Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2013 в 13:18, шпаргалка
Ответы на вопросы для подготовки к экзамену
Например, если говорят, что эластичность спроса по доходу на услуги такси составляет 2,8, то это означает, что если у человека доход увеличился на 1%, на такси он начинает расходовать больше на 2,8% своих денег.
Если же эластичность спроса по доходу на вареную колбасу составляет 0,7, то это означает, что при увеличении дохода на 1% человек снизил расходы на такой товар.
Концепция эластичности спроса имеет огромное практическое значение. Приведем некоторые примеры.
13 Эластичность предложения. Рыночный период.
Эластичность предложения — степень изменения в количестве предлагаемых товаров и услуг в ответ на изменения в их цене. Процесс возрастания эластичности предложения в долгосрочном и краткосрочном периодах раскрывается через понятия мгновенного, краткосрочного и долгосрочного равновесия.
Коэффициент эластичности предложения — числовой показатель, отражающий степень изменения количества предлагаемых товаров и услуг в ответ на изменения в их цене.
Эластичность предложения зависит от:
Рыночный период - период, в течение которого производители продукта не в состоянии изменить объем производства в ответ на изменение цены продукта.
14 Государственное
воздействие на рынки:
Государственное регулирование
рынка — вмешательство
Введение потоварного налога приводит к желаемому результату лишь в предположении, что существует единственно возможная технология производства продукта, так что объем выпуска и размер внешнего эффекта однозначно связаны друг с другом. Если же при одном и том же объеме выпуска величина внешнего эффекта может варьировать ( скажем, фирма может строить или не строить очистные сооружения), то налог на продукт не побуждает фирму выбирать технологию, эффективную с общественной точки зрения. Эту задачу могут решить налоги ( штрафы), величина которых непосредственно связана с величиной внешнего эффекта. [1]
В результате введения потоварного налога сокращается объем как производства, так и потребления. Кроме того, покупатели платят более высокую цену, а продавцы получают более низкую по сравнению с первоначальной равновесной ценой. Это означает, что налог ухудшает экономическое положение и покупателей, и продавцов. [2]
Но последствия введения потоварного налога и дотации не во всем противоположны. Сумма налогового сбора меньше, чем снижение излишков покупателей и продавцов; выплаты из бюджета при дотации, напротив, превышают суммарное увеличение их излишков. И в том, и в другом случае возникают чистые потери общества. В случае дотации их величина соответствует площади треугольной области Е0Е2Е2, выделенной на рис. 9 штриховкой. [3]
Если производство или потребление данного товара сопровождается внешними затратами, то введение потоварного налога может привести не к чистым потерям, а, наоборот, к чистому общественному выигрышу. [4]
На рис. 6.14, б изображена ситуация, когда линии спроса и предложения имеют крутые наклоны. Допустим, что речь идет о железнодорожных вагонах независимо от их цвета. Введение потоварного налога такого же размера, что и в первом случае, вызывает гораздо меньшее сокращение равновесного объема рынка. [5]
Сила воздействия потоварного налога на объем продаж зависит от наклонов линий спроса и предложения. На рис. За изображена ситуация, когда и линия спроса, и линия предложения имеют пологие наклоны. Введение потоварного налога, уплачиваемого продавцами, вызывает резкое сокращение продаж. Для большинства покупателей цвет автомобиля не имеет большого значения. [6]
На рис. 36 изображена ситуация, когда линии спроса и предложения имеют крутые наклоны. Допустим, что речь идет о сельскохозяйственных тракторах независимо от их цвета. Введение потоварного налога такого же размера, что и в первом случае, вызывает гораздо меньшее сокращение объема продаж. [7]
Степень воздействия потоварного налога на объем продаж зависит от наклонов линий спросаи предложения. На рис. 2.18 опо-казана ситуация, когда и линия спроса, и линия предложения имеют пологий наклон. Введение потоварного налога, уплачиваемого продавцами, вызывает резкое сокращение равновесного объема рынка. Предположим, что речь идет в данном случае о красных автомобилях. Для большинства покупателей цвет автомобиля не имеет большого значения. Повышение цен только на красные автомобили вызывает переключение спроса покупателей с красных автомобилей на автомобили другого цвета. Поэтому линия спроса на красные автомобили имеет довольно пологий характер. Пологой должна быть и линия предложения, поскольку производители при понижении цен ( без налога) на красные автомобили без особого труда могут сократить их производство и увеличить выпуск автомобилей другого цвета. Введение налога только на красные автомобили может привести к полному исчезновению их с рынка. [8]
Нетрудно убедиться, что новый объем продаж Qi, цеооы Р и Р - будут точно такими же, что и в случае, когда налог вносится в бюджет продавцами. Таким образом, не имеет никакого значения, кто является непосредственным плательщиком потоварного налога: продавец или покупатель. Введение потоварного налога вызывает сокращение равновесного объема рынка, повышение цены, фактически уплачиваемой покупателями, и снижение цены, фактически получаемой продавцами. [9]
Нетрудно убедиться, что новый объем продаж Q2, цены Р и Р - будут точно такими же, что и в случае, когда налог вносится в бюджет продавцами. Таким образом, не имеет значения, кто является непосредственным плательщиком потоварного налога: продавец или покупатель. Введение потоварного налога вызывает сокращение равновесного объема рынка, повышение цены, фактически уплачиваемой покупателями, и понижение цены, фактически получаемой продавцами.
15 Установление фиксированных цен.
на товары и услуги, производимые
государственным сектором, и лидерство
в ценах. Примером
здесь могут служить цены и тарифы
на продукцию добывающих отраслей промышленности,
находящихся в государственной собственности,
на электроэнергию с государственных
электростанций, железнодорожные, почтово-телеграфные
тарифы и т.д. Как правило, это более низкие цены по сравнению с частным
сектором. Цель искусственно сдерживаемых цен и тарифов - способствовать
снижению издержек производства в частных
хозяйствах и повышать национальную конкурентоспособность.
Имея значительную долю предприятий в
тех или иных сферах экономики, государство
на основе административного поддержания
монопольно высоких или монопольно низких цен на их продукцию, оказывает
влияние на уровень цен в целом по
отрасли. Аналогичная ситуация возникает
в отраслях, где государство является
крупным покупателем и заказчиком, например,
в строительстве, в производстве вооружений
и других товаров для нужд армии. Здесь
правительственные органы устанавливают
по договоренности с фирмами-производителями
контрактные цены, которые
становятся затем базовыми для отрасли.
Государство оказывает влияние на ценообразование через налоговую систему и политику амортизации. Во всех странах практически используются налог на добавленную стоимость и акцизные сборы (форма косвенных налогов). Налог на добавленную стоимость включается в цену товаров и услуг по определенной, установленной правительством ставке, и дифференцированные изменения ставок непосредственно воздействуют на динамику цен. Государственная политика установления цен на "акцизные товары", то есть на такие, которые являются объектом косвенного налогообложения, есть прямое государственное вмеша-тельство в процесс ценообразования. К таким товарам в большинстве стран от-носятся винно-водочные изделия, табачные, бензин, автомобили и ряд других.
16 Теория потребительского поведения: кардинализм. Первый закон Госсена.
Предельной называют полезность, которую приносит (добавляет) потребление каждой последующей единицы данного блага. Её функцию можно выразить формулой, производной от TU, т. е.
.
Между общей и предельной полезностью существует взаимосвязь. Она проявляется в том, что по мере увеличения количества единиц блага, потребляемого в одном «акте», полезность его каждой последующей единицы уменьшается по сравнению с предыдущей(поскольку потребность в нем насыщается), и рост общей полезности замедляется. А при величине предельной полезности равной нулю , общая полезность становится максимальной . При дальнейшем потреблении блага общая полезность будет снижаться. Выявленная зависимость полезности от количества потребляемого блага получила название «закона убывающей предельной полезности».
Данный «закон» бездоказателен, тем не менее, способен объяснить поведение покупателя. Так, сопоставляя последовательно цену блага с полезностью его каждой дополнительной единицы, можно определить то его максимальное количество, которое согласится оплатить конкретный человек. Сопоставление закона убывающей предельной полезности и закона индивидуального спроса позволяет сделать вывод о том, что они одинаковы при характеристике поведения покупателя. Рассмотренные положения сторонников маржинализма характеризуют количественный (кардиналистский) подход к выражению полезности.
В роли альтернативы ему был предложен порядковый (ординалистский) подход к измерению полезности. При этом полезность благ оценивается не в точных количественных, а в сравнительных терминах: не конкретным числом, а сравнительными отношениями «больше», «меньше», «эквивалентно». Так как в большинстве случаев экономические блага потребляются совместно в виде товарных наборов, то актуальными стали вопрос об особенностях спроса на товарные наборы и механизм потребительского выбора.
Смысл первого закона Госсена выражается в двух положениях, сформулированных автором:
в одном непрерывном акте потребления полезность последующей единицы потребляемого блага убывает;
при повторном акте потребления полезность каждой единицы блага уменьшается по сравнению с ее полезностью при первоначальном потреблении.
Наглядно суть этих положений представлена на рис. 1.
Рис. 1. Убывание полезности в одном
непрерывном акте потребления (а) и
при повторных актах
Откладывая по оси абсцисс единицы какого-нибудь блага, а по оси ординат их полезности, нетрудно построить кривую АС (рис. 1а), которая и будет выражать убывание полезности в течении одного акта потребления. Кривые АС, А1С1, А2С2 (рис. 1,б) будут соответственно выражать убывание полезности единиц блага в последующих актах потребления.
На этом основании Госсен делает вывод: "Единичные атомы одного и того же потребительского блага имеют очень различную ценность".
Значение первого закона Госсена для экономической науки состоит, во-первых, в том, что он позволяет различать общую полезность некоторого запаса блага и предельную полезность данного блага. Благодаря этому получил разрешение давно мучивший экономистов вопрос: почему "практически бесполезный" алмаз дороже одного из "наиболее полезных" благ - воды?
Во-вторых, постулат об убывании предельной
полезности блага является необходимым
условием достижения экономическим
субъектом состояния
17 Второй закон Госсена. Полезность и спрос.
Из второго закона Госсена
видно, что увеличение цены какого-либо
блага (при неизменных ценах на все прочие
блага и том же доходе) ведет к падению
соотношения предельной полезности от
его потребления и цены.
Снижение предельной полезности
означает меньшую готовность индивида
платить за данное количество, то есть
более низкий спрос.
Итак, линия предельной полезности
является также линией спроса.
Объемом спроса на какой-либо
товар называют максимальное количество
этого товара, которое согласно купить
отдельное лицо, группа лиц или население
в целом в единицу времени при определенных
условиях.
Чтобы показать, как полезность
связана со спросом, попытаемся общую
и предельную полезность выразить в
денежных единицах, исходя из того, что
для потребителя полезностью
обладают не только блага, но и деньги.
Потребитель купит благо по данной цене,
если он оценит его полезность и полезность
затраченных на его покупку денег одинаково.
Предельная полезность денежной единицы
у богатого и бедного разная. Очевидно,
предельная полезность денежной единицы
у богатого потребителя меньше, так как
деньги для него имеют мень шую степень
редкости, чем для потребителя, у которого
денежный доход меньше.
На условном примере попытаемся определить
спрос богатого и бедного на благо А, рыночная
цена которого равна 10 денежным единицам.
Допустим, что предельная полезность денежной
единицы для богатого равна 4, а для бедного
— 10 ед. Для упрощения предположим, что
благо А имеет для них одинаковую полезность.
Это условие вполне реально для некоторых
білаг первой необходимости.
За первую единицу блага А, предельная
полезность которого оценивается в 100
ед., богатый готов заплатить 25 денежных
единиц (100:4), а бедный— только 10 (100:10). Вторую
единицу блага А, имеющую 80 ед. полезности,
богатый согласен приобрести за 20, а бедный
— за 8 денежных единиц и т.д. Цена, которую
согласен заплатить потребитель за соответствующую
единицу данного блага, измеряет предельную
полезность данной единицы блага для него
и называется ценой спроса. Данные, характеризующие
цену спроса богатого и бедного потребителей
на благо А, приведены в табл. 7.2.