Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2013 в 13:18, шпаргалка
Ответы на вопросы для подготовки к экзамену
ПРЕДЕЛЬНАЯ НОРМА ЗАМЕЩЕНИЯ
Люди идут на компромиссы, когда делают выбор между двумя,тремя или большим числом товаров, и кривые безразличия могут помочь прояснить такие компромиссы. Кривая безразличия на рис. 3.5 иллюстрирует это. Перемещаясь от набора потребительских товаров А к набору В, мы видим, что потребитель готов отказаться от шести единиц одежды, чтобы получить одну единицу продуктов питания. Однако, двигаясь от набора В к набору С, он готов поступиться лишь четырьмя единицами одежды, чтобы получить дополнительную единицу продуктов питания, а при передвижении от С к D он откажется только
Рис. 3.5. Графическое построение предельных норм замещения
от двух единиц одежды ради
одной единицы продуктов
Чтобы количественно определить объем некоторого товара, которым потребитель готов пожертвовать ради другого, мы используем меру, названную предельной нормой замещения. Предельная норма замещения (MRS) продуктов питания F одеждой С представляет собой максимальное количество одежды, от которого готов отказаться человек, чтобы получить одну дополнительную единицу продуктов питания. Ради единообразия на протяжении всей книги примем MRS как выражение количества товаров, нанесенного на вертикальную ось, от которого надо отказаться, чтобы получить одну единицу товара, помещенного на горизонтальной оси. Таким образом, мы обозначаем изменение в одежде знаком ДС, изменение в продуктах питания знаком ДР, предельная норма замещения может быть выражена как —ДС/ДР. Отрицательный знак вводится, чтобы предельная норма замещения была положительным числом (ДС всегда отрицательно). В результате предельная норма замещения в любой точке равна по абсолютному значению тангенсу угла наклона кривой безразличия в этой точке. Однако тангенс угла наклона отрицателен, поскольку речь идет о компенсации уменьшения одного товара увеличением другого, тогда как для удобства MRS выбирается положительным.
Чтобы увидеть, почему кривые безразличия должны быть выпуклыми, рассмотрим, как изменяется предельная норма замещения при движении вдоль кривой безразличия. Двигаясь от набора потребительских товаров А на рис.3.5 к набору В, мы замечаем, что MRS питания F одеждой С представляет собой: —ДС/ДР = == — (—6)/1 = 6. Однако когда мы начинаем с набора В и двигаемся от В к С, MRS снижается до 4. Сравнивая точки С и D, находим, что MRS равняется 2 в точке D, а при движении от точки D к E MRS оказывается равным 1. Мы видим, что по мере увеличения потребления продуктов питания уменьшается абсолютное значение угла наклона кривой безразличия и снижается MRS. Таким образом,уменьшение предельной нормы замещения (т. е. выпуклая форма кривых безразличия)является важной характеристикой потребительских предпочтений.
Формы кривых безразличия могут указывать на различные степени желательности замены одного товара другим. Рассмотрим, например, предпочтения Филипа и Джейн в потреблении сока и безалкогольных напитков на рис. 3.6. На рис. З.ба кривые безразличия Филипа показывают относительно низкую (и убывающую) предельную норму замещения безалкогольных напитков соком. Он готов отказаться от очень небольшого количества сока ради других безалкогольных напитков. Очевидно, что Филип оказывает сильное предпочтение соку, на которое особенно не влияет его потребление безалкогольных напитков. На рис. З.бЬ показаны предпочтения Джейн. У нее высокая предельная норма замещения безалкогольных напитков соком. Ее предпочтение безалкогольным напиткам сильнее. Если бы Джейн совсем не любила сок, ее кривые безразличия представляли бы прямые вертикальные линии. Аналогичным образом если
Везалкогольные напитки а
безалкогольные напитки Ь
Рис. 3.6. Графическое выражение индивидуальных различий в предпочтениях
бы Филип был равнодушен к безалкогольным напиткам, то кривые безразличия у него были бы прямыми горизонтальными линиями.
Пример 3.1 КОНСТРУИРУЯ НОВЫЙ АВТОМОБИЛЬ
Предположим, что вы один из руководителей автомобильной компании и должны запланировать выпуск новых моделей машин, намеченных к продаже на рынке в ближайшие несколько лет. Если вы поручили провести изучение рынка, важнейшими критериями будут два признака автомобиля — его дизайн и технические данные (например, скорость и простота в обращении). Чем лучше модель и технические данные, тем выше и спрос на машину. Однако конструктивные изменения во внешнем виде и технических характеристиках новой машины стоят денег. Как учитывать каждый признак?
Ответ на этот вопрос зависит не только от издержек производства, но и от потребительских предпочтений относительно тех или иных характеристик машины. При разработке новой модели решающую роль играет изучение этих предпочтений. Один из способов такого изучения — опрос потребителей, в ходе которого предлагается на выбор несколько моделей разных уровней дизайна(от простой и относительно некомфортабельной до усложненной и отделанной плюшем) и технических характеристик. Если исследование хорошо продумано и подготовлено,можно убедиться, какое из двух свойств предпочтительней и, что еще более важно, до каких пределов интервьюированные люди готовы пожертвовать одним качеством в пользу другого.
Предположим, большинство
людей имеют предпочтения,
Зная уровень затрат на обеспечение каждого из параметров,хороший руководитель может выбрать модель, которую необходимо выпустить на рынок в следующем году. Именно так действовал Ли Якокка в компании
Технические характеристики а
Технические характеристики д
Рис. 3.7. Графическое выражение предпочтений по атрибутам автомобиля
«Форд» в 1969 г. Якокка верил, что рынку нужна машина, которая заинтересовала бы состоятельных и независимых молодых американцев. Якокка позаимствовал дизайн такой машины у своего товарища по работе Дональда Фрея.Якокка и Фрей сконструировали машину своеобразного дизайна, которую можно было бы производить с меньшими затратами, чем другие модные машины — такие, как«Корвет» фирмы «Дженерал Моторс». В итоге появился «Форд-мустанг», имевший непревзойденный успех на рынке. В первый же год было продано свыше 418000«мустангов», и это дало «Форду» сотни миллионов долларов прибыли.
20 Бюджетные ограничения.
Бюджетная область потребителя
Карта безразличия потребителя показывает его субъективное отношение к тому или иному набору товаров.
Однако способность
Оба эти фактора в совокупности определяют область допустимых потребителю потребительских наборов, или бюджетную область.
Бюджетное ограничение потребителя может быть записано в виде неравенства:
P1Q1 + P2Q2 ≤ R
Бюджетная линия
Если потребитель полностью расходует свой доход на товары Q1 Q2 то мы получаем равенство:
P1Q1 + P2Q2 = R
Преобразовав данное равенство, получаем уравнение бюджетной линии, имеющее вид:
Бюджетная линия показывает набор комбинаций товаров Q1 и Q2, которые может приобрести потребитель, расходуя весь свой денежный доход. Наклон бюджетной линии определяется отношением P1/P2.
В многотоварной экономике и при условии учета сбережений потребителя, уравнение бюджетной линии можно в общем виде записать следующим образом:
P1Q1 + P2Q2 + ... +PnQn + сбережения = R
Смещение бюджетной линии
Изменение бюджетной области
может происходить под
Увеличение денежного дохода с R1 до R2 при неизменных ценах позволит потребителю приобрести большее количество как одного, так и другого товара. Угол наклона бюджетной линии не изменится, поскольку цены остаются прежними, но сама линия сместится вверх и вправо параллельно самой себе. При понижении дохода линия сместится ниже и левее.
Изменение цены на один из товаров при неизменном доходе и цене другого товара изменит наклон бюджетной линии, равный отношению цен. Так, например, при сокращении цены P1 на товар Q1 максимальное количество товара, приобретаемое при данном доходе, увеличивается с R/P11 до R/P12. Соответственно уменьшается угол наклона бюджетной линии
Из уравнения бюджетной линии вытекают также следующие свойства бюджетных ограничений потребителя:
21 Равновесие потребителя в
3.4. Равновесие потребителя в ординалистской концепции
Рациональный потребитель максимизирует полезность в рамках наличного бюджета, поэтому целью модели поведения потребителя является пояснение того, как на его выбор влияют факторы потребительского спроса (рис. 3.1): предпочтения, доход и цены благ.
Для наглядно демонстрации процесса потребительского выбора совместимна рис. 3.9 карту безразличия нашего потребителя с его изобадой KL.
Какой товарный набор выберет потребитель? Из всех доступных для него наборов потребитель выберет тот, который принадлежит наиболее удаленной от начала координат изобайды. Именно этот набор обеспечит ему максимум удовлетворения.
Потребитель не выберет точку А, в которой изобада пересекает некоторую изобайду, ведь при движении вдоль изобады вправо вниз потребитель может перейти к товарным наборам, лежащим на более удаленных от начала координат изобайд. По аналогичным причинам потребитель не выберет точку В. Он выберет точку Е, в которой изобада лишь касается некоторой изобайды U2.
Оптимальный для потребителя товарный набор Е содержит XE единиц товара X и YE единиц товара Y. Как только потребитель получает такой набор, у него исчезают любые стимулы менять его на другой.
С точки зрения царицы наук в точке Е наклоны изобады и изобайды совпадают.
Напомним, что наклон изобады равен- РX/РY, наклон изобайды равен- MRSXY.
Поэтому в точке оптимума выполняется равенство
РX/РY = MRSXY (3.9)
Докажем это равенство. Рассмотрим пару абсолютно необходимых благ X и Y, находящихся в состоянии оптимума (3.9).
Абсолютно необходимыми благами называют блага, отсутствие которых не компенсируется никаким количеством других благ, то есть в наборе потребителя присутствует хотя бы небольшое количество этих благ. Математически это означает, что изобайда не касается оси абсолютно необходимого блага.
Из абсолютной необходимости благ следует, что в состоянии равновесия (X*, Y*):
X*> 0, Y*> 0, PXX* + PYY* = I(3.10)
То есть каждое благо присутствует в меню и бюджет используется полностью.
Пусть для полного набора благ, для которого выполняется (3.10), имеет место:
MRSXY < РX /РY (3.11)
По определению предельной нормы замещения следует:
ΔY = -MRSXY ´ΔX (3.12)
Изменим меню потребителя на величины ΔX и ΔY, при этом, исходя из определения предельной нормы замещения полезность нового набора благ не изменится.
Изменится ли сумма денег, необходимая для покупки нового набора благ?
Начальный набор обозначим через (X,Y). Изменения сформируют новое меню (X+ΔX, Y+ΔY), которое будет стоить:
I + Δ I =PX (X+ΔХ) + PY (Y+ΔY) =PXX+ PYY +PX ΔХ+PYΔY (3.13)
Отсюда следует, что бюджет, вследствие изменений в потреблении благ изменился на величину:
Δ I =PX ΔХ+PY ΔY (3.14)
Заменим в выражении (3.13) величину изменения потребления блага ΔY через величину изменения потребления ΔХ, используя выражение (3.12):
Δ I =PX ΔХ+ PY ΔY = PX ΔХ- PY MRSXY ´ ΔX = (PX- PY MRSXY)ΔX (3.15)
Учитывая выражение (3.11), можно дать такую оценку:
PX- PY MRSXY < PX- PY (РX/РY) = 0(3.16)
Тогда:
Δ I/ ΔХ = PX- PY MRSXY < 0 (3.17)
Если предположить ΔХ > 0, то при допущении (3.11) ΔI < 0. А это означает, что увеличение потребления блага Х приводит к экономии расходов потребителя. Но, учитывая определение предельной нормы замещения, можно сказать, что при этом новое меню с точки зрения предпочтений потребителя не хуже, чем предыдущее.