Шпаргалка по "Экономическая теория"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Мая 2015 в 14:09, шпаргалка

Описание работы

1. Предмет и метод экономической теории. Цели, задачи и функции экономической теории.

Объектом внимания выступает хозяйственная, предпринимательская деятельность в единстве технологии, организации, экономики и управления предприятиями в конкретной природной и общественной средах.
Структура экономической теории и, соответственно, четыре раздела: основы экономической теории, микроэкономику, макроэкономику вместе с внешнеэкономическими связями.

Файлы: 1 файл

Ekonomika.doc

— 309.50 Кб (Скачать файл)

Функции госфинансов:

1. инструмент воздействия  на процесс общественного воспроизводства.

2. инструмент для поддержания  темпов экономического роста

3. используется для поддержки важных отраслей страны.

4. используется для осуществления  структурной перестройки экономики.

5. используется для ускорения  научно технического прогресса.

Финансовая политика государства — мероприятия государства по мобилизации финансовых ресурсов, их распределению и использованию на основе финансового законодательства страны.

Принципы построения финансовой политики государства:

1.    принципы единства (в бюджете сосредоточен доход и расход)

2.    принцип полноты (учитывает все затраты и поступления по статье бюджета)

3.    принцип реальности (правдивое отражение доходов и расходов государства)

4.    принцип гласности (обязательное информирование населения об основных расходах и источниках доходов бюджета).

Основные направления финансовой политики:

- проведение мероприятий по переводу предприятий на рыночные отношения.

- оздоровление денежно-кредитной  системы.

- комплекс мер по социальной  защите населения.

 

34. Бюджетная система  РФ. Государственный бюджет, его  расходы и доходы.

Государственная финансовая система — совокупность финансовых звеньев:

1.    государственный бюджет — крупнейший централизированный денежный фонд, находящийся в распоряжении правительства.

2.    местные финансы — охватывает широкую группу налогов, систему местного кредита и специальных фондов. Структура определяется государственным устройством и соответствующим административным делением государства.

3.    финансы госпредприятий — за ними закреплены основные и оборотные фонды. Они находятся на самостоятельной смете и осуществляется регламентир. законом взаимодействия с госбюджетом

4.    специальные правительственные фонды — отделены от госбюджета и управляются центр. властями (фонды соцстрахования, целевые фонды).

Государственный бюджет — форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления. Проект бюджета ежегодно обсуждается в госорганах. Госбюджет — компромисс между основными социально- экономическими группами в стране, между общегосударственными и частными по проведению налогообложения.

Бюджетная система страны — совокупность бюджетов всех уровней и государственных внебюджетных фондов.

Доходная часть бюджета: налоговые поступления, неналоговые поступления(доход от госимущества, дивиденды по акциям), госзаймы, эмиссия денег, таможенные сборы.

Расходная часть: социальные услуги, хознужды, вооружение и обеспечение внешней политики, административно-управленческие расходы, платежи по госдолгу.

Бюджетный дефицит:

Источники —

1) затратный механизм хозяйствования,

2) административно-командная  система управления экономикой.

Причины:

1.    спад общественного производства

2.    рост предельных издержек общественного производства

5.    большой оборот теневого капитала

6.    большие непроизводительные расходы (хищения, приписки, потери)

Способы финансирования:

1.    кредитно денежная эмиссия

2.    увеличение налоговых поступлений бюджета.

 

35. Налоги и налоговая  система. Виды налогов. Принципы  налогообложения. Кривая Лаффера.

Источником этих финансовых ресурсов являются средства, которые правительство собирает с физических и юридических лиц. Эти обязательные сборы, осуществляемые государством, называются налогами. Налоги выражают обязанность всех юридических и физических лиц, получающих доходы, участвовать в формировании государственных финансовых ресурсов. Сбор налогов осуществляется с помощью налоговой службы.

Налоги выступают важнейшим звеном финансовой политики государства в современных условиях. Кроме того, являясь фактором перераспределения национального дохода, налоги призваны:

1) гасить возникающие «сбои»  в системе распределения;

2) заинтересовывать (или не  заинтересовывать) людей в развитии  той или иной формы деятельности;

3) являться составной частью  государственного бюджета страны.

Существуют два принципа налогообложения.

Первый принцип. Физические и юридические лица должны уплачивать налоги, пропорционально тем выгодам, которые они получили от государства. Тот, кто получил большую выгоду от предлагаемых правительством товаров и услуг, должен платить налоги, необходимые для финансирования производства этих товаров и услуг.

Но всеобщее применение этого принципа связано с определенными трудностями. Например, в этом случае невозможно определить, какую личную выгоду, в каком размере получает каждый налогоплательщик от расходов государства на национальную оборону, здравоохранение, просвещение. Предприниматели, безусловно, значительно выигрывают от расширения рынка в связи с появлением хороших дорог. Кроме того, следуя этому принципу необходимо было бы облагать налогом, например, только малоимущих, безработных, для финансирования пособий, которые они получают.

Второй принцип предполагает зависимость налога от размера получаемого дохода. Физические и юридические лица, имеющие более высокие доходы, выплачивают большие налоги, и наоборот.

Рациональность данного принципа заключается в том, что существует, естественно, разница между налогом, который взимается из расходов на потребление предметов роскоши, и налогом, который хотя бы даже в небольшой степени удерживается из расходов на предметы первой необходимости.

Данный принцип представляется справедливым и рациональным. Однако проблема заключается в том, что пока нет строгого научного подхода к измерению чьей-либо возможности платить налоги.

Современные налоговые системы используют оба принципа налогообложения в зависимости от экономической и социальной целесообразности.

 

36. Бюджетный дефицит  и способы его финансирования. Государственный долг и его  экономические последствия.

Источники —

1) затратный механизм хозяйствования,

2) административно-командная  система управления экономикой.

Причины:

1.    спад общественного производства

2.    рост предельных издержек общественного производства

3.    массовый выпуск пустых денег

4.    увеличение затрат на содержание ВПК

5.    большой оборот теневого капитала

6.    большие непроизводительные расходы (хищения, приписки, потери)

Способы финансирования:

1.    кредитно денежная эмиссия

2.    увеличение налоговых поступлений бюджета.

Государственный долг — сумма непогашенных дефицитов госбюджетов, накопленных за определенное время. Бывает внутренний —гос-во должно своим гражданам, и внешний — должно международным организациям.

Система управления госдолгом:

1.    изучение конъюнктуры на рынке ссудных капиталов.

2.    выпуск новых займов и выработка новых условий для них

3.    маневрирование с выплатой % займом

4.    маневрирование со ставками % по кредитам

 

37. Доходы населения, источники  формирования и способы распределения. Социальная политика государства.

Понятие дохода в теории факторов производства.

Доход - это общая сумма денег заработанных или полученных в течении какого либо периода времени. Доход предполагает постоянный притока денег, чем и отличается от такой категории как богатство. Оно представляет собой уже имеющийся запас финансовых средств, которые могут находиться в собственности государства, предприятия, семьи.

Созданный в обществе продукт требует своего распределения. Часть этого созданного продукта используется на развитие производства, а другая часть поступает в личное потребление членов общества, образуя их доходы.

Доход на каждый из перечисленных выше факторов производства в соответствии с экономической теорией равен предельному вкладу этого фактора в полученный предприятием доходу после реализации продукции.

Такое распределение конечно можно считать действительно справедливым и по отношению к рабочим, так и по отношению к владельцу капитала, земли.

В действительности же распределение доходов исходя только из теории предпринимательской производительности приводит к значительному неравенству, и в первую очередь из-за неравенства в распределении производственных ресурсов. Отсюда в демократических обществах (государствах) необходима специальная политика доходов направленная на смягчение существующего неравенства в распределении доходов.

В случае несовершенной конкуренции на рынке размер доходов, включая ставки заработной платы, часто не отражает действительного вклада факторов производства в создание продукции.

 

38. Сущность, цели, основные  характеристики экономического роста. Факторы и типы экономического роста.

Экономический рост. Его параметры используются для характеристики развития национального хозяйства, межстрановых сравнений.

Экономический рост — изменение результатов функционирования производительных сил общества и потребленных ресурсов. Экономический рост показывает характер функционирования национального хозяйства. Экономический рост проявляется в увеличении (как правило, в год) объема ВНП и увеличении ВНП на душу населения.

Целью экономического роста всегда является потребление. Оно может быть потреблением членов общества, непроизводительное потребление (военные нужды).

Существует два типа экономического роста: экстенсивный и интенсивный.

Экстенсивный тип означает увеличение масштабов производства за счет дополнительных трудовых и материально-вещественных факторов производства на прежней технической основе и при том же уровне квалификации работников. Прирост осуществляется за счет увеличения всех ресурсов.

Конкретные факторы:

·               Рост численности занятых;

·               Увеличение рабочего дня;

·               Освоение новых земель;

·               Рост объема добываемого сырья и энергии всех видов.

Метод ведения хозяйства при этом будет называться затратным. И именно такой тип роста был характерен для всего периода советской экономики.

Интенсивный тип означает увеличение объема производства за счет наиболее рационального, эффективного использования экономических ресурсов на основе научно-технического прогресса.

Метод ведения хозяйства при таком типе экономического роста — сберегающий.

Факторы обеспечения экономического роста:

·         Обновление техники и модернизация производства.

·         Рациональное использование всех ресурсов.

·         Прогрессивные сдвиги в структуре экономики.

·         Повышение квалификации работников.

·         Укрепление трудовой дисциплины.

·         Усиление мотивации к труду.

·         Совершенствование управления.

С интенсивным типом экономического роста тесно связано действие экономического закона «Закона повышающейся эффективности производства». Экономическая эффективность характеризует результативность всего общественного производства и с точки зрения национальной экономики эффективным будет считаться такое состояние экономики, при котором наиболее полно удовлетворены все потребности членов общества, при данных ограниченных ресурсах.

Сам экономический рост всецело определяется факторами экономического роста. В экономической теории есть два подхода:

1.    Труд и капитал (двух факторная модель)

2.    Многофакторная модель. Основные факторы:

·         Природные ресурсы

·         Трудовые ресурсы.

·         Научно-технический прогресс.

·         Предпринимательские способности.

Все названные факторы тесно взаимосвязаны и взаимообусловлены. Каждый из названных факторов может меняться из-за того, что изменился хотя один из других. Каждый из названных факторов выполняет разные функции, каждый фактор может измеряться разными показателями.

Кроме названных выше основных факторов экономического роста на него могут и оказывают влияние на другие факторы, они не относятся к разряду основных, потому что воздействуют на экономический рост, не прямо. К не основным факторам можно отнести уровни номинальной и реальной заработной платы.

 

 

39. Мировая торговля: виды, структура, тенденции развития. Теории международной торговли.

Некоторые фирмы предпочитают держаться в стороне от деятельности международной торговли из-за ее рисков и сложности. Фирма, желающая купить товары за границей, может купить их через посредника, занимающегося импортом. Это международный торговец, покупающий товары у зарубежных поставщиков и получающих прибыль от перепродажи этих товаров другим фирмам в своей стране. Таким же образом, фирма может продавать товары посрединку, занимающегося экспортом, или экспортной фирме в своей стране.

Информация о работе Шпаргалка по "Экономическая теория"