Роль информационных технологий в развитии экономики и общества

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Мая 2013 в 07:22, курсовая работа

Описание работы

Целью исследования является определение роли информационных технологий в формировании экономики и общества.
Достижение цели работы обусловило постановку и решение следующих взаимосвязанных задач:
- рассмотреть основные этапы становления информационных технологий;
- охарактеризовать этапы развития компьютерных технологий;
- показать взаимосвязь эволюции информационных технологий и уровня развития процессов хранения, обработки информации;
- охарактеризовать процесс формирования информационной культуры;
- рассмотреть этапы становления информационной технологии.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
3
ГЛАВА 1 РАЗВИТИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
1.1 ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

5
1.2 РАЗВИТИЕ КОМПЬЮТЕРНЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

8
1.3 ВЗАИМОСВЯЗЬ ЭВОЛЮЦИИ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ И УРОВНЯ РАЗВИТИЯ ПРОЦЕССОВ ХРАНЕНИЯ И ОБРАБОТКИ ИНФОРМАЦИИ


16
1.4 ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ
23
ГЛАВА 2 ИНФОРМАТИЗАЦИЯ ОБЩЕСТВА
2.1 ПРОЦЕСС ИНФОРМАТИЗАЦИИ ОБЩЕСТВА

24
2.2 ТЕХНОЛОГИЗАЦИЯ СОЦИАЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА
27
2.3 ИНФОРМАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА
30
2.4 ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ
36
ГЛАВА 3 НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
3.1 ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ МИРОВОГО РЫНКА ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ


37
3.2 ФОРМИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ ЭКОНОМИКИ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ

45
3.3 ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ
50
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
51
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ РАБОТА Роль информационных технологий в развитии экономики и общества.docx

— 156.81 Кб (Скачать файл)

К этому же периоду относится  появление первых успешно продаваемых  цифровых игровых устройств: созданная  в 1956 году приставка Geniac стала прототипом игровых компьютеров и приставок. А чуть позже, в 1957-м, компания NCR выпустила  первый специализированный бизнес-компьютер NCR 304.

Однако еще долгое время  как сами компьютеры, так и системы  ввода-вывода информации оставались весьма неудобными. И хотя уже в 1955 году делались первые попытки использования  мониторов с электронно-лучевой  трубкой, но первое надежное коммерческое использование их для компьютерного  дисплея (VDT) относится лишь к 1963 году, когда у первого мини-компьютера PDP-1 компании DEC впервые появился дисплей. Но это уже были компьютеры следующего поколения.[22]

Компьютеры второго поколения (1960-1965)

Несмотря на то, что в 1961 году в корпорации Fairchild появилась первая коммерчески доступная интегральная схема, элементная база компьютеров 60-х годов только-только начала переходить от ламп к полупроводниковым элементам. Однако размеры компьютеров значительно уменьшились, они стали дешевле и доступнее, появилось много алгоритмических языков (как универсальных, так и специализированных), начались серьезные исследования в области искусственного интеллекта, а сферы применения компьютеров существенно расширились.

В 1960 году Френк Розенблат, работавший в Корнелльской лаборатории аэронавтики, создал первую систему распознавания изображений - перцептрон «Марк-1», а Джозеф Уайзенбаум из компании «Дженерал Электрик» разработал программу «Элиза», которая поддерживала текстовый диалог с собеседником на любую заложенную в нее тему.

К этому же периоду следует  отнести и зарождение интерактивной  компьютерной графики, определившей, например, применение компьютеров в области  автоматизированного проектирования и управления производством.

Так, в 1963 году Айвен Сазерленд  разработал программу Sketchpad (блокнот), которую можно считать первым коммерческим проектом в области  интерактивной компьютерной графики, в 1964 году Дугласом Энгельбартом было изобретено первое ручное устройство ввода — манипулятор «мышь», а  в 1965 году компания IBM выпустила первый коммерческий графический терминал IBM 2250, созданный специально для конструкторов  автомобильной промышленности.

Компьютеры третьего поколения (1965-1975)

В компьютерах третьего поколения  уже использовались интегральные микросхемы, что привело к радикальному уменьшению габаритов, а развитие сетевых технологий и реализация доступа с удаленных  терминалов сделали компьютеры еще  более доступными.

Продолжились исследования и в области искусственного интеллекта. В 1962 году созданная Артуром Сэмюэлем программа по игре в шашки смогла потягаться с чемпионом-человеком.

В начале 60-х был изобретен  модем, который в 1967-м был существенно  усовершенствован  Джоном Ван Гином  из Станфордского научно-исследовательского института, а в 1970-м под руководством уже упоминавшегося изобретателя мыши Энгельбарта была отмечена первая крупномасштабная реализация электронной почты. Там  же был создан первый многооконный интерфейс пользователя, а в 1969-м  Алан Кей в лаборатории компании Xerox в Пало-Альто разработал первый графический интерфейс.

Параллельно развивалась  компьютерная графика. В 1968 году на космическом  аппарате «Маринер-6» была установлена  первая система растрового сканирования, данные с которой передавались на Землю, обрабатывались компьютером IBM и выводились на экран графического монитора.

В мире наблюдался все больший  интерес к задачам искусственного интеллекта. В 1974 году состоялся международный  шахматный турнир машин, снабженных соответствующими программами. Как  известно, победу на этом турнире одержала советская машина с шахматной  программой «Каисса».

Начиная с 1976 года ученые вели работы по созданию протокола TCP/IP, который  со временем стал одним из наиболее популярных протоколов сетевого взаимодействия и стандартом де факто для реализации глобальных сетевых соединений благодаря  открытости, масштабируемости и предоставлению одинаковых возможностей глобальным и  локальным сетям. К концу 70-х годов  архитектура и протоколы TCP/IP практически  приобрели современный вид.

В те же годы появились первые суперкомпьютеры семейства CRAY, которые  привлекли внимание многочисленных американских исследователей, стремившихся получить удаленный доступ к мощным вычислительным ресурсам этих компьютеров. Таким образом, на повестке дня встал  вопрос о необходимости организации  сетевого доступа к суперкомпьютерным  центрам, положивший начало бурному  развитию локальных и глобальных сетей. [32]

Компьютеры четвертого поколения (1970-1985)

Начало 70-х ознаменовалось поистине революционными преобразованиями в элементной базе компьютеров: в 1971 году по заказу производителя калькуляторов  компании Busicom корпорация Intel разработала  первый коммерчески доступный микропроцессор Intel 4004, открывший эру микропроцессоров и микрокомпьютеров. Так в начале 70-х появились компьютеры четвертого поколения, созданные на базе микропроцессоров, и, что особенно важно, процесс их производства удалось настолько  удешевить, что сами компьютеры стали  доступны рядовым пользователям, то есть стали персональными, и началось их массовое производство и потребление. Появление первого цифрового  микрокомпьютера MITS 816, доступного для  персонального использования, относят  к 1972 году, но первый полнофункциональный  персональный компьютер Alto, укомплектованный монитором и мышью, появился годом  позже, в уже упомянутой лаборатории  компании Xerox в Пало-Альто. А еще  одним годом позже, в марте 1974-го, в журнале QST была опубликована первая реклама персонального компьютера в прессе.

Однако первые персональные компьютеры больше напоминали детские конструкторы - как первый выставленный на продажу знаменитый комплект для сборки персонального компьютера Mark-8. И только в 1975 году в продажу поступил первый персональный компьютер массового производства Altair 8800, который имел все необходимое и даже был оснащен интерпретатором с алгоритмического языка BASIC. Как известно, этот интерпретатор написали Билл Гейтс и Поль Ален, так что 5 сентября 1975 года с тех пор считается официальным днем рождения компании Microsoft.

Первый персональный компьютер IBM (IBM Portable Computer) появился тогда же, но был очень дорогим и неудобным  в использовании, поэтому широкого распространения не получил. Это  был портативный компьютер с  ленточным устройством ввода-вывода и крошечным дисплеем. А вот  первым полнофункциональным и в  высшей степени успешно продаваемым  персональным компьютером стал Apple II, созданный Стивом Джобсом и  Стивом Возняком годом позже. Его  разработка производилась в гараже двух друзей-изобретателей с 1974-го по 1976 год, но затем была выполнена на коммерческой основе, став чрезвычайно  популярной после выпуска. Именно этот компьютер положил начало тенденции  всеобщей компьютеризации и сделал возможным применение компьютеров  буквально во всех областях человеческой деятельности.

Первый успешно продаваемый  персональный компьютер IBM PC появился лишь пятью годами позже - в 1981-м, но именно компания IBM революционизировала компьютерную индустрию «персоналок», показав пример расширяемой архитектуры, называемой также «открытой», которая обеспечила пользователям возможность добавлять все новые и новые компоненты к их компьютерам без замены целого устройства.

Именно благодаря возможной  расширяемости и открытости архитектуры  сторонние изготовители быстро наладили производство различной периферии (в том числе и жестких дисков), которая добавила IBM PC новые возможности. А появление текстовых процессоров  и электронных таблиц заложило основу для офисного и домашнего использования  компьютера.

Компьютеры этой серии  стали настолько популярны, что  многие изготовители начали копировать проект IBM, ставший промышленным стандартом, а с выпуском нового компьютера IBM XT произошел настоящий взрыв в  индустрии персональных компьютеров. [28]

К 1981 году относится и  появление первых успешно продаваемых  переносных микрокомпьютеров с экраном, дисководами и сумкой для переноса (то есть прообразов современных ноутбуков). Первым был Osborne 1 корпорации Osborne Computer Corp, а за ним последовала модель IBM 5155 (Personal Portable Computer).

При этом персональные компьютеры инициировали и взрывное развитие коммуникаций, и появление настольных устройств  с потенциальной возможностью коммуникаций при помощи модемного подключения  дало мощный толчок развитию сетевых  технологий и модемной связи.

Наряду с созданием  дешевых ПК в это время совершенствовались мощные многопроцессорные системы  и продолжала развиваться компьютерная графика (в созданном в 1977 году кинофильме Джорджа Лукаса «Звездные войны» было использовано 90 секунд компьютерной графики).

В 1976 году начались разработки по реализации цветной растровой  графики, появились первые интегрированные  текстово-графические дисплеи. Продолжались работы в области искусственного интеллекта. В 1976 году группа из Иллинойсского  университета создала экспертную систему (программа AQ11 могла ставить диагноз  на основе распознавания признаков  болезни).

Компьютеры пятого поколения (1985 - и по сей день)

Компьютеры нынешнего  поколения отличаются от предыдущих главным образом широкими коммуникационными  возможностями и повышением степени  интеграции полупроводников элементной базы (сверхвысокая интеграция). В 1986 году магистральная сеть NSFNET объединила пять суперкомпьютерных центров, открыв широкому кругу исследователей доступ к мощным вычислительным ресурсам. Прежде, из-за бюрократических проблем, эта задача не могла быть решена, что и привело к появлению NSFNET. Большое число университетов  и исследовательских центров, в  том числе за пределами США, выразили желание подключиться к этой сети. Для сокращения платы за использование  междугородних линий связи было решено развивать систему региональных сетей, объединяющих компьютеры внутри какого-то региона и имеющих выходы на подобные сети в соседних областях. При такой конфигурации все компьютеры являются равноправными и имеют  связь по цепочке через соседние компьютеры как друг с другом, так  и с суперкомпьютерами. Таким  образом, начиная с 1986 года можно  говорить о становлении Глобальной компьютерной сети Интернет.

С середины 80-х начало значительно  расти количество программ для домашнего  применения. Появились различного рода развивающие и обучающие программы, а сеть Интернет, перекинувшись из США в Европу, начала быстро распространяться по всему миру. В 1988 Интернет стал международной сетью - к нему присоединились Канада, Дания, Финляндия, Франция, Норвегия, Швеция и т.д. Появились новые службы Глобальной сети.

К началу 90-х сеть Интернет объединяла уже сотни отдельных  сетей в США и Европе. К Интернету  помимо научных институтов стали  подключаться различные компании нефтяной, автомобильной и электронной  индустрии, а также телефонные компании. [17]

В 1990 году была разработана  система Интернет-чата IRC (Internet RelayChat), а в середине 90-х стали доступными настольные видеоконференции.

В том же году был разработан язык HTML, давший начало развитию WWW. В 1991 году Брюстер Кале предложил технологию и программное обеспечение для  поиска информации в Интернете WAIS - Wide Area Information Servers (до 1994 года был наиболее мощным инструментом поиска благодаря возможности находить слова в текстах документов). В этом же году Пауль Линднер и Марк Мак-Кахил разработали поисковую систему Gopher, а в 1992 году появился графический браузер Mosaic от компании NCSA, который вдохнул новую жизнь в WWW, обеспечив стремительный рост популярности Интернета. В апреле 1994 года была образована корпорация Mosaic Communications, изменившая в ноябре того же года свое название на Netscape Communications, Inc. В том же году эта компания выпустила версию популярного Web-браузера Netscape Navigator (в нем, в частности, появился механизм cookies, позволяющий отслеживать действия клиентов в Интернете). За пять лет, с 1994-го по декабрь 1999 года, появилось примерно 10 млн. сайтов и сотни тысяч людей освоили новую специальность - Web-дизайнер.

Тем временем компьютеры постепенно становились все более компактными, а на рынке появились карманные варианты - PDA (Personal Digital Assistant).

Начиная с 1994 года в Интернете  стали появляться торговые центры; для бизнеса открылся первый виртуальный  кибербанк. Однако это не мешало развитию изначальных функций Сети, направленных на осуществление связей между научными центрами. Так, в 1994 году была создана  Трансевропейская научно-исследовательская  и образовательная ассоциация TERENA, образованная представителями 38 стран  для «участия в распространении  и получении высококачественной международной информации и развития телекоммуникационной инфраструктуры в целях развития науки и образования».

В середине 90-х Интернет и  бизнес в Сети попадают в центр  внимания всей компьютерной индустрии, а регистрация доменных имен перестает  быть бесплатной процедурой. Сеть стала  использоваться в секторе финансовых услуг в качестве средства связи для быстрого приема большого количества заказов. Возникли системы электронной торговли с возможностью фактически прямого доступа к участию в торгах. Параллельно развивался Интернет-банкинг. В 1999 году появился первый полностью сетевой банк, осуществляющий всю полноту сервиса в Сети,  First Internet Bank of Indiana. С помощью этих систем клиент, не покидая дома, офиса или любого другого места, мог распоряжаться своими средствами, находящимися в банке. В Интернете стали возникать различные платежные системы. Началось все с обычных карточных моделей, а со временем появились и различные системы электронных денег.

Информация о работе Роль информационных технологий в развитии экономики и общества