Шпаргалка по "Микроэкономике"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Декабря 2013 в 13:15, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на 20 вопросов по дисциплине "Микроэкономика".

Файлы: 1 файл

Вопросы -.doc

— 1.50 Мб (Скачать файл)

• «Нерациональный спрос»: покупки, которые не планируются потребителем, а происходят под влиянием минутных капризов и желаний.

• «Спекулятивный спрос»: возникает в условиях дефицита того или иного товара.

В жизни современного общества наблюдается  рост влияния потребителя на производителя. В результате в известной формуле  «что, как и для кого производить?»внимание акцентируется не на том, что производить, а на том, что потреблять.

Количественный (кардиналистский) подход к анализу поведения потребителя

При анализе потребительского поведения  используются два подхода: исторически  более ранний количественный (кардиналистский) и порядковый (ординалистский). Представители первого (У. Джевонс, А. Маршалл) основываются на теории предельной полезности. Защитники второго (В. Парето, И. Фишер) используют теорию кривых безразличия и потребительского бюджета.

Рассмотрим сначала объяснение поведения потребителя с позиции теории предельной полезности.

Полезность, или ютиль (англ. utility), – это субъективное удовлетворение, или удовольствие, получаемое потребителем от потребления набора товаров и услуг.

Различают общую и предельную полезность.

Общая полезность (total utility – TV) – это совокупная полезность от потребления всех наличных единиц блага.

В отличие от нее предельная полезность выступает как прирост общей полезности.

Общую полезность любого количества продукта определяют путем суммирования показателей предельной полезности.

Каждый  потребитель пытается так распорядиться  своим денежным доходом, чтобы получить максимальную общую полезность. Он не может купить все, что ему хочется. Поэтому потребитель выбирает между различными товарами, чтобы при ограниченном денежном доходе получить наиболее предпочтительный, с его точки зрения, набор товаров и услуг.

Правило потребительского поведения состоит  в том, чтобы предельная полезность, получаемая в расчете на рубль, потраченный на один товар, была бы равной предельной полезности, получаемой на рубль, потраченный на другой товар.

Такое поведение называется правилом максимизации полезности. Если потребитель «уравновесит свои предельные полезности» в соответствии с этим правилом, то ничто не будет побуждать его к изменению структуры расходов. Потребитель будет находиться в состоянии равновесия. Правило максимизации полезности можно выразить математически:

По мере насыщения потребителя  в приобретении какого-либо товара субъективная полезность этого товара для потребителя сокращается. Например, если потребность в приобретении первого телевизора очень высока, то второго и третьего соответственно будет ниже. Это значит, что действует закон убывающей предельной полезности(закон Госсена). В связи с действием этого закона приведенное выше правило максимизации полезности необходимо постоянно корректировать с учетом снижения цен. Ибо при снижающейся предельной полезности каждого покупаемого товара (очередного телевизора), но и при одновременно снижающейся его цене можно побудить потребителя к последующим покупкам этого товара.

Понижение цены товара приводит к двум различным следствиям: «эффекту дохода» и «эффекту замещения».

«Эффект дохода»: если цена продукта (например, клубники) падает, то реальный доход (покупательная способность) потребителя данного товара увеличивается. Он может на тот же денежный доход купить больше клубники. Это явление называется «эффектом дохода».

«Эффект замещения»: снижение цены продукта (клубники) означает, что он теперь стал дешевле по отношению ко всем другим товарам. Снижение цены на клубнику будет стимулировать потребителя к замещению клубникой других товаров (например, бананов, яблок и т. п.). Клубника становится более привлекательным товаром по отношению к другим. Это явление называется «эффектом замещения». Однако эти выводы несколько изменяются, если включить в анализ относительно худшие товары (например, маргарин взамен масла). С ростом доходов спрос на маргарин упадет, поэтому «эффект дохода» будет для него величиной отрицательной и существенно сократится «эффект замещения» маргарином масла. Теоретически можно представить такой случай, когда «эффект дохода» будет настолько сильным, что общее потребление данного товара сократится в результате падения на него цен. Это явление называется парадоксом Гиффена, а товары, на которые он распространяется, – товарами Гиффена.

Предельная полезность и спрос

Мы установили, что  кривая предельной полезности имеет  тот же вид, что и  кривая  спроса.  Это  говорит  о  том,  что  потребитель  готов  приобретать дополнительные единицы блага только в том случае, если они будут продаваться по  более  низким  ценам,  чем  прежде.  Это  объясняется  тем,  что  они  приносят ему меньшее удовлетворение, чем единицы, приобретаемые раньше, т. е. обладают  
снижающейся предельной полезностью. Соответственно если цена будет расти, то потребитель  станет  сокращать  потребление,  отказываясь  постепенно  от  тех единиц  блага,  которые  приносят  ему  меньшее  удовлетворение.  Следовательно, известный нам закон обратной зависимости величины спроса от цены вытекает из закона убывающей предельной полезности.

 

11.Ординалистская теория потребительского поведение (порядковая теория предпочтений). Карта кривых безразличия. Предельная норма замещения. Бюджетная линия. Рыночная норма замены. Условия равновесия потребителя: графически, аналитически, логически.

 

Своим появлением в начале ХХ в. ординалистская теория полезности обязана итальянскому ученому В. Парето и российскому экономисту и математику Е. Е. Слуцкому. Окончательное оформление спроса, базирующаяся на ординалистской теории, получила в 1930-е годы в работах американского экономиста Дж.Хикса.

Поведение потребителя с позиций  ординалистского подхода рассматривается  в три этапа: сначала изучаются  его предпочтения с помощью кривых безразличия, затем учитываются  бюджетные ограничения и, наконец, определяется оптимальный потребительский выбор путем совмещения потребительских предпочтений с бюджетными ограничениями.

Допущение о возможности упорядочения потребителем всего множества товарных наборов с точки зрения их предпочтительности покоится на следующих аксиомах:

  1. Предпочтения уже сформировались, и потребители могут сравнивать и классифицировать различные наборы товаров и услуг.
  2. Предпочтения транзитивны, т. е. если А > В (набор А предпочтительнее набора В), а В > С, то А > С.
  3. Потребители всегда предпочитают большее количество любого товара меньшему.

В соответствии с ординалистской теорией, графическое изображение потребительских  предпочтений в виде кривых безразличия  предполагает как дополнение наличие  только двух товаров, например, продуктов  питания (X) и одежды (Y).

Кривая безразличия представляет собой совокупность комбинаций товаров X и Y, обеспечивающих одинаковый уровень удовлетворения потребностей, или полезности. Потребитель безразличен к выбору наборов, представленных точками А, В, С, D на кривой; ему все равно, что приобрести: набор А, состоящий из 1 единицы продуктов питания и 16 единиц одежды, набор В - из 2 единиц продуктов питания и 8 единиц одежды и т. д.

Кривая безразличия

Карта кривых безразличия


Любой набор товаров Е, лежащий  выше и справа от кривой безразличия U1, предпочтительнее наборов А, В, С, D, так как содержит большую полезность. Любой набор F, лежащий ниже и слева, менее предпочтителен, так как соответствует меньшей совокупной полезности по сравнению с U1. Серию кривых безразличия U1, U2, Uназывают картой кривых безразличия, в которой чем дальше от начала координат проходит кривая безразличия, тем большую величину полезности она предполагает.

Бюджетная линия

Карты кривых безразличия дают описание шкалы  предпочтений в отношении различных  сочетаний товаров и услуг. Но потребление человека ограничивает его бюджет. Бюджетная линия показывает различные комбинации двух продуктов, которые могут быть приобретены при фиксированной величине денежного дохода. Поскольку в нашем примере имеются два вида товаров, то весь доход может быть потрачен на продукты питания и одежду. Бюджетная линия может быть описана следующим уравнением: 

I = P* X + P* Y

  • где I - фиксированный доход;
  • Рх, Р- цены на продукты питания и одежду;
  • X, Y - количества продуктов питания и одежды.

Так как величины Рх, Рy, I, по нашему предположению, постоянны, то данное уравнение может быть преобразовано в уравнение прямой линии (типа у =ах + b):

В точке  А потребитель может приобрести максимум товара Y, отказавшись от товара X, в точке В - максимум товара X, отказавшись от товара Y. Любая точка внутри треугольника AOB (D, E) представляет собой доступные наборы товаров для потребителя.

Если  доход потребителя возрос с I до Iпри неизменных ценах, тогда уравнение новой бюджетной линии будет иметь вид

Бюджетная линия сместится вправо (MN). Снижение дохода соответственно приведет к параллельному  сдвигу бюджетной линии влево. Если изменится цена одного какого-то товара, например, X, то при неизменных цене товара Y и доходе Il, изменится наклон бюджетной линии (АС).

Оптимум потребителя

Чтобы осуществить наилучший выбор  из множества товарных наборов, потребителю  осталось сделать последний шаг - учесть свои предпочтения и бюджетные  возможности. Критерий его выбора нам  уже известен: он стремится максимизировать  получаемую им полезность, выбирая наиболее предпочтительный для себя набор товаров. Следовательно, точка D (точка пересечения бюджетной линии с наивысшей из доступных потребителю кривых безразличия) соответствует наиболее предпочтительному для него набору товаров (оптимум потребителя). В этой точке комбинация товаров Xn, Y обеспечивает максимум полезности.

Предельная норма  замещения — в микроэкономике это величина определяющая количество данного одного товара, от которого потребитель готов отказаться ради увеличения другого товара на единицу. При этом происходит замещение одного товара другим, а интенсивность замещения как раз показывает предельная норма замещения. Предельную норму замещения обозначают через MRS (от англ. marginal rate of substitution) и вычисляют по формуле:

где   — количество одного блага,   — количество другого блага, соответственно   и   изменение соответствующих благ. 
Также предельная норма замещения может быть определена (при количественном (кардиналистском) подходе к теории полезности) через отношения предельных полезностейтоваров   и  :

Если опираться на понятие кривой безразличия (линия, показывающая все комбинации двух благ в выборе между которыми потребитель безразличен, то есть все эти комбинации приносят ему один и тот же уровень полезности), то предельную норму замещения можно рассматривать как наклон кривой безразличия. То есть считается, что для сохранения достигнутого уровня полезности потребитель может отказаться от какого-то одного блага, для получения того же количества общей полезности путём потребления какого-то количества другого блага. Геометрически MRS равна тангенсу угла наклона касательной кривой безразличия в данной точке, взятому с обратным знаком.

Например, потребителю безразличен  выбор между следующими наборами: три яблока и один апельсин — первый набор, и два яблока и два апельсина — второй набор. Хотя через эти две точки нельзя однозначно провести кривую безразличия, предельную норму замещения яблок апельсинами можно посчитать следующим образом:

где   — количество яблок,   — количество апельсинов, соответственно   — изменение потребления яблок во втором наборе относительно первого,   — изменение потребления апельсинов во втором наборе относительно первого. То есть в данном примере предельная норма замещения яблок апельсинами равна единице и потребитель готов сократить потребление яблок на единицу и увеличить потребление апельсинов на единицу чтобы его удовлетворённость от потребления этих фруктов не изменилась.

А вот при переходе от набора 10:2 к набору 8:3 каких-то двух благ, при  условии что эти точки лежат на одной кривой безразличия, предельная норма замещения первого блага вторым будет равна одной второй  .

Рыночная  норма замещения — другое название: предельная норма замещения товара Y товаром X в обмене (MRSE — Marginal Rate of Substitution in Exchage) — характеризует собой пропорцию, в которой потребитель в действительности (на данном рынке) может обменивать товар Y на товар X. Эта пропорция определяет соотношением цен на товары: PX/PY. Действительно, именно относительная цена товара X показывает сколькими единицами товара Y должен пожертвовать потребитель, чтобы приобрести на рынке дополнительную единицу товара X. 

Условия равновесия потребителя – то количество товара, которое купит потребитель при данной цене. 
Функция полезности максимизируется в том случае, когда денежный доход потребителя распределяется таким образом, что каждый последний рубль, затраченный для приобретения любого блага, приносит одинаковую предельную полезность. При выполнении этого условия никакие изменения структуры потребительского набора ее могут дать дополнительной выгоды. 
Потребителю есть смысл отказаться от товара 1 в пользу товара 2, если при увеличении цены на товар 1 его предельная полезность станет меньше предельной полезности товара 2. 
При изменении цены на какой-либо товар условия равновесия потребителя нарушаются, изменяется выбор потребителя. 
При этом действуют два эффекта: 
1. Эффект замещения – состоит в том, что рост цены на товар приводит к тому, что он становится дорогим относительно других товаров, и потребителю выгодно отказаться от него в пользу других товаров. 
2. Эффект дохода – состоит в том, что при изменении цены данного товара изменяется реальный доход потребителя. 
Представители количественной теории полезности (Австрийская школа) сделали попытку измерить полезность в некоторых единицах. Однако, оценка полезности носит субъективный характер: для одного товар имеет высокую полезность, для другого полезность этого товара равна нулю.

Информация о работе Шпаргалка по "Микроэкономике"