Роль информационных технологий в развитии экономики и общества

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Мая 2013 в 07:22, курсовая работа

Описание работы

Целью исследования является определение роли информационных технологий в формировании экономики и общества.
Достижение цели работы обусловило постановку и решение следующих взаимосвязанных задач:
- рассмотреть основные этапы становления информационных технологий;
- охарактеризовать этапы развития компьютерных технологий;
- показать взаимосвязь эволюции информационных технологий и уровня развития процессов хранения, обработки информации;
- охарактеризовать процесс формирования информационной культуры;
- рассмотреть этапы становления информационной технологии.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
3
ГЛАВА 1 РАЗВИТИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
1.1 ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

5
1.2 РАЗВИТИЕ КОМПЬЮТЕРНЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

8
1.3 ВЗАИМОСВЯЗЬ ЭВОЛЮЦИИ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ И УРОВНЯ РАЗВИТИЯ ПРОЦЕССОВ ХРАНЕНИЯ И ОБРАБОТКИ ИНФОРМАЦИИ


16
1.4 ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ
23
ГЛАВА 2 ИНФОРМАТИЗАЦИЯ ОБЩЕСТВА
2.1 ПРОЦЕСС ИНФОРМАТИЗАЦИИ ОБЩЕСТВА

24
2.2 ТЕХНОЛОГИЗАЦИЯ СОЦИАЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА
27
2.3 ИНФОРМАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА
30
2.4 ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ
36
ГЛАВА 3 НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
3.1 ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ МИРОВОГО РЫНКА ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ


37
3.2 ФОРМИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ ЭКОНОМИКИ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ

45
3.3 ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ
50
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
51
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ РАБОТА Роль информационных технологий в развитии экономики и общества.docx

— 156.81 Кб (Скачать файл)

 

МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ СТАВРОПОЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АГРАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

 

Факультет Экономический

Кафедра Информационных систем и технологии

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

на тему: Роль информационных технологий в развитии экономики и общества

по дисциплине: Информационные технологии управления

 

                          Выполнила студентка 5курса, 7 группы

                          Стогний Диана Александровна

                         

                          Проверил: доцент кафедры

                          информационных систем и

                          технологий

                          к.т.н., доцент Рачков В.Е.

 

Дата сдачи 

Дата защиты 

Оценка 

Члены комиссии:

д. т.н.. профессор Будко П.А.

к.т.н., доцент Рачков В.Е.

к.т.н., Шлаев Д.В.

 

 

 

 

 

 

 

 

Ставрополь 2011

СОДЕРЖАНИЕ                                                                                                     

ВВЕДЕНИЕ

      3

ГЛАВА 1 РАЗВИТИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

1.1 ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ  ТЕХНОЛОГИЙ

 

      5

1.2 РАЗВИТИЕ КОМПЬЮТЕРНЫХ  ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

 

      8

1.3 ВЗАИМОСВЯЗЬ ЭВОЛЮЦИИ  ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ И  УРОВНЯ РАЗВИТИЯ ПРОЦЕССОВ ХРАНЕНИЯ  И ОБРАБОТКИ ИНФОРМАЦИИ

 

 

    16

    1.4 ВЫВОДЫ ПО  ГЛАВЕ

    23

ГЛАВА 2 ИНФОРМАТИЗАЦИЯ ОБЩЕСТВА

2.1 ПРОЦЕСС ИНФОРМАТИЗАЦИИ  ОБЩЕСТВА

 

    24

2.2 ТЕХНОЛОГИЗАЦИЯ СОЦИАЛЬНОГО  ПРОСТРАНСТВА

    27

2.3 ИНФОРМАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА

    30

2.4 ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ

    36

ГЛАВА 3 НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

3.1 ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ  МИРОВОГО РЫНКА ИНФОРМАЦИОННЫХ  ТЕХНОЛОГИЙ

 

 

    37

3.2 ФОРМИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ  ЭКОНОМИКИ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ

 

    45

3.3 ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ

    50

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

    51

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 

    53

ПРИЛОЖЕНИЕ

    55


 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Наступление информационной эпохи было ознаменовано информационной революцией, которая охватила развитые страны миры в 1970-х гг. Итогом информационной революции стало формирование информационного  общества, а вместе с ним и появление  теорий информационного развития общества, обобщающих его черты.

Определяя информационное общество как новую социальную реальность, теоретики подчеркивают его многогранность и радикальные изменения, которые  внесла информационная революция во все сферы общественной жизни. Поэтому  в определении информационного  общества чаще всего выделяют несколько  аспектов (или критериев): технологический, экономический, профессиональный, пространственный и культурный.

Технологический аспект информационного  общества связан с радикальными технологическими инновациями в производстве, хранении и передаче информации, которые произошли  благодаря росту быстродействия компьютеров, снижению издержек их производства и как следствие распространению  практически во всех сферах человеческой жизни.

Экономический аспект информационного  общества обусловлен процессом "информационной экономики" или информационного  сектора экономики. Профессиональный аспект информационного общества тесно  связан с экономическим, поскольку  подчеркивает возрастающую долю занятых, чья профессия связана с информационной работой.

Пространственный аспект информационного общества делает акцент на возникновении информационных сетей, которые существенно изменили представления  о взаимодействии между людьми в  пространстве и времени.

Культурный аспект информационного  общества - это изменение повседневной жизни людей и их ценностных ориентации в результате бурного распространения  информационных технологий. Образ жизни  современных людей предполагает в качестве естественных компонентов  возможность надомной работы, проживание в "электронном коттедже", круглосуточный доступ к банковским услугам и  совершению покупок, реалити-шоу по телевидению и многое другое, что  стало осуществимым благодаря информационным технологиям и Интернету.

Актуальность выбранной  темы заключается в том, что сегодня информационные технологии занимают особое положение в экономике и обществе. В настоящий момент происходит становление и развитие постиндустриального общества с информационной экономикой, в котором доминирующим фактором становится информация.

Объектом исследования являются информационные технологии в развитии экономики и общества. В качестве предмета исследования выступает развитие информационных технологий, технологизация социального пространства, формирование информационной экономики.

Целью исследования является определение роли информационных технологий в формировании экономики и общества.

Достижение цели работы обусловило постановку и решение следующих  взаимосвязанных задач:

- рассмотреть основные этапы становления информационных технологий;

- охарактеризовать этапы развития компьютерных технологий;

- показать взаимосвязь эволюции информационных технологий и уровня развития процессов хранения, обработки информации;

- охарактеризовать процесс формирования информационной культуры;

- рассмотреть этапы становления  информационной технологии.

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 1 РАЗВИТИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

    1. ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

 

Существует несколько  точек зрения на развитие информационных технологий с использованием компьютеров, которые определяются различными признаками деления.

Общим для всех изложенных ниже подходов является то, что с  появлением персонального компьютера начался новый этап развития информационной технологии. Основной целью становится удовлетворение персональных информационных потребностей человека как в профессиональной сфере, так и в бытовой.[8]

По признаку - вид задач  и процессов обработки информации - выделяются два этапа:

1-й этап (60 - 70-е гг.) - обработка  данных в вычислительных центрах  в режиме коллективного пользования.  Основным направлением развития  информационной технологии являлась  автоматизация операционных рутинных  действий человека.

2-й этап (с 80-х гг.) - создание  информационных технологий, направленных  на решение стратегических задач.

По признаку - проблемы, стоящие  на пути информатизации общества - выделяются четыре этапа:

1-й этап (до конца 60-х  гг.) Характеризуется проблемой обработки  больших объемов данных в условиях  ограниченных возможностей аппаратных  средств.

2-й этап (до конца 70-х  гг.) Связывается с распространением ЭВМ серии IBM-360. Проблема этого этапа - отставание программного обеспечения от уровня развития аппаратных средств.

3-й этап (с начала 80-х  гг.) - компьютер становится инструментом  непрофессионального пользователя, а информационные системы - средством  поддержки принятия его решений. Проблемы - максимальное удовлетворение потребностей пользователя и создание соответствующего интерфейса работы в компьютерной среде.

4-й этап (с начала 90-х  гг.)  Создание современной технологии  межорганизационных связей и  информационных систем. Проблемы  того этапа весьма многочисленны.  Наиболее существенными из них  являются:

-Выработка соглашений и установление стандартов, протоколов компьютерной связи;

-Организация доступа к стратегической информации;

-Организация защиты и безопасности информации.

По признаку - преимущество, которое приносит компьютерная технология выделяются три этапа:[23]

1-й этап (с начала 60-х  гг.) Характеризуется довольно эффективной  обработкой информации при выполнении  рутинных операций с ориентацией  на централизованное коллективное  использование ресурсов вычислительных  центров. Основным критерием оценки  эффективности создаваемых информационных  систем была разница между  затраченными на разработку и  сэкономленными в результате  внедрения средствами.

2-й этап (с середины 70-х  гг.) Связан с появлением персональных  компьютеров. Изменился подход  к созданию информационных систем - ориентация смещается в сторону  индивидуального пользователя для  поддержки принимаемых им решений. 

3-й этап (с начала 90-х  гг.) Связан с понятием анализа  стратегических преимуществ в  бизнесе и основан на достижениях  телекоммуникационной технологии  распределенной обработки информации. Информационные системы имеют  своей целью не просто увеличение  эффективности обработки данных  и помощь управленцу. Соответствующие  информационные технологии должны  помочь организации выстоять  в конкурентной борьбе и получить  преимущество.

По признаку - виды инструментария технологии - выделяются пять этапов:

1-й этап (до второй половины  XIX в.) - "ручная" информационная технология, инструментарий которой составляли: перо, чернильница, книга. Коммуникации осуществлялись ручным способом путем переправки через почту писем, пакетов.

2-й  этап (с  конца  XIX в.)  - "механическая" технология,  инструментарий которой составляли: пишущая машинка, телефон, оснащенная более совершенными средствами доставки почта.

3-й этап (40 - 60-е гг. XX в.) - "электрическая" технология, инструментарий которой составляли: большие ЭВМ и соответствующее программное обеспечение, электрические пишущие машинки, ксероксы, портативные диктофоны.

4-й этап (с начала 70-х  гг.) - "электронная" технология, основным инструментарием которой  становятся большие ЭВМ и создаваемые на их базе автоматизированные системы управления (АСУ) и информационно-поисковые системы (ИПС), оснащенные широким спектром базовых и специализированных программных комплексов.

5-й этап (с середины 80-х  гг.) - "компьютерная" ("новая") технология, основным инструментарием  которой является персональный  компьютер с широким спектром  стандартных программных продуктов  разного назначения. На этом этапе  происходит процесс персонализации  АСУ, который проявляется в создании систем поддержки принятия решений определенными специалистами. Подобные системы имеют встроенные элементы анализа и интеллекта для разных уровней управления, реализуются на персональном компьютере и используют телекоммуникации.

В связи с переходом  на микропроцессорную базу существенным изменениям подвергаются и технические  средства бытового, культурного и  прочего назначений. Начинают широко использоваться в различных областях глобальные и локальные компьютерные сети.[1]

 

1.2 РАЗВИТИЕ КОМПЬЮТЕРНЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

 

Компьютеры первого поколения (1950-1960)

Первые коммерчески доступные  компьютеры появились в начале 50-х  годов прошлого века (до этого вычислительные устройства имели скорее научное, нежели прикладное значение). Это были ЭВМ  так называемого первого поколения (сконструированные на лампах), но они  уже могли хранить программы  и использовали трансляторы. Первыми  такими компьютерами стали UNIVAC I в Америке  и «БЭСМ» в России, которые были ориентированы на решение сложных  задач науки и техники.

Что касается промышленного  использования компьютеров, то начало ему положили компании Remington Rand и IBM. Ставшая впоследствии гигантом компьютерной индустрии компания IBM выпустила  в 1952-54 годах целую серию электронных  цифровых компьютеров IBM 701 и периферийных устройств. Первая из таких машин  поехала в штаб-квартиру IBM в Нью-Йорке  в конце 1952-го, а уже в 1954 году 17 устройств были поставлены главному заказчику - американскому правительству: три из них попали в атомные лаборатории, восемь - в авиакомпании, три - в крупные корпорации, две - в правительственные агентства и две - на флот, а последняя машина оказалась в американском бюро погоды в начале 1955 года. При этом главным достижением компании IBM в те годы было оснащение своих компьютеров разнообразными периферийными устройствами. Так, например, уже в 1957 году появился первый коммерческий дисковод с перемещением головок для чтения, записи - IBM 305, ставший впоследствии прообразом современных жестких дисков.

До середины 50-х годов  программирование осуществлялось преимущественно  на специализированных языках и ассемблерах, и поэтому было доступно лишь узкому кругу специалистов. Но 1954 году появился первый универсальный алгоритмический  язык FORTRAN, задавший точку отсчета  в эволюции универсальных языков программирования и сделавший само программирование значительно более  доступным.

Информация о работе Роль информационных технологий в развитии экономики и общества