Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Мая 2012 в 20:19, курсовая работа
Анализ образования ренты и позволяет выяснить источники доходов этих двух субъектов арендных отношений, раскрыть влияние природного фактора и юридической формы собственности на механизм возникновения ренты.
Цель работы – рассмотрение вопроса связанного с рынком земли и земель-ной рентой.
Введение 3
1. Сущность и значения понятия «рынок земли» 4
1.1. История развития 4
1.2. Сущность, функции, особенности рынка земли 5
1.3. Формирование рынка земли в России 6
2. Рента как экономическая категория 10
2.1. Особенности рентных отношений. Рента и арендная плата 10
2.2. Разновидности ренты. Рента в экономике 18
2.3. Цена земли 21
2.4. Особенности рентных отношений в условиях современного капитализма 26
3. Российский земельный рынок: проблемы и особенности. 29
3.1. Земельные отношения 29
3.2. Споры о земле 33
Заключение 39
Список литературы 40
С точки зрения
соответствия правовых норм экономическим
реалиям следовало бы допустить
свободную куплю-продажу
Проблема
правового регулирования
Формально речь идет о землях сельскохозяйственного назначения (см. ст. 27, п. 6 Земельного кодекса). Но поскольку к последним отнесены "земли за чертой поселений, предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей" (ст. 77, п. 1), то как быть с 47,8% поселенческих территорий, которые являются сельскохозяйственными угодьями, в том числе используемыми для целей сельскохозяйственного производства? И не означает ли это, что рано или поздно придется распространить особый режим оборота земель сельскохозяйственного назначения на землепользования расположенных в городской черте сельскохозяйственных предприятий, блокируя тем самым и рыночные операции с землей в самих городах и населенных пунктах?
Кроме того, целесообразно ли вводить особый правовой режим рыночного оборота сельскохозяйственных земель за пределами населенных пунктов, если оборот земель последних будет регулироваться иными, более либеральными нормами? Причем они распространяются даже на отдельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями (ст. 27, п. 7). Ведь достаточно скупить все производственные объекты или разваливающиеся деревни в целом, чтобы принудить их жителей отдать в собственность новоявленному "селянину" и все принадлежащие им земельные участки. Тем более что деревня с принадлежащими ей землями, по новому Земельному кодексу, - единый земельно-имущественный комплекс.
При решении
задачи правового обеспечения
Решить задачу
более эффективного использования
сельскохозяйственных земель - основы
аграрного производства - без их
активного включения в
С одинаковой
ли "скоростью" следует
В первом случае
земли мало, населения же, причем
этнически, крайне неоднородного и
социально и территориально не мобильного,
наоборот, много. Основная часть рабочих
мест сосредоточена в аграрном секторе,
который для большинства
Во втором
же случае земли много, желающих работать
па ней из-за сложных условий (как
природных, так и социальных) хозяйствования
крайне мало. Население в этническом
плане сравнительно однородно, характеризуется
довольно высокой социальной и территориальной
активностью, способно зарабатывать "хлеб
свой насущный" не только в сельском
хозяйстве, но и в промышленности,
строительстве, на транспорте и в
других сферах занятости. Здесь возможны
развитие, в населенных пунктах, "земельных"
видов деятельности и расширение
производства продукции на землях сельскохозяйственного
назначения. Следует учитывать и
тот факт, что продуктивность аграрного
производства в регионе, как правило,
низкая, а финансовые возможности
ограничены и не позволяют обеспечить
высокую эффективность
При разработке
нормативных документов по правовому
регулированию рыночного
- поддержания
экономически обоснованных
- предотвращения
и преодоления различных
- сохранения
и расширения возможностей
В этих целях следует создать нормативную базу с учетом разнообразия возможных ситуаций ее правоприменения, причем не только в рамках региональной дифференциации природно-исторических и социально-экономических условий хозяйственной деятельности. Не менее важно учитывать и особенности существующего земельного рынка.
Можно назвать четыре его основных варианта[9]: а) депрессивный рынок, когда и спрос, и предложение на земельные участки крайне ограничены и не имеют тенденции к росту; б) рынок продавца, когда ажиотажный спрос сочетается с депрессивным предложением; в) рынок покупателя, когда депрессивный спрос сочетается с ажиотажным предложением; г) развитый рынок, когда и спрос, и предложение находятся на достаточно высоком уровне, сбалансированы по наиболее распространенным рыночным операциям с землей и характеризуются тенденцией к дальнейшему росту.
В условиях депрессивного рынка и рынка покупателя наибольшее значение имеет юридическое обеспечение увеличения спроса на земельные участки в разрезе таких категорий сделок с землей, как купля-продажа, аренда, залог. Для этого необходимо узаконить льготы по земельному налогу и иным платежам за землю, активизировать предоставление ссуд на приобретение земельных участков, а также дотаций на осуществление хозяйственной деятельности, разработать и реализовать федеральные целевые программы повышения плодородия почв, строительства дорог, мелиоративных систем и т.п. Возможны и такие стимулирующие меры, как снятие в определенных рамках ограничений на изменение функционального назначения и использования земельных участков, расширение прав иностранных инвесторов в качестве потенциальных участников рыночного оборота земель.
Положительное
значение будет иметь и более
объективная оценка случаев вынужденной
продажи земельной
Для предотвращения и преодоления деформаций механизмов и параметров рыночного ценообразования, помимо перечисленных выше мер по ликвидации диспропорций между спросом и предложением на земельные участки, потребуются и дополнительные юридические регламентации. Речь идет об установлении в ситуации рынка продавца предельно допустимых цен на предлагаемые к продаже земельные участки с введением прогрессивной ставки платежей за оформление различных земельных сделок (купли-продажи, аренды, Залога). В ситуации рынка покупателя необходимо установить нижний предел цен на продаваемые земли, по которым органы государственного управления федерального, регионального и муниципального уровней могли бы выкупать "избыточные" земельные участки.
Решение задач
третьей группы - обеспечение технико-
Сельскохозяйственное
производство, как известно, по объективным
причинам отличается от прочих видов
деятельности самой низкой межотраслевой
конкурентоспособностью. Включение
сельскохозяйственных земель в рыночный
оборот не может противоречить
Глубокий экономический кризис, охвативший аграрный сектор, в известной мере обусловлен и диспропорциями в масштабах вовлечения в хозяйственный оборот факторов производства. Сегодня для обработки значительной части сельскохозяйственных земель не хватает материально-технических и финансовых ресурсов. Поэтому такие земли необходимо консервировать. Для решения данной задачи правовой режим регулирования рыночного оборота земли должен опираться на обязательное обоснование масштабов консервации избыточных земельных ресурсов на базе разработки соответствующих бизнес-проект планов агротехнической и землеустроительной оптимизации производства.
Безусловно,
требуются правовые нормы, способствующие
восстановлению целостности землепользовании
сельскохозяйственных предприятий
и предотвращению новых случаев
их дробления, преодолению чересполосицы,
дальноземелья, разного рода вклинивания
земель других хозяйствующих субъектов
и т.п. Нужна юридическая основа
для надежного сохранения почвенного
плодородия, минимизации эрозивных
процессов, чрезмерных антропогенных
нагрузок, разного рода разрушений
и загрязнений почвы: Важно также
ограничить частоту рыночных операций
с сельскохозяйственными
Субъекты
сельскохозяйственного
Следует также
иметь в виду, что экономические
проблемы аграрного сектора в
значительной мере обусловлены внешними
причинами (неэквивалентным с точки
зрения ценообразования товарообменом,
налоговыми, финансово-кредитными и
другими ограничениями). Поэтому
правовой режим включения
- гарантирование
государственными (федеральными и
субъектов Федерации) и
- сохранение
за государством функций
- создание
условий для повышения
- правовое
регулирование допустимых
Определяя специфику
правового режима рыночного оборота
земель сельскохозяйственного
Информация о работе Российский земельный рынок: проблемы и особенности