Шпаргалка по "Экономической теории"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2014 в 10:36, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на 60 вопросов по дисциплине "Экономическая теория".

Файлы: 1 файл

ЭТ шпоры.doc

— 1.18 Мб (Скачать файл)

К негативным последствиям инфляционных процессов относятся: - снижение реальных доходов населения (при неравномерном росте номинальных  доходов); - обесценивание сбережений населения (повышение процентов  на вклады, как правило, не компенсируют падения реальных размеров сбережений); - потеря у производителей заинтересованности в создании качественных товаров (увеличивается выпуск товаров низкого качества, сокращается производство относительно дешевых товаров); - ограничение продажи с/х продуктов в городе деревенскими производителями в силу падения заинтересованности, в ожидании повышения цен на продовольствие; - ухудшение условий жизни преимущественно у представителей социальных групп с твердыми доходами (пенсионеров, служащих, студентов, доходы которых формируются за счет госбюджета).

Инфляция вместе с тем способствует и экономическому росту. Поэтому инфляция не должна рассматриваться  как абсолютное зло, которое должно быть подавлено и уничтожено. Она  является инструментом, который может  быть использован государством для блага общества и его экономического развития. Инфляция, способствуя повышению цен и нормы прибыли, вначале выступает как фактор оживления конъюнктуры, но по мере углубления она превращается из двигателя в тормоз, усиливая социально-экономическую неустойчивость в стране

В странах с  развитой рыночной экономикой ползучая инфляция рассматривается в качестве нормального фактора экономического роста. Однако галопирующая, а тем  более, гиперинфляция воспринимается как явление негативное, поскольку несет в себе огромные социально-экономические издержки.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

40. Антиинфляционная политика государства.

Ключевое место  в антиинфляционной  стратегии  занимает  оздоровление бюджетов  всех  уровней  и   преодоление проявления бюджетного кризиса в России: неисполнение  бюджета, финансирование в   произвольном объеме, нецелевое использование бюджетных  средств, слабый контроль за исполнением госбюджета.

Для сдерживания  инфляции необходима  научно  обоснованная  налоговая политика, которая не должна парализовать бизнес и толкать  его  в  «теневую» экономику.

Антиинфляционная  политика  предусматривает  регулирование  эмиссии  денег  и скорости их обращения.

Не менее  важно  совершенствование  структуры  официальной  денежной массы в  обращении. В России велика доля наличных денег в денежной массе.  Снижению потребности оборота в наличных  деньгах будут способствовать:  развитие   различных

платежных  карточек;  совершенствование   безналичных   расчетов,   выплата  заработной платы (где возможно) через банкоматы в надежных банках.

Важным   направлением   антиинфляционной    политики    и    стратегии  экономического  роста  политики   является   санация (меропр., позволяющ. избежать банкротства)   и   реструктуризация  банковской системы, основательно подорванной  валютно-финансовым  кризисом.

Регулирование цен и заработной платы - так же  часть  антиинфляционной  стратегии.  Практика России подтвердила, что рыночное регулирование цен недостаточно в условиях несовершенной конкуренции  и зависимости динамики цен от курса рубля к доллару в связи с высокой долей импорта. Даже при снижении курса доллара к рублю цены не снижаются. Составной  частью  антиинфляционной  политики  является регулирование валютного рынка и стабилизация курса рубля.

Разработка эффективного законодательства. Отсутствие действенных законов,   регламентирующих ответственность экономических субъектов рынка - одна из причин дестабилизации экономики и  инфляции  в  России.  Принятые  законы обеспечивают  лишь  половину потребности рыночной экономики в них. Для нормализации предпр. деятельности необходим механизм реализации законов, контроль за  их  исполнением. Законодательство должно быть рационально и вызывать доверие у предпринимателей и населения.

В своих усилиях  по достижению антиинфляц. целей правительство использует два «инструмента»: фискальную политику и монетарную политику. Фискальная политика подразумевает использование возможностей федерального правительства взимать налоги и расходовать средства для регулирования уровня деловой активности. Монетарная политика подразумевает использование правительством права контролировать денежное обращение и с его помощью влиять на уровень деловой активности в стране.

Фискальная  политика

Основным  рычагом фискальной политики является изменение налоговых ставок в соответствии с расходами федерального правительства. Проведение фискальной политики — прерогатива президента и конгресса, так как именно они контролируют налогообложение и расходование этих средств.

Допустим, что  г. для стабилизации экономики решило использовать фискальные методы. Можно уменьшить налоги, а расходы оставить на прежнем уровне, либо увеличить расходы, оставив налоги на прежнем уровне. Когда налоги уменьшаются, отдельные люди и бизнес в целом имеют больше денег, которые они могут потратить так, как они хотят. Поскольку расходы людей и фирм (и, следовательно, ВНП) начинают расти, экономика вступает в фазу подъема. Аналогично, если Президент и Конгресс увеличивают правительственные расходы, это может привести к увеличению  ВНП и остановить сокращение производства.

Фискальные инструменты  могут быть использованы также и  для замедления экономических темпов. Если во время экономического бума цены начали угрожающе расти, чтобы  не возникла инфляция, г.  решает изменить свою фискальную политику. В этих условиях они обычно выбирают либо увеличение налогов, либо уменьшение правительственных расходов, либо и то и другое. Если правительство увеличит налоги, то потребители и бизнес в целом уменьшат свои расходы. Это приведет к снижению совокупного спроса на товары, что должно уменьшить инфляцию.

Монетарная  политика

Монетарная политика базируется на регулировании количества денег в обращении как способе  стабилизации экономики. Проведение монетарной политики — обязанность Федеральной  резервной системы.

Когда предложение  денег увеличивается, возрастают затраты  потребителей и производственные затраты. Отсюда также следует, что во времена  сокращения или спада производства увеличение предложения денег помогает оздоровлению экономики. Федеральная резервная система обладает целым набором инструментов, который она может использовать для регулирования предложения денег.

Операции  на открытом рынке. Операции на открытом рынке представляют собой покупку и продажу Федеральным комитетом открытого рынка государственных ценных бумаг, таких, как облигации казначейства и казначейские векселя. Когда Комитет открытого рынка покупает у банков гос. ценные бумаги, происходит выброс денежной массы в экономику. Деньги депонируются покупателями на чековых счетах. Со своей стороны банки будут стараться предоставить своим вкладчикам новые кредиты.

Когда Комитет  открытого рынка продает государственные  ценные бумаги, он изымает деньги из экономики. Банковские резервы сокращаются, так как покупатели ценных бумаг  осуществляют оплату их чеками, впоследствии предъявляемыми государству. Сокращение резервов также уменьшает возможности банков предоставлять денежные средств в кредит. Это замедляет рост денежного предложения.

Изменение учетной ставки. Так же как предпринимательские фирмы обращаются в банки, когда нуждаются в займах, сами банки обращаются в свой Федеральный резервный банк (ЦБ) в случае, если им необходимы средства. Подобно другим заемщикам, банки выплачивают процент по займам Федеральной резервной системе. Учетная ставка представляет собой процент по займам, взимаемый Федеральной резервной системой с банков и других финансовых институтов. Когда совет управляющих увеличивает учетную ставку, банки поднимают процент, взимаемый со своих клиентов.

Изменение нормы резервов. От банков требуется держать определенный процент от их депозитов (известный как норма резервов) в качестве резерва в окружном Федеральном резервном банке. Оставшиеся средства банки могут предоставлять в качестве займов своим клиентам.  Поднимая норму резервов, совет управляющих тем самым уменьшает возможности банков предоставлять деньги в кредит. При понижении нормы резервов коммерческие банки могут свободнее распоряжаться большей частью своих вкладов, что, в свою очередь, будет повышать денежное предложение.

Ограниченность  монетарной политики. Монетарная политика эффективнее всего в самой высокой и самой низкой точках цикла деловой активности. Когда цены растут, Федеральная резервная система может предпринять попытку удержать расходы (а также цены), повышая процентные ставки. Фирмы будут продолжать брать займы в ожидании повышения цен и объемов продаж, что должно перекрыть их расходы на получение кредитов.

В самой низкой точке глубокого спада или  депрессии Федеральная резервная  система будет снижать процентные ставки с целью облегчить доступ к кредиту. В такие периоды, однако, сокращение процентных ставок может оказаться недостаточным для привлечения требуемого объема займов и поощрения расходов.

Встроенные  стабилизаторы

Встроенные стабилизаторы  вступают в действие, когда это необходимо, без специальных действий со стороны Президента. Они наз-ся  стабилизаторами, тк помогают увеличить расходы во время спада и сократить их в периоды инфляции. Одним из встроенных стабилизаторов является налог на личные доходы. В периоды спада личные доходы уменьшаются и облагаются налогом по более низкой ставке. В периоды бума инфляция гонит з/п вверх, люди платят более высокие налоги.

Еще одним стабилизатором явл-ся сокращение или увеличение государственных  расходов, чтобы справиться с явлениями спада эк-ки или инфляцией. К таким расходам относятся пособия по безработице и выплаты по социальному обеспечению. Во время высокой инфляции государственные расходы автоматически возрастают. И наоборот, когда ситуация в хозяйстве улучшается, уровень безработицы снижается и государственные расходы на эти программы автоматически падают.

 

 

 

 

41. Формы, методы и цели государственного регулирования экономики.

Государственное регулирование в рыночном хозяйстве - целенаправленное воздействие государства на микро- и макроэкономические процессы развития экономики в целях поддержания ее стабильности или изменения в нужном обществу направлении.

Общая стратегия  государственного регулирования рыночной экономики базируется наследующих  принципах:

1. При прочих равных условиях предпочтение следует отдавать рыночным формам организации экономики. В этих условиях государство должно финансировать только те социально-значимые отрасли, которые не привлекают частный бизнес (из-за малой прибыльности).

2. Государственное предпринимательство должно не конкурировать, и мешать развитию частного бизнеса. Игнорирование этого принципа способно привести к искусственному доминированию государственных предприятий над частными.

3. Государственная  финансовая, кредитная и налоговая политика должна способствовать экономическому росту и социальной стабильности.

4. Государственное  вмешательство в рыночные процессы  тем эффективнее, чем в более  «рыночную» форму оно облечено.

5. Особую значимость  государственное регулирование  приобретает в период общехозяйственных кризисов, а также для процессов в сфере межгосударственных экономических отношений (импортно-экспортные операции, международная специализация производства, валютные отношения).

Современная экономика представляет синтез рыночного механизма и элементов государственного регулирования.

Экономическая наука рассматривает основную цель регулирования и прикладные цели. В любой стране основная цель должна сводиться к достижению максимального  благосостояния всего общества. Но ее реализация возможна через достижение прикладных целей, к которым относятся: - экономический рост; - полная занятость; - стабильность уровня цен и устойчивость национальной валюты; - внешнеэкономическое равновесие.

В системе экономических  целей обеспечение экономического роста считается ведущей конкретной задачей. Ее решение связывается с увеличением ВНП. С обеспечением экономического роста сопряжена другая важнейшая цель - удовлетворение требований полной занятости. Суть ее - достижение максимально возможного и в долгосрочном плане стабильного использования всего трудоспособного населения. Конкретно задача решается созданием новых рабочих мест и другими методами борьбы с безработицей. Комплекс этих мер в развитии страны принято называть политикой обеспечения занятости. Стабильность уровня цен и национальной валюты - условие стабильности экономики. Поэтому достижение рассматриваемой цели является важнейшим ориентиром в действиях государства. Решение трех перечисленных целевых задач означает достижение в рамках национального хозяйства относительного макроэкономического равновесия и создает более благоприятные условия для достижения внешнеэкономического равновесия. Оно поддерживается системой государственных мер в сфере международной торговли, межстранового движения капиталов, трудовых ресурсов, обеспечения сбалансированности платежного баланса.

Для достижения целей гос-во применяет разнообразные  методы воздействия. Методы классифицируют по различным критериям. Различаются  методы прямого и косвенного влияния. Методы прямого воздействия вынуждают субъектов экономики принимать решения, основанные на предписаниях государства (размер налогов, величину амортизационных отчислений). Прямые методы часто имеют высокую эффективность вследствие оперативного достижения экономического результата. Но они затрагивают не только тех агентов рынка, на которых направлены гос. меры, но и субъектов, связанных с ними рыночными отношениями. Иначе говоря, прямые методы нарушают естественное развитие рыночных процессов.

Информация о работе Шпаргалка по "Экономической теории"