Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Мая 2015 в 14:09, шпаргалка
1. Предмет и метод экономической теории. Цели, задачи и функции экономической теории.
Объектом внимания выступает хозяйственная, предпринимательская деятельность в единстве технологии, организации, экономики и управления предприятиями в конкретной природной и общественной средах.
Структура экономической теории и, соответственно, четыре раздела: основы экономической теории, микроэкономику, макроэкономику вместе с внешнеэкономическими связями.
Предложение труда (Supply of labor), субъектами которого выступают домашние хозяйства, находится в прямой зависимости от величины заработной платы. В случае увеличения заработной платы продавцы услуг труда (иными словами, наемные работники) будут увеличивать предложение труда, а в случае снижения заработной платы предложение труда сократится.
Факторы, определяющие предложение труда:
23. Основные макроэкономические показатели и методология их исчисления.
Макроэкономика — это раздел в экономической теории где рассматриваются закономерности взаимодействия совокупных величин (общего уровня цен и безработицы, общее потребление и инвестиции, общий спрос и общее предложение) и их влияния на изменение в объеме производства, т.е. на общее состояние экономики в любой стране.
Курс макроэкономики преследует цель выбора оптимального варианта, оптимального баланса в развитии экономики, при этом преследуются и важнейшие экономические цели:
ü Стабильный рост национального объема производства. Он предполагает, что ежегодный выпуск продукции должен увеличиваться на определенный процент за год, без резких замедлений.
ü Обеспечение стабильно уровня цен. При этом цены должны устанавливаться свободно, на основе конкуренции и желательно, что бы они не росли очень быстрыми темпами.
ü Обеспечение максимального уровня занятости населения. Т.е. предполагается, что каждый трудоспособный человек желающий работать — должен получить работу.
ü Поддержание равновесного внешне-торгового баланса. Здесь предполагается достичь относительного равновесия между экспортом и импортом. А оно может обеспечиваться только если есть свободная продажа товаров в данной стране, и товаров данной страны.
24. Государственное регулирование экономики: основные цели и инструменты.
Сущность государственного регулирования экономики.
Государственное регулирование экономики — это система законодательных, исполнительных и контролирующих мероприятий направленных на стабилизацию социально-экономических процессов и приспособления их к изменяющимся условиям общественного развития. Государственное регулирование явилось ответом на проблемы связанные с кризисом перепроизводства, массовой безработицей, необходимостью социальной защиты населения, наличием малорентабельного или убыточного производства, нарушение денежного обращения и многие другие проблемы.
Сейчас особенно важна роль государственного регулирования в развивающихся странах, а так же в государствах которые осуществляют постепенный переход от административно-командных методов руководства и директивного планирования к рыночным отношениям.
Основными задачами государственного регулирования экономики является:
· Стимулирование экономического роста.
· Обеспечение занятости населения.
· Разрешение нарушений появляющихся в денежном обращении.
· Поддержка экспортных отношений в стране.
· Инвестирование производства.
Объекты государственного регулирования экономики — различные сферы, отрасли, регионы, а так же ситуации или условия социально-экономического развития.
Основными объектами государственного регулирования являются:
· Денежное обращение.
· Условия конкуренции.
· Подготовка кадров.
· Структура хозяйства страны.
· Социальные отношения.
· Платежный баланс.
· Окружающая среда.
· Внешние экономические связи.
Каждый названный объект является очень важным с точки зрения оптимального функционирования экономики, но с точки зрения глобального влияния на хозяйственную коньюктуру необходимо выделить 3 важнейших объекта:
1. Регулирование экономического цикла.
Регулирование экономического цикла сводится к выработке государством анти циклической политики, а она состоит в стимулировании спроса на товары и услуги, капиталовложения и занятость населения в условиях кризиса и депрессии и наоборот, тормозить, препятствовать росту спроса, капиталовложений и производства во время подъемов, что бы сократить перепроизводство и перенакопление капитала. Это делается для того, что бы уменьшить глубину, продолжительность возможного спада производства, занятости населения в будущем.
2. Структура экономики (народного хозяйства страны).
Государственное регулирование в области отраслевой, региональной и территориальной структуры экономики осуществляется с помощью финансовых стимулов и государственных капитальных вложений. Потому, что они обеспечивают структурную перестройку экономики, могут поощрять развитие отдельных отраслей производства, которые удовлетворяют потребности в материальных благах и услугах.
3. Денежное обращение.
Регулирование денежного обращения направлено на борьбу с инфляцией. Параллельно это будет воздействовать на цены, занятость населения, платежный баланс, социальные отношения, внешнеэкономические связи и многое другое.
Основные важнейшие экономические функции государства в рыночной экономике:
1. Создание правовой основы для принятия экономических решений, т.е. государство разрабатывает и принимает законы которые регулируют предпринимательскую деятельность, а так же определяют права и обязанности граждан.
2. Обеспечение стабильного развития экономик. Правительство использует бюджетно-налоговую и кредитно-денежную политики для преодоления спадов производства, для сглаживания инфляции, снижения безработицы, поддержания стабильного уровня цен, поддержания стабильного уровня национальной валюты.
3. Обеспечение социально-ориентированного распределения ресурсов. Государство обеспечивает, организует производство товаров и услуг, которым не занимается частный сектор. Оно создает условия для развития сельского хозяйства, связи, транспорта, определяет расходы на оборону страны, на науку, формирует программы развития образования, здравоохранения.
4. Обеспечение социальной защиты граждан и социальных гарантий гражданам. Государство обязано гарантировать минимальный размер заработной платы, пенсий, выплат по безработице
Государство воздействует на рыночный механизм через свои расходы, налогообложение, прямое регулирование экономики и государственное предпринимательство.
Методы государственного регулирования экономики подразделяются на:
· Административные.
· Экономические.
· Правовые.
· Социально психологические.
Административные методы необходимо применять очень осторожно, потому, что они базируются на силе государственной власти и включают в себя различные меры запрета, принуждения, разрешения.
Меры принуждения используются государством в законодательном порядке для защиты окружающей среды, иногда переквалификации кадров, стабилизации социальных отношений. В странах с развитой рыночной экономикой административные методы регулирования используются в незначительных размерах и могут возрастать в критических ситуациях.
· Регулирование учетной ставки ЦБ.
· Установление и изменение размеров минимальных резервов коммерческих банков.
· Операции на открытом рынке с ценными бумагами.
Страны с развитыми рыночными отношениями постоянно ищут оптимальное сочетание государственного регулирования и функционирования естественно сложившегося рыночного механизма. Государство должно осуществлять регулирование экономики по следующему принципу: Конкуренция везде, где возможно, а регулирование там, где это необходимо.
Уровни государственного регулирования:
1. Микро уровень (предприятия, корпорации).
2. Мезо уровень (отрасль).
3. Макро уровень (общегосударственный уровень).
Методы государственного регулирования подразделяются на прямые и косвенные.
Прямые методы не дают объекту регулирования свободы в принятии решений. Экономическое законодательство, контроль над доходами, контроль над ценами, экспортные и импортные квоты, лицензии на ту или иную деятельность, экономические стандарты.
Косвенные методы — предоставляют объекту регулирования право выбора при принятии решений: государственные расходы и закупки, налоги, банковский процент, нормы обязательных резервов для коммерческих банков, покупка и продажа ценных бумаг, таможенные пошлины, валютный курс.
25. Совокупный спрос и совокупное предложение. Факторы, их определяющие.
Важное значение для обеспечения стабильного развития макроэкономики имеет регулирование совокупного спроса и предложения на рынке. Потому, что взаимодействие этих совокупных величин оказывает определяющее влияние на размер и динамику национального производства, на занятость населения, на динамику цен.
Совокупное предложение представляет собой определенное количество материальных благ и услуг, которые предприятия предлагают на рынок для населения, государства и друг друга.
Производя любые товары, каждая система стремиться, как можно больше их произвести, т.е. совокупное предложение стремиться к достижению потенциального объема производства. Достижимость этого зависит от факторов — количество и качество используемого труда, количества и качества используемых благ, ресурсов, технологий.
Совокупный спрос — это уже представленные на рынке в денежной форме потребности со стороны населения, государства и предприятий. Совокупный спрос зависит от:
1. Уровень цен на производимы товары и услуги.
2. Размер доходов населения.
3. Размер налогов.
4. Объем государственных закупок.
5. Объемы инвестиций предприятий.
Совокупный спрос определяется тремя составляющими:
1. Потребление населения.
2. Инвестиции предприятий.
3. Государственные расходы.
26. Классическая теория
макроэкономического
Классическая теория макроэкономического равновесия. Господствовавшая в экономической науке вплоть до начала XX в. классическая теория макроэкономического равновесия (Д. Рикардо, Дж. Милль, А. Маршалл), основывается на положении о том, что уровень расходов всегда достаточен, чтобы купить продукцию, созданную при полной занятости. Это положение классиков базируется на так называемом законе Сэя ,согласно которому сам процесс производства товаров создает доход, в точности равный стоимости произведенных товаров, т.е. предложение порождает свой собственный спрос (сумма предложения = сумме спроса).
На этом основании может возникнуть предположение, что при данном подходе не учитывается ситуация, когда часть дохода может сберегаться, милому эта часть не найдет отражения в спросе, следствием чего станут уговаривание, сокращение производства, безработица и снижение доводов.
Следовательно, сбережения усложняют проблему достижения макроэкономического равновесия. Однако экономисты-классики считали, что сбережения не приводят к недостаточности спроса, поскольку каждое сбережение будет инвестировано. Кроме того, фирмы продают часть своей продукции друг другу (средства производства) и этим дополняют «пробел» в потреблении (личное потребление плюс производительное), обусловленный наличием сбережений.