Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Декабря 2013 в 13:15, шпаргалка
Работа содержит ответы на 20 вопросов по дисциплине "Микроэкономика".
Признаки совершенной
В случае, когда хотя бы один признак отсутствует, конкуренция называется несовершенной. В случае, когда эти признаки искусственно удаляются с целью занятия монопольного положения на рынке, ситуацию именуют недобросовестная конкуренция.
В некоторых странах одним из широко используемых видов недобросовестной конкуренции является дача взяток в явном и неявном виде различным представителям государства в обмен на различного рода преференции.
Давид Рикардо выявил закономерную в условиях совершенной конкуренции тенденцию к снижению экономической прибыли каждого из продавцов.
В реальной экономике биржевой рынок
наиболее походит на рынок совершенной
конкуренции. В ходе наблюдения за явлениями
экономических кризисов кейнсиа
. Состояние товарного рынка,
при котором удовлетворение
Фактически государство, как организация, всегда монополия. У государства всегда есть монополия на работу спецслужб, вооруженных сил, внешней и внутренней политики.
Олигополия (от др.-греч. ὀλίγο
Свойства олигополии
Монополистическая конкуренция — тип рыночной структуры несовершенной конкуренции. Это распространённый тип рынка, наиболее близкий к совершенной конкуренции.
Монополистическая конкуренция является не только наиболее распространённой, но и наиболее трудно изучаемой формой отраслевых структур. Для подобной отрасли не может быть построено точной абстрактной модели, как это можно сделать в случаях чистой монополии и чистой конкуренции. Многое здесь зависит от конкретных деталей, характеризующих продукцию и стратегию развития производителя, предсказать которые практически невозможно, а также от природы стратегического выбора, имеющейся у фирм данной категории.
Таким образом, большинство предприятий мира можно назвать монополистически конкурентными.
Рынок с монополистической конкуренцией характеризуется следующими особенностями:
16.Определение цены и объёма производства на рынке совершенной конкуренции. Правило оптимального объёма производства.
В условиях совершенной конкуренции фирма выступает в качестве ценополучателя (price-taker). Кривая спроса на ее продукцию имеет вид прямой, параллельной оси выпуска. Общая выручка фирмы изменяется пропорционально изменению выпуска продукции, средняя и предельная выручки равны и совпадают с ценой (p*=MR=AR).
Для определения уровня производства, при котором конкурентная фирма будет получать максимальную прибыль, используются два подхода:
1. Сравнение общей выручки – TR и совокупных (валовых) издержек – ТС:
Точки А и С – точки критического объема производства: любые объемы за пределами этих точек (<Qa или >Qc) принесут убытки, т. к. общая выручка меньше общих затрат (TR<TC).
Если же рынок установит такую цену, при которой TR<TC и фирма будет нести убытки, то на первый взгляд, ей надо закрыться. Однако если фирма не производит товары, то в краткосрочном периоде она все равно несет убытки в размере постоянных затрат. Поэтому в краткосрочном периоде фирме имеет смысл продолжить функционирование, если при достигнутом уровне производства TR>TVC, т. к. некоторая часть выручки пойдет на оплату TFC.
Если же TR<TVC, фирма, осуществляя производство, понесла бы убытки больше постоянных затрат. Лучший выбор в такой ситуации – закрыться и оплатить TFC из собственного кармана.
2. Сравнение предельной выручки (MR) и предельных издержек (MC):
Общее правило для любой фирмы:
фирма будет максимизировать
прибыли или минимизировать убытки,
производя такой объем продукци
MR=MC.
Рис. 1. Линия спроса на продукцию конкурентной фирмы
Рис. 2. Линия, характеризующая выручку конкурентной фирмы
Рис. 3. Максимизация прибыли или
минимизация убытков
конкурентной фирмы (сопоставление
TR и TC)
Рис. 4. Максимизация прибыли конкурентной фирмы (сопоставление MR и MC)
При объеме производства Qa предельные издержки минимальны. Однако фирма, стремящаяся к максимизации прибыли, должна продолжить расширять производство до Qe, где MR=MC. Прибыль на единицу продукции равна разнице между ценой и средними издержками (p–AC) или ес – на графике. Общая величина прибыли будет равна площади pcp*ec.
Предположим, однако, что цена меньше средних издержек (p<AC). В таком случае фирма должна попытаться минимизировать убытки.
Рис. 5. Минимизация убытков
(сопоставление MR и MC)
В данной ситуации убытки фирмы равны площади p*pcce. Стремясь минимизировать убытки, фирма должна попытаться покрыть выручкой средние постоянные затраты: AFC=AC–AVC. Если цена выше AVC, то фирме это удастся.
Таким образом, если p>AVC, то в краткосрочном периоде фирме стоит продолжить функционирование. Если же p<AVC, — закрыться и оплатить убытки из собственного кармана.
В краткосрочном периоде
конкурентная фирма не успевает изменить
производственные мощности и поэтому
стремится максимизировать
-сравнение валового дохода с валовыми
издержками;
-сравнение предельного дохода и предельных
издержек.
При первом подходе экономическая
прибыль определяется как разность между
валовым доходом и валовыми издержками. Оптимальным объемом выпуска будет
тот, при котором прибыль максимальна
(см. рис.4.2).
Максимальная прибыль производится, когда
разрыв между TR и ТС наиболее велик (отрезок
АВ). Точки С и D являются точками критического
объема производства. До точки С и после
точки D совокупные издержки превышают
совокупный доход (ТС > TR), такое производство
экономически убыточно и потому нецелесообразно.
Именно в интервале производства от точки
К до точки N предприниматель получает
прибыль, максимизируя ее при выпуске,
равном 0М. Его задача — закрепиться в
ближайшей окрестности точки В.
Рис. 4.2. Максимизация прибыли.
В случае, когда цена не покрывает всех
затрат, фирма изберет объем выпуска, позволяющий
минимизировать убытки. При этом компания
будет осуществлять производство до тех
пор, пока валовой доход позволяет возместить
все переменные и часть постоянных затрат.
В противном случае все постоянные затраты
придется оплачивать за счет фирмы. Если
валовой доход не позволяет возместить
даже переменные затраты, лучшим выходом
для фирмы является временная остановка
производства.
Второй подход к определению оптимального
объема выпуска предполагает сравнение
сумм, которые каждая дополнительная единица
продукции прибавляет к доходу и издержкам.
На начальных стадиях производства предельный
доход превышает предельные издержки,
т.е. каждая дополнительная единица продукции
увеличивает совокупную прибыль. Затем
в соответствии с законом убывающей отдачи
факторов производства предельные издержки
начинают возрастать и в конце концов
превышают предельный доход. Следовательно,
совокупная прибыль уменьшается. Разделяет
эти два интервала точка равенства предельного
дохода и предельных издержек. Таким образом,
фирма будет максимизировать прибыль
или минимизировать убытки, достигнув
точки, где MR = МС. Этот принцип называют
правилом равенства предельного дохода
и предельных издержек (рис. 4.3).
Рис.4.3. Издержки и прибыль фирмы в краткосрочном
периоде.
Производство следует продолжать до точки
пересечения кривой предельных издержек
с уровнем цен (МС = Р). Поскольку в условиях
совершенной конкуренции цена складывается
независимо от фирмы и воспринимается
как заданная, фирма может увеличивать
производство до тех пор, пока предельные
издержки не сравняются с их ценой. Если
МС < Р, то производство можно увеличивать,
если МС > Р, то такое производство осуществляется
в убыток и его следует прекратить. На
рис. 4.3 общий доход (TR = P*Q) равен площади
прямоугольника OMKN. Общие издержки (ТС=АТС*Q)
равны площади ORSN, максимум общей прибыли
(πmаx = TR — ТС) представляет площадь
прямоугольника MRSK.
При ухудшении рыночной конъюнктуры цена
может понизиться. В этом случае валовой
доход станет меньше валовых издержек,
и фирма будет терпеть убытки (см. рис.
4.4).
В соответствии с правилом MR = МС фирма
выпускает объем продукции, обеспечивающий
минимизацию убытков. Фирме следует продолжать
производство, если доход позволяет возместить
все переменные издержки и часть постоянных
затрат.
В случае дальнейшего понижения цены может
наступить момент, когда доход не позволит
возместить даже переменные издержки.
В этой ситуации фирма должна временно
прекратить производство. При благоприятном
изменении рыночной конъюнктуры производство
может быть возобновлено.
Проведенный анализ показывает, что в
условиях заданной рынком неизменной
цены (совершенно эластичной кривой спроса)
количество продукции, которое фирма готова
поставить на рынок, зависит от предельных
издержек. Следовательно, кривая предложения
конкурентной фирмы будет совпадать с
восходящим отрезком кривой МС, расположенным
выше средних переменных издержек AVC (рис.
4.4). Сумма индивидуальных предложений
всех фирм в отрасли образует отраслевое
рыночное предложение.
Рис. 4.4. Предложение фирмы в условиях совершенной
конкуренции.
Функция спроса совпадает с функцией предельного
дохода. Следовательно, в условиях совершенной
конкуренции, равновесие фирмы в краткосрочном
периоде достигается, когда:
P = MR = MC
В условиях краткосрочного равновесия
можно выделить четыре типа фирм (см. рис.
4.5.).
Рис. 4.5. Типы фирм в краткосрочном периоде.
Та фирма, которой удается покрывать лишь
средние переменные издержки (AVC = Р), называется
предельной фирмой. Такой фирме удается
быть "на плаву" лишь недолгое время
(краткосрочный период). В случае повышения
цен она сможет покрыть не только текущие
(средние переменные издержки), но и все
издержки (средние общие издержки), т. е.
получать нормальную прибыль (как обычная
допредельная фирма, где АТС = Р).
В случае снижения цен она перестает быть
конкурентоспособной, так как не может
покрывать даже текущие издержки и вынуждена
будет покинуть отрасль, оказавшись за
ее пределами (запредельная фирма, где
AVC > Р). Если цена больше средних общих
издержек (АТС < Р), то фирма наряду с нормальной
прибылью получает сверхприбыль.
17.Определение цены и объёма производства в условиях несовершенной конкуренции (монополии). Особенности изменения предельного дохода. Правило оптимального объёма.
Как ведет себя монополист на рынке? Он полностью контролирует весь объем выпуска товара; если он принимает решение о повышении цены, то не боится потерять часть рынка, отдать его конкурентам, устанавливающим более низкие цены. Но это не означает, что он бесконечно будет повышать цену своей продукции.
Поскольку фирма-монополист, так же как и любая другая фирма, стремится к получению высокой прибыли, в ходе принятия решения о цене продажи она учитывает рыночный спрос и вои издержки. Так как монополист является единственным производителем данной продукции, кривая спроса на его продукцию будет совпадать с кривой рыночного спроса.
Какой объем производства должен обеспечить монополист, с тем чтобы его прибыль была максимальной? Принятие решения об объеме выпуска основывается на том же принципе, что и в случае конкуренции, т.е. на равенстве предельного дохода и предельных издержек.
Для фирмы в условиях совершенной конкуренции характерно равенство предельного дохода и цены. Для монополиста ситуация иная. Кривая среднего дохода и цены совпадает с кривой рыночного спроса, а кривая предельного дохода лежит ниже нее.
Почему кривая предельного дохода лежит ниже кривой рыночного спроса? Поскольку монополист — единственный производитель продукции на рынке и представитель всей отрасли, он, снижая цену продукции для увеличения объема продаж, вынужден снижать ее на все единицы продаваемых товаров, а не только на последующую (рис. 12.1).
Например, монополист может продать по цене 800 руб. только одну единицу своей продукции. Чтобы продать две единицы, он должен снизить цену до 700 руб. как на первую, так и на вторую единицу продукции. Чтобы продать три единицы продукции, цена должна стать равной 600 руб. за каждую из них, четыре единицы — 500 руб. и т.д. Доход фирмы-монополиста соответственно составит при продаже: 1 ед. — 800 руб.; 2 ед. — 1400 (700 • 2); З ед.-1800 (600 • 3); 4 ед.-2000 (500 • 4).
Соответственно предельный (или дополнительный в результате увеличения продаж на одну единицу продукции) доход составит: 1 ед. - 800 руб.; 2 ед. - 600 (1400 - 800); 3 ед. - 400(1800 - 1400); 4 ед. - 200 (2000 - 1800).
Рис. 12.1. Цена и предельный доход фирмы-монополиста:D — спрос; MR — предельный доход
На рис. 12.1 кривые спроса и предельного дохода показаны как две несовпадающие линии, причем предельный доход во всех случаях, кроме выпуска 1 ед., меньше цены. А поскольку монополист принимает решение об объеме производства, выравнивая предельный доход и предельные издержки, цена и количество произведенной продукции будут иными, чем в условиях конкуренции.