Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2013 в 13:18, шпаргалка
Ответы на вопросы для подготовки к экзамену
Таблица 7.2. Спрос на благо А
Рыночная цена определяет
объем индивидуального спроса потребителя.
В приведенном нами примере при
рыночной цене блага А, равной 10 дол.,
богатый потребитель купит 4 ед., а бедный
— 1 ед. блага. Изменение рыночной цены
ведет к изменению величины индивидуального
спроса потребителя. При увеличении рыночной
цены до 15 дол. богатый потребитель приобретет
3 ед. блага, а бедный вовсе откажется от
его приобретения.
Использовав данные табл. 7.2, графически
можно изобразить кривые индивидуального
спроса богатого и бедного (рис. 7.2, а, б).
Кривые спроса имеют нисходящий характер,
так как каждая последующая единица блага
А обладает и для богатого, и для бедного
все меньшей предельной полезностью, значит,
дополнительные единицы продукта они
станут покупать лишь при условии снижения
его цены.
Осуществляя покупку товара, покупатель
обменивает определенное количество денег
на необходимое ему благо. До сих пор мы
Рис. 7.2. Кривые индивидуального спроса на благо богатого (а) и бедного (б)
предполагали, что он производит
эквивалентный обмен. Тогда возникает
вопрос: зачем покупателю делать покупку,
если товар не обладает для него
большей привлекательностью, чем
деньги? Ответ на этот вопрос сводится
к следующему: каждый потребитель, покупая
товар, получает определенный выигрыш.
В тех случаях, когда цена спроса
превышает рыночную цену, выигрыш
потребителя можно
Общий выигрыш, который получает потребитель
от покупки блага, называется излишком
потребителя. Излишек потребителя — это
разница между общей полезностью приобретаемого
товара и затратами на его покупку. В нашем
примере излишек богатого потребителя
составит 30 денежных единиц.
Экономистов обычно интересует не абсолютная
величина излишка отдельного потребителя,
а изменение суммарных излишков потребителей,
величина которых используется при анализе
изменений положения рыночного равновесия,
когда имеет место воздействие на него
со стороны государства, например при
введении налогов.
18 Аксиомы теории
ОРДИНАЛИСТСКАЯ ТЕОРИЯ ОТРЕБИТЕЛЬСКОГО ВЫБОРА |
Для определения оптимального потребительского
выбора в ординалистской теории производят
наложение кривых безразличия на бюджетную
линию (рис. 3.7). |
19 Потребительские предпочтения. Кривые безразличия. Предельная норма замещения.
3.1. Потребительские предпочтения
Как можно описать потребительские предпочтения приемлемым образом, если учесть, что существует огромное число товаров и услуг,предоставляемых промышленно развитым хозяйством, и большое разнообразие личных вкусов? Лучше всего сначала рассмотреть эти предпочтения в плане сравнения ассортиментного набора потребительских товаров и услуг. Такой набор включает один или несколько предметов потребления. Например, он может содержать различные продукты питания или сочетать продукты питания, одежду и топливо, которые потребитель покупает каждый месяц.
В табл. 3.1 приведено несколько ассортиментных наборов потребительских товаров, состоящих из различного количества продуктов питания и одежды, которые покупаются ежемесячно. Например, набор А состоит из 20 видов продуктов питания и 30 видов одежды, набор В — из 10 видов продуктов и 55 видов одежды и т. д. Попросив потребителей сравнить эти наборы, мы можем описать их предпочтения для продовольствия и одежды.
ТАБЛИЦА 3.1 Альтернативные ассортиментные наборы потребительских товаров
Ассортиментные наборы товаров |
Количество видов продуктов питания |
Количество видов одежды |
А |
20 |
30 |
В |
10 |
55 |
С |
40 |
20 |
D |
30 |
45 |
E |
10 |
20 |
10 |
45 |
НЕКОТОРЫЕ ОСНОВНЫЕ ПРЕДПОЛОЖЕНИЯ
Теория поведения потребителей начинается с трех основных предположений, касающихся предпочтения потребителями определенного набора потребительских товаров и услуг по отношению к другому. Эти предположения остаются в силе для большинства людей в большинстве ситуаций.
Первое предположение заключается в том, что предпочтения уже сформировались. Это означает, что потребители могут сравнить и классифицировать все наборы потребительских товаров и услуг. Другими словами,из Двух наборов А и В потребитель предпочтет А вместо В, или В вместо А, или будет одинаково удовлетворен обоими. Отметим, что эти предпочтения игнорируют стоимость. Потребитель может предпочитать бифштекс гамбургеру, но купит все-таки гамбургер, потому что он дешевле.
Вторым важным предположением
является то, что предпочтения транзитивны.
Транзитивность означает, что если
потребитель предпочитает набор
А набору В, а набор В набору С, то
потребитель предпочтет также набор А
набору С. Например, если автомобиль марки
«Роллс-Ройс» предпочтительнее «Кадиллака»,
а«Кадиллак» предпочтительнее «Шевроле»,
то «Роллс-Ройс» также предпочтительнее«Шевроле».
Данное предположение о транзитивности
гарантирует рациональность(
Третье предположение гласит, что все товары «хороши» (т. е.желательны), и, оставив в стороне стоимость, потребители всегда предпочитают большее количество любого товара меньшему. Это предположение сделано в учебных целях — оно упрощает графический анализ. Конечно, некоторые производимые товары, например загрязняющие воздух, нежелательны, и потребители будут их при возможности избегать. Мы исключаем эти нежелательные элементы из контекста потребительского выбора, потому что большая часть потребителей не станет покупать такие товары.
Эти три предположения образуют основу нашей модели теории потребления. Они не объясняют потребительских предпочтений — они лишь описывают их. Однако, как мы увидим в дальнейшем, возможно интересное, богатое разнообразие таких описаний.
КРИВЫЕ БЕЗРАЗЛИЧИЯ
Мы можем представить потребительские предпочтения графически, используя кривые безразличия. Кривая безразличия представляет собой совокупность потребительских наборов, которые обеспечивают одинаковый уровень удовлетворения потребностей. Следовательно, потребитель безразличен к выбору наборов, представленных точками на кривой.
Если выполнены три предположения, о которых шла речь выше,то потребитель может всегда указать, что два набора равноценны, либо отдать предпочтение одному из них. Эта информация может затем использоваться для классификации всех возможностей потребительского выбора. Чтобы отразить это графически, предположим, что имеется только два товара — продукты питания F и одежда С, доступные для потребления.
Рис. 3.1. Сравнение индивидуальных предпочтений потребителей
В данном случае наборы дадут сочетания продуктов и одежды,которые человек захочет приобрести. В табл. 3.1 приведен ряд примеров наборов потребительских товаров, содержащих различное количество одежды и продуктов питания.
На рис. 3.1 показаны те же наборы, что и в табл. 3.1. На горизонтальной оси отложены единицы продуктов питания, закупаемых каждый месяц, а на вертикальной — единицы одежды. Набор А с 20 единицами продуктов питания и 30 единицами одежды предпочитается набору E, так как набор А содержит больше продуктов питания и больше одежды (припомните наше третье предположение, что большее количество лучше, чем меньшее). Аналогичным образом набор D,содержащий еще больше продуктов и одежды, предпочтительнее набора А.Фактически мы можем легко сравнить все наборы на заштрихованных участках(таких, как D и E) с А, потому что они содержат или больше, или меньше продуктов питания и одежды. Однако сравнения набора А с наборами В и С невозможны без более полной информации об их оценке потребителем, так как набор В содержит больше одежды, но меньше продуктов питания, а С содержит больше продуктов питания, но меньше одежды, чем А.
Эту дополнительную информацию дает рис. 3.2, на котором изображена кривая безразличия, помеченная как hi, которая проходит через точки А, В и С. Эта кривая указывает, что потребитель безразличен к этим трем наборам продуктов, т. е. потребитель не чувствует себя ни лучше, ни хуже, отказавшись от 10 единиц продуктов питания и получив 20 единиц одежды при перемещении от набора А к набору В. Точно так же потребитель одинаково ранжирует к А и С (т.е. может отказаться от 10 единиц одежды, чтобы получить 20 единиц продуктов питания).
Отметим, что кривая безразличия на рис. 3.2 идет вниз слева направо. Чтобы понять, почему это так, предположим вместо этого, что кривая безразличия идет вверх, в точке А по направлению к D. Это противоречит предположению,что, чем больше потребительских товаров, тем лучше. Так как набор D содержит больше и продуктов питания, и одежды, чем набор А, его должны предпочесть
Рис. 3.2. Кривая безразличия 70
А и, следовательно, он не может находиться на той же кривой безразличия, что и А. Отметим, что любой набор товаров, лежащий выше и справа от кривой безразличия Иi на рис. 3.2, предпочтительнее любого набора на И|.
Чтобы описать предпочтения человека по всем наборам продуктов питания и одежды, мы можем изобразить семейство кривых безразличия,которое назовем картой безразличия. Каждая кривая безразличия показывает набор потребительских товаров и услуг, к которым человек относится одинаково. На рис.3.3 даны три кривые безразличия, которые образуют часть карты безразличия.Кривая безразличия Из соответствует наивысшему уровню удовлетворения, следуя за кривыми безразличия Иг и Hi.
Кривые безразличия не могут пересечься. Чтобы понять,почему, — предположим обратное и увидим, что это нарушает наши предположения о поведении потребителя. Для этого рассмотрим рис. 3.4, где приведены две кривые безразличия И и И2, которые пересекаются в точке А. Так как А и В находятся на кривой безразличия И|, потребитель не должен отдавать предпочтение какому-либо из двух наборов потребительских товаров. Точки А и С лежат на кривой безразличия И2, и поэтому потребитель также должен одинаково относиться к обоим наборам. В результате потребитель должен быть безразличен к наборам В и С.
Рис. 3.4. Кривые безразличия не могут пересечься. Если кривые безразличия пересеклись, одно из предположений теории потребления будет нарушено
Но это не может быть в действительности, так как набор В должен быть предпочтительнее С, поскольку он содержит больше как продуктов питания, так и одежды, чем С. Таким образом, предположение, что кривые безразличия пересекаются, противоречит нашему предположению, что большее количество товара лучше меньшего.
Существует бесконечное число непересекающихся кривых безразличия — каждая из любого возможного уровня потребностей. В действительности для каждой точки на графике (представляющей набор потребительских товаров) найдется кривая безразличия, проходящая через нее.Для упрощения мы показали только три кривые безразличия на рис. 3.3. Эти три кривые обеспечивают ранжирование наборов потребительских товаров. Ранжирование расставляет наборы по порядку: от наиболее до наименее предпочтительных, но не указывает, насколько один набор предпочтительнее другого. Например, мы знаем,что потребление любого набора, такого, как набор А на кривой Из,предпочтительней потребления любого набора на кривой И 2 (такого, как набор В), но мы не знаем, на какую величину. По карте безразличия невозможно определить, насколько набор А предпочтительнее набора В, а набор В — набора С.Мы не можем, к примеру, утверждать, что потребители на кривой И2 в 2 раза довольнее, чем на кривой Иь К счастью, чтобы объяснить, как принимается большинство решений, вполне достаточно знать ранжирование наборов благ.