Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Мая 2015 в 14:09, шпаргалка
1. Предмет и метод экономической теории. Цели, задачи и функции экономической теории.
Объектом внимания выступает хозяйственная, предпринимательская деятельность в единстве технологии, организации, экономики и управления предприятиями в конкретной природной и общественной средах.
Структура экономической теории и, соответственно, четыре раздела: основы экономической теории, микроэкономику, макроэкономику вместе с внешнеэкономическими связями.
Ø Чистая монополия. Одна крупнейшая фирма занимается производством и продажей той или иной продукции. Это относится к уникальным видам продукции, значительный контроль над ценами
17. Фирма в рыночной экономике: причины возникновения, цели, внутренняя и внешняя среда. Организационно-правовые формы бизнеса.
Предприятия (организация, фирма, концерн) – это самостоятельный хозяйственный субъект, производящий продукцию, выполняющий работы и оказывающий услуги в целях удовлетворения общественных потребностей и получения прибыли.
Фирма – юридически самостоятельная предпринимательская единица. Ею может быть как крупный концерн, так и небольшая компания. Современная фирма обычно включает несколько предприятий.
Если же фирма состоит из одного предприятия, оба термина совпадают. В этом случае предприятия и фирмы обозначают один и тот же объект экономической деятельности.
В экономике функционируют самые различные предприятия. Они отличаются друг от друга по ряду признаков:
– по отраслевой принадлежности (станкостроительные предприятия, металлургические, текстильные и т. д.);
– по характеру потребляемого и перерабатываемого сырья (добывающая и обрабатывающая промышленность);
– по назначению готовой продукции (производящие средства производства и предметы потребления);
– по времени работы в течение года (круглогодичные, сезонные);
– по размерам (крупные предприятия, средние, мелкие);
– по специализации (специализированные, комбинированные, диверсификационные фирмы);
– по признаку деятельности (промышленные, торговые, инвестиционные, транспортные, сферы услуг и т.д.).
Предприятие играет особую роль в экономике: здесь формируется трудовой коллектив, организуется эффективное использование ресурсов, складываются производственные отношения, создаётся определённый микроклимат, микроотношения. Складывающийся деловой климат на предприятии во многом определяет отношение человека к жизни.
Предприятия в рыночной экономике выступают основным звеном микроэкономики. На его уровне осуществляется процесс индивидуального воспроизводства.
Индивидуальное воспроизводство – это постоянное повторение и возобновление процесса производства на уровне предприятия (фирмы). Для того, чтобы производство повторялось, необходимо возмещать израсходованные предметы труда (сырьё, материалы, топливо и т.д.), поддерживать в работоспособном состоянии средства труда, производить своевременное техническое и технологическое перевооружение производства, обеспечивать сохранность производственных отношений, содействовать их развитию и улучшению микроклимата в трудовом коллективе, добиваться воспроизводства рабочей силы с учетом роста жизненного уровня населения (роста заработной платы, доходов и т.д.).
В рыночной экономике предприятия характеризуются определённой двойственностью: с одной стороны, оно создаётся и функционирует для удовлетворения человеческих потребностей и существует до тех пор, пока нужно обществу, иначе оно ликвидируется. Таким образом, основная функция – служить обществу, и с этой стороны оно тесно связано с другими предприятиями.
С другой стороны, в рыночной
экономике предприятие выступае
– хозяйственная оперативная самостоятельность;
– самоуправление;
– самоокупаемость;
– самофинансирование;
– материальная ответственность и материальная заинтересованность.
Конкретной формой деятельности предприятия выступает предпринимательство. Предпринимательство является одной из наиболее активных форм экономической деятельности
18. Классификация издержек фирмы. Издержки и доход фирмы.
Сущность издержек производства. В процессе производства товаров и услуг затрачивается живой и прошлый труд. При этом каждая фирма стремится получить возможно большую прибыль от своей деятельности. Для этого фирма старается сократить свои затраты на производство продукции, т.е. издержки производства.
Издержки производства – это совокупные затраты труда на производство товара.
Классификация издержек:
1) явные издержки – это альтернативные издержки, принимающие форму прямых (денежных) платежей поставщикам факторов производства и промежуточных изделий. В число явных издержек входит зарплата, выплачиваемая рабочим, жалованье менеджеров, оплата транспортных расходов и т.д.;
2) неявные (внутренние, имплицитные) издержки. К их числу относятся альтернативные издержки использования ресурсов, принадлежащих владельцам. Эти издержки не предусмотрены контрактами, обязательными для явных платежей, и поэтому остаются недополученными. Обычно фирмы не отражают имплицитные издержки в своей бухгалтерской отчетности, но от этого они не становятся менее реальными.
3) постоянные издержки. Затраты, сопряженные с обеспечением постоянных затрат, именуются постоянными издержками.
4) переменные издержки. Могут быстро и без особых трудностей быть подвергнуты изменению в рамках предприятия по мере того, как изменяется объем выпуска продукции. Сырье, энергия, почасовая оплата труда – примеры переменных издержек большинства фирм;
5) безвозвратные издержки. Безвозвратные издержки осуществляются фирмой раз и навсегда и не могут быть возвращены даже в том случае, когда фирма полностью прекращает свою деятельность в данной сфере. Если фирма планирует начать работу в некотором новом для себя направлении бизнеса или расширить свои операции, то безвозвратные издержки, связанные с этим решением, как раз и представляют собой альтернативные издержки, сопряженные с началом новой деятельности. безвозвратные издержки перестают быть для фирмы альтернативными, ибо она раз и навсегда потеряла возможность вложить эти средства куда бы то ни было;
6) средние издержки – издержки в расчете на единицу продукции. Они используются для формирования цены. Средние постоянные издержки определяются путем деления суммарных постоянных издержек на количество произведенной продукции.
7) предельные издержки – дополнительные или добавочные издержки, связанные с производством еще одной единицы продукции. Предельные издержки помогают определить предельную загруженность, выше которой производство не эффективно.
19. Общая характеристика
и особенности рынков факторов
производства. Равновесие фирмы
на рынках факторов производств
рынок факторов производства отличается тем, что на нем производители, которые раньше были продавцами товаров, выступают как покупатели, обеспечивая производственный процесс необходимыми ресурсами. Расходы производителей становятся доходами для продавцов ресурсов. Поэтому уровень доходов в обществе зависит от уровня развития производства, от их рационального распределения между отдельными производителями.
Предложение факторов производства зависит прежде всего от специфики каждого рынка. Дело в том, что рынок факторов производства складывается из трех видов рынка: рынка труда, рынка земли, рынка капиталов. В зависимости от факторов развития рынка формируется предложение. Однако общим для всех рынков является то, что количество ресурсов, предлагаемых к продаже, ограничено по сравнению с потребностями в их производстве.
Для фирмы-производителя большое значение имеют цены на ресурсы, так как именно от них зависит уровень издержек производства. При имеющемся техническом базисе цены будут определять количество ресурсов, которое можно использовать.
Спрос на факторы производства. Производный характер спроса на факторы производства объясняется тем, что потребность в них возникает лишь в том случае, если с их помощью могут быть произведены пользующиеся спросом конечные потребительские блага.
Спрос на любой фактор производства может возрастать или снижаться в зависимости от того, возрастает или снижается спрос на потребительские товары, изготовленные с помощью данного фактора производства. Спрос на факторы производства предъявляют лишь предприниматели. Предприниматели стремятся обнаружить возможности получения дохода, не замеченные конкурентами. Рынки факторов производства сообщают предпринимателям информацию о ценах, технико-экономических характеристиках товаров, уровне издержек производства, объемах предложения и т.д. Для организации производственного процесса требуются многие факторы: труд, земля, техника, сырье, энергия. Все они в большей или меньшей степени могут быть взаимодополняемыми и взаимозаменяемыми: живой труд может быть частично заменен техникой, и наоборот, природные сырьевые материалы могут быть заменены искусственными и т.д. Однако и труд, и техника, и сырье сопряжены, взаимодополняемы лишь в едином производственном процессе. По отдельности каждый из них бесполезен. Но при прочих равных условиях изменение цен на один из этих факторов вызывает изменение привлекаемого количества не только этого, но и сопряженных с ним факторов производства. Например, более высокая заработная плата и относительно низкие цены на технику способны вызвать снижение спроса на труд и повышение его на машины, заменяющие рабочую силу, и наоборот.
Следовательно, спрос на факторы производства – это взаимозависимый процесс, где объем каждого привлекаемого в производство ресурса зависит от уровня цен не только на каждый из них, но и на все остальные сопряженные с ними ресурсы и факторы.
20. Экономическая природа прибыли: различие трактовок сущности, источников и функции.
Прибыль - отдача капитала в виде прироста примененного капитала. В любой отрасли бизнеса прибыль рассчитывается как разница между выпуском (продажами) продукции (услуг) и издержками на их производство и реализацию.
Соответственно, убыток представляется как отрицание прибыли, когда издержки производства и реализации превышают цену продажи на рынке. Убыточность предприятий характерна для кризисных фаз экономики, при неэффективном хозяйствовании, в предбанкротном состоянии предприятий.
Бухгалтерская прибыль - часть дохода фирмы за вычетом внешних издержек, т.е. за вычетом расходов на оплату ресурсов, поставляемых извне, от других предприятий.
Экономическая прибыль - часть дохода предприятия, за вычетом всех издержек, внешних и внутренних, включая оплату услуг предпринимателя или капитала.
Чистая прибыль - часть валовой прибыли предприятия за вычетом налогов и обязательных платежей из прибыли. Из чистой прибыли можно осуществлять накопления и инвестиции. Из чистой прибыли финансируется социальная сфера предприятия, а также благотворительные проекты.
В программе увеличения прибыльности бизнеса или избавления от убыточности определяются конкретные факторы и пути повышения эффективности предприятия.
Производственные факторы и пути:
Коммерческие факторы и пути:
Эффективность предприятия оценивается по норме прибыли (Р')
21. Экономическая природа
ренты и условия ее
В стоимость любой продукции входит стоимость природных ресурсов, включая землю. Доход который приносит земля называют рентой. Рента — это цена, которая уплачивается за использование земли и других природных ресурсов, количество которых ограничено.
Важнейшим фактором который определяет цену на землю является спрос. Существует два вида земельной ренты: дифференциальная и абсолютная.
Дифференциальная рента бывает I и II вида.
Все земли делятся на три вида участков: с плодородной почвой, средне плодородной почвой, с худшим плодородием.
Диф. рента I — дифференциальная рента по плодородию, т.е. ее получают с участков с лучшим и средним плодородием. Место расположения участка относительно рынка сбыта так же имеет большое значение.
Диф. рента II — это дифференциальная рента искусственного плодородия.
Абсолютная рента — ее получают все владельцы земли, в том числе и с худшим плодородием.
Причины для использования все земель:
ü Растет население планеты.
ü Растет потребность в сельскохозяйственной продукции по двум направлениям — техническая продукция и пища.
ü Земля ограничена (2/3 поверхности планеты занимает океан).
22. Труд как фактор производства: спрос и предложение. Особенности рынка труда. Заработная плата: сущность, уровень, динамика. Различия в заработной плате и их причины.
Спрос на труд (Denand for labor), субъктами которого выступают бизнес и государство, находится в обратной зависимости от величины заработной платы. В случае повышения заработной платы, работодатель будет вынужден сокращать количество нанимаемых им работников (спрос на труд сократиться), а в случае снижения заработной платы он сможет нанять дополнительных работников (спрос на труд возрастет
Факторы, определяющие спрос на труд: