Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Декабря 2013 в 13:15, шпаргалка
Работа содержит ответы на 20 вопросов по дисциплине "Микроэкономика".
Чтобы показать, при какой цене и каком объеме выпуска предельный доход монополиста будет максимально приближен к предельным издержкам и получаемая прибыль окажется наибольшей, обратимся к числовому примеру. Представим себе, что фирма является единственным производителем данной продукции на рынке, и сведем данные об ее издержках и доходах в табл. 12.1.
Мы предположили, что 1 тыс. ед. своей продукции монополист может продать по цене 500 руб. В дальнейшем при расширении сбыта на 1 тыс. ед. он вынужден каждый раз снижать ее цену на 12 руб., поэтому предельный доход сокращается на 4 руб. при каждом расширении объема продаж. Фирма будет максимизировать прибыль, производя 14 тыс. ед. продукции. Именно при таком объеме выпуска ее предельный доход в наибольшей степени приближен к предельным издержкам. Если она произведет 15 тыс. ед., то эта дополнительная 1 тыс. ед. больше добавит к издержкам, чем к доходу, и тем самым уменьшит прибыль.
На конкурентном рынке, когда цена и предельный доход фирмы совпадают, было бы произведено 15 тыс. ед. продукции, причем цена этой продукции была бы ниже, чем в условиях монополии:
Графически процесс выбора фирмой-монополистом цены и объема производства показан на рис. 12.2.
Поскольку в нашем примере производство возможно лишь в целых единицах продукции, а точка А на графике лежит между 14 и 15 тыс. ед., будет произведено 14 тыс. ед. продукции. Не произведенная монополистом 15-я тысяча (а она была бы выпущена в условиях конкуренции) означает потерю для потребителей, так как часть из них отказались от покупки из-за высокой цены, установленной производителем-монополистом.
Любая фирма, спрос на продукцию которой не является абсолютно эластичным, будет сталкиваться с ситуацией, когда предельный доход меньше цены. Поэтому цена и объем производства, приносящие ей максимальную прибыль, будут соответственно выше и ниже, чем в условиях совершенной конкуренции. В этом смысле на рынках несовершенной конкуренции (монополия, олигополия, монополистическая конкуренция) каждая фирма обладает определенной монопольной властью, которая наиболее сильна при чистой монополии.
Рис. 12.2. Определение цены и объема производства фирмой-монополистом: D — спрос; MR — предельный доход; МС — предельные издержки
18.Ценообразование на рынке ресурсов. Спрос, предложение и ставка заработной платы на рынке совершенной конкуренции.
Для производства товаров фирме необходимо приобрести ресурсы, и она выступает в качестве покупателя. Объектами купли-продажи являются факторы производства — труд, земля, капитал, а рынки, на которых они реализуются, называются рынками ресурсов (факторов производства). На этих рынках действуют те же законы, что и на потребительском рынке, но они имеют свою специфику:
некоторые виды ресурсов продают и покупают сами предприниматели (нефть, лес, станки и т.д.). Земля же, труд и денежный капитал продаются домашними хозяйствами. Цены на ресурсы выступают решающим фактором формирования доходов домохозяйств в форме заработной платы, ссудного процента, ренты и расходов фирм на ресурсы труда, денежного капитала, земли;
распределение ресурсов между отраслями и фирмами осуществляется в соответствии с ценами. Ресурсные цены распределяют расходы между ними в зависимости от финансовых возможностей;
минимизация затрат на единицу продукта или максимизация его объема при тех же затратах осуществляется на основе оптимального сочетания различных ресурсов с учетом уровня их цен;
ценообразование на ресурсы выступает одним из факторов государственной экономической политики, затрагивая не только проблему распределения доходов с учетом собственности на факторы производства, но и вопросы благосостояния и имущественного положения граждан, меры государственного вмешательства в экономику;
спрос на ресурсы является производным от спроса на товары и услуги потребительского сектора, поскольку фирмы покупают ресурсы не для собственного потребления, а для их использования в производстве товаров и услуг с целью реализации последних на потребительском рынке.
Спрос на ресурсы со стороны фирм на рынке ресурсов встречается с предложением их владельцев. Основными параметрами конкурентного рынка ресурсов являются:
значительная масса
конкурирующих продавцов и
отдельные продавцы не в состоянии существенно повлиять на условия или цены предложения;
продавцам и покупателям ресурсов обеспечена свобода входа и выхода на любом рынке ресурсов;
обеспечено свободное перемещение ресурсов по различным направлениям их использования.
Для каждого отдельного покупателя или продавца ресурсов их рыночная цена является заданной величиной, т.е. на конкурентном рынке масштабы закупок ресурсов не влияют на уровень их цен. Спрос на любой ресурс в этом случае будет зависеть от: производительности ресурса, используемого для создания товара; цены товара, созданного при посредстве данного ресурса. На спрос на ресурс влияют производительность ресурса и цена продукта
На конкурентном рынке труда с одной стороны — большое число фирм, конкурирующих друг с другом при найме конкретного вида труда, а с другой — многочисленные работники, имеющие одинаковую квалификацию и независимо друг от друга предлагающие данный вид услуг труда. Конкурентный рынок характеризуется тем, что ни фирмы, ни рабочие не осуществляют контроль над ставкой заработной платы.
Цены на факторы производства, в том числе на труд, определяются на основе закона спроса и предложения. Объединив кривую спроса и кривую предложения труда можно определить равновесную ставку заработной платы. Пересечение кривых спроса на труд (DL) и предложения труда (SL) позволяет определить равновесную ставку заработной платы (W0). Равновесие на рынке труда означает, что предприниматели, согласные платить заработную плату W0, находят на рынке необходимое количество труда. В положении равновесия находят работу все работники, желающие трудиться при ставке W0.
Для отдельной фирмы ставка заработной платы W0 является величиной заданной. Каждая фирма, действующая на данном рынке труда, нанимает незначительную часть общего предложения данного вида труда и не может влиять на ставку заработной платы. Предложение труда такой фирмы — абсолютно эластично. Поскольку для отдельной конкурентной фирмы задана цена ресурса, то предельные издержки на данный ресурс (MRС) будут постоянны и равны цене ресурса (ставке заработной платы). Фирме выгодно нанимать рабочих до точки, в которой текущая ставка заработной платы равна предельному продукту труда в денежном выражении (MRPL). Фирма максимизирует свою прибыль путем найма рабочих до точки, при которой ставки заработной платы и, соответственно, предельные издержки на труд равны их предельному продукту в денежном выражении (рисунок б).
В экономической теории рынок труда определяют как пространство, где цена и количество труда устанавливается взаимодействием спроса и предложения.
Анализ рынка труда начнем с классической концепции занятости применительно к условиям совершенной конкуренции. Классическая теория занятости предполагает построение функций совокупного спроса на труд и совокупного предложения труда, применимых к условиям рынка совершенной конкуренции. Эти сложные функции образуются путем агрегирования функций спроса отдельно взятых предпринимателей и функций предложения отдельных работников.
Рынок труда в условиях
совершенной конкуренции
На рынке совершенной конкуренции количество нанимаемых работников определяется двумя показателями: реальной заработной платой и стоимостью в денежном выражении предельного продукта труда. С увеличением количества нанимаемых работников происходит уменьшение величин предельного продукта. Как известно, привлечение дополнительной единицы труда прекратится тогда, когда стоимость предельного продукта сравняется с величиной заработной платы. В экономической теории эта зависимость называется «прибыль, максимизирующая занятость» и определяется по формуле
MRPL = W,
где MRPL – предельный доход от продукта труда; W – ставка заработной платы.
Спрос на труд находится в обратной зависимости от величины заработной платы. При росте заработной платы и прочих равных условиях, предприниматель, в целях сохранения равновесия, должен сократить спрос на труд, а при снижении заработной платы спрос на труд возрастает (рис. 12.1).
Предложение труда также зависит от величины заработной платы. Как правило, продавцы на рынке труда в условиях совершенной конкуренции стремятся увеличить предложение труда при росте заработной платы.
Совокупное предложение труда в обществе определяется следующими показателями:
Рис. 12.1. Классическая модель рынка
труда
Вместе с тем, наше представление о предложении труда не будет завершено, если не остановиться на двух явлениях, получивших название эффект замещения и эффект дохода. Эти эффекты проявляются тогда, когда необходимо выяснить, как отразится на предложении труда повышение ставок заработной платы.
Ставку заработной платы можно рассматривать как альтернативную стоимость труда, т. к. она представляет собой денежный эквивалент товаров и услуг, которыми приходится жертвовать для получения дополнительного часа досуга. Повышение ставки заработной платы влияет на выбор между трудом и досугом двояким образом (рис. 12.2).
Рис. 12.2. Кривая индивидуального предложения
труда
С увеличением уровня зарплаты растет продолжительность рабочего времени (кривая SC), однако после прохождения точки C предложение труда снижается, несмотря на возможное увеличение дохода. Другими словами, рост заработной платы стимулирует работника к дополнительным затратам своего времени лишь до определенного предела. Добившись некоторого уровня благосостояния (т. е. после прохождения этой точки), работник отказывается от дополнительной работы ради увеличения часов досуга – эффект замещения сменяется эффектом дохода CS '.
Вопрос о том, какой эффект является более сильным при данном уровне зарплаты, не имеет точного ответа, поскольку определяется личным решением отдельных людей или групп людей при росте реальной заработной платы.
Изгибающая кривая предложения
труда характеризует
19.Особенности ценообразования на рынке ресурсов (труда) в условиях монопсонии и монополии (профсоюзов). Распределение доходов в обществе.
В реальной действительности для
развития рыночной экономики характерной
чертой является не совершенная конкуренция,
а монопсония и монополия, это касается
и рынков труда.
На рынках труда чаще всего складывается
такая ситуация, когда один или несколько
нанимателей доминируют на рынке конкретной
профессии, специальности или на рынке,
по-особому расположенном. Предприниматель
здесь не может нанять на постоянную работу
неограниченное число работников. Кривая
предложения труда, с которой сталкивается
предприниматель, уже не горизонтальна,
как на совершенно конкурентном рынке
труда, где устанавливается единая цена
на сопоставимые ресурсы труда, а имеет
определенный положительный наклон. Наниматель
сам выбирает одну из набора комбинаций
"количество - цена", находящихся
на кривой предложения труда. Этот рынок мы можем характеризовать
как монопсонический, поскольку термин
"монопсония" принято, хоть это и
не очень точно, применять ко всем рынкам,
где покупатели устанавливают цену.
Когда рынок труда находится в состоянии
монопсонического равновесия, ставки
заработной платы ниже, чем предельные
затраты ресурса и его предельная доходность.
Необходимо иметь в виду, что на предложение
труда и требования по его оплате влияют
и характеристики труда, непосредственно
не связанные с его оплатой. К ним можно
отнести безопасность, престиж и комфортность
труда, а также возможность продвижения
по службе. Работники могут предлагать
свои услуги за более низкую плату тем
нанимателям, которые обеспечивают работу
с более привлекательными "незарплатными"
характеристиками. Работодателям, которым
приходится нанимать людей на работы с
более низкими "незарплатными" характеристиками,
часто приходится выплачивать дополнительную
зарплату. Так, наниматели обычно вынуждены
платить за ночное время, которое лишь
немногие рабочие считают привлекательным.