Шпаргалка по "Экономическая теория"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Мая 2015 в 14:09, шпаргалка

Описание работы

1. Предмет и метод экономической теории. Цели, задачи и функции экономической теории.

Объектом внимания выступает хозяйственная, предпринимательская деятельность в единстве технологии, организации, экономики и управления предприятиями в конкретной природной и общественной средах.
Структура экономической теории и, соответственно, четыре раздела: основы экономической теории, микроэкономику, макроэкономику вместе с внешнеэкономическими связями.

Файлы: 1 файл

Ekonomika.doc

— 309.50 Кб (Скачать файл)

Для нормального функционирования рынка необходимы:

  1. персонифицированная собственность, когда товаропроизводитель является хозяином средств производства и свободно распоряжается результатами своего труда;
  2. свобода производственной и коммерческой деятельности всех участников общественного производства;
  3. наличие твердой, авторитетной валюты;
  4. четко налаженная система кредитных и финансовых отношений;
  5. умение производителей и управленцев организованно и психологически верно встраиваться в рыночные отношения.

 

12. Понятие спроса, закон спроса, кривая спроса. Факторы, влияющие на спрос.

Спрос – это форма выражения потребности. Это платежеспособная потребность, т.е. сумма денег, которую покупатели могут и намерены заплатить за нужный товар.

Различают индивидуальный и совокупный спрос.

Индивидуальный спрос представляет потребности покупателя, выраженные в денежной форме. Совокупный спрос – это платежеспособная потребность общества в целом, т.е. государства, предприятий и населения.

Рыночный спрос определяется путем суммирования величин спроса, предъявляемого каждым потребителем при разных ценах. Таким образом, спрос – это желание и способность покупателей приобретать товары и услуги по определенным ценам,

Соединив эти точки, мы получаем график спроса или кривую спроса (DD). Кривая имеет отрицательный наклон вниз вправо, что говорят об обратно пропорциональной связи между двумя переменными – ценой и величиной спроса. Таким образом, кривая спроса показывает, что при прочих равных условиях, т.е. при неизменности других факторов, снижение цены ведет к возрастанию величины спроса, и наоборот. Повышение цены влечет уменьшение спроса. Эту связь называют законом спроса, который гласит, что при прочих равных условиях величина спроса находится в обратной зависимости от изменений цены единицы товара.

Обратная зависимость динамики спроса от уровня цен определяется тремя причинами:

1) снижение цен увеличивает  число покупателей;

2) снижение цен расширяет  покупательную способность потребителей;

3) насыщение рынка приводит  к снижению полезности дополнительной единицы продукта (закон убывающей предельной полезности), поэтому покупатели готовы приобретать дополнительную единицу товара только по более низкой цене.

Итак, кривая спроса идет вниз, поскольку потребитель обычно предпочитает покупать больше, если ниже цена. Более низкая цена позволяет покупателям приобретать еще большее количество товара и дает возможность тем, кто раньше не мог себе позволить приобрести товар. Выяснив характер закономерности, необходимо понять факторы, влияющие на спрос.

Их условно принято делить на ценовые и неценовые.

. Таким образом, действие  ценового фактора приводит к  изменению величины спроса, что  видно на кривой спроса.

 

13. Понятие предложения, закон предложения, кривая предложения. Факторы, влияющие на предложение.

Предложение – это совокупность товаров, которые находятся на рынке или могут быть доставлены на него. Продажа осуществляется в форме предложения, а купля – в форме реализации спроса. Это тот объем произведенной продукции, который производители готовы продать потребителям по определенным ценам. Иначе говоря, предложение – это желание и способность продавцов поставлять на рынок товары и услуги для продажи в зависимости от их цены.

Закон предложения показывает, что производители хотят изготовить и предложить к продаже большее количество своего товара при высокой цене, чем при низкой. Для продавца цена – побудительный мотив и стимул к тому, чтобы производить и продавать свой товар на рынке. Для потребителя цены – сдерживающий фактор, так как высокая цена вынуждает покупать меньшее количество товара.

Неценовые факторы, влияющие на предложение

1. Стоимость ресурсов. Цены  на ресурсы определяют издержки  производства. Следовательно, чем больше  издержки, тем меньше предложение, и наоборот.

Например, снизились цены на сырье, материалы.

2. Технология. Применение  совершенной технологии удешевляет  производство. При данных ценах на ресурсы снижаются производственные издержки, а следовательно, увеличивается предложение. Смещение кривой происходит вправо. Если происходит удорожание производства, то это вызовет смещение кривой предложения влево.

3. Налоги и дотации. Повышение  налогов сокращает возможности  производителей, уменьшает объемы производства, что приводит к смещению кривой предложения влево. Со снижением размеров налогов картина меняется на противоположную.

Дотации – это субсидии государства, помощь тем или иным производителям. Это способствует росту производства и предложения, сдвигает кривую предложения вправо.

4. Ожидания. Ожидая роста  цен, производители иногда придерживают  товар, чтобы создать временный дефицит товара и ускорить рост цен.

5. Конкуренция. Чем больше  фирм на рынке, тем больше предложение, и наоборот.

Неценовые факторы приводят к изменению предложения, что выражается в смещении кривой предложения: вправо, если произойдет увеличение предложения, и влево, если предложение сокращается.

 

14. Взаимодействие спроса  и предложения. Рыночное равновесие. Эластичность спроса и предложения.

Равновесие — это состояние баланса между противоположными силами (спросом и предложением).

Покупатель хочет купить товар по наиболее низкой цене, а продавец стремится продать — по более высокой.

Избыток предложения — ситуация, в которой величина предложения при существующей цене превышает величину спроса.

Избыток спроса — ситуация, в которой величина спроса при существующей цене превышает величину предложения.

Эластичность спроса.

Степень изменения спроса в ответ на изменение цены на товары или услуги показывает его эластичность.

Есть 3 значения эластичности спроса:

ü  Эластичный.

ü  Неэластичный.

ü  Единичной эластичности.

Эластичность спроса зависит от многих факторов, но она выше на те товары, у которых больше заменителей. Эластичность спроса на товары тем выше, чем больше разнообразных возможностей их использования. Чем насущнее потребность, удовлетворяемая товаром, тем ниже эластичность на такой товар. Значение эластичности спроса по цене играет важную роль для предпринимателей при выборе цен на товары.

Если спрос неэластичен, то производителю выгодно повышать цену, потому что только в этом случае возможно получение прибыли.

На эластичность спроса влияет не только цена товара, но и другие факторы, например доходы покупателей. В этом случае говорят об эластичности спроса на товары и услуги по доходу.

Степень изменения объема предложения в ответ на изменение цены характеризует эластичность предложения. Эластичность предложения меняется под действием технического прогресса, а так же она может изменяться в результате изменения качественного или количественного состава применяемых экономических ресурсов.

По способности производителя отреагировать на рыночную ситуацию выделяют 3 периода:

1.    Краткосрочный.

Как правило фирма не в состоянии осуществить изменения в объеме выпускаемо продукции, какая бы не сложилась цена, в результате этого предложение может подстраиваться под спрос изменяя при этом только цену. Как правило кривая спроса предложения занимает вертикальное положение.

2.    Среднесрочный

Фирма имеет возможность подстроиться под спрос (используя ресурсы) повышая объемы производства продукции за счет большей загруженности производственных мощностей, за счет продажи запасов. Эластичность предложения больше 0

3.    Долгосрочный.

Фирма может просто перестроить свое производство за счет замены старого оборудования, расширения производственных мощностей. В случае повышения цен могут появиться новые фирмы. Эластичность предложения может достичь максимальной величины.

 

15. Причины возникновения  и сущность монополий. Формы монополий  и последствия монополизации экономики. Показатели монопольной власти.

Монополия (от моно — один и греч. pōléō - продаю) — это крупнейшее предприятие или объединение таковых, которые концентрируют в своих руках и производство и сбыт значительной доли продукции в интересах установления высоких цен и получения монопольно-высокой прибыли.

Чистая монополия и монопсония — это крайние случаи несовершенной конкуренции.

Монополии стали образовываться в хозяйстве отдельных стран в конце XIX начале XX столетия.

Причины возникновения монополий:

ü  Крупные научно-технические открытия;

ü  Усиление процессов концентрации и централизации капиталов в результате развития производительных сил общества.

ü  Появление новых форм собственности, особенно акционерных.

Монополии играют в хозяйстве страны противоречивую роль. С одной стороны (негатив) монополии могут ограничивать выпуск продукции и устанавливать более высокие цены на нее. Это может вызвать нерациональное распределение ресурсов в хозяйстве страны. Не всегда крупные фирмы используют свои возможности в развитии НТП (научно-технический прогресс), они могут влиять на снижение уровня жизни населения, они ограничивают конкуренцию на рынке, могут осуществлять диктат производителя надо потребителем. С другой стороны (позитив) продукция монополий отличается высоким качеством. Крупная фирма может осуществлять научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки. У монополий есть возможности для снижения издержек производства. Есть возможность экономить материальные и финансовые ресурсы.

Существует три вида монополий:

Ø  Закрытая. Когда монополия защищена от конкуренции юридическими ограничениями, патентной защитой, институтом авторских прав;

Ø  Естественная. Такая монополия возникает в такой отрасли, в которой долгосрочные средние издержки достигают минимума только тогда, когда одна фирма обслуживает весь рынок целиком. Это характерно для предприятий общественного пользования, где для низких цен необходима общественная деятельность. Пример: Монополии, базирующиеся на владении уникальными природными ресурсами;

Ø  Открытые. Одна фирма на определенный срок является единственным поставщиком продукции, но не имеет юридической защиты от конкуренции. Пример: Фирмы впервые выходящие на рынок со своей продукцией.

 

16. Конкуренция и ее  формы. Антимонопольная деятельность  государства.

Конкуренция — важнейшая форма функционирования рыночных отношений.

Функции конкуренции в рыночном механизме:

ü  Регулирующая функция;

ü  Функция мотивации;

ü  Функция контроля.

Конкуренция (от лат. concurro - соперничать) — это соперничество между участниками рыночной экономики за лучшие условия производства, купли и продажи.

В качестве регулирующего механизма выступают три вида конкуренции:

ü  Конкуренция среди покупателей (более конкурентный тот, кто сможет приобрести больше товаров и по чуть завышенной цене);

ü  Конкуренция среди продавцов (наивысшую конкурентную способность показывает продавец, который сможет продать товар по чуть заниженной цене, но выиграет за счет объёма продаж);

ü  Конкуренция между армией продавцов и армией покупателей.

Типы конкуренции:

1.    Внутриотраслевая (в пределах одной отрасли за наивысшую прибыль и наилучшие условия продажи готовой продукции) и межотраслевая (предприниматели, занятые в разных отраслях, конкурируют за наилучшие условия вложения капитала в ту или иную отрасль) конкуренция;

2.    Ценовая и неценовая конкуренция (по методам осуществления).

Сейчас в развитых рыночных странах монополии на практике используют такой метод конкуренции, как ценовая дискриминация — это когда фирма использует практику применения различных цен на одни и те же товары.

Неценовая конкуренция — техническое превосходство, высокое качество продукции, высокая надежность, более эффективные методы сбыта, использование маркетинга, расширение гарантий послепродажных услуг населению.

3.    Совершенная и несовершенная конкуренция. Здесь берется факт самостоятельности хозяйствующих субъектов.

Совершенная конкуренция (из «Экономических основ рынка» - пять пунктов свободного рынка):

ü  Рынок предполагает не ограниченное число участников, т.е. свободный вход и выход из него;

ü  Цены на рынке должны устанавливаться на основе конкуренции свободно, т.е. цены на рыке должны действовать рыночные, а не индивидуальные;

ü  Мобильность всех ресурсов, т.е. это, предполагает свободное перемещение ресурсов относительно территории всех регионов страны;

ü  Право каждого участника рынка на полную информацию о нем (спрос, предложение, цены и т.д.);

ü  На рынке невозможно осуществлять привилегии одним участникам в ущерб другим.

Несовершенная конкуренция проявляется в трех формах:

Ø  Рынок совершенной конкуренции. К данному типу близко подходит сельское хозяйство. Большое число участников рынка, стандартизованная продукция, отсутствие контроля над ценами, отсутствие препятствий для вступления в отрасль, отсутствие неценовой конкуренции, неограниченный доступ к информации;

Ø  Монополистическая конкуренция. Характеристики: большое число фирм, разнообразный тип продукции, слабый контроль над ценами, незначительные ограничения при вступлении в отрасль

Ø     Олигополистическая модель. Характеристики: На рынке главную роль играют несколько крупных фирм, стандартизованная с незначительной долей дифференциации продукция

Информация о работе Шпаргалка по "Экономическая теория"