Роль и значение малого бизнеса, и его положение в современной экономике России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2013 в 20:11, курсовая работа

Описание работы

Цель работы: на основе изучения теоретических источников, публикаций в периодической литературе и фактического материала выяснить с какими проблемами государственной поддержки сталкивается малый бизнес в России и какие у него вырисовываются перспективы.
В соответствии с целью работы были поставлены следующие задачи:
необходимо четко обозначить характерные особенности организации, являющиеся субъектами малого бизнеса, оценить достоинства и недостатки малого бизнеса и выявить основные его проблемы и особенности развития в России;
ознакомиться с основными направлениями и задачами государственной поддержки малого бизнеса в России, её результатами и имеющимися проблемами;

Содержание работы

Введение
1. Состояние малого бизнеса в России
1.1. Характерные особенности малого бизнеса
1.1.1 Определение субъекта малого бизнеса
1.1.2 Сравнение малого и крупного бизнеса
1.1.3 Эффект масштаба предприятий
1.2. Преимущества и недостатки малого бизнеса
1.2.1 Преимущества малого бизнеса
1.2.2 Недостатки малого бизнеса
1.3. Положительное воздействие малого бизнеса на развитие экономики
1.4. Проблемы малого бизнеса в России
2. Государственная поддержка малого бизнеса в России
2.1. Основные направления, задачи и инструменты
2.1.1 Институты для поддержки малого бизнеса
2.1.2 Нормативная база по поддержке малого бизнеса
2.2. Результаты реализации поддержки малого бизнеса в России
2.3. Проблемы государственной поддержки
2.3.1 Отсутствие четкой модели развития малого и среднего бизнеса в России
2.3.2 Несогласованность в курсе облегчения доступа к недвижимости
2.3.3 Необходимые шаги для снижения риска приостановки инфраструктуры поддержки МП из-за кризиса
3. Перспективы малого бизнеса в России
3.1 В перспективе бывшие российские безработные могут увеличить число мелких предприятий в стране
3.2 Факторы влияющие на развитие малого бизнеса, полученные результаты и перспективы
3.3 Влияние кризиса на перспективу работы малых предприятий
3.4 Необходимые меры для развития малого бизнеса в условиях кризиса
3.5 Дальнейшая перспектива и ряд нерешенных проблем
Заключение
Список используемой литературы

Файлы: 1 файл

роль и значение малого бизнеса.docx

— 79.39 Кб (Скачать файл)

С начала года наблюдается  уменьшение административного давления на бизнес: 15% респондентов утверждает, что количество проверок уменьшилось (в январе - 8%).

Вдвое снизилось число  респондентов, утверждающих, что поборы для них обременительны. Положительные  тенденции можно связать с  последними нововведениями в законодательстве: 1 мая с.г. вступил в силу новый  федеральный закон (№294-ФЗ), регулирующий проведение проверок в отношении  бизнеса.

Почти в 3 раза сократилось (с  января 2009 г.) количество предпринимателей, отмечающих факты противоправных действий со стороны правоохранительных органов. Причиной изменений в оценках  представителей МСП могло послужить  то, что в середине 2009 года из полномочий милиции законодательно были исключены  внепроцессуальные права по проведению контрольных мероприятий в отношении  предпринимателей. Ранее представители  органов внутренних дел посещали каждого девятого респондента.

Сократилось число компаний, отмечающих случаи рейдерских захватов (всего 9% говорят об их наличии в  своем регионе). В середине этого  года был принят «антирейдерский  пакет» законов (федеральный закон  №205), который, по всей видимости, начал  оказывать положительное влияние  на изменение ситуации в этой сфере. Тем не менее компании по-прежнему указывают на увеличение давления со стороны налоговых органов. Налогоплательщики всё чаще жалуются на явно незаконные действия налоговых органов: ради обеспечения доходной части бюджета налоговики нарушают законодательство.

Ситуация с финансами  с начала года изменилась в лучшую сторону: для 15% респондентов привлечь заемные средства стало просто (в  январе - только для 8%). Количество респондентов, для которых привлечь финансовые средства было сложно или невозможно, сократилось (56% в ноябре против 75% в  январе).

Треть компаний по-прежнему отмечают низкий уровень спроса на продукцию. В то же время наметилась положительная тенденция. Наблюдается  значительный рост конкуренции среди  компаний - 64% (в сентябре - 57%). Наметившийся выход из экономического кризиса усиливает степень конкуренции предприятий между собой.

Ситуация с поиском  кадров и недвижимости не меняется: для трети респондентов подобрать  персонал или найти подходящее помещение  для бизнеса по-прежнему сложно.

Долг со стороны покупателей  сокращается: только 17% компаний указывают  на увеличение объема задолженностей (в январе - 27%). Намечается тенденция  к сокращению размера просроченных платежей компаний. 24% респондентов, указавших  на наличие у них задолженностей, отмечают серьезное сокращение долгов за последние 2 месяца.

3.4 Необходимые меры для развития малого бизнеса в условиях кризиса

Меры, направленные на развитие малого предпринимательства в условиях экономического кризиса, можно подразделить на три группы:

налоговое регулирование;

сокращение административных барьеров;

кадровая поддержка малых  предприятий.

Меры в области налогового регулирования могут предполагать предоставление "налоговых каникул" для вновь образованных предприятий  и производств, созданных в результате осуществления инвестиций в форме  капитальных вложений (например, временное  освобождение от налогов на прибыль, имущество, земельного налога предприятий, работающих по общей системе налогообложения, и временное освобождение от уплаты единого налога предприятий, работающих по специальным режимам налогообложения).

В целях высвобождения  у малых предприятий дополнительных средств целесообразно сократить  общую налоговую нагрузку на малые  предприятия за счет снижения отдельных  налогов (ЕСН в первую очередь). В  целом снижение налогов для малых  предприятий послужит стимулом к  росту и увеличению производства, а также будет способствовать сокращению теневого сектора.

Кроме того, необходимо продолжить работу по устранению административных барьеров, препятствующих деятельности малых предприятий. Следует ускорить принятие пакета законопроектов, направленных на сокращение давления на бизнес за счет упорядочения государственного и муниципального контроля, замены лицензирования страхованием гражданской ответственности, ограничения  внепроцессуальных прав милиции  и обеспечения возможности замены обязательной сертификации декларированием  соответствия. Прежде всего требуются дальнейшее упорядочение принципов и регламентация порядка проведения проверок малых предприятий, сокращение количества контрольных и надзорных мероприятий, проводимых в отношении малого бизнеса. Реальные изменения должны произойти не только в идеологии, но и в правоприменительной практике. В целях упорядочения налоговых проверок общий порядок проведения контроля можно распространить и на налоговый контроль.

Что касается замены обязательной сертификации декларированием, то принятие соответствующего закона необходимо дополнить  практическими шагами по оптимизации  данной формы оценки соответствия. В приоритетном порядке нужно  подготовить предложения по существенному  сокращению перечня сертифицируемых  видов продукции и уточнению  единого перечня продукции, подлежащей обязательной сертификации, и единого  перечня продукции, подлежащей декларированию соответствия. При этом следует придерживаться целевой установки на сокращение доли видов продукции, подлежащей обязательной сертификации, до 50% в 2009 - 2010 гг. и установить четкий график по дальнейшему сокращению сферы обязательной сертификации с  закреплением конкретных показателей  результативности его реализации. Сокращение издержек на сертификацию, которые  являются серьезным барьером для  малого бизнеса, приведет к увеличению свободных средств предприятий, часть из которых может быть направлена на инвестиции.

Учитывая высвобождение  большого количества работников, уволенных  со средних и крупных предприятий, можно предпринять определенные меры по их привлечению на малые  предприятия и тем самым повысить производительность труда в сегменте малого бизнеса. Определенную роль здесь  может сыграть активизация работы государственных и муниципальных  служб занятости с конкретными  малыми предприятиями по трудоустройству  на них новых работников.

3.5 Дальнейшая перспектива и ряд нерешенных проблем

Несмотря на серьезность  проблем, связанных с малым бизнесом, отечественный малый бизнес имеет  перспективы дальнейшего развития.

В приложении 1 приведена оценка показателей деятельности малых предприятий г. Москвы на период до 2012 г. на основании данных официальной статистики за 2002-2008 гг. В связи с неопределенностью внешних условий, прогноз показателей деятельности малых предприятий Москвы до 2012 года был выполнен по двум сценариям - инерционному и пессимистичному. Инерционный сценарий рассматривает статичный вариант, когда развитие малого бизнеса Москвы будет продолжаться с теми же темпами, что и за предыдущие периоды. Пессимистичный вариант рассматривает негативные последствия кризисных явлений для малого бизнеса, в частности наибольший спад всех основных показателей деятельности предприятий в 2009 году.

Как видно из Приложения 1 не смотря на ожидание существенного  спада роста основных показателей деятельности малых предприятий Москвы по пессимистичному сценарию развития событий, в целом рост в номинальных ценах, скорее всего, будет продолжаться, так как сектор малого бизнеса в Москве в настоящий момент вполне сформировался. Однако стоит отметить, что деловая среда Москвы, как и любого крупного мегаполиса мира, отличается от остальных регионов страны в целом. В связи с этим есть все основания полагать, что кризисные явления затронут московский малый бизнес в меньшей степени, чем в других регионах России.

Поэтому по-прежнему остается необходимым решение ряда проблем.

Прежде всего, следует  оградить малый бизнес от бюрократии, сделать как можно проще процедуру  регистрации, сократить число контролирующих органов и проверок, продолжить процесс  сокращения числа лицензируемых  видов деятельности и продукции. Следует искоренить коррупцию, которая  не только опасна с моральной точки  зрения, но и препятствует экономическому росту, существенно удорожает, извращает  конкуренцию.

Необходимо существенно  уменьшить налоговую нагрузку на малый бизнес. Это особенно важно  для начинающих предпринимателей в  первую очередь в таких видах  деятельности, как инновационная, производственная, строительная и ремонтно-строительная, медицинская.

Также, следует сосредоточить  внимание на концентрации всех финансовых средств, предназначенных для поддержки  малого бизнеса (федерального и региональных бюджетов, Федерального фонда поддержки  малого предпринимательства, всевозможных внебюджетных источников), на важнейших  приоритетных направлениях, создать  для него систему гарантий кредитования.

Для вновь создаваемых  предприятий малого бизнеса необходимо широкое использование лизинга  и франчайзинга. Если франчайзинговая  система завоевывает у нас  в стране все больше позиций, то лизинг находится лишь в зачаточном состоянии. Дальнейшему развитию этих форм деятельности среди предприятий малого бизнеса  должны содействовать крупные предприятия.

Нужна более энергичная работа по развитию инфраструктуры малого бизнеса, развитию банковской системы, различных  фондов поддержки малого бизнеса. Малые  предприятия должны иметь возможность  в любую минуту получить консультацию и бесплатную помощь по вопросам открытия и функционирования, по проблемам  маркетинговой стратегии, защите своих  интересов, по любой другой проблеме.

Большая работа предстоит  в области подготовки и повышении  квалификации предпринимателей. В сфере  малого бизнеса работают около 8 млн. человек, или почти 12% всего занятого в стране населения, и численность  эта из года в год будет возрастать. В малый бизнес приходят все больше молодых, энергичных людей. Между тем  по данным социологических опросов  свыше 70% молодых предпринимателей считают, что им необходимо приобрести специальные знания в области  малого бизнеса. Особенно актуальна  задача профессиональной подготовки руководителей  таких предприятий. На сегодняшний  день в стране функционирует около 900 тыс. предприятий малого бизнеса. По некоторым оценкам только от 20 до 30% из них имеют руководителей, обладающих специальным профессиональным образованием. Следовательно, примерно на 700 тыс. предприятий руководители действуют по наитию, с учетом своих  способностей и опыта. Это сдерживает дальнейшее развитие и повышение  эффективности малого бизнеса.

По прогнозным оценкам  экономического сценария, разработанного Минэкономразвития до 2009 г., эффект от реализации комплекса мер по стимулированию малого бизнеса и конкуренции  в виде прироста ВВП составит: в 2007 г. - 0-0,09, а в 2008-2009 гг. - 0-0,01 процентных пункта.

В числе различных мер  по повышению темпов экономического роста в стране до 2009 г. меры по стимулированию малого бизнеса и конкуренции  стоят на последнем восьмом месте, что свидетельствует о чрезвычайно  неуважительном отношении к этим двигателям экономики в нашей  стране

Заключение

В результате изученной литературы можно сделать следующие выводы:

Развитие малого бизнеса  создает благоприятные условия  для оздоровления экономики, поскольку  развивается конкурентная среда, активнее идет структурная перестройка, расширяется  потребительский сектор. И как  показывает практика (например 1998 года) именно малый бизнес может помочь выйти России из кризиса. Малый бизнес максимально мобилен, у него нет значительных капиталовложений, которые могут потянуть его на дно.

Не смотря на ряд преимуществ, малый бизнес в России пока отстает  от бизнеса промышленно развитых стран, но в нашей стране имеются  большие резервы для его дальнейшего  роста и широкие перспективы  развития и повышения эффективности  деятельности малых предприятий.

В развитии малого бизнеса  России имеется множество проблем, решение которых может быть найдено  только благодаря всесторонней государственной и общественной поддержки. Развитие малого предпринимательства должно быть обозначено как пятый национальный проект, ему должно уделяться огромное внимание со стороны государства - это серьезная социально-экономическая задача. Принятие Федерального закона «О развитии малого и среднего предпринимательства» - важный шаг на пути её решения.

Осуществляемая в настоящее  время в России система государственной  поддержки развития малого предпринимательства  недостаточно эффективна, её необходимо развивать и совершенствовать, используя  всё полезное и приемлемое из положительного опыта ряда промышленно развитых стран. А пока, по большому счету, главной помощью бизнесу от государства было бы просто не мешать ему. Понимая это, Владимир Путин анонсировал ряд законопроектов, направленных на решение задач по снижению административных барьеров для предпринимателей и наведению порядка в сфере оказания государственных и муниципальных услуг, а также Правительством был принят Закон, основным акцентом которого ставится снижение проверок со стороны фискальных органов.

В начале 2009 года наиболее серьезными проблемами для малых предприятий  стали: спад спроса на продукцию, дефицит  финансов и повышение тарифов, ужесточение  конкуренции и условий поставщиков, неплатежи покупателей и налоговые  ставки. Проверки контролирующими органами и коррупция волнует всё меньшее  количество предприятий. По-прежнему наиболее ожидаемыми малым бизнесом мерами Правительства  РФ остаются кредитование и «налоговые каникулы». При этом на первое место  среди ожидаемых мер вышло  замораживание тарифов. Нужно отметить, что малые предприятия пострадали от кризиса в меньшей степени  в связи с тем, что они не успели набрать кредитов - им просто их не давали. И это оказался своеобразный плюс для малого бизнеса.

Информация о работе Роль и значение малого бизнеса, и его положение в современной экономике России