Роль информационных технологий в развитии экономики и общества

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Мая 2013 в 07:22, курсовая работа

Описание работы

Целью исследования является определение роли информационных технологий в формировании экономики и общества.
Достижение цели работы обусловило постановку и решение следующих взаимосвязанных задач:
- рассмотреть основные этапы становления информационных технологий;
- охарактеризовать этапы развития компьютерных технологий;
- показать взаимосвязь эволюции информационных технологий и уровня развития процессов хранения, обработки информации;
- охарактеризовать процесс формирования информационной культуры;
- рассмотреть этапы становления информационной технологии.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
3
ГЛАВА 1 РАЗВИТИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
1.1 ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

5
1.2 РАЗВИТИЕ КОМПЬЮТЕРНЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

8
1.3 ВЗАИМОСВЯЗЬ ЭВОЛЮЦИИ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ И УРОВНЯ РАЗВИТИЯ ПРОЦЕССОВ ХРАНЕНИЯ И ОБРАБОТКИ ИНФОРМАЦИИ


16
1.4 ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ
23
ГЛАВА 2 ИНФОРМАТИЗАЦИЯ ОБЩЕСТВА
2.1 ПРОЦЕСС ИНФОРМАТИЗАЦИИ ОБЩЕСТВА

24
2.2 ТЕХНОЛОГИЗАЦИЯ СОЦИАЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА
27
2.3 ИНФОРМАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА
30
2.4 ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ
36
ГЛАВА 3 НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
3.1 ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ МИРОВОГО РЫНКА ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ


37
3.2 ФОРМИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ ЭКОНОМИКИ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ

45
3.3 ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ
50
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
51
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ РАБОТА Роль информационных технологий в развитии экономики и общества.docx

— 156.81 Кб (Скачать файл)

Информатизация общества является одной из закономерностей  современного социального прогресса. Этот термин все настойчивее вытесняет  широко используемый до недавнего времени  термин "компьютеризация общества".

Компьютеризация - процесс  развития индустрии компьютерных продуктов  и услуг и их широкого использования  в обществе; оснащение предприятий, учреждений и учебных заведений  страны вычислительной техникой и повышение  образовательного уровня населения в области ее применения. При внешней похожести понятий "компьютеризация общества" и "информатизация общества" они имеют существенное различие.

При компьютеризации общества основное внимание уделяется развитию и внедрению технической базы компьютеров, обеспечивающих оперативное  получение результатов переработки информации и ее накопление.

При информатизации общества основное внимание уделяется комплексу  мер, направленных на обеспечение полного  использования достоверного, исчерпывающего и своевременного знания во всех видах  человеческой деятельности. [3]

Таким образом, "информатизация общества" является более широким  понятием, чем "компьютеризация общества", и направлена на скорейшее овладение  информацией для удовлетворения своих потребностей. В понятии "информатизация общества" акцент надо делать не столько  на технических средствах, сколько  на сущности и цели социально-технического прогресса. Компьютеры являются базовой  технической составляющей процесса информатизации общества.

Информатизация на базе внедрения  компьютерных и телекоммуникационных технологий является реакцией общества на потребность в существенном увеличении производительности труда в информационном секторе общественного производства, где сосредоточено более половины трудоспособного населения.

В любой стране независимо от уровня ее развития понимают в той  или иной мере неизбежность и необходимость  претворения в жизнь идей информатизации общества.

Результатом процесса информатизации является создание информационного  общества, где манипулируют не материальными  объектами, а символами, идеями, образами, интеллектом, знаниями. Если рассмотреть  человечество в целом, то оно в  настоящее время переходит от индустриального общества к информационному.

Для каждой страны ее движение от индустриального этапа развития к информационному определяется степенью информатизации общества.

Информатизация представляет собой социотехнологический процесс  и закономерность общественного  развития, которое, в свою очередь, складывается из системы закономерностей движения информации, распространения новых  информационных технологий и взаимодействующей  с ними социальной среды.

Информатизацию общества в настоящее время рассматривают  в качестве одного из важных процессов, характерных для мирового сообщества и для нашей страны. Однако информатизация - это не только социотехнический или  даже социотехнологический процесс, или  явление, но и устойчивая тенденция  социального развития, необходимость  которого доказана практикой и теорией. Значит, информатизация -не только процесс, но и закономерность социального  развития.

В литературе по проблемам  информатизации преобладает точка  зрения на информатизацию как процесс. И понятно, почему информатизация как  закономерность глобального развития почти не изучена, не выявлены ее основные составляющие - отдельные тенденции - закономерности, которые в перспективе могут быть объединены в единую систему. Нет нужды аргументировать важность исследования системы закономерностей информатизации для овладения этим процессом - ведь сам переход от явления, процесса к сущности, закономерностям есть вместе с тем переход от преобладающего в настоящее время эмпирического подхода к научно-теоретическому, который и должен быть в основе прогнозов, концепций, планов и программ информатизации.

Информатизация (как процесс  и тенденция) относится к новому типу социально деятельностных систем, именуемых социотехнологическими. Социотехнологическая закономерность означает, что это одновременно и  социальная, и технологическая тенденция, сущностное единство социального развития и НТР. Информатизация принадлежит  к тем новым закономерностям, которые возникли в результате воздействия  НТП на общественное развитие. Впрочем, и сам НТП, в том числе и  его стержневое направление - информатика  и вычислительная техника - это продукт  того же общества. Но теперь данное научно-техническое  направление оказывает беспрецедентное  и широкомасштабное влияние на социальную среду. В результате этого инновационного процесса происходит качественная трансформация, коренным образом изменяющая жизнедеятельность  человека и человечества в целом, способствуя выживанию и дальнейшему  прогрессу. А это коренным образом  отличает средства информатики от других технических средств, которые не приводили ранее к столь кардинальным перестройкам в социуме. [18]

Сама по себе информатизация складывается из ряда компонентов и отдельных тенденций, которые, лишь определенным образом соединяясь, образуют эффективно функционирующую и саморазвивающуюся социотехнологическую систему.

По-разному можно анализировать  процесс информатизации общества и  синтезировать элементарные закономерности (тенденции) в целостно-оптимальную  систему. В информатизации выделяют три основных составляющих, связанных воедино. Во-первых, информационную часть и соответствующие социально-информационные закономерности, которые были обнаружены еще до осознания и развития процесса информатизации. Во-вторых, составляющую, связанную с развитием средств информатики и вычислительной техники, созиданием инфосферы. В-третьих, социально-гуманистическую компоненту в самом широком смысле, которая либо влияет на две ранее упомянутые, либо сама испытывает их воздействие.

 

2.2 ТЕХНОЛОГИЗАЦИЯ СОЦИАЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА

 

Формирование информационного  общества связано с развитием новой информационной техники и перспективных информационных технологий. В первую очередь здесь будут играть определяющую роль средства и технологии массового применения, так как именно они оказывают наибольшее воздействие на развитие культуры общества, экономики и производства, социальный уклад жизни людей и стереотипы их поведения.

Основные направления  развития информационной техники и  информационных технологий массового применения направлены на дальнейшую технологизацию:[25]

-развитие технических средств информатизации массового применения, в том числе средств, создаваемых на новых физических принципах;

- развитие глобальных информационно-телекоммуникационных сетей и сетевых телекоммуникационных технологий;

- развитие новых систем глобального телевидения;

-развитие интеллектуальных систем и технологий их массового применения непрофессиональными пользователями.

В области развития средств  информатизации прогнозируется дальнейший рост массового производства и распространения персональных ЭВМ и встраиваемых микропроцессоров, а также создание глобальных и региональных сетей обмена информацией. Здесь достаточно указать на стремительное развитие сети Интернет, сегодня фактически представляющую собой глобальную мировую информационную систему.

В ближайшие годы на компьютерном рынке ожидается появление сверхпортативных и сравнительно недорогих персональных компьютеров типа Notebook, которые обеспечат принципиально новые возможности для работы, творчества и получения образования в домашних условиях.

Общей тенденцией развития средств информационной техники  и информационных систем различного назначения (радио- и телефонной связи, видеосистем и устройств, кино-, фото-, измерительной и копировальной аппаратуры, издательской техники и т. п.) стал массовый перевод ее на цифровую элементную базу, использование компьютерного микропрограммирования и цифровых методов передачи и хранения информации.

Таким образом, арсенал создаваемых  человеком технических средств, которые в ближайшем будущем необходимо будет рассматривать как средства информационных технологий, быстро расширяется.

В области информационных технологий широкого применения в ближайшие годы следует ожидать существенного расширения функциональных возможностей по обработке изображений, речевой информации, полнотекстовых документов, результатов научных измерений и массового мониторинга. Новое развитие получат электронные библиотеки текстовой, аудио- и видеоинформации, а также электронные полнотекстовые архивы.

Продолжаются поиски эффективных  методов формализованного представления знаний, в том числе нечетких и плохо формализуемых, а также методов использования знаний при автоматизированном решении сложных задач в различных сферах социальной практики.

Одновременно с этим бурно  развиваются информационные технологии решения задач ситуационного управления, а также информационные технологии для поддержки принятия управленческих решений.

Таким образом, современные  достижения и перспективы развития информационных технологий определяют переход общества к информационному, формирование информационных культуры, экономики, т.е. технологизацию социального пространства.

Процесс социальной технологизации - включение социальных регуляторов, направленных на смену определенных социальных явлений или отношений. В соответствии со структурой социальной сферы можно вычленить следующие типы процесса социальной технологизации: [29]

- формирование и развитие социальных общностей, усиление или, напротив, ослабление социальных связей в них, т.е. процессы их интеграции или дезинтеграции, исчезновение тех или иных из них;

- изменение в характере социальных отношений между этими общностями;

- изменение различных социальных качеств, характеристик общностей и охватываемых ими индивидов, рост или, напротив, снижение образовательного и культурного уровней, общественной активности и т.д.;

- изменения в условиях жизни людей, тех или иных социальных общностей;

- изменения потребностей и интересов людей, социальных общностей, их образа жизни;

- возникновение, развитие, исчезновение, преобразование социальных институтов, усиление степени их организованности или дезорганизации, функциональности или дисфункциональное, возникновение, развитие и исчезновение социально-организационных структур;

- изменения в социально-психологических структурах, улучшение или ухудшение социально-психологического климата в тех или иных социальных группах;

- возникновение, изменение, исчезновение социальных норм;

-возникновение, развитие, усиление, ослабление, исчезновение социальных движений;

- изменения в системе отношений между социальными общностями и отдельными личностями, усиление или ослабление социального контроля и социальной помощи и защиты со стороны общества;

- изменения социального статуса людей;

- изменения в общественном мнении, в оценках людьми различных сторон и явлений общественной жизни, в отношении к ним.

 

2.3 ИНФОРМАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА

 

В связи со стремительным  развитием средств информатики, телекоммуникационных систем и новых  информационных технологий возникает  новая культурная среда обитания и жизнедеятельности людей. В  новых реалиях значение социализации для каждого индивидуума и  общества в целом возрастает. Вопросы  существования и развития личности в современных условиях  представляют собой проблемы социализации человека в условиях информатизации общества, которое значительно изменилось, что требует интеллектуального  и эмоционального развития личности. Развитие сущностных сил человека образует систему универсальных способностей:  способность к образному мышлению,  к общению, к творчеству. Потенциальные  способности человека реализуются  и опредмечиваются в продуктах  культуры, причем универсальные способности  воплощаются в создании общечеловеческих ценностей. В условиях информатизации универсальные способности человека входят в стадию расширенного воспроизводства. Социальное развитие включает передачу и усвоение норм, знаний, ценностей  и установок формирующегося информационного  общества, результатом чего является культура личности и это делает человека составной частью сообщества. Перевод  потенциальных возможностей личности в продукт культуры происходит под  воздействием ценностных систем общества, различных социальных групп, установок  самого человека. В современных условиях главной ценностью становится информация, поэтому необходим инструмент социализации личности в современном быстро меняющемся мире. Таким инструментом выступает  информационная культура.  [2]

Появление термина «информационная  культура» в отечественной науке  связано с работой Г.Г.Воробьева  «Информационная культура управленческого  труда» (М., 1971). Управление относится  к интеллектуализированной сфере  деятельности, где информационные процессы занимают значительное место. Поэтому  обращение автора к проблеме вполне обосновано. Г.Г.Воробьев расширил позднее  рамки применения понятия и стал включать в него знания, способности  и практические навыки, способствующие повышению производительности труда, а в качестве компонентов информационной культуры - умения взаимодействовать  со службами информации, формулировать  свои информационные потребности, целенаправленно  использовать информацию. Г.Г.Воробьев предложил отнести к компонентам  также понимание роли компьютерной техники в преобразовании общества, отношение к возрастающим информационным потокам и т.д. [7]

Несколько иной подход сложился у специалистов библиотечно-библиографической  сферы, которые первоначально отождествляли  понятие с библиотечно-библиографической  культурой и культурой работы с книгой. Но даже самые первые работы по данной проблеме рассматривали ее в контексте профессиональной деятельности. Это было связано, в частности, с  тем, что в этой сфере информационные процессы осознавались как наиболее значимые. В результате проблема информационной культуры отождествлялась с профессиональной деятельностью специалиста, его  профессиональной культурой. Лишь намного  позже акцент сместился в плоскость  рассмотрения «информационной культуры личности» и «информационной  культуры общества». В дальнейшем увеличивается  количество подходов к изучению представлений  об информационной культуре.

Информация о работе Роль информационных технологий в развитии экономики и общества