Роль информационных технологий в развитии экономики и общества

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Мая 2013 в 07:22, курсовая работа

Описание работы

Целью исследования является определение роли информационных технологий в формировании экономики и общества.
Достижение цели работы обусловило постановку и решение следующих взаимосвязанных задач:
- рассмотреть основные этапы становления информационных технологий;
- охарактеризовать этапы развития компьютерных технологий;
- показать взаимосвязь эволюции информационных технологий и уровня развития процессов хранения, обработки информации;
- охарактеризовать процесс формирования информационной культуры;
- рассмотреть этапы становления информационной технологии.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
3
ГЛАВА 1 РАЗВИТИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
1.1 ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

5
1.2 РАЗВИТИЕ КОМПЬЮТЕРНЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

8
1.3 ВЗАИМОСВЯЗЬ ЭВОЛЮЦИИ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ И УРОВНЯ РАЗВИТИЯ ПРОЦЕССОВ ХРАНЕНИЯ И ОБРАБОТКИ ИНФОРМАЦИИ


16
1.4 ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ
23
ГЛАВА 2 ИНФОРМАТИЗАЦИЯ ОБЩЕСТВА
2.1 ПРОЦЕСС ИНФОРМАТИЗАЦИИ ОБЩЕСТВА

24
2.2 ТЕХНОЛОГИЗАЦИЯ СОЦИАЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА
27
2.3 ИНФОРМАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА
30
2.4 ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ
36
ГЛАВА 3 НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
3.1 ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ МИРОВОГО РЫНКА ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ


37
3.2 ФОРМИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ ЭКОНОМИКИ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ

45
3.3 ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ
50
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
51
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ РАБОТА Роль информационных технологий в развитии экономики и общества.docx

— 156.81 Кб (Скачать файл)

 Способность к взаимодействию  как концепция столь же привлекательна, сколь трудна в реализации. Трудности  связаны одновременно с проблемами  технологии и конкуренции. 

 

 Ликвидация промежуточных звеньев.

 По мере того как  информационные технологии все  глубже проникают в различные  сферы мирового бизнеса, они  изменяют различные стоимостные  показатели, на которых базируется  конкуренция. Это влечет за  собой структурные изменения  в других отраслях экономики,  выражающиеся в такой тенденции,  как ликвидация промежуточных  звеньев. Последнее означает устранение  тех стадий, которые включают  посредников между потребителями  и производителями. Информационные  технологии уже в настоящее  время обеспечивают возможности  для ликвидации промежуточных  функций внутри компаний и  между ними.

Основная причина превращения  ИТ в такую мощную силу состоит  в том, что информация часто выступает  в качестве основного продукта обмена при совершении сделки, например, когда  закупается программа обучения или  заключается контракт на предоставление консультационных услуг. Это справедливо  для взаимоотношений внутри предприятий (производство -обеспечение), между предприятиями (покупатель - продавец) и между предприятием и потребителем. В этих случаях ликвидация промежуточных звеньев обусловлена внедрением новых технологий, которые обеспечивают добавочную стоимость информации за счет ее обработки, хранения, передачи и преобразования в более удачные и доступные для немедленного использования формы. Отсюда вытекают существенные преимущества информационных технологий: более широкое распространение, большая простота пользования и снижение цен в связи с тем, что удельные издержки на информационные технологии значительно ниже удельных издержек при использовании традиционных методов.

 Можно сказать, что  в конце 90-х годов ликвидация  промежуточных звеньев как проявление  третьей тенденции развития ИТ  привела к размыванию границ  между традиционными отраслями  мировой экономики и отраслями,  связанными с ИТ. К тому же  ликвидация промежуточных звеньев,  которая происходит в настоящее  время среди потребителей ИТ, вызвала аналогичный процесс и среди поставщиков ИТ.

 Глобализация.

 Еще одной тенденцией  развития информационных технологий  как составной части мирового  рынка высоких технологий является  глобализация информационного бизнеса.  Теоретически любой человек (или  фирма) является сегодня возможным  потребителем информации. Поэтому  возможности информационного рынка  по-прежнему являются беспредельными, хотя и существует довольно  жесткая конкуренция между основными  производителями. К традиционно  сильным производителям, таким как  США, Япония, Франция, Великобритания  и ФРГ, в последние годы добавились  фирмы Австралии, Южной Кореи,  Тайваня, Сингапура. Одной из  главных причин интенсификации  мировой конкуренции является  распространение спроса на конкретные  виды ИТ в мировом масштабе. Несмотря на различие рынков, продукция, пользующаяся спросом  в Америке, фактически аналогична  той продукции, на которую существует  спрос в Японии и Европе. Наличие  пяти основных факторов обуславливает  этот процесс:

- различный уровень знаний в области ИТ, определяющий темпы ее распространения, которые варьируются в широких пределах в зависимости от сферы применения и от особенностей страны;

- соотношение "стоимость - эффективность" ИТ;

- правительственная поддержка;

- стандартизация;

- сравнительные достоинства сосуществующих и взаимозаменяемых технологий.

 Конвергенция.

 Глобализация непосредственно  связана с конвергенцией. Ранее  сферу производства и сферу  услуг можно было легко определить  и дифференцировать. Однако описанные  выше "информационные тенденции"  меняют традиционные представления.  Некоторые виды продукции и  услуг разграничить достаточно  просто. Пишущие машинки и калькуляторы - это продукция, телекс и радиовещание - это услуги. Сложнее обстоит дело, когда речь идет, например, о телексной аппаратуре и ТВ-приемниках, которые приобретают конкретную значимость только в совокупности с вышеупомянутыми видами услуг. Примерами являются системы кодировки брокерских операций, банковские аппараты, а также системы энергоконтроля. Кроме того, определенные виды продукции и услуг, выполняя одинаковые функции, становятся по существу взаимозаменяемыми.

 Конвергенция формирует  сегодня свой собственный рынок  ИТ, основными сегментами которого  являются следующие элементы.

1) Потребительский сегмент  включает передачу информации  и развлечений и потребление  их частными лицами. Такое потребление  может осуществляться дома, в  личном автомобиле, местном торговом  центре или номере гостиницы.  Многие индивидуальные услуги  могут быть получены также  служащими фирмы со своих АРМ.

2) Обеспечение бизнеса  включает потребление продукции  и услуг ИТ в ходе реализации  различных видов деловой деятельности: закупки, производство-обслуживание, маркетинг, физическое распространение.  Использование ИТ в этой области,  как правило, чрезвычайно интенсивно.

3) Интеллектуальная работа  относится к потреблению и  передаче информации среди научных  работников, менеджеров и других  специалистов.

 Создание новой продукции  и необходимость быстрой ее  конвергенции вызывают стремление  к всестороннему сотрудничеству  фирм в области ИТ. Успех здесь  во многом зависит от четырех  обстоятельств.

1. Компании должны стремиться  к конвергенции с близкими  или родственными предприятиями.

2. Фирмы должны стремиться  к достижению прочного и долговременного  положения на рынке, которое  может быть обеспечено совместными  усилиями.

3. Компании должны подходить  к выбору перспективных партнеров  со стратегических позиций.

4. При наличии потенциально-стратегического  партнера поставщик ИТ до совершения  сделки должен четко представлять, какие условия партнерства обеспечат  максимальные преимущества.

 Конвергенция, таким образом,  выступает как многомерный процесс,  обусловленный развитием других  четырех "информационных тенденций". Конвергенция услуг является  наглядным примером доминирующего  значения информационного продукта, доступ потребителя к которому  осуществляется посредством систем, способных к взаимодействию, что  приводит, в свою очередь, к  ликвидации промежуточных звеньев  и традиционных каналов распространения,  способствует глобализации.

 Человек с его высоким  образовательным и профессиональным  уровнем становится определяющим  элементом становления постиндустриальной  экономики. В настоящее время  в мире идет процесс формирования  единого рынка труда, когда  к работникам предъявляются высокие  квалификационные требования. Без  этого невозможно прогрессивное  развитие рынка информационных  технологий и инновационного процесса в целом.[33]

 Итак, подытоживая вышесказанное,  можно прийти к заключению, что  именно информационные технологии  станут одним из определяющих  факторов, влияющих на формирование  мировой экономики в начале  третьего тысячелетия. Тот, кто  будет обладать передовыми достижениями  в информационной области и  сумеет эффективно использовать  этот потенциал, займет доминирующее  положение в мировой экономике. 

 

3.2 ФОРМИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ ЭКОНОМИКИ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ

 

Информация играет важную роль в жизни всего человечества. Но особенно возросла роль информации в двадцатом веке, веке бурного  развития науки и техники. Сегодня  как никогда имеет значение высказывание: «Владеющий информацией, владеет миром».

В истории развития человечества произошло несколько информационных революций - преобразований общественных отношений из-за кардинальных изменений  в сфере обработки информации. Следствием подобных преобразований являлось приобретение человеческим обществом  нового качества.

Важнейшими составляющими  информационной индустрии становятся все виды информационных технологий, особенно телекоммуникации. Современная  информационная технология опирается  на достижения в области компьютерной техники и средств связи.[24]

В двадцатом веке появилось  новое сочетание слов «информационный взрыв». Информационный взрыв - это, своего рода, постоянное нарастание информационной массы.

Переход к информационной экономике не ограничивается лишь созданием  системы Интернет. Наоборот он служит основой формирования такого нового явления в жизни человечества как электронная экономика и  электронный бизнес.

Формирование информационной экономики, развитие сопутствующих  технологий и процессы глобализации определили на рубеже XX-XXI вв. возникновение  такого нового явления как виртуальный  бизнес, под которым понимается использование  экономическими субъектами возможностей виртуальных рынков и технологий информационной экономики для получения  прибыли.

 Виртуальный рынок  есть виртуальное пространство, в котором экономические субъекты  посредством продажи и приобретения  коммуникационных и информационных  услуг осуществляют коммерческие  операции. Классическое понимание  роли факторов производства (труда,  капитала и пр.) в создании стоимости  было дополнено осмыслением того, что вся система производства, потребления продукта может быть  источником прибыли. В этой  системе-сети огромную роль играют  знания, информация, коммерческие идеи, уникальные возможности.

Виртуальные рынки характеризуются  относительно симметричным распределения  информации, свободным доступом и  равноправием партнеров, прозрачностью (открытостью и постоянной доступность  информации для участников сделки), реальным режимом времени осуществления  сделок, отсутствием пространственных границ. Очевидно, что существующая стадия развития виртуальных рынков преодолевает многие недостатки рынков реальных. Они способствуют снижению различных видов издержек (в т.ч. трансакционнных), росту эффективности  бизнес-процессов, снижению барьеров входа  в отрасли новым субъектам  и минимизации монополизированности существующих рынков. Возможно, эти  оптимистичные характеристики присущи  лишь начальной стадии развития виртуальных  рынков. [21]

Поведение хозяйствующих  субъектов может быть представлено на виртуальных рынках в двух формах:

1) предприятия, фирмы пользуются  информационно-коммуникационными возможностями,  представляемыми виртуальными рынками  в необходимой для ведения  бизнеса степени; 

2) фирмы создаются в  качестве виртуальных, полностью  принимая на себя все информационные  возможности глобальной сетевой  экономики. 

Виртуальной организацией является компьютерно опосредованная организационная  структура, состоящая из команды  географически не объединенных работников, которые для реализации общей  цели используют электронные средства коммуникации и возможности информационной экономики при минимальном или  отсутствующем личном контакте. Создание и функционирование подобной организации  представляет собой процесс интеллектуального  моделирования виртуальных явлений.

К особенностям виртуальных  организаций относят следующие: [16]

1) функционирование в  информационном пространстве;

2) добровольность участия;

3) независимость агентов;

4) свободная конфигурация  связей;

5) наличие общих ценностей  в информационно-виртуальной среде. 

 Преимуществами таких  форм организации являются:

1) быстрая скорость реагирования  на возникающие запросы;

2) более полная степень  удовлетворения запросов потребителей;

3) быстрые темпы обновления  информационной, материальной базы;

4) сниженная доля затрат;

5) мобильность на изменения  конъюнктуры рынка;

6) быстрая смена конфигурации  связей.

Сетевая экономика, выступая по существу инфраструктурой бизнес-процессов, дает возможность экономическому субъекту организовать непрерывные информационные потоки на всех уровнях и во всех стадиях воспроизводственного процесса в мировом масштабе. Предприятиям уже нет необходимости жестко контролировать, владеть всей цепочкой процесса – от добычи сырья до продажи  готовой продукции. Речь идет о встраивании  ресурсов глобальной информационной экономики  во внутренние сети предприятий для  реализации необходимых бизнес-процессов. В настоящее время организовано множество сетей выходящих за пределы конкретных субъектов экономики. Это относится к банкам, биржам, компьютерным компаниям, автомобильным  предприятиям, консультационным фирмам, компании электронной торговли, СМИ  и др.[9]

По целевому назначению и  специфике функционирования сетей  выделяют такие их типы:[13]

1) модульная сеть, которая  на определенные сроки объединяет  партнеров, выполняющих только  свои производственные функции;

2) временная сеть, объединяет  партнеров для реализации отдельных  проектов;

Информация о работе Роль информационных технологий в развитии экономики и общества