Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2013 в 13:18, шпаргалка
Ответы на вопросы для подготовки к экзамену
Разновидности структур рынка:
Основные рыночные структуры | ||||
Структура рынка |
Барьеры входа для продавца |
Число продавцов |
Барьеры входа для покупателя |
Число покупателей |
Совершенная конкуренция |
Нет |
Много |
Нет |
Много |
Монополистическая конкуренция |
Нет |
Много |
Нет |
Много |
Олигополия |
Да |
Немного |
Нет |
Много |
Олигопсония |
Нет |
Много |
Да |
Немного |
Монополия |
Да |
Один |
Нет |
Много |
Монопсония |
Нет |
Много |
Да |
Один |
Основной критерий, по которому отличаются различные структуры рынка, это количество и размер производителей и потребителей на рынке, тип реализуемых товаров или услуг и степень доступности информации о них.
9 Спрос, кривая спроса, закон спроса, детерминанты спроса.
Спрос – это зависимость между количеством товара, который покупатели хотят и могут купить, и ценами на этот товар.
кривая спроса — это график, иллюстрирующий связь между ценой определенного товара или услуги и количеством потребителей, желающих его купить по данной цене.
Закон спроса- в соответствии с которым рост цен приводит к снижению величины спроса на товары при прочих равных условиях.
Детерминанты спроса - факторы, помимо цены, влияющие
на спрос. К детерминантам спроса относят:
- уровень личных располагаемых доходов
потребителей;
- инфляционные либо дефляционные ценовые
ожидания;
- изменения цен на сопряженные товары;
- социально-экономические факторы: размер
рынка, реклама, вкусы и предпочтения,
сезонность, изменения в законодательстве,
катаклизмы и т.п.
10 Предложение,
кривая предложения, закон
Предложение (в экономике) — понятие, отражающее поведение товаропроизводителя на рынке, его готовность произвести (предложить) какое-либо количество товара за определённый период времени при условиях.
Кривая предложения (supply curve) (S) — графическое отражение взаимосвязи между рыночными ценами на товары и услуги и количеством товаров и услуг, которые будут предлагать на рынке производители.
Закон предложения – общий экономический закон, согласно которому при неизменности всех прочих параметров между изменениями цен и количеством товаров и услуг, предлагаемых предприятиями на рынке, существует прямо пропорциональная зависимость. Предложение – товар, который находится на рынке или может быть доставлен на него, а также услуга, которая может быть предоставлена. Действие закона предложения означает, что рост цены на товары и услуги обусловливает увеличение количества товаров и услуг, с одной стороны, и сокращение объемов производства товаров и услуг в случае снижения цены – с другой. От уровня цен на товары и услуги также зависят доходы предприятий-производителей и продавцов. Поэтому с ростом цен растет их заинтересованность в производстве большего количества товаров. В то же время рост предложения товаров и услуг должно происходить с учетом объемов платежеспособного спроса, со снижением которого товаропроизводителям необходимо добиваться снижения общественно необходимых затрат на производство единицы продукции за счет роста производительности труда, экономии ресурсов и т.п.
Детерминанты предложения
Цена – основная детерминанта величины предложения любого продукта. Однако существуют другие (условно назовем их неценовые) детерминанты, или факторы, влияющие на величину предложения. Если одна из неценовых детерминант в действительности претерпевает изменения, положение кривой предложения будет меняться.
К другим детерминантам предложения относятся:
1) Цены на ресурсы. Величина предложения фирмы основывается на издержках производства. Здесь действует следующая закономерность, снижение цеп на ресурсы снижает издержки производства и увеличивает предложение, т.е. переместит кривую предложения вправо. И наоборот, повышение цен на ресурсы увеличит издержки производства и сократит предложение, т.е. сместит кривую предложения влево.
2) Технология. Совершенствование технологии означает, что можно более эффективно произвести единицу продукции, т.е. с меньшей затратой ресурсов.
3) Налоги и дотации. Предприятия рассматривают большинство налогов как издержки производства. Поэтому повышение налогов, скажем, на продажи или на собственность увеличивает издержки производства и сокращает предложение. Напротив, дотации считаются «налогом наоборот». Когда государство субсидирует производство какого-либо товара, то оно фактически снижает издержки и увеличивает его предложение.
4) Цены на другие товары. Изменения цен на другие товары также способны сместить кривую предложения продукта. Снижение цены на пшеницу может побудить фермера выращивать и предлагать к продаже больше кукурузы по каждой из возможных цен. И напротив, повышение цены на пшеницу может заставить фермеров сократить производство и предложение кукурузы. Фирма, выпускающая спортивные товары, может сократить предложение баскетбольных мячей, когда повышается цена на футбольные.
5) Ожидания. Ожидания изменений цены продукта в будущем также могут повлиять на желание производителя поставлять продукт на рынок в настоящее время. Например, ожидание существенного повышения цен на продукцию автомобильной фирмы способно побудить фирмы увеличить производственные мощности и тем самым вызвать увеличение предложения.
6) Число продавцов. При данном объеме производства каждой фирмы, чем большее число поставщиков, тем больше рыночное предложение. По мере вступления в отрасль большего количества фирм кривая предложения станет смещаться вправо. Чем меньшее в отрасли количество фирм, тем меньше оказывается рыночное предложение. Это означает, что по мере выхода фирм из отрасли кривая предложения будет смещаться влево.
Различие между изменением в предложении и изменением величины предложения такое же, как различие между изменением в спросе и изменением величины спроса.
Изменение в предложении выражается в смещении кривой предложения: увеличение предложения смещает кривую вправо, уменьшение предложения смещает ее влево.
Причиной изменения предложения служит изменение одной или более детерминант предложения. Напротив, изменение величины предложения означает передвижение с одной точки на другую точку на постоянной кривой предложения. Причиной такого передвижения является изменение цены на рассматриваемый продукт.
11 Равновесие рынка.
Как вы уже знаете, равновесием
в экономической системе
На рынке блага действующими лицами являются продавцы и покупатели, которые решают продать или купить определенное количество блага в зависимости от его цены. Равновесие на рынке наступает в том случае, если все продавцы и покупатели смогут купить или продать то количество блага, которое они хотят купить или продать.
Равновесием на рынке называется ситуация, когда продавцы предлагают к продаже ровно такое количество блага, которое покупатели решают приобрести (объем спроса равен объему предложения)<.i>.
Поскольку продавцы и покупатели хотят продать или купить различные количества блага = в зависимости от его цены, для рыночного равновесия необходимо, чтобы установилась такая цена, при которой объемы спроса и предложения совпадут. Другими словами, цена уравнивает объемы спроса и предложения.
Цена, вызывающая совпадение объемов спроса и предложения, называется равновесной ценой, а объемы спроса и предложения при этой цене называются равновесными объемами спроса и предложения.
В условиях равновесия происходит так называемое очищение рынка = на рынке не останется ни непроданного блага, ни неудовлетворенного спроса (покупателей, желающих купить благо по установившейся цене и не сумевших это сделать из-за отсутствия продавцов).
Таким образом, чтобы найти равновесие на рынке некоторого блага, нужно определить, какая цена вызовет на этом рынке такой объем предложения, который будет соответствовать объему спроса = при этой цене продавцы принесут на рынок ровно столько произведенного ими блага, сколько покупатели захотят унести. Такая цена называется равновесной ценой, а объем спроса и предложения, соответствующий ей = равновесными объемами спроса и предложения.
12 Эластичночть спроса по цене и доходу.
В соответствии с законом
спроса потребители при снижении
цены будут приобретать большее
количество продукции. Однако степень
реакции потребителей на изменение
цены может значительно
Эластичность – это экономический термин, обозначающий способность покупательского спроса (или предложения) изменяться в определенных границах под влиянием таких факторов, как доходы, цены и прочее.
Эластичность спроса. Степень чуткости, или чувствительности потребителей к изменению цены продукции измеряется при помощи ценовой эластичности. Для спроса на некоторые продукты характерна относительная чуткость потребителей к изменениям цен; небольшие изменения в цене приводят к значительным изменениям в количестве покупаемой продукции. Спрос на такие продукты принято называть эластичным. Что касается других продуктов, потребители относительно нечутки к изменению цен на них, то есть существенное изменение в цене ведет лишь к небольшому изменению в количестве покупок. В таких случаях спрос является неэластичным. Третий, промежуточный случай, когда снижение или повышение цены на товар в точности компенсируется соответствующим предложением и общая выручка остается совершенно неизменной, будет являться случаем единичной эластичности спроса.
На графике (рис.1-а) ясно видно,
что площади прямоугольников
равны, поскольку изменения высот
и оснований взаимно
Рис.1. Три случая эластичности спроса
График на рис.1-б соответствует случаю эластичного спроса, когда эластичность больше единицы и общая выручка растет при снижении цены Р. На рис.1-в изображен случай неэластичного спроса, когда эластичность меньше единицы, а общая выручка падает при снижении цены Р.
Степень ценовой эластичности или неэластичности измеряют при помощи коэффициента Е по следующей формуле:
Е = (процент роста Q /процент падения Р).
Эластичность
спроса по доходу
Мы уже отмечали, что изменения в уровне
доходов потребителей изменяют объем
спроса на любой товар или вид услуг при
всех ценах и, таким образом, сдвигают
кривую спроса.
Чувствительность спроса к изменениям в доходе, то есть величина сдвига кривой спроса при изменении дохода, измеряется при помощи эластичности спроса по доходу. Эластичность спроса по доходу – это процентное изменение объема спроса, вызванное однопроцентным увеличением дохода. Эластичность спроса по доходу рассчитывается следующим образом:
Е = (% изменения Q) / (% изменения дохода).
Очевидно, что при увеличении наших доходов изменится и структура нашего потребления; мы станем покупать меньше товаров дешевых и низкого качества, и, соответственно, больше качественных и престижных товаров. В связи с этим в экономике принято подразделять товары на нормальные товары (блага) и низшие товары.
Объем спроса на нормальное благо увеличивается с ростом дохода; эластичность спроса по доходу на него больше единицы. Спрос на низшее благо падает с ростом дохода, на него эластичность спроса по доходу меньше единицы.