Социальная политика в условиях переходной экономики (на примере одной из стран СНГ)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2013 в 22:19, курсовая работа

Описание работы

. Цель работы: изучить социальную политику в условиях переходной экономике на примере Республики Беларусь. Методы исследования: сравнительного анализа, экспертных оценок и группировок.
Для того чтобы достичь цели данной курсовой работы необходимо решить ряд задач:
1. Рассмотреть сущность, цели и задачи социальной политики.
2. Изучить обеспечение социальной справедливости.
3. Выявить основные показатели социального развития.
4. Найти особенности социальной политики в Республике Беларусь.
5. Проанализировать пути совершенствования социальной политики Республики Беларусь.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………….…………..5
1 Социальная политика как основа обеспечения социальной справедливости населения……………………………………………………………………………..6
1.1 Сущность, цели и задачи социальной политики………………………………6
1.2 Обеспечение социальной справедливости……………………………………10
1.3 Основные показатели социального развития……………………………...…14
2 Социальная политика в Республике Беларусь………………………………….17
2.1 Особенности социальной политики в Республике Беларусь………………..17
2.2 Пути совершенствования социальной политики Республики Беларусь……24
Заключение…………………………………………………………………….........32
Список использованных источников…….………………………………..………34
Приложение А Проблема распределения доходов……………………………….36
Приложение Б Динамика МПБ, БПМ, доходов населения, государственных пособий…………………………………………………………….37
Приложение В Динамика размеров стипендий и численность обучающихся в учреждениях……………………………………………………....38
Приложение Г Динамика спроса и предложения рабочей силы и регистрации безработных……………………………………………………….39
Приложение Д Естественное движение населения Республики Беларусь……..40

Файлы: 1 файл

Социальная политика в условиях переходной экономики (на примере одной из стран СНГ).doc

— 952.00 Кб (Скачать файл)

На 1 июля 2011 г. на учете  в центрах состоит более 1,6 млн. человек (в т.ч. 131,1 тыс. одиноких граждан  пожилого возраста; более 557,5 тыс. одиноко  проживающих пожилых граждан; более 9,3 тыс. лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; 58,6 тыс. многодетных семей; 126,7 тыс. неполных семей; около 22 тыс. семей, воспитывающих детей-инвалидов; около 7,2 тыс. граждан, освободившихся из мест лишения свободы).

Система государственной адресной социальной помощи, созданная в Республике Беларусь в 2001 году, направлена на оказание временной материальной поддержки малообеспеченным гражданам и семьям, содействие в преодолении трудной жизненной ситуации [5].

Принятие решения о  предоставлении государственной адресной социальной помощи, а также выдача справки о предоставленной государственной адресной социальной помощи являются административными процедурами, осуществляемыми органами по труду, занятости и социальной защите по заявлениям граждан в соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 26 апреля 2010 г. № 200 «Об административных процедурах, осуществляемых государственными органами и иными организациями по заявлениям граждан» (пункт 2.33. и 2.34. Перечня административных процедур, осуществляемых государственными органами и иными организациями по заявлениям граждан).

За период январь - июнь 2011 года государственная адресная социальная помощь предоставлена 67,2 тыс. человек  на общую сумму около 25,6 млрд. рублей, средний размер ежемесячного социального пособия составил в среднем 58,5 тыс. рублей в месяц на одного человека, а единовременного – 282 тыс. рублей. Социальное пособие на оплату технических средств социальной реабилитации назначено почти 9,5 тыс. человек на общую сумму около 6 млрд. рублей.

Таким образом, в январе-июле 2011 г. общий объем денежных доходов населения составил 79,9 трлн. рублей и по сравнению с январем-июлем 2010 г. увеличился на 38,8% при росте потребительских цен на товары и услуги за этот период на 25,9%. За январь-август 2011 года в республику прибыло 11 203 человека и выбыло 4 386, миграционный прирост составил 6 817 человек. На 1 июля 2011 г. на учете в центрах состоит более 1,6 млн. человек. За период январь - июнь 2011 года государственная адресная социальная помощь предоставлена 67,2 тыс. человек на общую сумму около 25,6 млрд. БПМ равен в среднем на душу населения равен 442 360 рублей, минимальный потребительский бюджет в семьи из 4-х человек составил 675 980 рублей. За январь-август 2011 года в республике родилось 71 276 детей, что на 469 человек меньше, чем за соответствующий период 2010 года, умерло – 91 286 человек, или меньше на 238 человек. На 01.08.2011 в органы по труду, занятости и социальной защите поступили сведения о наличии 57,7 тыс. вакансий, что составило 104,3 процента к уровню 2010 года. Количество учащихся на 10000 человек населения за 2010/11 учебный год составило 177 человек.  В январе-июле 2011 г. денежные доходы в расчете на душу населения в целом по республике составили 1 204,3 тыс. рублей в месяц.

 

 

2.2 Пути совершенствования  социальной политики Республики  Беларусь

 

 

По-прежнему ощутим разрыв в заработках по регионам и видам  деятельности. Так, в Минске номинальная  начисленная среднемесячная зарплата (2 416,1 тыс. Br) на 30,3% выше, чем в среднем по стране. В то же время в Брестской области зарплата на 32,6% ниже, чем в столице, в Витебской — на 30,3%, в Гомельской — на 28,4%, Гродненской — на 30,4%, Минской — на 24%, Могилевской — на 29,8%. В промышленности средняя зарплата в июле 2011 г. составила 2076 тыс. Br, в строительстве — 2098,7 тыс. Br, на транспорте и в связи — 2024,7 тыс., в сельском хозяйстве, охоте и лесном хозяйстве — 1331 тыс., в образовании — 1348,2 тыс. Br, в т.ч. учителей — 1564,5 тыс., профессорско-преподавательского состава — 2213 тыс. Br. Зарплата работников здравоохранения и предоставления социальных услуг в июле текущего года сложилась в размере 1491,3 тыс. Br, в т.ч. в области здравоохранения — 1527,2 тыс. Br, у врачей — 2536 тыс., среднего медперсонала — 1464,1 тыс. Br. [6].

В бюджетных организациях номинальная начисленная среднемесячная зарплата в I полугодии 2011 г. составила 1350,8 тыс. Br, в т.ч. в июне — 1497,2 тыс., и по сравнению с маем 2011 г. увеличилась  на 7%, или на 98,4 тыс. Br. При этом реальная зарплата бюджетников в I полугодии 2011 г. по сравнению с январем–июнем 2010 г. увеличилась на 29,6%, в июне по сравнению с маем 2011 г. уменьшилась на 1,5%.

Лидируют по заработкам работники сферы, связанной с  вычислительной техникой, чья средняя  зарплата достигла в июле 5091,7 тыс. Br. Они значительно опередили нефтепереработку (3806,9 тыс. Br), деятельность в области архитектуры, оказания инженерных услуг (3327,1 тыс.), воздушного транспорта (3300,8 тыс.), химическое производство (3222,4 тыс.), финансовую деятельность (3060,95 тыс.), обработку вторичного сырья (3020,6 тыс. Br), добычу топливно-энергетических полезных ископаемых (2855,6 тыс.), горнодобывающую (2680,95 тыс.) и автомобильную промышленность (2595,5 тыс.), а также деятельность в области радиовещания и телевидения (2548,5 тыс.). На этих бойцах идеологического фронта и заканчивается список обладателей приснопамятной 500-долларовой зарплаты (опять-таки по официальному курсу). Если же считать по рыночному курсу, то июльская средняя зарплата в стране не дотягивает до 265 USD, т.е. стала ниже, чем в Китае. Таким образом, Беларусь «вернула» себе одно из главных конкурентных преимуществ, чуть было не утраченное в прошлом году, — дешевизну рабочей силы.

Беларусь до сих пор  не смогла преодолеть тенденции убыли населения. Остановить вырождение народа и подготовить задел для роста его численности — такие цели поставлены в Национальной программе демографической безопасности на 2011–2015 годы, утвержденной Указом от 11.08.2011 № 357. На ее реализацию планируют выделить 0,77 трлн. Br, еще около 5 трлн. Br потратят на выплату пособий по уходу за детьми [19].

Впечатляют масштабы демографической проблемы, детально изложенные в документе. С начала 90-х годов ХХ века в республике наблюдается устойчивая депопуляция. Абсолютная убыль населения за 1993–2010 гг. составила свыше 750 тыс. человек.

Главной причиной этого  авторы программы считают низкий уровень рождаемости, обеспечивающий воспроизводство населения только на 65%. В 2010 г. суммарный коэффициент  рождаемости составил 1,49 на одну женщину при необходимом для простого воспроизводства населения 2,15. Второй ключевой причиной явился высокий уровень смертности, в т.ч. среди граждан трудоспособного возраста. В частности, по данным Всемирной организации здравоохранения, в Беларуси смертность мужчин в возрасте 15–60 лет в 3– 4,5 раза выше, чем в ЕС. Мы отстаем от развитых стран по показателю ожидаемой продолжительности жизни на 11–15 лет у мужчин (64,7 года) и на 5–10 лет у женщин (76,4 года). Как показывают прогнозные расчеты, при сохранении современного уровня рождаемости и смертности численность населения страны может сократиться вдвое уже через 50 лет, т.е. республика рискует подойти к «точке невозврата», после которой демографические процессы станут необратимыми, отмечается в программе.

В предыдущую пятилетку  реализация аналогичной программы  не позволила переломить основные негативные тенденции. С одной стороны, общий  коэффициент рождаемости увеличился с 9,9 до 11,4 на 1000 человек, по показателям  материнской и детской смертности страна вышла на европейский уровень, с 36 тыс. до 18,8 тыс. человек в год уменьшилась убыль населения. С другой стороны, достигнутые результаты, в частности, по рождаемости, не приобрели еще устойчивого характера. В 2010 г. количество новорожденных сократилось на 1140 человек [16].

Помочь пополнить ряды белорусов должны информационные методы воздействия. К 2015 г. долю теле- и радиоэфира, пропагандирующего здоровый образ  жизни и институт семьи, запланировано  довести до 3,5%. Остается надеяться, что поток этой пропаганды будет услышан и люди, прямо от экрана телевизоров отправятся крепить свои здоровье и семьи. Правда, не совсем понятно, каким образом это коснется многочисленных иностранных каналов, вещающих на Беларусь.

Остановить убыль населения  страны только за счет рождаемости в ближайшие 5 лет вряд ли удастся. Поэтому особая роль отводится привлечению внешних мигрантов. Им будет оказываться финансовая помощь при переезде и в период обустройства в Беларуси. Минтруда и МВД обещают учесть негативный миграционный опыт Западной Европы, где выходцы из Азии обострили криминогенную обстановку. Белорусам обещано привлечение «наиболее качественного состава мигрантов» преимущественно из стран-соседей. Что заманит лучших людей сопредельных стран в наши края не за покупками, а на постоянное место жительства, в программе не уточняется.

По результатам модульного выборочного обследования, проведенного Белстатом, выяснилось, что 2/3 из 5800 опрошенных домашних хозяйств удовлетворены своими жилищными условиями [15].

Основной причиной неудовлетворенности  жилищными условиями 38,1% респондентов назвали недостаточную площадь, 28,6% — отсутствие отдельного жилья, 18,2% — отсутствие коммунальных услуг. Первые две проблемы больше всего  беспокоят горожан (46,2 и 34,6% опрошенных соответственно), а последняя — сельских жителей (52,4%).

Качеством предоставляемых  коммунальных услуг в целом по республике полностью довольны 32,4% домохозяйств, 45,9% — скорее удовлетворены, 18% — скорее не удовлетворены и  только 3,7% — совершенно не удовлетворены. Интересно, что среди горожан удельный вес удовлетворенных качеством коммунальных услуг (77,1%) ниже, чем среди жителей села (81,4%).

Среди учреждений системы  здравоохранения наиболее территориально доступными для населения республики являются аптеки. До них 70,5% домашних хозяйств пешком добирается не более чем за 15 минут. А вот до ближайших организаций здравоохранения, оказывающих амбулаторную помощь (поликлиник, фельдшерско-акушерских пунктов и т.п.), за это время успевает дойти только 41,5% домашних хозяйств, а 25,3% приходится 16–30 минут ехать на транспорте.

Отметим, что у опросов  на тему удовлетворенности населения  чем-либо есть странная психологическая  особенность. Как правило, больше всего  недовольства высказывают там, где  больше всего благополучия. Например, в сверхкомфортных Швейцарии и скандинавских странах царит вечное недовольство и боязнь снижения уровня жизни.

Заработная плата, как  известно, является главным источником повышения уровня жизни, основным средством побуждения человека к высокопроизводительному и качественному труду. Именно она в контексте формирования эффективного рынка рабочих ресурсов должна стимулировать высокопроизводительный труд и способствовать росту доходов [20, с. 26].

За прошедшую пятилетку  номинальная заработная плата в стране выросла в 2,7 раза, реальная - в 1,6 раза.

Политика оплаты труда  в нашей стране основывается на сочетании  государственных и рыночных механизмов регулирования при постепенном расширении прав субъектов хозяйствования, развитии коллективно-договорных форм при установлении параметров заработной платы в реальном секторе экономики.

Государственное регулирование оплаты труда сохранено только в бюджетном секторе экономики. Необходимость исключения излишнего регулирования рынка труда, как известно, была определена положениями Директивы № 4.

В целях реализации новых  подходов к совершенствованию оплаты труда 10 мая 2011 года принят Указ Президента Республики Беларусь № 181 «О некоторых мерах по совершенствованию государственного регулирования в области оплаты труда», которым предусмотрено:

- придание рекомендательного характера применению Единой тарифной сетки работников Республики Беларусь (ЕТС) и расширение прав субъектов предпринимательской деятельности в части формирования условий оплаты труда их работников;

- расширение прав нанимателей в вопросах повышения тарифных ставок (окладов) работников и установления выплат стимулирующего характера;

- упорядочение действующей  нормативной правовой базы, регулирующей условия оплаты труда в реальном секторе экономики.

Нормы указа не отменяют применение ЕТС при установлении оплаты труда работников, а предоставляют нанимателю право выбора - начислять заработную плату работникам на основе ЕТС либо без нее.

Все это будет способствовать формированию рыночных стимулов для повышения инновационной активности всех субъектов хозяйствования и созданию благоприятного климата для развития предпринимательской инициативы и привлечения инвестиций в республику. А в конечном итоге -повышению благосостояния белорусского народа и повышению его трудовой активности.

Система оплаты труда  должна быть понятной каждому представителю трудового коллектива, справедливой, учитывающей профессиональные знания и умения работников, степень их влияния на конечный результат и эффективность деятельности. Наличие в коммерческой организации правильно выбранной системы оплаты труда, объективность заложенных в ней различий и уровней существенно влияют на отношение работников к своему делу, эффективность трудовой деятельности, а значит, и на успех предприятия в целом [20, с. 28].

Занятость населения  выступает главным условием получения доходов, гарантом повышения уровня жизни и социальной стабильности в обществе. Она является важнейшим индикатором национального благополучия и развития человеческого потенциала, эффективности проводимых структурных преобразований и их значимости для развития общества и отдельно взятого человека. Обеспечение занятости выступает основным связующим звеном между достижением экономического роста и созданием возможностей для развития личности.

В настоящее время  Министерство труда и социальной защиты планирует внести следующие дополнения в нормативные правовые акты, направленные на содействие в открытии собственного дела:

- увеличение размера финансовой поддержки безработных, организующих предпринимательскую деятельность, связанную с реализацией и внедрением научных исследований и разработок;

Информация о работе Социальная политика в условиях переходной экономики (на примере одной из стран СНГ)