Шпаргалка по "Экономической теории"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2013 в 13:18, шпаргалка

Описание работы

Ответы на вопросы для подготовки к экзамену

Файлы: 1 файл

yuyu.docx

— 691.83 Кб (Скачать файл)

Основная цель фирмы в рыночной экономике –  извлечение прибыли в результате своей деятельности

Прибыль (profit, П) — разность полных доходов и полных издержек фирмы, П = TR – ТС.

Поскольку выделяются два  вида издержек — бухгалтерские и  экономические, можно рассчитать два вида прибыли:

  • бухгалтерскую прибыль (accounting profit) — разность полного дохода и бухгалтерских издержек фирмы. Если полный доход фирмы составил 200 тыс. р., а бухгалтерские издержки — 70 тыс. р., бухгалтерская прибыль фирмы равняется 200 – 70 = 130 тыс. р. Эта прибыль может также называться валовой. Вычитанием из валовой прибыли налогов и других обязательных платежей получается чистая прибыль;
  • экономическую прибыль (economic profit) — разность полного дохода и экономических издержек фирмы. Если полный доход фирмы составил 200 тыс. р., а экономические издержки — 100 тыс. р., экономическая прибыль фирмы равняется 200 — 100 = 100 тыс. р. Напомним, что экономические издержки — это сумма бухгалтерских (явных, внешних) и неявных (внутренних) издержек.

Иногда неявные (внутренние) издержки фирмы рассчитать напрямую сложно. Например, предприниматель  не может оценить, каким был бы его доход, если у него есть несколько  альтернативных вариантов использования  своей предпринимательской энергии  в разных областях со схожей степенью риска. В этом случае внутренние издержки не рассчитываются, а считаются равными  нормальной прибыли (normal profit) — цене предпринимательских способностей как фактора производства, т.е. минимальному вознаграждению, за которое данный предприниматель готов был бы продолжать заниматься избранной предпринимательской деятельность. Это оценочная величина, которая просто включается в размер экономических издержек. Очевидно, что, если у предпринимателя есть несколько вариантов использования своих способностей и он увидит возможность получать за них доход больше в другом месте, он просто займется другим бизнесом или даже пойдет работать за зарплату.

Возможны три уровня экономической прибыли:

  • положительная прибыль (positive profit) — полный доход фирмы превышает ее экономические издержки. Это вариант, представленный выше: если полный доход равен 200 тыс. р., а экономические издержки — 100 тыс. р., положительная прибыль составит 200 — 100 = 100 тыс. р. В этом случае фирма покрывает все экономические издержки и ее владельцы присваивают как нормальную прибыль, так и весь избыток прибыли сверх нормальной;
  • нулевая прибыль (zero profit) — полный доход фирмы равен ее экономическим издержкам. Если полный доход равен 200 тыс. р. и экономические издержки — 200 тыс. р. (которые состоят из 140 тыс. р. бухгалтерских издержек и 60 тыс. р. нормальной прибыли), экономическая прибыль составит 200 — 200 = 0 тыс. р. В этом случае фирма покрывает все экономические издержки, но ее владельцы присваивают только нормальную прибыль (60 тыс. р.), которая составляет часть экономических издержек. Это минимальный уровень прибыли, на который согласится предприниматель, чтобы продолжать деятельность на данной фирме;
  • отрицательная прибыль (negative profit) — полный доход фирмы ниже ее экономических издержек. Если полный доход равен 200 тыс. р., а экономические издержки — 300 тыс. р., экономическая прибыль составит 200 — 300 = – 100 тыс. р. Фирма несет убыток, предприниматель не получает даже нормальной прибыли. В результате фирма либо будет пытаться сократить экономические издержки, либо просто закроется, поскольку предприниматель не будет продолжать убыточную деятельность и перейдет в область, где он сможет получать нормальную прибыль.

Заметим, что с точки  зрения предпринимателя прибыль  может быть отрицательной, если он не может получать нормальную прибыль. Например, если при полном доходе в 200 тыс. р., бухгалтерские издержки составят 160 тыс. р., то при нулевой экономической  прибыли предпринимателю останется  только 40 тыс. р. Он может не согласиться  с такой оценкой нормальной прибыли  и закрыть фирму Экономическая  задача фирмы заключается в получении не просто прибыли, а максимальной прибыли. Как это достигается, во многом зависит от структуры рынка, на котором действуют фирмы.

29 Совершенно конкурентная фирма. Оптимизация объема производства и максимизации прибыли.

Совершенно конкурентная фирма - это фирма, которая принимает цену на свою продукцию как данную, не зависящую от продаваемого ею объема продукции. Такую фирму называют ценополучателем, или прайстейкером. Ее конкурентное поведение можно охарактеризовать как приспособительное. Фирма приспосабливает затраты, объемы производства к главному ориентиру, заданному извне, - рыночной цене. [1]

Рассмотрение равновесия совершенно конкурентной фирмы имеет значение по двум причинам: во-первых, равновесие определяет характер поведения экономического субъекта-производителя и, во-вторых, является основой для понимания рыночного равновесия отдельной отрасли и национальной экономики в целом. [2]

В краткосрочном периоде совершенно конкурентная фирма может и не получать экономическую прибыль. Однако если вы-ручкалокрывает хотя бы переменные издержки, то имеет смысл оставаться на рынке и ждать изменения конъюнктуры. Поэтому наличие убыточных конкурентных производств на рынке весьма распространено. В данном случае краткосрочной целевой установкой такого производителя является не максимизация прибыли, а минимизация убытков. [3]

Совершенная конкуренция  в длительном периоде.| Равновесие конкурентной фирмы в длительном периоде.


Поэтому долгосрочная кривая предложения совершенно конкурентной фирмы представляет собой часть ее кривой долгосрочных предельных издержек, расположенную выше точки минимального уровня долгосрочных средних затрат. [4]

Вспомним важное различие между совершенно конкурентной фирмой и фирмой с монопольной властью: для конкурентной фирмы цена равна предельным издержкам, для фирмы с монопольной властью цена превышает предельные издержки. Следовательно, способом измерения монопольной власти является величина, на которую цена, максимизирующая прибыль, превышает предельные издержки. [5]

Согласно условиям табл. 10.2, совершенно конкурентная фирма реализует свой продукт по цене 5, а рабочую силу она нанимает по цене 20 в день. Таблица показывает ежедневно производимый совокупный продукт, предельный продукт труда, предельный доход продукта труда и заработную плату. Исходя из данных условий фирма нанимает шесть рабочих, поскольку шестой рабочий приносит доход в 25 при стоимости труда 20 в день. [6]

Установлен налоговый  сбор на продукцию совершенно конкурентной фирмы. Если рабочая силы нанимается на совершенно конкурентном рынке, что произойдет с количеством используемого данной фирмой труда. [7]

Таким образом, в краткосрочном  периоде совершенно конкурентная фирма может работать либо с прибылью, либо с убытками. Получение нулевой прибыли возможно как частный случай. В любой ситуации речь идет о выборе оптимального объема производства. [8]

Из этих графиков видно, что совершенно конкурентная фирма ( рис. 3, а) может продать, сколько она хочет, не оказывая этим влияния на рыночную цену. [9]

Итак, кривая спроса на труд совершенно конкурентной фирмы представлена падающей частью кривой предельного дохода продукта труда. [10]

Таким образом, каждая дополнительная единица продукции приносит совершенно конкурентной фирме один и тот же прирост общей выручки, но изменяющийся прирост издержек. [11]

В упрощенном виде его можно  изложить следующим образом: в случае с совершенно конкурентной фирмой равновесие требует не увеличивающейся отдачи от масштаба, но логически постоянная отдача ( или однородность любой степени) предполагает такое расширение, которое означает возврат к началу, что несовместимо с некачественным ( регрессивным) фактором. В противоположность этому Скотт [9] связывает некачественные факторы с увеличивающейся отдачей и монополистической конкуренцией. [12]

В условиях совершенной конкуренции  фирма настолько мала по сравнению  с рынком как целостной системой, что принимаемые ею решения практически  не влияют на рыночную цену. Сложившееся  при единой цене равновесие между  спросом и предложением не изменится, если отдельная фирма увеличит ( уменьшит) количество производимой продукции. Поскольку каждый продавец имеет возможность реализовать по текущей цене любой желаемый им объем продукции, у него нет резона снижать цену. Это значит, что совершенно конкурентная фирма сталкивается с кривой спроса, подобной той, что изображена на рис. 7 Л, а. [13]

Вместе с тем было бы неправильно оценивать эффективность  монополии лишь с этой ( неоклассической) точки зрения. По его мнению, время старых монополий, основанных на исключительных правах на какие-то ресурсы, прошло. Их место заняли новые монополии, возникшие на основе технических достижений. Такие монополии Шумпетер назвал эффективными и заявил, что они полезны обществу и вести антимонопольную борьбу с ними вредно. Согласно гипотезе Шумпетера совершенно конкурентные фирмы, получающие лишь нормальную прибыль в долгосрочном периоде, не в состоянии осуществлять технический прогресс и способствовать развитию общества. [14]

ОБЪЕМ ПРОИЗВОДСТВА и Максимизация прибыли 

ОБЪЕМ ПРОИЗВОДСТВА - результат  деятельности предприятия по производству какой-либо продукции и представленных производственных услуг. 
 
При оценке используются как натуральные, так и стоимостные показатели. Первые из них характеризуют продукцию по ее номенклатуре, ассортименту, качеству. Стоимостные показатели применяются при оценке валовой, товарной и реализованной продукции. Главная из них - реализованная продукция. В ее объем включается стоимость лишь той части изготовленной продукции, которая была продана и оплачена покупателем. В практике этот показатель называют проданным валом. Товарная продукция включает в себя фактически реализованную продукцию и стоимость продукции, находящейся на складе предприятия или отправленной потребителю, но не оплаченной им. Валовая продукция характеризует общий объем продукции, произведенной за определенный период времени. Включает в себя товарную продукцию, стоимость прироста или убытка остатков полуфабрикатов собственного изготовления. При определении объема производства используются трудовые показатели (фонд оплаты труда, премирования работников), показатель чистой продукции, представляющий собой разность между валовой продукцией и материальными затратами (стоимостью потребленных в процессе производства сырья, материалов, топлива, энергии, амортизации основных производственных фондов). Эти показатели очищены от искажающего влияния различного уровня материалоемкости производства в разных отраслях. Использование системы показателей при определении объема производства повышает подлинность и реалистичность его исчисления. 
 
 
 
Прибыль является ключевым критерием эффективного размещения ресурсов, показателем деятельности фирмы. Прибыль можно определить как разницу между доходами и издержками. В экономической теории различают бухгалтерскую и экономическую прибыль. Бухгалтерская представляет собой общую выручку фирмы за вычетом внешних издержек. Экономическая прибыль -это разница между выручкой от реализации продукции и альтернативными издержками. Выпуск товаров и услуг имеет два ограничения- спрос и рыночные цены. Производители заинтересованы в производстве такого количества товара, который обеспечивает максимум прибыли. В этом проявляется критерий эффективности производителей, целью которых является получить максимум экономических выгод. Максимизация прибыли может быть достигнута при равенстве предельных издержек и предельного дохода. Предельные издержки- издержки, кот-ые дополнительно требуются для производства одной дополнительной, сверх определенного объема, единицы продукции. Предельный доход характеризует окупаемость каждой дополнительной единицы выпускаемой продукции. 
 
Фирмы стремятся к максимизации прибыли, так как: 
 
1. Прибыль выступает основным показателем результативности и эффективности бизнеса 
 
2. стремление к максимизации пр позволяет объяснять и прогнозировать эк-ое поведение действующих на рынке фирм-конкурентов (динамику цен, объем производства). 
 
3. в существующей конкурентной борьбе выжить в состоянии только те фирмы, которые являются конкурентоспособными, получают максимум прибыли при эффективном использовании ресурсов. 
 
Цель максимизации прибыли ориентирует рынок на достижение определенного равновесия между спросом и предложением при оптимальном сочетании объема реализации и цены на продукцию. Стремление к максимизации пр способствует экономическому росту, научно- техническому прогрессу. Максимизация пр становится важнейшим побудительным мотивом совершенствования технологии производства, оптимизации объема выпуска продукции, минимизации издержек. 
 
Для характеристики цели максимизации прибыли и способов ее получения используют понятие экономическая функция производства. Формула взаимосвязи прибыли с факторами производства: P= F( K,L), где Р- прибыль, К- основной капитал, L- труд. Фирма увеличивает прибыль если она наращивает валовой доход и сокращает валовые издержки. Поэтому величина прибыли находится в прямой зависимости от объема реализованной продукции и рыночных цен и в обратной зависимости- от средних валовых издержек. Производитель должен выйти на такой объем выпуска продукции, при котором складывались бы минимальные средние валовые издержки и в связи с этим образовывалась бы максимальная прибыль. 
 
Максимальная прибыль достигается при взаимодействии внутренних (динамика издержек производства) и внешних (динамика дохода фирмы после реализации продукции) факторов деятельности. Главное требование максимизации прибыли- окупаемость каждой единицы продукции. Фирма стремится максимизировать разность между общим доходом и общими издержками. До тех пор, пока предельный доход выше предельных издержек, общая прибыль растет, критерий максимизации прибыли еще не достигнут, и фирма может увеличивать объем производства. Как только предельные издержки превышают предельный доход, рост общей прибыли замедляется, и увеличение выпуска становится убыточным. 
 
Таким образом, прибыль достигает своего максимума при таком выпуске продукции, при котором предельный доход равен предельным издержкам. Поэтому фирма расширяет свое производство до тех пор, пока предельный доход и предельные издержки не сравняются

 

30 Типы конкурентных  фирм в краткосрочном периоде.

31 Совершенная  конкуренция и ее признаки.

Совершенная, свободная или чистая конкуренция — экономическая модель, идеализированное состояние рынка, когда отдельные покупатели и продавцы не могут влиять на цену, но формируют её своим вкладом спроса и предложения. Другими словами это такой тип рыночной структуры, где рыночное поведение продавцов и покупателей заключается в приспособлении к равновесному состоянию рыночных условий.

Признаки совершенной  конкуренции:

  • бесконечное множество равноценных продавцов и покупателей
  • однородность и делимость продаваемой продукции
  • отсутствие барьеров для входа или выхода с рынка
  • высокая мобильность факторов производства
  • равный и полный доступ всех участников к информации (цены товаров)

В случае, когда хотя бы один признак отсутствует, конкуренция  называется несовершенной. В случае, когда эти признаки искусственно удаляются с целью занятия  монопольного положения на рынке, ситуацию именуют недобросовестная конкуренция.

32 Чистая монополия  и ее признаки.

Чистая монополия — ситуация когда на рынке работает единственный производитель или продавец продукции у которой нет близких аналогов. 
Примерами монополий в РБ могут быть — МТЗ, МАЗ, Атлант, Белаз. 
В городах существуют специфические монополии — существующие в единственном числе молокозаводы, мясозаводы и хлебозаводы.

Пресс-служба Министерства экономики сообщает, что  в Беларуси по состоянию на 1 января 2011 года насчитывалось 738 организаций  – монополистов, в том числе 185 — республиканского и 535 — местного уровней.

Характерные черты деятельности чистых монополий:

  1. Чистая монополия  завышает цены, назначая монопольно высокую цену и получая монопольно высокую прибыль.
  2. Чистый монополист выбирает для себя оптимальное соотношение между объёмами производимой продукции и ценами.
  3. Поскольку у продукции монополиста нет близких аналогов и у покупателей нет выбора, приходится либо отказаться от товара вообще или покупать по завышенной цене.
  4. Продукция чистого монополиста обычно не рекламируется, поскольку единственный в своём роде товар не нуждается в ней. Монополия экономит на издержках связных с рекламой.
  5. Функция спроса на продукцию фирмы монополиста совпадает с функцией спроса в целом для отрасли, т. к. монополист один представляет всю отрасль в целом.
  6. В условиях чистой монополии существуют очень жёсткие барьеры для проникновения в отрасль других предприятий.
  7. При чистой монополии, как правило, производится не дифференцированная продукция, не отличающаяся разнообразием.

Информация о работе Шпаргалка по "Экономической теории"