Шпаргалка по "Микроэкономике"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Декабря 2013 в 13:15, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на 20 вопросов по дисциплине "Микроэкономика".

Файлы: 1 файл

Вопросы -.doc

— 1.50 Мб (Скачать файл)

ОСНОВНЫЕ  ПРИНЦИПЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ 
Современная рыночная экономика требует признания системы особых социальных, экономических и политических принципов, без реализации которых она просто невозможна. К этим принципам принято относить следующие. 
1. Экономическое самоопределение личности как основа личной свободы человека, условие раскрытия его творческого потенциала. Это – основа основ рыночной организации общественного производства, ибо означает право на самостоятельное улучшение своей жизни (а не унизительную обреченность на вечную зависимость от «щедрот» государства), возможность самостоятельного заработка в достижимых данным индивидом размерах. Только признание принципа экономического самоопределения личности создает и постоянно обеспечивает (и воспроизводит) равные шансы на рыночную активность для всех участников рыночной экономики. Экономическое самоопределение личности есть право гражданина на экономическую самодеятельность во всех ее формах, в том числе и на предпринимательскую. С реализации этого принципа и начинается становление «гражданского общества». 
2. Право быть собственником всех видов движимого и недвижимого имущества, включая землю. Наличие максимального числа собственников является условием социальной стабильности общества. 
Собственность в условиях рыночной экономики – это не гарантия беззаботного существования, а бремя имущественной ответственности за результаты коммерческого использования своей собственности, это необходимость ее постоянного рыночного воспроизводства. Право быть собственником возможно при гарантии обществом защиты, поддержки и равноправия всех видов и форм собственности, право на коммерческое применение объектов собственности и доходов от такого применения. 
3. Важнейший принцип – равенство экономических прав любых юридических и физических лиц на ведение хозяйственной деятельности. Лишь такое равенство способно постоянно воспроизводить необходимое условие рыночной организации производства – его открытость, многосекторность и обусловленную этим конкуренцию. 
4. Экономическая свобода товаропроизводителя, которая выражается в его праве на самостоятельное определение объема и структуры своего производства, ассортимента продукции и объема ее реализации, установление цены на нее и выбора партнеров. Любая попытка внеэкономического ограничения экономической свободы товаропроизводителей противоречит природе рыночной экономики. 
5. Распространение коммерческих принципов по «вертикали» и по «горизонтали». Это означает, что все сферы и все уровни экономики должны быть «пронизаны» рыночными отношениями. Только это способно поставить все экономические субъекты в равное «рыночное» положение, заставляя взаимодействовать по единым рыночным правилам. 
6. Свободное ценообразование, при котором административное назначение цен допускается только в нерыночных секторах экономики (наука, образование, здравоохранение, оборона, экология и другое). 
Одновременное воздействие на цену множества ценообразующих факторов (прежде всего динамики затрат труда, издержек производства и обращения, спроса и предложения, доходов и объема инвестиций) придает ценам ту непредсказуемость, которая и превращает рынок в повседневный экзамен и бесконечное состязание между всеми участниками производства. Именно эта непредсказуемость вынуждает товаропроизводителей к постоянному совершенствованию организации производства, минимизации его издержек и повышению качества результатов. 
7. Наличие рынков труда, товаров и капиталов, движение которых и придает необходимый рыночной экономике импульс. Особенно важен рынок труда, обеспечивающий оптимальную занятость и непрерывную переподготовку совокупной рабочей силы общества. 
8. Государственное регулирование рыночной экономики, включающее следующие главные направления: 
1) стабилизацию производства («налоговая и инвестиционная политика»); 
2) финансирование научно-технического прогресса («политика научно- целевых программ»); 
3) дотацию социально значимых отраслей («инвестиционная политика»); 
4) выравнивание уровней экономического развития различных регионов 
(«региональная экономическая политика»); 
5) государственную поддержку конкуренции («политика демонополизации»); 
6) оздоровление денежной системы («финансовая и антиинфляционная политика»); 
7) преодоление чрезмерной имущественной дифференциации населения («политика доходов»). 
9. Система социальной защиты – главное средство ослабления неизбежных негативных социальных последствий рыночной организации производства. 
Наличие и масштабы системы социальной защиты населения служат критерием и мерой цивилизованности рыночной экономики в данной стране. 
Система социальной защиты включает три главных направления: 
1) регулирование доходов предпринимателей посредством их налогового перераспределения; 
2) гарантию заработной платы наемных работников с помощью законодательного утверждения минимальной заработной платы как обязательной базы оплаты труда; 
3) защиту уровня жизни населения путем индексации заработной платы и других фиксированных доходов.

 

 

  1. Закон спроса. Неценовые факторы спроса.

 

Спрос — это запрос фактического или потенциального покупателя, потребителя на приобретение товара по имеющимся у него средствам, которые предназначены для этой покупки. Спрос отражает, с одной стороны, потребность покупателя в некоторых товарах или услугах, желание приобрести эти товары или услуги в определенном количестве и, с другой стороны, возможность оплатить покупку по цене, находящейся в пределах «доступного» диапазона.

Закон спроса — величина (объём) спроса уменьшается по мере увеличения цены товара. Математически это означает, что между величиной спроса и ценой существует обратная зависимость (однако не обязательно в виде гиперболы, представленной формулой y = a/x). То есть повышение цены вызывает понижение величины спроса, снижение же цены вызывает повышение величины спроса.

Природа закона спроса не сложная. Если у покупателя есть определенная сумма денег на приобретение данного товара, то он сможет купить тем меньше товара, чем больше цена и наоборот. Конечно, реальная картина намного сложнее, так как покупатель может привлечь дополнительные средства, купить вместо данного товара другой — товар-субститут.

Неценовые факторы, влияющие на спрос:

  • Уровень доходов в обществе;
  • Размеры рынка;
  • Мода, сезонность;
  • Наличие товаров-субститутов (заменителей);
  • Инфляционные ожидания.

В ряде курсов микроэкономики закон спроса формулируется строже: Если с ростом дохода спрос на товар увеличивается, то с ростом цены данного товара спрос на него должен уменьшаться.

Данная поправка обусловлена существованием товаров Гиффена, величина спроса на которые растёт при росте цены. Но для подавляющего большинства случаев (ввиду редкости товаров Гиффена) вышеприведенная закономерность действует.

 

 

  1. Закон предложения. Неценовые факторы предложения.

 

Предложение — возможность и желание продавца (производителя) предлагать свои товары для реализации на рынке по определённым ценам. Такое определение описывает предложение и отражает его суть с качественной стороны. В количественном плане предложение характеризуется по своей величине и объёму. Объём, величина предложения — это количество продукта (товара, услуг), которое продавец (производитель) желает, может и способен в соответствии с наличием или производительными возможностями предложить для продажи на рынке в течение некоторого периода времени при определённой цене.

Закон предложения — при прочих неизменных факторах величина (объём) предложения увеличивается по мере увеличения цены на товар.

Рост величины предложения товара при увеличении его цены обусловлен в общем случае тем обстоятельством, что при неизменных издержках на единицу товара с увеличением цены растёт прибыль и производителю (продавцу) становится выгодным продать больше товара. Реальная картина на рынке сложнее этой простой схемы, но выраженная в ней тенденция имеет место.

Факторы, влияющие на предложение:

1. Наличие товаров заменителей.

2. Наличие товаров-комплементов (дополняющих).

3. Уровень технологий.

4. Объём и доступность ресурсов.

5. Налоги и дотации.

6. Природные условия

7. Ожидания (инфляционные, социально-политические)

8. Размеры рынка

 

  1. Эластичность спроса. её виды и измерения. Факторы эластичного спроса.

 

Эластичность спроса — это показатель, выражающий колебания совокупного спроса, вызванные изменением цен на товары и услуги. Эластичным называется спрос, сформировавшийся при условии, что изменение его объёма (в %) превышает процентное выражение снижения цен.

Если  показатели падения цен и увеличения спроса, выраженные в процентах, равны, то есть рост объёма спроса лишь компенсирует снижение уровня цен, то эластичность спроса равна единице.

В случае, когда степень понижения цен  превышает показатель спроса на товары и услуги, спрос неэластичен. Следовательно, эластичность спроса — показатель степени чувствительности (реакции) потребителей к изменениям цены товара.

Эластичность  спроса может быть связана не только с изменением цены на товар, но и с изменением доходов потребителей. Поэтому различают эластичность спроса по цене и по доходам. Есть и спрос с единичной эластичностью. Это ситуация, при которой и доход, и величина спроса изменяются на одинаковый процент, так что общий доход остаётся постоянным по мере изменения цены.

Реакция потребителей на изменение цены товара может быть сильной, слабой, нейтральной. Каждый из них порождает соответствующий  спрос: эластичный, неэластичный, единичный. Возможны варианты, когда спрос оказывается абсолютно эластичным или совершенно неэластичным.

Эластичность  спроса измеряется количественно через  коэффициент эластичности по формуле:

  • o  — коэффициент эластичности спроса
  • Q — процент изменения количества продажи
  • P — процент изменения цены

Как правило, существуют товары с разной эластичностью по цене. В частности, хлеб и соль являются примерами неэластичного спроса. Повышение или снижение на них цен в целом не влияет на количество их потребления.

Знание степени эластичности спроса на товар имеет большое практическое значение. Так, например, продавцы товара с высокой эластичностью спроса могут пойти на снижение цены с целью резко увеличить объём продаж и получить прибыль больше, чем если бы цена товара была выше.

Для товаров с низкой эластичностью  спроса подобная ценовая практика неприемлема — при снижении цены объём продаж изменится слабо и не компенсирует упущенную выгоду.

При наличии большого количества продавцов  спрос на любой товар будет  эластичным, поскольку даже незначительное повышение цены одним из конкурентов заставит потребителей обращаться за покупкой к ​​другим продавцам, предлагающих этот же товар дешевле.

Различают эластичность спроса по цене, эластичность спроса по доходу, а также перекрёстную эластичность по цене 2-х товаров.

Эластичность  спроса по цене показывает, на сколько процентов изменится величина спроса при изменении цены на 1 %. На эластичность спроса по цене влияют следующие факторы:

  • Наличие товаров-конкурентов или товаров-заменителей (чем их больше, тем больше возможность найти замену подорожавшему товару, то есть выше эластичность);
  • Незаметное для покупателя изменение уровня цен;
  • Консерватизм покупателей во вкусах;
  • Фактор времени (чем больше у потребителя времени на выбор товара и обдумывание — тем выше эластичность);
  • Удельный вес товара в расходах потребителя (чем больше доля цены товара в расходах потребителя, тем выше эластичность).

На эластичность спроса влияют сроки хранения и особенности  производства. Совершенная эластичность спроса характерна для товаров в  условиях совершенного рынка, где никто не может повлиять на его цену, следовательно, она остаётся неизменной. Для подавляющего большинства товаров зависимость между ценой и спросом обратная, то есть коэффициент получается отрицательным. Минус обычно принято опускать и оценка производится по модулю. Тем не менее, встречаются случаи, когда коэффициент эластичности спроса оказывается положительным — например, это характерно для товаров Гиффена.

Товары с эластичным спросом по цене:

  • Предметы роскоши (драгоценности, деликатесы)
  • Товары, стоимость которых ощутима для семейного бюджета (мебель, бытовая техника)
  • Легкозаменяемые товары (мясо, фрукты)

Товары с неэластичным спросом по цене:

  • Предметы первой необходимости (лекарства, обувь, электричество)
  • Товары, стоимость которых незначительна для семейного бюджета (карандаши, зубные щётки)
  • Труднозаменяемые товары (хлеб, электрические лампочки, бензин)

Точечная эластичность спроса по цене рассчитывается по следующей формуле: 
 
где верхний индекс   означает что это эластичность спроса, а нижний индекс   говорит о том, что это эластичность спроса по цене (от английских слов Demand — спрос и Price — цена). То есть эластичность спроса по цене показывает степень изменения спроса в ответ на изменение цены на товар. Значение обычно получается отрицательным, поскольку, как следует из закона спроса, с ростом цены спрос на товар убывает.

В зависимости от этих показателей различают:

Совершенно неэластичный спрос

объём спроса не меняется при изменении  цены (товары первой необходимости).

Неэластичный спрос

когда объём спроса изменяется на меньший процент, чем цена (товары повседневного спроса, товар не имеет  замены).

Единичная эластичность спроса

изменение цены вызывает абсолютно  пропорциональное изменение объёма спроса.

Эластичный спрос

объём спроса изменяется на больший  процент, чем цена (товары, не играющие важной роли для потребителя, товары, имеющие замену).

Совершенно эластичный спрос

объём спроса не ограничен при падении  цены ниже определённого уровня.


 

Дуговая эластичность спроса по цене

В случаях, когда изменение  цены и/или спроса значительные (более 5 %), принято рассчитывать дуговую эластичность спроса: 
 
где   и   — средние значения соответствующих величин. 
То есть, при изменении цены от   до   и объёма спроса с   до  , среднее значение цены будет составлять  ,а среднее значение спроса 

Эластичность спроса по доходу показывает, на сколько процентов изменится величина спроса при изменении дохода на 1 %. Она зависит от следующих факторов:

  • Значимость товара для бюджета семьи.
  • Является ли товар предметом роскоши или предметом первой необходимости.
  • Консерватизм во вкусах.

Измерив эластичность спроса по доходу, можно определить, относится  ли данный товар к категории нормальных или малоценных. Основная масса потребляемых товаров относится к категории  нормальных. С ростом доходов мы больше покупаем одежду, обувь, высококачественные продукты питания, товары длительного пользования. Есть товары, спрос на которые обратно пропорционален доходам потребителей. К ним относятся: вся продукция секонд-хенд и некоторые виды продовольствия (дешёвая колбаса, приправа). Математически эластичность спроса по доходу может быть выражена следующим образом: 
 
где верхний индекс   означает что это эластичность спроса, а нижний индекс   говорит о том, что это эластичность спроса по доходу (от английских слов Demand — спрос и Income — доход). То есть эластичность спроса по доходу показывает степень изменения спроса в ответ на изменение доходов потребителей. В зависимости от свойств благ эластичность спроса на эти блага по доходу может быть различной. Классификация благ по значениям   приведена в следующей таблице:

Информация о работе Шпаргалка по "Микроэкономике"