Российская экономика на фоне мирового кризиса: текущие тенденции и перспективы развития

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 13:08, курсовая работа

Описание работы

Цель работы – исследовать в теории сущность и важность экономической политики в целом, а также на практике убедиться в огромном влиянии этой науки на общество.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующий ряд задач:
1) обозначить сущность, функции и принципы экономической политики государства;
2) ознакомиться с нормативно-правовыми актами, регулирующими становление экономической политики в РФ;
3) разобраться с причинами и следствием экономического кризиса 2009 года.

Содержание работы

Введение…………………………………………..………………………………2
1. Теоретические основы государственной экономической политики…...4
1.1 Понятие «Экономическая политика»…….....……………………………….4
1.2 Субъекты государственной экономической политики……………………..6
1.3 Основные цели государственной экономической политики……………….7
1.4 Основные направления государственной экономической политики……...8
2. Система нормативно-правовых актов регулирующих становление экономической политики в РФ….……………………………………………12
2.1 Принципы денежно-кредитной политики на среднесрочную перспективу...………………………………………………………….…………12
2.2 Федеральный закон об особых экономических зонах в РФ .……………..13
2.3 Федеральный закон об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности………………………………………………….14
3. Российская экономика на фоне мирового кризиса: текущие тенденции и перспективы развития………..……………………………………………..16
3.1 Главный итог кризисного года: институциональная устойчивость……...16
3.2 Особенности антикризисной политики 2009 г.: Россия на фоне других стран…………………………………………...………………………………….17
3.3 Контуры антикризисной политики России………………………...………19
3.4 Приоритеты экономической политики на 2010 г. ………………………...24
3.5 Риски предстоящего периода……………………………………………….27
Заключение..…………………………………………………………………….34
Список используемой литературы….………………………………………..36

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 78.09 Кб (Скачать файл)

СОДЕРЖАНИЕ

Введение…………………………………………..………………………………2

1. Теоретические  основы государственной экономической  политики…...4

1.1 Понятие «Экономическая  политика»…….....……………………………….4

1.2 Субъекты государственной  экономической политики……………………..6

1.3 Основные цели государственной экономической политики……………….7

1.4 Основные направления  государственной экономической  политики……...8

2. Система нормативно-правовых  актов регулирующих становление  экономической политики в РФ….……………………………………………12

2.1 Принципы денежно-кредитной политики на среднесрочную перспективу...………………………………………………………….…………12

2.2 Федеральный закон об особых экономических зонах в РФ .……………..13

2.3 Федеральный закон об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности………………………………………………….14

3. Российская экономика  на фоне мирового кризиса: текущие  тенденции и перспективы развития………..……………………………………………..16

3.1 Главный итог кризисного  года: институциональная устойчивость……...16

3.2 Особенности антикризисной  политики 2009 г.: Россия на фоне  других стран…………………………………………...………………………………….17

3.3 Контуры антикризисной политики России………………………...………19

3.4 Приоритеты экономической  политики на 2010 г. ………………………...24

3.5 Риски предстоящего  периода……………………………………………….27

Заключение..…………………………………………………………………….34

Список используемой литературы….………………………………………..36  

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Экономическая политика, система  экономических мероприятий, осуществляемых государством в интересах господствующего  класса в досоциалистических формациях, в интересах всего общества —  при социализме, область экономической  науки. (5, с. 7)

Зарождение экономической  политики относится к периоду  возникновения классов и образования  государства. В классово-антагонистическом  обществе она служит выражением интересов  эксплуататорских классов, средством их защиты и реализации. При рабовладельческом и феодальном строе ограничивалась, как правило, взиманием налогов и регулированием денежного обращения. В период становления капиталистического способа производства буржуазное государство осуществляло меры по созданию и развитию мануфактур, вырабатывало законы, закрепляющие господство капитала над наёмным трудом; широкое развитие получили меркантилизм и протекционизм.  Экономическая политика буржуазного государства в этот период отражала исторические условия капитализма свободной конкуренции. В эпоху империализма буржуазное государство всё более активно вторгается в процесс капиталистического воспроизводства. Государственное монополистическое регулирование представляет сложный механизм социально-экономического и политического маневрирования, осуществляется в интересах сохранения капиталистического хозяйства. Оно включает программирование экономики, развитие государственного сектора, систему субсидий, антиинфляционные мероприятия, кредитно-финансовая деятельность, направленную на внешнеэкономическую экспансию, и другие меры. Экономическая политика буржуазных государств и партий в эпоху империализма отражает процесс приспособления капитализма к новым историческим условиям. Однако она не способна обеспечить планомерного развития хозяйства в масштабе всего общества, стабилизации капитализма как системы; общий кризис капитализма продолжает углубляться. Экономическая политика буржуазных государств в целом противоречит коренным интересам трудящихся и потому ведёт к обострению классовых противоречий. В развивающихся странах, проводящих независимый курс, экономическая политика направлена на ограничение всевластия иностранных монополий, создание государственного сектора экономики, развитие промышленного производства, проведение аграрных реформ. Эти страны выступают за установление нового международного экономического порядка: справедливого и равноправного международного разделения труда и внешнеэкономического обмена. (5, с. 28)

Экономическая политика включает политику капитальных вложений и  рационального размещения производительных сил, доходов и цен, заработной платы, аграрную, финансово-кредитную и  демографическую политику. В самостоятельное  направление всё более выделяется политика рационального природопользования и охраны окружающей среды. Важная часть  экономической политики — внешнеэкономическая  политика, воздействующая на развитие интеграции социалистической экономической, укрепление прочного и взаимовыгодного  сотрудничества с развивающимися странами, расширение экономических и научно-технических  связей с промышленно развитыми  капиталистическими странами на основе последовательного соблюдения принципов  мирного сосуществования.      (5, с. 44)

Цель работы – исследовать  в теории сущность и важность экономической  политики в целом, а также на практике убедиться в огромном влиянии  этой науки на общество.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующий ряд  задач:

1) обозначить сущность, функции  и принципы экономической политики  государства;

2) ознакомиться с нормативно-правовыми актами, регулирующими становление экономической политики в РФ;

3) разобраться с причинами  и следствием экономического  кризиса 2009 года.

Для написания данной работы были использованы работы следующих  авторов: Бункина М.К., Басамыгина И.Н., Морозова Т.Г., Борисов Е.Ф.,   Мау В. и другие.  

 

 

 

 

1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ

1.1 Понятие «экономическая политика»

Энциклопедический словарь расскажет нам, что политика (от греч. politike) – это искусство управления государством; общественная деятельность, направленная на защиту тех или иных социальных интересов. Но политика это и наука о задачах государства и средствах их достижения. В самом общем виде политику разделяют на национальную и международную; субъектами последней выступают такие межправительственные организации, как ООН и НАТО, Международный валютный фонд и Всемирная торговая организация. Национальную политику делят на внутреннюю и внешнюю, на экономическую, социально-политическую, оборотную. Эту классификацию можно продолжать, хотя она, как и всякое порождение нашего аналитического сознания, не свободна от условностей. Политические действия в областях обороны или социального регулирования трудно анализировать в отрыве от экономических реалий.

Предметом нашего внимания является национальная экономическая  политика. Состояние общества, где  она отсутствует, следовало бы именовать, как считает лауреат Нобелевской  премии Джеймс Бьюкенен, «хаосом». Экономическая политика выходит сегодня на передний план. Это обусловлено рядом обстоятельств: усложнением общественной жизни во всех ее проявлениях; комплексностью задач, решение которых невозможно без экономического анализа; опасностями экологических потрясений; трудным поиском согласия в сфере международных отношений. (4, с.7)

Джон М. Кейнс считал, что  экономика не может быть представлена сама себе. Экономическая политика, выражающая общую волю, - это государственное регулирование, которое воздействует на такие независимые переменные, как склонность к потреблению, предельная эффективность капитала и норма процента, а через их посредство – на занятость и национальный доход. Кейнс отдает предпочтение денежно-кредитной и налоговой политике, а к огосударствлению относится скептически. Экономическая политика кейнсианского толка долгое время (с 30-х до начала 70-х годов) была ведущей в государствах Запада, в обществах «двух третей», т.е. в странах, где большая часть населения была удовлетворена жизнью.

Милтон Фридмен оценивает  позитивные экономические знания в  качестве фундамента, на котором строится политическая деятельность. Политика относится скорее к искусству, чем к науке, особенно в части принятия решений. Этот подход позволяет, по мысли автора, обнаружить основополагающее единство конечных целей у представителей различных экономических течений и, тем самым, способствует преодолению разногласий.

Вальтер Ойкен понимает под  экономической политикой совокупность государственных мер воздействия  на экономические процессы. Решающая задача экономической политики состоит  в создании условий, которые не приводят к возникновению опасных, роковых  тенденций. (3, с. 13)

Для того, чтобы обозначить направление, по которому движется экономическая мысль, рассмотрим еще одно определение политики, данное основателем теории общественного выбора Джеймсом Бьюкененом. Политика представляет собой процесс обмена между субъектом и государством, при котором каждый добровольно соглашается обменивать свою долю затрат по содержанию государственных служб на услуги, потребляемые совместно.

Энтони Б. Аткинсон и Джозеф Э. Стиглиц слоняются к отождествлению экономической политики с экономической  деятельностью правительства и  его взаимосвязями с социальными  объектами. Экономическая политика – это принятие решений по поводу государственных расходов, определение  логики и критериев правительственных  действий.

Словарь Макмиллана (Лондонской экономической школы) предлагает свое, краткое, но достаточно емкое определение: «Экономическая политика – это поведение  государства в отношении экономики. В качестве доминантной цели выступает оптимум благосостояния, выраженный в количественных макро-показателях, достижимый в данных конкретных условиях».

Обратимся теперь к учебникам.

Для Джеффери Сакса экономическая  политика состоит в подготовке правительственных  решений и действиях, направленных на минимизацию социальных потерь. Экономическая политика представляет собой отрасль экономической теории.

Авторы «Курса экономической  теории» понимают экономическую  политику в виде управления экономическим  циклом в целях обеспечения полной занятости ресурсов и антиинфляционного  экономического роста.

Рассмотрение этого, достаточно широко, методологического спектра обнаруживает, с одной стороны, ряд общих мест, так сказать, бесспорных истин, а с другой – естественное, хотя порой и малозаметное авторское предпочтение. Общезначимое в вышеприведенных определениях можно систематизировать следующим образом: экономическая политика или государственное регулирование экономики призвано, предположительно, выражать совокупную волю общества, она находит свое конкретное воплощение в решениях и действиях правительства, может корректировать экономические процессы. (3, с. 14)

1.2 Субъекты государственной экономической политики

В отечественной экономической  литературе под понятием «субъект экономической  политики» обычно подразумевается  само государство. Такой взгляд является упрощенным. В экономической теории применяется более широкий подход. Субъектов экономической политики несколько. К ним относятся: государство, включаемые в его состав региональные, местные институциональные образования, а также негосударственные союзы, объединения.

Образ действий данных субъектов  различен. Государство наделено экономической  и политической властью. Союзы, объединения  могут опираться лишь на свою экономическую  силу. Законодательной власти у них  нет.

 Государство наделено  властью именно для того, чтобы  оно могло связывать между  собой интересы различных групп,  побуждать их проявлять активность  для достижения определенных  единых целей.

В рамках государственной  системы управления существует разделение властных функций. На уровне парламента происходит обсуждение и принципиальное одобрение основных направлений  экономической политики. Отвечает за ее проведение исполнительная власть — правительство. Оно, в свою очередь, передает права (и задания) по реализации политики институциональным органам.

Характер разделения функций  зависит от типа организационно-политического  построения самого государства. Оно, как  известно, может иметь федеральную, конфедеральную, централизованную и  др. структуры. В федерации принято  различать три уровня субъектов  экономической политики: федеральный, региональный и местный. (2, с. 178)

В условиях западной правовой системы существуют еще некоторые, близкие к государству структуры, которые также являются субъектами экономической политики. К ним  относятся институты, имеющие так  называемый публично-правовой статус. Самостоятельными учреждениями (как  частные фирмы) они не являются и  не входят в государственный управленческий аппарат как его составная  часть. Им передаются определенные зоны управления, изъятые из сферы деятельности государственных управленческих структур. Например, к числу таких институтов в Германии относятся региональные управления по страхованию, Фонд выравнивания послевоенного бремени, система  местных больничных касс. В Швейцарии  такими ведомствами являются агентство  по поддержке общественного транспорта, организации по противопожарной  безопасности.

Подобные институциональные  организации занимают среднее, промежуточное  положение в экономике (между  государством и частным сектором). Они созданы в связи с тем, что частные фирмы настроены  обычно против чрезмерно прямой и  активной регулирующей роли государства. Данная форма — компромиссный  организационный вариант. В практике регулирования он играет относительно скромную роль.

В условиях России институтов такого правового уровня пока не существует. Возможно, на более высокой стадии рыночного регулирования отечественная  система придет к аналогичному варианту построения своей структуры.

Среди субъектов экономической  политики имеются также институты  надгосударственного характера. Их функционирование связано с системой межгосударственных соглашений. Национальные органы власти передают им часть своих  управленческих функций. Так возникает  форма надгосударственной экономической  политики. Наиболее яркий ее пример — деятельность Европейского сообщества. (2, с. 179)

1.3 Основные цели  государственной экономической политики

Для выработки экономической  политики особое значение имеет выбор  цели и соответствующей ей инструментов.  К целям экономической политики предъявляются определенные требования. Во-первых, должны ставиться только те цели, реализацию которых не может  обеспечить рынок. Во-вторых, цель должна быть количественно измерима, что  даст возможность контролировать ее выполнение. В процессе  реализации основных целей общество вынуждено решать множество разных задач, которые образуют иерархическую соподчиненность – «пирамиду целей». (2, с. 183)

1.4 Основные направления  государственной экономической политики

1) Бюджетная политика - это совокупность мероприятий в сфере организации бюджетных отношений с целью обеспечения его денежными средствами для выполнения своих функций.

Бюджетная политика является ядром экономической политики государства  и отражает все его финансовые взаимоотношения с общественными  институтами и гражданами.

От качества федерального бюджета, заложенных в него параметров зависят и уровень социальной защиты граждан, и инвестиционные возможности  государства, и степень влияния  России на международной арене, и  даже предпринимательская активность граждан.

Основными инструментами  проведения государственной бюджетной  политики выступают, прежде всего, такие  фискальные рычаги воздействия, как  налоги, государственные расходы, трансферты, госзакупки и госзаймы.

Информация о работе Российская экономика на фоне мирового кризиса: текущие тенденции и перспективы развития