновников и административные барьеры;

институциональные ловушки, связанные с преобразованием  старых институтов в новые;

отсутствие доверия и  особенности национального менталитета.

Трансакционный сектор малого бизнеса оказывает самое непосредственное влияние на эффективность его  деятельности, в связи с чем возникает проблема его измерения. В современной России трансакционные издержки малого бизнеса связаны с коррупцией, входом в деловые сети, охраной бизнеса, инфраструктурным сопровождением и весьма значительны по объёму. Малый бизнес, принимая решения в пользу легальной или нелегальной деятельности, оценивает и сравнивает размер трансакционных издержек в том и другом случае. Существование институтов, которые способствуют снижению трансакционных затрат, определяет как возможности национальной экономики, так и её структурных подсистем.

Ко всем указанным проблемам  в настоящее время добавился  ещё и кризис, который может  привести к значительному сокращению малого бизнеса, т.е. к уходу с  рынка (прежде всего «в тень») части  малых предприятий, вынужденных  временно свернуть или полностью  прекратить свою легальную хозяйственную  деятельность, а также к сокращению численности занятых на малых  предприятиях, снижению объемов оборота  и инвестиций в основной капитал  на малых предприятиях.

2. Государственная поддержка малого бизнеса в России

2.1 Основные направления,  задачи и инструменты

Стимулирование развития малого бизнеса в России на государственном  уровне осуществляется по нескольким направлениям: создается институциональная  среда, реализуются специальные  государственные программы, и особое внимание уделяется кредитованию малого бизнеса государственными банками.

Программы финансирования малого предпринимательства широко реализуются  через систему государственных  и муниципальных фондов поддержки, которые в соответствии с действующим  законодательством предоставляют  кредиты малому бизнесу.

В Концепции государственной  политики поддержки и развития малого предпринимательства сформулированы следующие комплексные меры по поддержке  малого предпринимательства:

оптимизация нормативно-правовых основ государственного регулирования  малого предпринимательства;

совершенствование системы  налогообложения малого предпринимательства;

развитие системы финансово-кредитной  поддержки малого предпринимательства;

совершенствование механизмов использования государственного и  муниципального имущества для развития малого

предпринимательства;

совершенствование информационной поддержки;

укрепление и развитие системы подготовки кадров для малого предпринимательства;

активная антимонопольная  политика и пресечение недобро совестной  конкуренции по отношению к малым  предприятиям;

совершенствование деятельности органов государственной поддержки  малого предпринимательства.

2.1.1 Институты для поддержки малого бизнеса

В РФ сложилась определенная инфраструктура поддержки развития малого предпринимательства на федеральном  уровне и на уровне субъектов Федерации. К федеральным органам, осуществляющим регулирование развития малого предпринимательства, его поддержку (в том числе  функциональную), относятся Президент  РФ и его Администрация, Федеральное  Собрание РФ, Правительство РФ, федеральные  министерства, службы, государственные  комитеты. Так, в реализации федеральных  комплексных программ поддержки  и развития малого предпринимательства  принимают участие следующие  федеральные министерства: экономического развития и торговли, финансов, юстиции, образования и др. Важное место  в инфраструктуре предпринимательства  занимают Конституционный Суд РФ, Высший арбитражный Суд РФ, Верховный  Суд РФ, Генеральная прокуратура  РФ и их органы на местах.

К примеру в Москве по основным направлениям малого предпринимательства приняты законодательные и нормативные акты, постановления правительства Москвы, распоряжения мэра, сформирована действенная инфраструктура малого предпринимательства (МП), приведенная на рис. 3.

Для поддержки и защиты интересов малых предприятий  в России созданы: ассоциации предприятий  малого бизнеса, Федерация развития и поддержки малого предпринимательства  и различные фонды развития и  поддержки предприятий малого бизнеса. Однако, как правило, многочисленные фонды поддержки малого бизнеса  озабочены собственными проблемами и реальной помощи малым предприятиям не оказывают.

Рис. 3. Общая схема организационной  структуры государственно-общественной поддержки малого предпринимательства  на примере Москвы

Одно из направлений поддержки  малого бизнеса в Москве - развитие инфраструктуры. В настоящее время  определено конечное число единиц инфраструктуры, необходимое малому бизнесу столицы. Ключевой элемент этой инфраструктуры Московский центр развития предпринимательства, идеология которого заключается  в объединении всех организаций, оказывающих необходимые малому бизнесу услуги, в одном месте. Среди эффективно действующих организаций  инфраструктуры поддержки малых  предприятий можно назвать Межрегиональный  маркетинговый центр «Москва», который  позволил продвинуть в регионы России тысячи наименований продукции московских предприятий, а также Межрегиональный  центр субконтрактации и промышленного  партнерства, что содействовало  налаживанию связей малого и крупного бизнеса.

На данный момент уже достаточно развита сеть базовых объектов инфраструктуры поддержки малого предпринимательства. В регионах России функционируют  более 1350 объектов инфраструктуры, в  том числе 75 региональных и 150 муниципальных  фондов поддержки малого предпринимательства, 52 агентства поддержки малого бизнеса, более 50 бизнес-инкубаторов, более 70 научных и технологических парков, 30 специализированных лизинговых компаний. В 24 регионах создано 50 инновационно-технологических центров.

Определенные надежды  возлагает малый бизнес России на вновь создаваемые особые экономические  зоны (ОЭЗ). Согласно принятому закону, зоны могут быть двух видов: промышленно-производственные и технико-внедренческие. Предприниматели, зарегистрированные в особых зонах, на 5 лет освобождаются от уплаты налога на имущество и земельного налога. Ввозимые ими импортное оборудование и запасные части для него освобождаются  от таможенных пошлин на все время, пока остаются на территории особой зоны. Помимо того, участники технико-внедренческой  зоны получают возможность платить  единый социальный налог по льготной ставке - 14% вместо обычных 26. От введения ОЭЗ ожидается положительный эффект и для экономики в целом. Каждая ОЭЗ (а их на начальном этапе предполагается создать 10) привлечет не меньше 10 млрд. руб. инвестиций и будет производить продукции на 6 млрд. руб. в год. Будут созданы 14 тысяч рабочих мест, а ежегодные платежи в бюджет превысят 1 млрд. руб.

Информация о работе Роль и значение малого бизнеса, и его положение в современной экономике России