Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Декабря 2013 в 13:15, шпаргалка
Работа содержит ответы на 20 вопросов по дисциплине "Микроэкономика".
Нормальное (полноценное) благо |
|
Объём спроса увеличивается при увеличении дохода потребителя. |
Предмет роскоши |
|
Объём спроса изменяется на больший процент, чем доход. |
Товар первой необходимости |
|
Объём спроса изменяется на меньший процент, чем доход. То есть при увеличении дохода в определённое число раз, спрос на заданный товар увеличится в меньшее число раз. |
Неполноценное (низшее) благо |
|
Объём спроса падает, при увеличении дохода потребителя. Примером может служить рынок потребления перловки. |
Нейтральное благо |
|
Нет прямой зависимости между потреблением этого блага и изменением дохода. |
Отдельно нужно отметить, что и предметы роскоши и товары первой необходимости являются нормальными (полноценными) благами, так как условие содержит оба условия, и , и .
Это отношение процентного изменения спроса на один товар к процентному изменению цены на какой-либо другой товар. Положительное значение величины означает, что эти товары являются взаимозаменяемыми (субститутами), отрицательное значение показывает, что они взаимодополняющие (комплементы)
где верхний индекс означает что это эластичность спроса, а нижний индекс говорит о том, что это перекрёстная эластичность спроса, где под и подразумеваются какие-то два товара. То есть перекрёстная эластичность спроса показывает степень изменения спроса на один товар ( ) в ответ на изменение цены другого товара ( ).
В зависимости от значений, принимаемых переменной , различают следующие связи между товарами и :
Товары субституты |
|
Потребители теоретически могут заменить потребление товара A на потребление товара B. Например, две марки стирального порошка. |
Комплементарные блага |
|
Потребители теоретически не могут изменить потребление товара A без изменения в ту же сторону потребления товара B. Хороший пример — это ноутбуки и комплектующие к ним. |
Независимые друг от друга товары |
|
Изменение цены товара B никак не воздействует на потребление товара A. |
Эластичность предложения — показатель, воспроизводящий изменения совокупного предложения, которые происходят в связи с ростом цен. В случае, когда увеличение предложения превосходит рост цен последнее характеризуется как эластичное (эластичность предложения больше единицы — E> 1). Если прирост предложения равен приросту цен, предложение называется единичным, а показатель эластичности равен единице (E = 1). Когда прирост предложения меньше прироста цен, формируется так называемое неэластичное предложение (эластичность предложения меньше единицы — E <1). Таким образом, эластичность предложения характеризует чувствительность (реакция) предложения товаров на изменения их цен.
Эластичность предложения вычисляется через коэффициент эластичности предложения по формуле:
Эластичность предложения зависит от таких факторов, как особенность производственного процесса, время изготовления продукта и особенность его к длительному хранению. Особенности производственного процесса позволяют производителю расширить производство товара при повышении цены, а при понижении его цены переходит на выпуск другой продукции. Предложение такого товара является эластичным.
Эластичность предложения
Так как производство товаров зависит от степени загрузки производственных мощностей, размеров товарных запасов, способности к инвестициям и сроков их реализации, то эластичность предложения (реакция на изменение рыночной ситуации) в значительной степени зависит от фактора времени. По способности предприятия отреагировать на рыночную ситуацию выделяют три временных периода.
1) Кратчайший период, когда производителю не хватает времени, чтобы изменить объем производства при изменении рыночной цены (кривая S0 на рис.8.2). Увеличение спроса до D1 вызывает лишь рост P->Pмах, а QS остается постоянным – предложение неэластично (ES=0).
2) Короткий период, в течение которого производственные мощности остаются неизменными, но объем производства может быть изменен за счет интенсивности их использования (работа в две смены), (кривая S1). То есть с ростом спроса (D -> D1) значительное изменение цены (P0 -> P1) вызывает незначительное увеличение объема до Q1 – предложение более эластично (1>ES>0).
3) В длительном периоде предприятие имеет возможность перестроить производство за счет замены старого оборудования, увеличения производственных мощностей (кривая S2), поэтому увеличение D – D1стимулирует рост QS в большей степени, чем изменение P0 -> P2 (кривая S2) – предложение эластично (ES>1).
Рис. Влияние фактора времени на эластичность предложения
Таким образом, чем больше времени имеется в распоряжении производителя, для реагирования на изменение цены, тем больше будет изменение в объеме предложения.
9.Рыночное равновесие. Устойчивость равновесия. Государственные потолки цен. Изменение рыночного равновесия.
Рыночное равновесие — ситуация на рынке, когда спрос на товар равен его предложению; объём продукта и его цену называют равновесными или ценой рыночного клиринга. Такая цена имеет тенденцию в отсутствие изменений спроса и предложения оставаться неизменной.
Рыночное равновесие характеризуется равновесной ценой и равновесным объёмом.
Равновесная цена (англ. equilibrium price) — цена, при которой объём спроса на рынке равен объёму предложения. На графике спроса и предложения она определяется в точке пересечения кривой спроса и кривой предложения.
Равновесный объём (англ. equilibrium quantity) — объём спроса и предложения товара при равновесной цене.
Свободное движение цены в соответствии с изменением спроса и предложения, приводит к тому, что товары, проданные на рынке, распределяются в соответствии со способностью покупателей оплатить цену, предлагаемую производителем. Если спрос превышает предложение, то цена будет расти до тех пор, пока спрос не перестанет превышать предложение. Если предложение больше, чем спрос, то на рынке совершенной конкуренции цена будет снижаться до тех пор, пока все предлагаемые товары не найдут своих покупателей.
Равновесие бывает устойчивым и неустойчив
Устойчивость равновесия — способность рынка приходить в состояние равновесия путём установления прежней равновесной цены и равновесного объёма.
Виды устойчивости
Государственное регулирование цен в современном рыночном хозяйстве подразумивает то, что государство, вмешиваясь в ценообразование на отдельных рынках товаров и услуг в целях поддержки национальных производителей, решения социальных задач, устанавливает нижний или верхний пределы цены, так называемые "пол" цены и "потолок" цены.
"Пол" цены – это
При государственном регулирование цен, если установленная минимальная цена выше равновесной цены, то на рынке возникнет избыток товаров. В этом случае говорят о связанном "поле" цены, так как он нарушает рыночное равновесие, "связывает" рыночные силы. Как видно из рисунка, установление государством связанного "пола" цены создает на рынке избыток, величина которого равна разности между величиной предложения Qs1 и величиной спроса Qd1, при данной минимальной цене Pf (price floor – "пол" цены).
В США и странах ЕС государство устанавливает связанный "пол" цены на рынках сельскохозяйственной продукции с целью поддержки национальных производителей. Избыток продукции государство закупает, хранит в "закромах" (за счет средств налогоплательщиков) и проводит целенаправленную политику проталкивания сельскохозяйственной продукции на рынки развивающихся стран, что зачастую подрывает сельскохозяйственное производство в этих странах в силу более низкой производительности в их сельском хозяйстве.
Связанный "пол" цены |
Связанный "потолок" цены |
|
|
Несвязанный "пол" цены не препятствует свободному образованию равновесной цены и равновесного объема производства, поскольку в этом случае минимальная цена ниже равновесной. Тем не менее установление несвязанного "пола" цены имеет свои последствия. Так, в РФ минимальный размер оплаты труда (МРОТ) – установленная минимальная цена рабочей силы (руб. в месяц) – намного ниже равновесной цены и прожиточного минимума, который должен обеспечить достаточно скромное, но приличное существование. Негативными последствиями такого государственного регулирования цен на российском рынке труда стали рост бедности и малообеспеченности, рост теневой оплаты труда и тем самым, уход от уплаты налогов. В то же время низкая оплата труда стала альтернативой массовой безработице.
"Потолок" цены – это законодательно установленная максимальная цена, выше которой продавец товара или услуги не может предлагать его покупателям.
При связанном "потолке" цены (Pc – price ceiling) максимальная цена ниже равновесной, что приводит к образованию дефицита, размер которого равна разности между величиной спроса Qd2 и величиной предложения Qs2.
Связанный "потолок" цены как
метод ценообразования использу
Рыночное равновесие достигается лишь на непродолжительное время, так как постоянно меняются экономические факторы, от которых зависят спрос и предложение. Причинами этих изменений могут быть, например, изменение пен на факторы производства, внедрение новых технологий, изменения в доходах потребителей, изменение цен на взаимозаменяемые товары, перемены во вкусах и моде. Под влиянием этих перемен спрос и предложение постоянно изменяются и участникам рынка приходится непрерывно адаптироваться к изменениям.
Изменяемыми величинами являются спрос, предложение, объем продаж и цена равновесия. Ведущим параметром рыночного регулирования является спрос, так как предложение следит за спросом. Однако рост или снижение спроса не обязательно вызывают адекватное изменение предложения, так как последнее зависит от многих факторов, независимых от спроса.
Большое значение для развития производства товаров и их предложения имеет поведение потребителя.
Потребительское поведение – это процесс формирования спроса потребителей на разнообразные товары и услуги.
Действия людей в сфере приобретения потребительских благ субъективны и подчас непредсказуемы. Однако в поведении среднего потребителя можно отметить ряд типичных общих черт:
• спрос потребителя зависит от уровня его доходов;
• каждый потребитель стремится получить за свои деньги «все, что можно», т. е. максимизировать совокупную полезность;
• средний потребитель имеет отчетливую систему предпочтений, свои вкус и отношение к моде;
• на спрос потребителя влияет наличие или отсутствие на рынках взаимозаменяемых или взаимодополняемых товаров.
У потребителей существует, кроме того, нефункциональный спрос. Рассмотрим его виды.
• «Эффект сноба»: снобы покупают именно те товары, которые поднимаются в цене, с целью подчеркнуть свое социальное положение.
• «Эффект Веблена»: явление в теории потребления, при котором потребители могут иметь кривую спроса с положительным наклоном, так как им свойственно демонстративное потребление.
• «Эффект предположительного качества»: товары одинакового качества в разных магазинах продаются по разным ценам. При этом более дорогие товары во многих случаях покупаются чаще, так как предполагается их более высокое качество.
• «Эффект присоединения к большинству», или «эффект вагона»: стремление людей не отстать от моды, быть «не хуже других». Этот эффект вызывает рост спроса на те товары, которые покупают окружающие потребителя люди.