Российская экономика на фоне мирового кризиса: текущие тенденции и перспективы развития

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 13:08, курсовая работа

Описание работы

Цель работы – исследовать в теории сущность и важность экономической политики в целом, а также на практике убедиться в огромном влиянии этой науки на общество.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующий ряд задач:
1) обозначить сущность, функции и принципы экономической политики государства;
2) ознакомиться с нормативно-правовыми актами, регулирующими становление экономической политики в РФ;
3) разобраться с причинами и следствием экономического кризиса 2009 года.

Содержание работы

Введение…………………………………………..………………………………2
1. Теоретические основы государственной экономической политики…...4
1.1 Понятие «Экономическая политика»…….....……………………………….4
1.2 Субъекты государственной экономической политики……………………..6
1.3 Основные цели государственной экономической политики……………….7
1.4 Основные направления государственной экономической политики……...8
2. Система нормативно-правовых актов регулирующих становление экономической политики в РФ….……………………………………………12
2.1 Принципы денежно-кредитной политики на среднесрочную перспективу...………………………………………………………….…………12
2.2 Федеральный закон об особых экономических зонах в РФ .……………..13
2.3 Федеральный закон об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности………………………………………………….14
3. Российская экономика на фоне мирового кризиса: текущие тенденции и перспективы развития………..……………………………………………..16
3.1 Главный итог кризисного года: институциональная устойчивость……...16
3.2 Особенности антикризисной политики 2009 г.: Россия на фоне других стран…………………………………………...………………………………….17
3.3 Контуры антикризисной политики России………………………...………19
3.4 Приоритеты экономической политики на 2010 г. ………………………...24
3.5 Риски предстоящего периода……………………………………………….27
Заключение..…………………………………………………………………….34
Список используемой литературы….………………………………………..36

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 78.09 Кб (Скачать файл)
le="text-align:justify">Бюджетная политика предполагает определение целей и задач  в области государственных финансов, разработку механизма мобилизации  денежных средств в бюджет, выбор  направлений использования бюджетных  средств, управление государственными финансами, налоговой и бюджетной  системой, организацию с помощью  фискальных инструментов регулирования  экономических и социальных процессов. В этом состоит социально-экономическая  сущность бюджетной политики государства. (2, 124)

2) Налоговая политика – часть фискальной экономической политики, проявляющаяся в установлении видов налогов, объектов налогообложения, налоговых ставок, условий взимания налогов, налоговых льгот. Все эти параметры государство регулирует таким образом, чтобы поступление денежных средств за счет уплаты налогов обеспечивало финансирование государственного бюджета. Но при этом приходится встречаться с главным противоречием налоговой и всей фискальной политики.

Чем выше налоговое бремя, тем ниже, начиная с некоторого предела, желание и возможность  платить налоги, тем больше ущерб, наносимый производству, созданию налогооблагаемого  продукта. Так что в основу государственной  налоговой политики должны быть положены не высокие, а рациональные налоговые ставки. Другое дело, что государство успевает связать себя такими бюджетными обязательствами расходов, что вынуждено искать спасения в налоговых поборах для обеспечения расходов бюджета.

Налоговая политика государства  связана не только с обеспечением поступлений в бюджет, но и с  проводимой структурно-инвестиционной политикой. Регулируя налоги, налоговые  ставки, налоговые льготы, государство  способно стимулировать развитие определенных видов производств, оказывать воздействие  на структуру потребления, поощрять вложение средств в развитие экономики. (1, с. 117)

3) Денежно-кредитная  политика - важнейший метод государственного регулирования общественного воспроизводства с целью обеспечения наиболее благоприятных условий для развития рыночной экономики.

Под денежно-кредитной политикой  государства понимается совокупность мер экономического регулирования  денежного обращения и кредита, направленных на обеспечение устойчивого  экономического роста путем воздействия  на уровень и динамику инфляции, инвестиционную активность и другие важнейшие макроэкономические процессы.

Целью денежно-кредитной  политики является контроль над денежной массой или уровнем ссудного процента - все это  делается для регулирования  денежного предложения в стране.

Центральным звеном денежной политики государства является  центральный банк. Именно он своими действиями и проводит денежную политику. В мировой практике основными  инструментами ЦБ  являются:  операции на открытом рынке ценных бумаг,  уровень процентной ставки по займам коммерческим банкам и  величина обязательных резервов.  Также  Центральный  банк разрабатывает требования к  коммерческим банкам, выполнение которых  обеспечивает ликвидность банков. (2, с. 127)

4) Инвестиционная  политика – одна из форм экономической политики, которая включает регулирование всех сторон инвестиционного процесса, а именно: размеры, структуру, источники, эффективность инвестиций и др.

Инвестиции в производство инновационной продукции будут  способствовать формированию новых  направлений перетока капитала, повышению  его производительности и стимулированию экономического роста. Точечный характер этих инвестиций позволит добиться экономического оживления при ограниченности инвестиционных источников. Такой подход признан  мировой практикой испытанным способом преодоления ограничителей экономического роста, обусловленных недостаточностью рыночных механизмов.

Важным условием эффективности  государственной инвестиционной политики является разработка концепции структурной  перестройки производственного  сектора, особенно в части приоритетных направлений, на базе которой должны быть определены стратегии и механизм инвестирования для различных групп  предприятий, масштабы, формы и методы государственной поддержки, модели организации производственных структур с учетом реально сложившихся  в российской экономики условий, в том числе и институциональных. (2, с. 134)

5) В рыночной экономике проводимая государством структурная политика призвана способствовать прогрессивным изменениям в структуре производства для полного удовлетворения потребностей населения страны; использования прогрессивной техники и технологии; обеспечения экономической независимости и военной безопасности. Любые крупные преобразования структуры производства связаны с потребностью в инвестициях. Поэтому структурная политика тесно связана и образует единое целое с инвестиционной политикой, направленной на изыскание источников инвестиций и установление рациональных областей их использования. (1, с. 121)

6)Амортизационная политика – это форма государственной экономической политики, направленная на создание субъектом хозяйствования наиболее благоприятных и равноценных условий обеспечение процесса простого воспроизведения основных производственных и непроизводственных фондов преимущественно на качественно новой технико-технологической основе. (2, с. 141)

7) Политика институционных преобразований направлена на формирование рациональной многоукладной экономической системы путем трансформирования отношений собственности, осуществление разгосударствления экономики, приватизации и национализации производственных фондов, обеспечение на собственной основе развития разных форм собственности и хозяйствование, эквивалентности отношений обмена между субъектами хозяйствования, государственную поддержку и защиту всех форм эффективного хозяйствования и ликвидацию любых противозаконных экономических структур. (2, с. 145)

8) Ценовая политика – это форма экономической политики, направленная на регулирование государством отношений обмена между субъектами рынка с целью обеспечения эквивалентности в процессе реализации национального продукта, соблюдение необходимой паритетности цен между областями и видами хозяйственной деятельности, а также обеспечение стабильности оптовых и розничных цен.(2, с. 146)

9) Антимонопольно-конкурентная политика, направлена на создание оптимальной конкурентной среды деятельности субъектов хозяйствование, обеспечение их взаимодействия на условиях недопущения проявлений дискриминации одних субъектов другими, прежде всего в сфере монопольного ценообразования и за счет снижения качества продукции, услуг, содействие возрастанию эффективной социально ориентированной экономики. (2, с. 150)

10) Социальная политика государства ориентирована на социальную защиту населения, обеспечение удовлетворения первостепенных жизненных потребностей, поддержание необходимых условий жизни, охрану окружающей среды. К социальной политике примыкают политики регулирования доходов населения оплаты труда, политика занятости, смысл которых ясен из их названия. (1, с. 121)

11) Самостоятельной ветвью государственной экономической политики является внешнеэкономическая политика, распространяющаяся на область экономических отношений с другими странами, охватывающая внешнюю торговлю, международные научно-технические и культурные связи, осуществление совместных программ, привлечение иностранного капитала, внешний долг стран друг другу. Значительную роль во внешнеэкономической политике играют политические и оборонные аспекты, проблемы использования богатств Мирового океана, воздушно-космического пространства, охраны окружающей среды, международной безопасности. В качестве конкретных инструментов проведения государственной внешнеэкономической политики выступают таможенные тарифы, пошлины, экспортно-импортные ограничения, обменный курс валют, валютный контроль. (1, с. 121)

 

 

 

 

2 СИСТЕМА НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫХ  АКТОВ РЕГУЛИРУЮЩИХ СТАНОВЛЕНИЕ  ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ В РФ

2.1 Принципы денежно-кредитной политики на среднесрочную перспективу

В предстоящий трехлетний период главной целью единой государственной  денежно-кредитной политики остается снижение инфляции до 9 - 10% в 2010 году и 5 - 7% в 2012 году. При сохранении антиинфляционной направленности денежно-кредитной  политики действия Банка России в  области денежно-кредитного регулирования  в краткосрочном периоде в  значительной степени будут связаны  с минимизацией негативного влияния  мирового финансово-экономического кризиса  на российскую экономику и банковский сектор.

 

Банк России исходит из общих с Правительством Российской Федерации оценок внешних и внутренних условий функционирования российской экономики и, соответственно, вариантов  ее развития в 2010 году и на период до 2012 года. В предстоящий период Банк России усилит акцент на удержании  инфляции на траектории ее последовательного  снижения. Для снижения инфляции Банк России будет использовать все имеющиеся  в его распоряжении инструменты  денежно-кредитной политики.

 

В предстоящий период Банк России предполагает завершить создание условий для применения режима инфляционного  таргетирования и перехода к свободному плаванию курса рубля.

 

Установленный в январе 2009 года широкий диапазон допустимых значений рублевой стоимости бивалютной корзины  позволяет Банку России значительно  сократить свое участие на внутреннем валютном рынке с целью курсообразования. Динамика обменного курса рубля  будет определяться главным образом  действием фундаментальных макроэкономических факторов. В рамках выбранного режима валютной политики Банк России будет  использовать валютные резервы, обеспечивая  сохранение их объема на уровне, необходимом  для позитивной оценки долгосрочной платежеспособности России.

 

Сокращение объема интервенций  Банка России на внутреннем валютном рынке может существенно повлиять на динамику международных резервов Российской Федерации и уменьшить  влияние чистых иностранных активов  органов денежно-кредитного регулирования  на рост денежного предложения. С  целью обеспечения соответствия объема денежной массы спросу на деньги Банк России продолжит использовать операции по рефинансированию банков. Это даст возможность более эффективно контролировать динамику денежного предложения, а также будет способствовать повышению роли процентной политики Банка России в снижении инфляции, формировании монетарных условий функционирования экономики и инфляционных ожиданий экономических агентов.

 

На успешность денежно-кредитной  политики будет влиять проведение консервативной бюджетной политики при улучшении  внутригодовой равномерности расходования бюджетных средств.

 

По мере замедления инфляционных процессов Банк России намерен снижать  ставки по своим операциям. Все большее  влияние на формирование процентных ставок денежного рынка будут  оказывать ставки Банка России по основным рыночным инструментам рефинансирования банков.

 

В рамках системы управления ликвидностью Банк России продолжит  расширять доступ кредитных организаций  к инструментам рефинансирования. При  дальнейшем развитии внутреннего финансового  рынка и его инфраструктуры это  будет способствовать более эффективному перераспределению денежных средств  в экономике.

 

В то же время решения  по использованию инструментов предоставления и абсорбирования ликвидности будут  приниматься в зависимости от динамики основных макроэкономических показателей и состояния финансового  рынка. При необходимости Банк России будет применять обязательные резервные  требования в качестве прямого инструмента  регулирования ликвидности банковского  сектора.

 

Банк России также будет  использовать инструменты денежно-кредитного регулирования для сохранения стабильности банковской и платежной систем, в  первую очередь поддерживая достаточный  уровень ликвидности в банковском секторе.

 

Для обеспечения перехода к режиму таргетирования инфляции Банк России будет развивать систему  экономического прогнозирования и  анализа мер денежно-кредитной  политики, совершенствовать методы моделирования  экономических процессов. Особое значение Банк России придает обеспечению  прозрачности проводимой денежно-кредитной  политики путем разъяснения широкой  общественности причин и ожидаемых  последствий принимаемых мер.

 

 

 

 

2.2 Федеральный закон об особых экономических зонах в Российской Федерации

 

Законодательство Российской Федерации об особых экономических  зонах состоит из настоящего Федерального закона, указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства  Российской Федерации и принимаемых  в соответствии с ними иных нормативных  правовых актов.

 

Особая экономическая  зона - определяемая Правительством Российской Федерации часть территории Российской Федерации, на которой действует  особый режим осуществления предпринимательской  деятельности.

 

Информация о работе Российская экономика на фоне мирового кризиса: текущие тенденции и перспективы развития