Социальная политика в условиях переходной экономики (на примере одной из стран СНГ)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2013 в 22:19, курсовая работа

Описание работы

. Цель работы: изучить социальную политику в условиях переходной экономике на примере Республики Беларусь. Методы исследования: сравнительного анализа, экспертных оценок и группировок.
Для того чтобы достичь цели данной курсовой работы необходимо решить ряд задач:
1. Рассмотреть сущность, цели и задачи социальной политики.
2. Изучить обеспечение социальной справедливости.
3. Выявить основные показатели социального развития.
4. Найти особенности социальной политики в Республике Беларусь.
5. Проанализировать пути совершенствования социальной политики Республики Беларусь.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………….…………..5
1 Социальная политика как основа обеспечения социальной справедливости населения……………………………………………………………………………..6
1.1 Сущность, цели и задачи социальной политики………………………………6
1.2 Обеспечение социальной справедливости……………………………………10
1.3 Основные показатели социального развития……………………………...…14
2 Социальная политика в Республике Беларусь………………………………….17
2.1 Особенности социальной политики в Республике Беларусь………………..17
2.2 Пути совершенствования социальной политики Республики Беларусь……24
Заключение…………………………………………………………………….........32
Список использованных источников…….………………………………..………34
Приложение А Проблема распределения доходов……………………………….36
Приложение Б Динамика МПБ, БПМ, доходов населения, государственных пособий…………………………………………………………….37
Приложение В Динамика размеров стипендий и численность обучающихся в учреждениях……………………………………………………....38
Приложение Г Динамика спроса и предложения рабочей силы и регистрации безработных……………………………………………………….39
Приложение Д Естественное движение населения Республики Беларусь……..40

Файлы: 1 файл

Социальная политика в условиях переходной экономики (на примере одной из стран СНГ).doc

— 952.00 Кб (Скачать файл)

Исходя из распределения дохода по его величине можно построить кривую, которую называют кривой концентрации или кривой Лоренца, позволяющую судить об уровне неравенства (рисунок А.3, приложение А).

Каждая точка кривой Лоренца показывает, какую долю в суммарном доходе имеет то или иное число семей с определенным уровнем дохода. Например, на долю 60% населения с наименьшим уровнем дохода приходится 33% совокупного дохода. Если бы все семьи имели одинаковый уровень дохода и, таким образом, 20% семей с низшим уровнем дохода получали бы 20% совокупного дохода. 40% семей — 40% совокупного дохода и т. д., то в распределении дохода наблюдалось бы абсолютное равенство и кривая Лоренца совпала бы с биссектрисой К. Заштрихованная область М, расположенная между линией абсолютного равенства и кривой фактического распределения L, отражает уровень неравенства в распределении дохода. Чем больше эта область, тем выше неравенство.

Количественно степень  неравенства в распределении дохода можно выразить с помощью коэффициента Джини Кдж. Он обозначает индекс концентрации доходов и измеряется от 0 до 1 по мере перехода от полного равенства (0) до положения, когда все доходы достаются одному человеку (1). Коэффициент Кдж  определяется как отношение площади М к площади N:

                                                                                                                  (1)

 

Таким образом, присутствие социальной несправедливости всегда чревато обострением экономических противоречий и политически опасно. Обеспечение социальной справедливости не означает абсолютную ликвидацию неравенства, основными критериями которого во все времена принято считать собственность, власть, престиж и доход. Произведенный в экономике совокупный доход распределяется в соответствии с вкладом в его создание всех факторов производства. Результатом этого первичного распределения являются факторные доходы (заработная плата, прибыль, процент, рента), размеры которых зависят от конкурентных условий. Доходы индивидов, не владеющих ни одним из факторов производства, служат результатом перераспределения, или вторичного (персонального) распределения функциональных доходов (пенсии, пособия, стипендии). Для оценки уровня доходов применяют понятия номинального, располагаемого и реального доходов. Степень неравномерности распределения доходов рассчитывают с помощью кривой Лоренца и коэффициента Джини, показывающих степень отклонения фактического распределения доходов от уравнительного, абсолютно равномерного распределения.

 

 

1.3 Основные  показатели социального развития

 

 

Уровень жизни выражается с помощью системы количественных и качественных показателей. Они включают в себя общий объем потребляемых материальных благ и услуг или потребление основных продуктов питания надушу населения, реальные доходы населения, структуру потребления, уровень потребления продовольственных и непродовольственных товаров, продолжительность рабочего дня, свободного времени и его структуру, уровень развития социальной сферы [8, с. 682].

Основными показателями (индикаторами) уровня жизни являются: [21, с. 237]

  • доходы населения (среднедушевые номинальные и реальные доходы, показатели дифференциации доходов, номинальная и реальная начисленная средняя заработная плата, средний и реальный размер назначенной пенсии, величина прожиточного минимума и доля населения с доходами ниже прожиточного уровня, минимальные размеры заработной платы и пенсии и пр.;
  • жилье (общая площадь занимаемого жилья на одного жителя);
  • здравоохранение (число больничных коек на 1000 жителей);
  • образование (число вузов и средних специальных учебных заведений, удельная доля студентов в численности населения);
  • культура (издание книг, брошюр, журналов);
  • отдых и туризм;
  • недвижимость и наличие товаров длительного пользования;
  • питание (калорийность, состав продуктов);
  • демографические тенденции (показатели ожидаемой продолжительности жизни, рождаемости, смертности, брачности, разводимости);
  • безопасность (число зарегистрированных преступлений).

Для представления об уровне жизни необходимо иметь определенный стандарт, с которым можно сравнивать фактические данные. В роли такого стандарта выступает «потребительская корзина», включающая набор благ и услуг, соответствующий определенному уровню потребления. При этом необходимо разграничивать минимальную и рациональную потребительские корзины [8, с. 683].

Минимальная потребительская  корзина рассчитывается для стандартной семьи, состоящей из четырех человек, из которых двое — дети школьного возраста. Она представляет собой тот минимально допустимый потребительский набор, сокращение которого становится социально неприемлемым. Отсюда и понятие прожиточного минимума, или того денежного дохода, который обеспечивает удовлетворение минимально допустимых потребностей.

Рациональная потребительная корзина — это наиболее благоприятный набор товаров и услуг и их структура, которые рассчитываются на научной основе.

Для учета жизненного уровня населения используются индексы  стоимости жизни, количественно  выражающие относительное изменение степени материального благосостояния, социальных и культурных условий жизни населения, отдельных социальных групп. Уровень стоимости жизни определяется представительной структурой расходов среднего жителя (семьи) данной страны на приобретение соответствующей потребительской корзины товаров и услуг. Индекс стоимости жизни отражает изменения в стоимости потребительской корзины в результате происшедших изменений в уровне цен и тарифов. Исчисление индекса стоимости жизни осуществляется на основе учета структурных семейных расходов и выведения весов товарных коэффициентов. В связи с относительно быстрой динамикой структуры потребительских расходов их ежегодно пересматривают, обследуя семейные бюджеты и их структуры.

Индексы стоимости жизни  рассчитывают путем определения  среднего изменения рыночных цен  только на те товары и услуги, которые покупаются определенными слоями населения. Как правило, это рабочие и служащие. За основу расчета берутся розничные цены стандартного набора товаров и услуг. При этом сюда могут включаться и услуги, реализуемые вне розничной торговли. Их веса определяются по структуре потребительских расходов, установленной предшествующими обследованиями бюджетов принятых в расчет семей.

При оценке уровня и качества жизни следует различать значение и роль показателей и факторов. В. Ф. Майер, например, пишет: «...Необходимо четко различать показатели, характеризующие уровень жизни, как таковой, определяющие его высоту и качественное содержание, от факторов, его обусловливающих. К первым относятся все показатели, отражающие прямо или косвенно процесс личного потребления материальных и духовных благ, ко вторым — уровень развития производительных сил, характер развития производственных отношений, условия труда, природно-климатические условия и т. п.» [4, с. 78].

Следовательно, выявление  и классификация факторов и показателей уровня жизни населения являются необходимым условием его измерения.

Классификация    факторов    социально-экономического    развития       региона (страны),   оказывающих существенное   влияние на   уровень и  качество жизни   населения,   осуществляется   по различным   критериям   и   в зависимости от целей, масштабов и задач исследования.

Так, социально-экономическими факторами развития, объективно влияющими  на уровень жизни населения региона, являются: экономико-географическое положение; природно-климатические условия; природно-ресурсный потенциал; демографический потенциал и структура населения; структура и специализация хозяйства; финансовая обеспеченность; тип (уровень) социально-экономического развития региона.

В исследованиях проблем оценки уровня и качества жизни отдельных регионов нередко можно встретить пофакторный анализ данной интегральной оценки, включающей разные факторы, характеризующие повышение благосостояния населения.

Многие авторы выделяют главным образом факторы, оказывающие наибольшее влияние на снижение уровня жизни. Сюда относят:

  • низкий уровень оплаты труда;
  • рост масштабов открытой и скрытой безработицы и неполной занятости на предприятиях, усиление тенденции долговременной безработицы;
  • длительное время сохраняющуюся крупномасштабную задолженность по выплатам заработной платы, пенсий, детских и других социальных пособий.

Таким образом, для характеристики благосостояния используются такие  показатели, как прожиточный минимум, уровень стоимости жизни, качество жизни. Прожиточный минимум определяется минимальным объемом благ, необходимых для поддержания воспроизводства населения. Уровень стоимости жизни определяется структурой расходов среднего жителя (семьи) на приобретение соответствующей потребительской корзины товаров и услуг. Качество жизни помимо совокупности благ и услуг включает в себя здоровье нации, физическое развитие, уровень образования, условия и безопасность труда, возможности полезного использования свободного времени, состояние экологии.

 

 

2 Социальная политика в Республике Беларусь

 

 

2.1 Особенности  социальной политики в Республике  Беларусь

 

 

Исходя из рисунка Б.1, приложение Б минимальный потребительский бюджет и бюджет прожиточного минимума за 2000-август 2011гг. имеют тенденцию к росту и к августу 2011г. МПБ составил 677 тыс. руб. (что на 230,8 тыс. руб. больше по сравнению с 2010г. и на 447,7 тыс. руб. по сравнению с 2005г.). БПМ в августе 2011г. составил 442 тыс. руб. и увеличился по сравнению с 2010г. на 166,8 тыс. руб., а по сравнению с 2005г. увеличился в 3 раза. Однако если учитывать, что инфляция за восемь месяцев 2011г. составила 58,3%, то данные увеличения являются в реальном значении являются меньшими, чем номинальные.

В январе-июле 2011г. общий  объем денежных доходов населения составил 79,9 трлн. рублей и по сравнению с январем-июлем 2010 г. увеличился на 38,8%. Реальные денежные доходы (денежные доходы, рассчитанные с учетом изменения индекса потребительских цен на товары и услуги) увеличились на 10,2% (рисунок Б.2, приложение Б).

Реальные располагаемые денежные доходы (денежные доходы за вычетом налогов, сборов и взносов, скорректированные на индекс потребительских цен на товары и услуги) в январе-июле 2011 г. по сравнению с январем-июлем 2010 г. увеличились на 8,3% при прогнозе роста на 2011 год на 8-9,5%.

В августе 2011 г. были увеличены  размеры пенсий, выплачиваемых органами по труду, занятости и социальной защите.

Средний размер назначенных  пенсий составил 767,1 тыс. рублей, что  в 2,1 раза превышает бюджет прожиточного минимума для пенсионеров. Средний размер пенсий по возрасту составил 795,2 тыс. рублей, по инвалидности -706,2 тыс. рублей, по случаю потери кормильца - 511,3 тыс. рублей, социальных пенсий - 411,6 тыс. рублей.

Реальный размер назначенных  пенсий (пенсий, рассчитанных с учетом изменения индекса потребительских цен на товары и услуги) в августе 2011 г. по сравнению с августом 2010 г. уменьшился на 10%, по сравнению с июлем 2011 г. увеличился на 5,3%.

Важнейшей составляющей системы социальной защиты является пенсионное обеспечение. В настоящее время в органах по труду, занятости и социальной защите различные виды пенсий получает более 2,4 млн. человек [5].

Гарантированное Конституцией Республики Беларусь право на пенсионное обеспечение реализуется через  Закон Республики Беларусь «О пенсионном обеспечении» (далее – Закон), другие законодательные акты.

Законом закреплены условия  предоставления трудовых пенсий по возрасту, по инвалидности, по случаю потери кормильца, за выслугу лет, за особые заслуги  перед республикой.

Право на трудовую пенсию по возрасту на общих основаниях предоставляется мужчинам - по достижении 60 лет при стаже работы не менее 25 лет, женщинам - по достижении 55 лет при стаже работы не менее 20 лет. Обязательным условием для реализации права на пенсию является наличие не менее 5 лет работы с уплатой обязательных страховых взносов.

При исчислении размера  пенсии учитывается стаж работы до назначения пенсии и заработок, с  которого уплачивались обязательные страховые  взносы. До 2000 года пенсия исчислялась  из заработка за любые 5 лет подряд из последних 15 лет работы. С 2000 года указанные периоды увеличиваются на 1 год (в 2000 году пенсия исчислялась из заработка за любые 6 лет подряд из последних 16 лет работы, в 2001 году – за 7 лет из последних 17 лет и т.д.).

Минимальный размер трудовой пенсии по возрасту установлен в размере 25 процентов наибольшей величины бюджета  прожиточного минимума в среднем  на душу населения, утвержденного Правительством Республики Беларусь за два последних  квартала (статья 23 Закона).

Минимальный размер трудовой пенсии по инвалидности I и II групп установлен в размере 100 процентов, по III группе - 50 процентов, матерямгероиням (независимо от группы инвалидности) - 100 процентов  минимального размера пенсии по возрасту (статья 31 Закона).

Минимальный размер трудовой пенсии по случаю потери кормильца установлен в размере 100 процентов минимального размера пенсии по возрасту, детям-сиротам, лицам из числа детей-сирот (при  условии неполучения в связи  со смертью родителя ежемесячной  страховой выплаты) – 200 процентов минимального размера пенсии по возрасту (статья 38 Закона).

Информация о работе Социальная политика в условиях переходной экономики (на примере одной из стран СНГ)