Роль информационных технологий в развитии экономики и общества

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Мая 2013 в 07:22, курсовая работа

Описание работы

Целью исследования является определение роли информационных технологий в формировании экономики и общества.
Достижение цели работы обусловило постановку и решение следующих взаимосвязанных задач:
- рассмотреть основные этапы становления информационных технологий;
- охарактеризовать этапы развития компьютерных технологий;
- показать взаимосвязь эволюции информационных технологий и уровня развития процессов хранения, обработки информации;
- охарактеризовать процесс формирования информационной культуры;
- рассмотреть этапы становления информационной технологии.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
3
ГЛАВА 1 РАЗВИТИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
1.1 ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

5
1.2 РАЗВИТИЕ КОМПЬЮТЕРНЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

8
1.3 ВЗАИМОСВЯЗЬ ЭВОЛЮЦИИ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ И УРОВНЯ РАЗВИТИЯ ПРОЦЕССОВ ХРАНЕНИЯ И ОБРАБОТКИ ИНФОРМАЦИИ


16
1.4 ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ
23
ГЛАВА 2 ИНФОРМАТИЗАЦИЯ ОБЩЕСТВА
2.1 ПРОЦЕСС ИНФОРМАТИЗАЦИИ ОБЩЕСТВА

24
2.2 ТЕХНОЛОГИЗАЦИЯ СОЦИАЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА
27
2.3 ИНФОРМАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА
30
2.4 ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ
36
ГЛАВА 3 НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
3.1 ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ МИРОВОГО РЫНКА ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ


37
3.2 ФОРМИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ ЭКОНОМИКИ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ

45
3.3 ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ
50
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
51
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ РАБОТА Роль информационных технологий в развитии экономики и общества.docx

— 156.81 Кб (Скачать файл)

Точкой отсчета формирования информационной культуры логично признать момент смены формального отношения к сигналу ситуации, которое было свойственно животному миру, на содержательное, свойственное исключительно человеку. Обмен содержательными единицами послужил основой развития языка. До появления письменности становление языка вызвало к жизни обширную гамму вербальных методик, породило культуру обращения со смыслом и текстом. Письменный этап концентрировался вокруг текста, вобравшего в себя все многообразие устной информационной культуры.

 Информационную культуру  человечества в разное время  потрясали информационные кризисы.  Один из наиболее значительных  количественных информационных  кризисов привел к появлению  письменности. Устные методики сохранения  знания не обеспечивали полной  сохранности растущих объемов  информации и фиксации информации  на материальном носителе, что  породило новый период информационной  культуры - документный. В ее состав  вошла культура общения с документами:  извлечения фиксированного знания, кодирования и фиксации информации; документографического поиска. Оперирование  информацией стало легче, претерпел  изменения образ мышления, но  устные формы информационной  культуры не только не утратили  своего значения, но и обогатились  системой взаимосвязей с письменными.[19]

 Очередной информационный  кризис вызвал к жизни компьютерные  технологии, модифицировавшие носитель  информации и автоматизировавшие  некоторые информационные процессы.

Современная информационная культура вобрала в себя все свои предшествующие формы и соединила  их в единое средство. Как особый аспект социальной жизни она выступает  в качестве предмета, средства и  результата социальной активности, отражает характер и уровень практической деятельности людей. Это результат  деятельности субъекта и процесс  сохранения созданного, распространения  и потребления объектов культуры.

Представляя важнейший сегмент  культуры эпохи информатизации, информационная культура как бы пронизывает все  остальные культурные фрагменты, функционирование которых невозможно вне зависимости  от информационной культуры. Анализ работ  начала 90-х годов показывает, что  преимущественно был распространен  подход, связывающий информационную культуру с умениями и навыками оперирования информацией. Отмечалось, что информационная культура включается в общую структуру  наряду с интеллектуальной, мировоззренческой, эстетической, нравственной, коммуникативной  и т.п. культурой личности. Формирование и развитие  информационной культуры ассоциировалось с информационно-культурологическим образованием. В этот период разрабатывается  и исторический подход к проблеме, что позволило изучать ее с  двух позиций: как совокупность информационных возможностей доступных специалистам в определенный период развития цивилизации  и как способность отдельного специалиста использовать имеющиеся  возможности. В целом подчеркивалась важность информационной культуры как  компонента общей культуры личности и общества, который проявляется  в получении, переработке, создании и использовании культурной информации, при этом выделялись  теоретические, практические, психоэмоциональные, технические, организационные средства оптимизации  информационных процессов, умение отбирать нужную информацию и адекватно реагировать  на нее. Но уровень информационной культуры (как показывали социологические  исследования) повышался крайне медленно. Был сделан вывод, что более важным является формирование нового мировоззрения, основанного на информационной культуре. Специалисты стали выделять два  уровня существования информационной культуры - общественный и личностный. В первом случае она представляет собой совокупность ненаследственной поведенческой информации, своеобразный социокод, в котором накапливается, хранится и передается культурная информация необходимая для существования общества. На личностном уровне - это часть общей культуры личности.[10]

Информационная культура определяется как:

- совокупность знаний и представлений, накопленных в процессе развития человечества, которыми овладевает субъект на определенных этапах формирования собственной информационной культуры;

- компонент общей культуры личности, общества или определенной его части, проявляющийся во всех возможных видах работы с информацией (получение, накопление, переработка, создание на этой основе качественно новой информации, ее трансляция, практическое использование);

- особый аспект социальной жизни, предмет, средство и результат социальной активности, а также процесс сохранения созданного и производства, распространения и потребления объектов культуры;

- сложившийся в ходе эволюции общества методический аппарат оперирования социальной информацией.

На любом этапе развития общества  человек выступает своеобразным индикатором уровня зрелости культуры, ее характера, достоинств и недостатков, цивилизационного и гуманистического содержания. Любой акт деятельности, сохранение и развитие  культуры протекают в определенном пространстве-времени  и способствуют его динамичной трансформации. Жизнедеятельность человека сегодня  осуществляется в специфической  культурной среде, имеющей свои закономерности, особенности развития и функционирования. Адаптация, ориентация личности затрудняется в связи с  резко возросшим объемом информации, циркулирующей в социуме и воздействующей на личность. Инсфраструктура общества дает человеку возможности для творческого развития в связи с доступом ко всему многообразию знаний и ценностей. Однако использовать эти возможности может только человек со сформированными информационными умениями и навыками. Таким образом, можно говорить о появлении новых видов грамотности (информационной) в связи с изменением среды обитания человека, а ее формирование является частью процесса развития информационной культуры.[27]

В современных условиях необходимо создание развитого механизма саморегуляции  общества, способного выявлять, предвосхищать  кризисные ситуации, обострение социальных противоречий и проблем, тенденции  противодействия и торможения, разрешать  их, исходя из принципов и закономерностей  информационного общества. Таким  механизмом социальной эволюции, обеспечивающей саморегулирование и самоуправление политической, идеологической, информационной общественных подсистем является информационная культура.

В условиях информатизации происходит широкое внедрение техники  и технологии, которые все более  влияют на культуру, а олицетворением связи  между культурой и техникой является информационная культура. К.Э  Разлогов утверждает, что «ХХ век  не только и не столько породил  конфликт между техникой и культурой, сколько углубил взаимодействие между ними, ибо современные формы  культуры (кино, радио, звукозапись, ТВ, видео, компьютеры в сфере досуга и творчества) связаны с техникой, вырастают из техники». Таким образом, информационная культура, как явление, существует длительное время и ее становление и развитие обосновано эволюционным развитием цивилизации.[3]

 

2.4 ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ

 

В настоящее время происходит активный процесс информатизации общества. Под информатизацией понимается активное внедрение компьютерной техники  и новых информационных технологий в различные сферы производства, общественной и личной жизни людей. Современное общество вряд ли можно  представить без информационных технологий, оно наполнено и пронизано  потоками информации, которые нуждаются  в обработке. Поэтому без информационных технологий, равно как без энергетических, транспортных и химических технологий, оно нормально функционировать  не может. Таким образом, информатизация общества представляет собой глобальный процесс овладения информацией  как ресурсом управления и развития с помощью средств информатики  с целью повышения интеллектуального  потенциала общества, его членов, обеспечивающего  дальнейший прогресс цивилизации. В  таком аспекте информатизация общества предстает не только как технико-технологическое  явление, но и как феномен современной  культуры.

 

 

 

 

 

ГЛАВА 3 НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

3.1 ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ МИРОВОГО РЫНКА ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

 

 Мировоззренческие идеи, которые будут лежать в основе  дальнейшего развития науки, определят  ее прогресс в будущем.

 В конце ХХ столетия  в отечественной науке стало  формироваться мировоззрение, в  соответствии с которым в основе  мироздания лежит информация. Информационные  концепции нашли подтверждение  в современном естествознании, в  гуманитарных и общественных  науках.

 ХХI век знаменуется  вступлением человеческой цивилизации  в новую - информационную - эпоху  своего развития, которая характеризуется  развертыванием новейшей информационно-коммуникационной  революции, быстрым распространением  информационных технологий, глобализацией  общественных процессов. Сегодня  информация становится главным  стратегическим ресурсом и превращается  в невещественное богатство, которое  все стремятся накапливать в  первую очередь.

 Информационно-коммуникационные  технологии являются одним из  наиболее важных факторов, влияющих  на формирование общества XXI века. Их революционное воздействие  касается образа жизни людей,  их образования и профессиональной  деятельности, а также взаимодействия  государства и общества.

 Под влиянием информатизации  всех сфер жизни общества формируется  новая глобальная информационно-коммуникационная  среда жизни, общения и производства, которая получила название инфосфера.

Фундаментом для развития наукоемких технологий являются наука  и образование.

 Прогресс инновационных  процессов в мире зависит от  тенденций развития их ядра - информационных  технологий. В свою очередь они  развиваются преимущественно по  законам мирового рынка. 

 Под информационными  технологиями (ИТ) следует понимать  использование вычислительной техники  и систем связи для создания, сбора, передачи, хранения, обработки  информации для всех сфер общественной  жизни. Информационные технологии  включают в себя главные составляющие  современного информационного бизнеса:  компьютеры, терминалы, компьютерное  оборудование, оптическую аппаратуру, микрофильмы, лазерные диски,  печатное оборудование.

 В последние десятилетия  роль мирового рынка информационных  технологий вышла на первое  место в экономическом развитии  всего мира. Под мировым рынком  информационных технологий можно  понимать международный обмен  информационными продуктами. Субъектами  мирового рынка высоких технологий  являются государства, компании, университеты, специальные фонды  и физические лица. Его объектами  служат результаты интеллектуальной  деятельности в овеществленной  форме. 

 Организационно-технологической  основой информационной экономики  являются глобальные информационные  сети. Движущей силой, наполняющей  эти сети динамикой и жизнью, является целесообразная информация.

 Всемирная сеть проникает  во все сферы жизни общества - в государство, в политику  и экономику, в науку и культуру, в быт и досуг, способствуя  формированию "Интернетовского стиля  жизни" (Internet Lifestyle).

 В результате быстро  набирающей темпы информационной  революции одновременно происходит  два процесса - резкое снижение  цен на товары и услуги, связанные  с современными технологиями, и  стремительное, практически не  имеющие прецедентов распространение  ИТ в производственных системах  и в сфере домашнего быта.

Современная информационно-коммуникационная революция и стремительное развитие Интернет во многом определяют особенности  информационной эпохи и требуют  принятия более оперативных и  эффективных управленческих решений.

Отдельно следует рассмотреть  современные тенденции развития информационных технологий, как основного  инструмента высоких технологий.[31]

Признавая поразительные  технологические достижения наступившей  эры информационных технологий, многие специалисты спрогнозировали дальнейшие тенденции развития их рынка. Это:

1) возрастание роли информационного  продукта;

2) развитие способности  к взаимодействию (совместимости);

3) ликвидация промежуточных  звеньев (непосредственность);

4) глобализация;

5) конвергенция.

Рассмотрим эти тенденции.

Возрастание роли информационного  продукта.

Информационный продукт (ИП) выступает в виде программных  средств, баз данных и служб экспертного  обеспечения. ИП в форме различного рода информации является источником человеческих знаний. Следовательно, деятельность интеллектуальных работников в большей  степени зависит от содержания, точности и своевременности получаемой информации. ИП призвана донести информацию до места создания и использования  знаний. Отсюда возрастающее значение ИП, причем в разных аспектах. Информационная часть ИП расширяет кругозор людей, позволяет более эффективно использовать ресурсы, а развлекательная - обеспечивает досуг.

В мире бизнеса интеллектуальные работники принимают решения, разрабатывают  изделия, продают и покупают товары и услуги, предоставляют рекомендации, которые определяют ход дел фирмы. Эффективность работы любой компании напрямую зависит от уровня квалификации сотрудников. В этих условиях именно ИП, получаемый интеллектуальными работниками, помогает ведению деловых операций.

 Способность информационных технологий к взаимодействию.

 Следующей тенденцией  развития ИТ является способность  к взаимодействию между всеми  физическими и логическими элементами  системы. Один из важнейших  факторов для обеспечения совместимости взаимодействия - появление новых стандартов на программные и аппаратные средства, дисплеи, базы данных и сети, что повлекло за собой процессы стандартизации.

 Новые технологии являются  главной движущей силой в дополнение  к существующим силам мирового  рынка. Всего несколько ключевых компонентов - микропроцессоры, локальные сети, робототехника, специализированные АРМ (автоматизированные рабочие места), датчики, программируемые контроллеры - превратили в реальность концепцию автоматизированного предприятия. Однако в настоящее время технология может являться и сдерживающим развитие фактором: отсутствие способности к взаимодействию средств автоматизации делает нерациональной ее реализацию. Это обусловлено взрывным расширением ИТ, в результате чего стандартизация продуктов не успевает за техническими стандартами. Вместе с тем в результате более активной маркетинговой деятельности и успехов в распространении ИП, захвате большой рыночной доли какой-либо компанией её продукт становится стандартом для всех остальных. В качестве примера можно привести персональные компьютеры фирмы IBM, операционные системы корпорации Microsoft, локальные сети Novell, стандарты бытовой видеозаписи VHS фирмы JVC, Video-8 фирмы Sony.

Информация о работе Роль информационных технологий в развитии экономики и общества