Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 13:08, курсовая работа
Цель работы – исследовать в теории сущность и важность экономической политики в целом, а также на практике убедиться в огромном влиянии этой науки на общество.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующий ряд задач:
1) обозначить сущность, функции и принципы экономической политики государства;
2) ознакомиться с нормативно-правовыми актами, регулирующими становление экономической политики в РФ;
3) разобраться с причинами и следствием экономического кризиса 2009 года.
Введение…………………………………………..………………………………2
1. Теоретические основы государственной экономической политики…...4
1.1 Понятие «Экономическая политика»…….....……………………………….4
1.2 Субъекты государственной экономической политики……………………..6
1.3 Основные цели государственной экономической политики……………….7
1.4 Основные направления государственной экономической политики……...8
2. Система нормативно-правовых актов регулирующих становление экономической политики в РФ….……………………………………………12
2.1 Принципы денежно-кредитной политики на среднесрочную перспективу...………………………………………………………….…………12
2.2 Федеральный закон об особых экономических зонах в РФ .……………..13
2.3 Федеральный закон об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности………………………………………………….14
3. Российская экономика на фоне мирового кризиса: текущие тенденции и перспективы развития………..……………………………………………..16
3.1 Главный итог кризисного года: институциональная устойчивость……...16
3.2 Особенности антикризисной политики 2009 г.: Россия на фоне других стран…………………………………………...………………………………….17
3.3 Контуры антикризисной политики России………………………...………19
3.4 Приоритеты экономической политики на 2010 г. ………………………...24
3.5 Риски предстоящего периода……………………………………………….27
Заключение..…………………………………………………………………….34
Список используемой литературы….………………………………………..36
Особой проблемой стали моногорода. Правительство видело здесь серьезную угрозу, прежде всего социально-политическую, а также возможность приступить к их реструктуризации на основе реальной (и точечной) модернизационной политики. Универсальных решений в этой области нет, потому было предложено разрабатывать индивидуальные программы их развития и преобразования – от диверсификации до полной ликвидации (в исключительных случаях).
Реальный сектор
Правительство стало оказывать поддержку ряду предприятий, сформировав список «системообразующих». Основным ее инструментом выступили государственные гарантии по кредитам. Данный механизм долго разрабатывался и начал функционировать только с середины 2009 г. С одной стороны, это позволило стабилизировать социальную ситуацию, а с другой – препятствовало реструктуризации и обновлению. Ведь многие системообразующие предприятия – на самом деле системообразующие банкроты, и их спасение не может решить задачи модернизации.
В отличие от ряда других стран в России собственники и менеджеры компаний, спасенных государством, не были заменены и пострадали в минимальной степени. Это имеет негативный социально-психологических эффект, так как показывает, что крупные предприятия могут себе позволить шантажировать власть.
Стимулирование спроса осуществлялось также при помощи межбюджетных трансфертов.
Макроэкономического стимулирования экономики в классическом виде в России еще не было. Антикризисный бюджет был принят только в конце апреля 2009 г., причем вливание ликвидности в экономику через бюджетный канал стерилизовалось через денежно-кредитный: коммерческие банки возвращали Банку России кредиты времен девальвации в объеме, практически равном денежной эмиссии, связанной с бюджетными расходами. В результате ликвидности оставалась до последнего времени в дефиците, что привело к снижению запасов готовой продукции до 7,5% ВВП, а инфляция во втором полугодии 2009г. упала почти до нуля. В 2010 г. ситуация должна измениться, так как банки практически полностью расплатились по беззалоговым кредитам, а Банк России снижал процентные ставки по залоговым операциям, что увеличило спрос на них. Номинальные расходы федерального бюджета в 2010 г. останутся на высоком уровне 2009 г. (бюджет балансируется при среднегодовой цене на нефть около 105 долл./барр.).
Банковский сектор
Ряд принятых мер по поддержке банковского сектора позволили ему удержаться на плаву без серьезных потрясений. Упор был сделан, как и в случае реального сектора, на сохранение существующих институтов и собственников. Главным здесь было предоставление ликвидности. Центральный банк РФ впервые выступил в качестве полноценного кредитора последней инстанции, не допустив в качестве полноценного кредитора последней инстанции, не допустив дестабилизации банковского сектора. Банковская паника была решительно пресечена, что радикально отличается от ситуации 1998 г. (4, с. 10)
Однако в среднесрочной перспективе эта политика может иметь негативные последствия, поскольку не произошло очищения банковской среды. Впрочем, может предположить, что Центробанк просто не стал на пике кризиса решать структурные задач. Если это так, то в 2010 г., при отсутствии новых банковских потрясений, можно ожидать мер по оздоровлению банковского сектора.
Пока не произошло существенных
сдвигов в области плохих долго.
Из-за ослабления стандартов регулирования
капитала можно маскировать ситуацию,
поддерживать видимость устойчивости
банковского сектора при
Денежная политика
В денежной политике Россия пошла по пути плавной девальвации, завершившейся в январе 2009 г., и отказа (в значительной мере) от таргетирования валютного курса. Это было очень важное и сложное решение. На протяжении всей посткоммунистической истории российские денежные власти уделяли экономическому росту гораздо больше внимания, чем требует от них Конституция РФ. Начиная с низких ставок рефинансирования и технических кредитов 1992 г. и заканчивая политикой сдерживания укрепления валютного курса в 2000-е годы, денежные власти всегда приносили задачу снижения инфляции в жертву поддержке реального сектора. Негативные эффекты такой политики стабилизовались действиями Министерства финансов. Теперь предпринимаются попытки выстроить антиинфляционную политику, сглаживая колебания валютного курса. При ее реализации денежные власти могут столкнуться с серьезным противодействием, как только станет ясно, что укрепление рубля противоречит текущим интересам и производителей для внутреннего рынка, и политически влиятельных экспортеров. Правда, низкая инфляция – исключительно важный фактор с точки зрения стратегических интересов развития страны, повышения производительности труда и эффективности национальной экономики.
Впрочем, опыт 2009 г. показал, что девальвация не служит универсальным лекарством от низкой конкурентоспособности. Многие ожидали повторения чуда десятилетней давности – начала бурного импортозамещающего роста благодаря снижению курса рубля, но этого не произошло. Хотя девальвация способствовала некоторому оживлению производства продуктов питания (мяса, молока, масла), текстильных изделий, обуви, целлюлозы, химических удобрений, восстановление роста не будет столь спонтанным, как в 1999 г., и для этого потребуются, по-видимому, более сложные механизмы. (4, с. 11)
Причин несколько. Во-первых,
десять лет назад экономика находилась
на подъеме, и спрос на продукцию
российского экспорта был практически
неограниченным, сейчас же налицо глобальная
рецессия. Во-вторых, в конце 1990-х
годов в России начался восстановительный
рост, то есть имелись значительные
незадействованные
Хотя проводимая антикризисная политика позволила стабилизировать ситуацию и не допустить неуправляемого развития событий, у нее есть серьезные недостатки и ограничения. Главный из них – отсутствие реальных шагов в направлении антикризисной модернизации. На рубеже 2008-2009 гг. много говорилось о необходимости воспользоваться кризисом для ускорения модернизации, о том, что надо выделить модернизационный аспект антикризисных мер. Однако на практике основное внимание уделяется недопущению дестабилизации.
Впрочем, добиться эффективного сочетания антикризисной политики – задача очень сложная и практически не решаемая в рамках календарного года. Антикризисных мер должны быть запущены быстро, они не предполагают тщательной выверки и соответствия стратегии долгосрочного развития. Модернизация же требует серьезной концептуальной проработки.
В этом контексте особенно актуально предостережение профессора экономики Школы бизнеса Стерна при Нью-Йоркском университете Н. Рубини, что восстановление 2009 г. происходит «слишком рано и слишком быстро». Риски такого восстановления – надувание нового пузыря, за которым в ряде стран могут последовать неприятные социально-политические катаклизмы. (4, с. 12)
3.4 Приоритеты экономической политики на 2010 год
Общим приоритетом социально-
Другая проблема – необходимость осознать комплексный характер модернизации. Она не может ограничиваться только отдельными секторами экономики или даже всей экономикой, а должна распространиться на все основные стороны жизнедеятельности общества, одновременно охватывая экономическую, политическую и социальную сфер. В свою очередь, это вызовет и культурное обновление.
Среди приоритетных направлений экономической политики в области антикризисной модернизации можно выделить следующие.
Первое. Обеспечение макроэкономической стабильности; осуществление курса на снижение и поддержание инфляции на уровне ниже 5%; разработка стратегий прекращения мер фискальной поддержки экономики и постепенного сокращения бюджетной политики с целью не допустить неконтролируемого роста денежной массы и нового всплеска инфляции в 2011 – 2012 гг.
С этим связаны и контуры денежной политики. Она должна учитывать перспективы превращения рубля в региональную резервную валюту. Даже если данная задача сейчас кому-то кажется фантастической, ее решение в среднесрочном периоде вполне реально. Но не следует делать то, что может отдалить эту перспективу. Надо разработать программу мер по укреплению международных позиций рубля, в котором выделить этапы, не привязанные к определенным датам, но логически соподчиненные.
Второе. Повышение эффективности бюджетных расходов. Решение этой комплексной проблемы должно осуществляться по нескольким направлениям: выработка механизмов выделения приоритетных расходов вместо их быстрого масштабного наращивания в период бума и секвестрования в период кризиса; совершенствование бюджетного процесса и обеспечение его непрерывности, когда расходы бюджета направляются на оплату выполненных работ или оказанных услуг, а не привязываются к формальным рамкам календарного года; реформа бюджетных учреждений, выделение казенных, бюджетных и автономных учреждений и изменение механизмов их финансирования; совершенствование системы госзакупок. ( 4, с. 13)
Третье. Переход от политики консервации занятости к политике стимулирования создания новых рабочих мест и повышения мобильности рабочей силы. Это предполагает: прекращение административного давления на предприятия с целью сохранения занятости; увеличение финансирования программ поддержки безработных и их переобучения; более активное привлечение инвестиций и стимулирование инвестиций green-field («в чистом поле»), других форм создания новых рабочих мест; разработку программы переселения и поиска рабочих мест для жителей неперспективных моногородов.
При осуществлении мер социальной стабилизации необходимо следовать принципу: государство помогает людям, а не предприятиям, их высшим менеджерам или собственникам. Эта поддержка не должна сводиться лишь к выплате пособий по безработице: необходимо активно вовлекать людей в различные образовательные проекты, нацеленные на профессиональную переподготовку или повышение квалификации. Важность поддержки предприятий часто объясняют количеством занятых на них работников. Однако задачи структурного обновления экономики не предполагают сохранение всего набора существующих предприятий и поддержание текущего уровня занятости. Более того, моденизация неизбежно означает повышение уровня безработицы, рост с отстающим уровнем занятости. Поэтому поддержка высвобождаемых работников – необходимый элемент модернизационной политики.
Четвертое. Стимулирование модернизации и развитие средне- и долгосрочного кредитования среднего и малого и средне-крупного бизнеса; реализация программы приватизации в его пользу; существенное дерегулирование условий ведения бизнеса; снижение административной нагрузки на бизнес, включая налоговое администрирование; принятие административных регламентов по оказанию государственных услуг.
Пятое. В антимонопольной политике важно выделить два аспекта – собственно преодоление монополизма (антитраст) и стимулирование конкуренции. Первый аспект имеет ограниченное значение и в некоторых случаях может быть даже опасен, препятствуя внедрению инноваций. Сам по себе антитраст не может привлечь на рынок новые компании и стимулировать приток инвестиций и инноваций. Эти задачи решаются только позитивными средствами – действиями на стороне бизнеса, а не против него. Приоритетом должно стать обеспечение условий для развития конкуренции: снижение барьеров для бизнеса, формирование необходимой инфраструктуры, поддержка инноваций.
Шестое. Реформирование финансового сектора с учетом глобализации финансовых рынков и рекомендаций «большой двадцатки». Здесь надо ориентироваться на создание «длинных» денег. С институциональной точки зрения важно перейти на стандарты финансового рынка, принятые на ведущих финансовых площадках мира. Целесообразно поставить в качестве возможной цели создание в России (Москве) мирового финансового центра. ( 4, с. 14)
Седьмое. Приватизация части национализированных или приобретенных ВЭБом активов, в том числе путем создания паевых фондов ли передачи в трастовый фонд пенсионной системы. Это помогло бы преодолеть последствия революционной приватизации 1990-х годов, которая, будучи весьма эффективной с политической точки зрения, не обеспечила должной легитимности сложившихся отношений частной собственности.
Восьмое. Развитие интеграционных процессов, начиная с достраивания Таможенного союза до Единого экономического пространства (T”G)/ При формировании T”G целесообразно ориентироваться на гармонизацию с законодательством ЕС, что позволит активизировать процесс интеграции T”G и ЕС. Не менее важно завершить переговоры по присоединению к ВТО, а также вступить в ОЭСР. Этот процесс, если действовать последовательно, окажет долгосрочное влияние на институциональную модернизацию в России: ведь в рамках интеграционных объединений мы получаем фактически конкуренцию юрисдикций, что заставит страны-партнера создавать более благоприятные условия для бизнеса и граждан.
Девятое. Уточнение подходов к пенсионной реформе и реформе медицинского страхования; повышение общественной востребованности накопительной пенсионной системы и долгосрочной финансовой устойчивости распределительной системы; увеличение продолжительности переходного периода к новым ставкам и тарифам.