Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2014 в 10:36, шпаргалка
Работа содержит ответы на 60 вопросов по дисциплине "Экономическая теория".
Методы косвенного воздействия создают лишь предпосылки к тому, чтобы субъекты экономических отношений предпочитали варианты, которые соответствуют целям экономической политики (программирование, предоставление рыночному сектору экономической информации). Недостатком косвенных методов является определенный временной лаг (эффект запаздывания – разрыв во времени между осознанием проблемы, принятием гос. решений и результатами воплощения правительственной программы в жизнь), возникающий между моментами принятия мер государством, реакции на них экономики и реальными изменениями в хозяйственных результатах.
Методы государственного регулирования делятся так же на административные и экономические. Административные меры не связаны с созданием дополнительного материального стимула или опасностью финансового ущерба. Они базируются на силе государственной власти и включают в себя меры запрета, разрешения и принуждения. Их сфера действия в основном ограничивается охраной окружающей среды и созданием минимальных бытовых условий относительно слабо социально защищенных слоев населения. Цель принимаемых мер - создание определенных правил в рыночной экономике. Административные методы предписывают строго контролируемую линию поведения экономических агентов.
Экономические методы государственного регулирования подразделяются на средства денежно-кредитной и бюджетной политики. Они не ограничивают свободу выбора. Появляется дополнительный стимул, на который субъект может либо отреагировать, либо не обратить ни малейшего внимания, оставляя за собой право на свободное принятие рыночного решения.
42. Государственный бюджет, его профицит и дефицит. Методы балансирования бюджета.
В финансовую систему входят следующие основные звенья: гос. бюджет, местные финансы, финансы гос-ных пр-тий и специализированные правительственные фонды. Госбюджет представляет собой централизованный фонд ден. ср-в, необх-мых гос-ву для выполнения своих экон-ких, соц. и полит. функций. Бюджет - это финансовый план государства, сопоставляющий ожидаемые расходы и доходы.
Деятельность
государства по формированию, рассмотрению,
утверждению, исполнению бюджета, а
также составлению и
Кассовое обслуживание исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации осуществляется Федеральным казначейством. Если запланированные доходы бюджета превышают расходы, то это бюджетный профицит. Если запланированные расходы бюджета превышают доходы, то это бюджетный дефицит. Когда при исполнении бюджета уровень дефицита бюджета превышает установленный при утверждении бюджета показатель, или происходит значительное снижение ожидавшихся доходов бюджета, то представительный орган власти принимает решение о введении установленного законом механизма уменьшения расходов. Такое «урезание» запланированных бюджетом расходов называется секвестр.
Ведущим звеном государственной бюджетной системы является федеральный бюджет. Централизация средств в федеральном бюджете дает возможность направлять ресурсы на определяющие участки экономического и социального развития, осуществлять единую социально-экономическую политику в стране. Государственный бюджет взаимосвязан с финансовыми планами предприятий и организаций, денежными доходами и расходами населения.
Структурно, любой бюджет включает две части: доходы субъекта и его расходы. Доходы бюджета образуются за счет налоговых и неналоговых видов доходов, а также за счет безвозмездных перечислений. К налоговым доходам относятся предусмотренные налоговым законодательством Российской Федерации федеральные, региональные и местные налоги и сборы, а также пени и штрафы.
Неналоговые доходы складываются
из доходов от внешнеэкономической деятельности,
а также доходов от имущества, находящегося
в государственной собственности: перечисление
прибыли Центрального банка РФ, дивиденды
по акциям, принадлежащим государству,
доходы от сдачи в аренду имущества, находящегося
в государственной собственности, консульский
сбор, доходы от проведения всероссийских
государственных лотерей.
Бюджетные расходы идут
на такие основные статьи, как: финансирование
социальных расходов, поддержание обороноспособности
страны, обслуживание гос-го долга, предоставление
дотаций пр-тиям гос-го сектора, а также
финансирование развития инфраструктуры.
Всё более значительное место занимают
и расходы на создание объектов социальной
инфраструктуры, в первую очередь - на
образование и здравоохранение.
Доля основных статей в структуре расходов и доходов в гос-ном бюджете, %:
Расходы: 1) 40-50 - расходы на социальные услуги (здравоохранение, образование, социальные пособия); 2) 10-20 - затраты на хоз-ные нужды (инвестиции в инфраструктуру, дотации гос-ным пр-тиям, субсидии с/х, расходы на осуществление гос-ных программ); 3) 10-20 - расходы на вооружение и материальное обеспечение внешней политики, включая содержание дипломатических служб и займы иностранным гос-вам; 4) 5-10 - административно-управленческие расходы (содержание правительственных органов, полиции, юстиции); 5) 7-8 - платежи по гос-ному долгу.
Доходы: 1) 75-85 - налоги (в том числе акцизные сборы и таможенные пошлины); 2) 5-8 - неналоговые поступления (доходы от гос-ной собст-ти, гос-ной торговли); 3) 10-12 - взносы в гос-ные фонды социального страхования, пенсионный.
Т.о., бюджет состоит из 2 частей: статей доходов и статей расходов. Если сумма расходов = сумме доходов, то бюджет считается сбалансированным. Если доходы превышают расходы, то возникает профицит бюджета, если превышение расходов над доходами – то это означает наличие бюджетного дефицита.
Причин бюджетного дефицита может быть много: - спад общественного производства; - рост предельных издержек общественного производства; - массовый выпуск «пустых» денег; - значительные социальные программы; - возросшие затраты на финансирование ВПК; - крупномасштабный оборот «теневого» капитала; - огромные непроизводственные расходы, прописки, хищения, потери произведенной продукции и многое другое, пока неподдающееся общественному учету.
Для поддержания стабильности в эк-ке правительство стремится к тому, чтобы дефицит госбюджета не превышал 10% ВВП страны. Наличие дефицита является одной из причин инфляции.
Существует несколько традиционных способов покрытия бюджетного дефицита - это государственные займы, ужесточение налогообложения и увеличение денежной массы в обращении - это собственное производство денег. Оно реализуется посредством создания резервов коммерческих банков.
Сумма накопленных за определенный период времени бюджетных дефицитов образует государственный долг. Внешний государственный долг - это долг иностранным государствам, организациям и отдельным лицам. Этот долг - наибольшее бремя для страны, так как необходимо отдавать ценные товары, оказывать определенные услуги. Внутренний долг - это долг государства своему населению (перед юр. и физ. лицами). Оздоровление бюджета предполагается осуществлять по трем основным направлениям: - за счет увеличения его доходной базы; - на базе реструктуризации расходной части бюджета; - путем совершенствования бюджетных процедур.
Различают фактический,
структурный и циклический
Концепции балансирования государственного бюджета
Существуют три концепции балансирования государственного бюджета. Первая концепция базируется на том, что бюджет должен быть ежегодно сбалансирован. Ежегодно балансируемый бюджет углубляет колебания экономического цикла.
Например, экономика сталкивается с длительным периодом безработицы. Доходы населения падают. Налоговые поступления в бюджет сокращаются. Стремясь сбалансировать бюджет, правительство должно либо повысить ставки налогов, либо сократить государственные расходы, либо использовать сочетание этих двух мер. Однако следствием всех этих мероприятий будет еще большее сокращение совокупного спроса.
Вторая концепция базируется на том, что бюджет должен быть сбалансирован в ходе экономического цикла, а не за каждый год. Напр., наступает инфляция, правительство повышает налоги и правительственные расходы. Возникающее на этой основе положительное сальдо бюджета может быть использовано на покрытие долга, возникшего в период спада. Т.о., правительство проводит позитивную антициклическую политику и одновременно балансирует бюджет, но не на ежегодной основе, а за период в несколько лет. Но в данной концепции бюджета существует ключевая проблема, которая состоит в том, что спады и подъемы в экономическом цикле могут быть неодинаковыми по глубине и продолжительности.
Третья концепция связана с идеей так называемых функциональных финансов. В соответствии с этой идеей вопрос о сбалансированности бюджета - на ежегодной или на циклической основе - второстепенный. Первоначальной целью государственных финансов является обеспечение неинфляционной полной занятости, то есть балансирование экономики, а не бюджета.
Вторая и третья концепции лежат в основе финансовой политики, ориентированной на бюджетный дефицит и опирающейся на потенциал денежного хозяйства страны. Дефицит бюджета РФ в 2009 году составил 2,427 триллиона рублей, т.е. 5,9% от ВВП, в 2010 году - 1 трлн 795,198 млрд рублей, или 3,9% ВВП.
43. Сущность и функции налогов. Кривая Лаффера.
Налоги — обязательные, безвозмездные, невозвратные, собираемые на регулярной основе платежи, взыскиваемые уполномоченными государственными учреждениями с целью удовлетворения потребностей государства в финансовых ресурсах.
Налоги используются для регулирования поведения экономических агентов побуждая (снижение налогов) или припятствуя (повышение налогов) в осуществлении определенной деятельности. Обладая законным правом принуждения, государство имеет возможность получать в свое распоряжение значительные денежные средства, собираемые в виде налогов.
Налоговый характер носят также таможенные пошлины, обязательные отчисления в государственные внебюджетные фонды, например, в пенсионный фонд, и т.д. Все эти платежи в совокупности образуют налоговую систему.
Функции налогов: 1. Фискальная - изъятие части доходов в бюджет для использования на определенные цели. 2.Стимулирующая - при помощи налоговых льгот, санкций решаются вопросы технического прогресса, капитальных вложений, расширение производства первичных товаров и ограничение вторичных. Стимулирующая роль более приближена к микроэкономике и учитывает интересы конкретного хозяйствующего субъекта. 3. Регулирующая - маневрируя налоговыми ставками, государство создает условия для ускоренного развития определенных отраслей и производств. Обеспечивается перераспределение через гос. бюджет части доходов фирм, домох-в. Налог-е регулир-е оказывает стимулир-ее или сдерживающее влияние на производство, инвестиции и платежеспособный спрос населения. Эта функция имеет три подфункции: стимулирующую, дестимулирующую и воспроизводственную. Стимулирующая - поддержка развития тех или иных экономических процессов (система льгот и освобождений от налогов). Дестимулирующая - установление через налоговое бремя препятствий для развития каких-либо экономических процессов (введение повышенных ставок налогов (так, для казино до 2001 года была установлена ставка налога на прибыль в размере 90%)). Воспроизводственная - накопление средств на восстановление используемых ресурсов. 4. Распределительная и перераспределительная - При помощи налога распределяет и перераспределяет национальный доход. Происходит передача средств в пользу более слабых и незащищенных категорий граждан за счет возложения налогового бремени на более сильные категории населения. Пример - акцизы, устанавливаемые, на предметы роскоши, а также механизмы прогрессивного налогообложения. 5. Контрольная - при помощи налогов осуществляется контроль за деятельностью предприятия, формирование затрат и прибыли. Эффективность зависит от деятельности органов налоговых служб. Оценивается эффективность налоговой системы, обеспечивается контроль за видами деятельности и финансовыми потоками. 6. Поощрительная функция - за счет налоговых льгот осуществляется поддержка объектов социальной инфраструктуры: освобождение от налогов отдельных физических и юридических лиц. Эта функция представляет собой приспосабливание налоговых механизмов для реализации социальной политики государства.