Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2013 в 22:19, курсовая работа
. Цель работы: изучить социальную политику в условиях переходной экономике на примере Республики Беларусь. Методы исследования: сравнительного анализа, экспертных оценок и группировок.
Для того чтобы достичь цели данной курсовой работы необходимо решить ряд задач:
1. Рассмотреть сущность, цели и задачи социальной политики.
2. Изучить обеспечение социальной справедливости.
3. Выявить основные показатели социального развития.
4. Найти особенности социальной политики в Республике Беларусь.
5. Проанализировать пути совершенствования социальной политики Республики Беларусь.
Введение………………………………………………………………….…………..5
1 Социальная политика как основа обеспечения социальной справедливости населения……………………………………………………………………………..6
1.1 Сущность, цели и задачи социальной политики………………………………6
1.2 Обеспечение социальной справедливости……………………………………10
1.3 Основные показатели социального развития……………………………...…14
2 Социальная политика в Республике Беларусь………………………………….17
2.1 Особенности социальной политики в Республике Беларусь………………..17
2.2 Пути совершенствования социальной политики Республики Беларусь……24
Заключение…………………………………………………………………….........32
Список использованных источников…….………………………………..………34
Приложение А Проблема распределения доходов……………………………….36
Приложение Б Динамика МПБ, БПМ, доходов населения, государственных пособий…………………………………………………………….37
Приложение В Динамика размеров стипендий и численность обучающихся в учреждениях……………………………………………………....38
Приложение Г Динамика спроса и предложения рабочей силы и регистрации безработных……………………………………………………….39
Приложение Д Естественное движение населения Республики Беларусь……..40
Минимальный размер трудовой пенсии за выслугу лет установлен в размере 100 процентов минимальной пенсии по возрасту (статья 50 Закона).
Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 22 декабря 1999 г. № 1976 к трудовым пенсиям, исчисленным в минимальном размере, установлена доплата в размере 15 процентов средней заработной платы работников в республике, применяемой для корректировки фактического заработка пенсионера при назначении и перерасчете пенсий в связи с ростом средней заработной платы в соответствии со статьей 70 Закона (далее – доплата к минимальным пенсиям). С 1 июня 2011 г. на основании постановления Совета Министров Республики Беларусь от 26 мая 2011 г. № 667 её размер увеличен до 20 процентов [5].
Одним из приоритетных направлений
государственной социальной политики
в области пенсионного
В соответствии со статьей 70 Закона перерасчет трудовых пенсий в связи с ростом средней заработной платы работников в республике осуществляется, если ее рост в истекшем квартале по сравнению с аналогичной величиной, примененной при предыдущем перерасчете пенсий, составил более 15 процентов. В случае, если за календарный год оснований для перерасчета пенсий не возникнет, с 1 ноября трудовые пенсии перерасчитываются в обязательном порядке на основании средней заработной платы работников в республике за III квартал.
Одновременно с таким
В соответствии со статьей 69 Закона минимальные трудовые пенсии и социальные пенсии, а также надбавки к пенсиям и повышения пенсий перерассчитываются при изменении бюджета прожиточного минимума в среднем на душу населения.
По состоянию на 1 января 2011 г. В Республике Беларусь проживало 37,5 тыс. ветеранов Великой Отечественной войны (из них участников Великой Отечественной войны – 26,8 тыс. человек, в том числе инвалидов Великой Отечественной войны 1 и 2 групп – 7,7 тыс. человек), членов семей погибших в годы войны – 3,1 тыс. человек, одиноких пожилых людей – 155,0 тыс. человек [5].
В связи с празднованием 65-годовщины Победы в Великой Отечественной войне в соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 17 февраля 2010 г. № 69 единовременная материальная помощь выплачена 81тыс. человек общую сумму 15,6 млрд. рублей.
В соответствии с Планом подготовки и проведения мероприятий по празднованию 65-й годовщины освобождения Республики Беларусь от немецко-фашистских захватчиков и Победы советского народа в Великой Отечественной войне, утверждённым Указом Президента Республики Беларусь от 25 февраля 2008 г. №110, проведены обследования ветеранов Великой Отечественной войны. По результатам обследования данной категории граждан оказана необходимая помощь.
По состоянию на 1 января 2011 г. на учете в органах по труду, занятости и социальной защите состоит 504,4 тыс. инвалидов, в том числе: инвалидов I группы – 73 тыс. человек; II группы – 269,7 тыс. человек; III группы – 136,1 тыс. человек; детей-инвалидов в возрасте до 18 лет – 25,6 тыс. человек. За 2010 год численность инвалидов сократилась на 2352 человека или 0,5 процента. Удельный вес инвалидов в общей численности населения республики составляет 5,3 процента.
В 2010 году завершилась реализация Государственной программы по предупреждению инвалидности и реабилитации инвалидов на 2006-2010 годы. Если в 2005 году показатель первичной инвалидности среди лиц трудоспособного возраста составлял 41,32 на 10 тыс. человек, то в 2010 году - 33,4 на 10 тыс. человек.
Наличие в обществе инвалидов обусловливает возрастание требований к созданию необходимых условий для их свободного перемещения в окружающей среде, независимого проживания [5].
В результате реализации
мероприятий Государственной
Это позволило увеличить удельный вес объектов, приспособленных к доступу инвалидов и других категорий физически ослабленных лиц, с 19,9 процента в 2006 году до 35 процентов в 2009 году в среднем по республике. По итогам реализации данной программы за 2007–2010 годы ожидается увеличение удельного веса указанных объектов до 50 процентов в среднем по республике.
В августе 2011г. размер государственных пособий семьям, воспитывающим детей до 3-х лет составил 442,4 тыс. руб., а после 3-х лет – 132,7 тыс. руб., что на 176,2 и 52,8 тыс. руб. соответственно или 66,19% и 66,08% соответственно. По сравнению с 2007г. размер государственных пособий семьям, воспитывающим детей до 3-х лет и после 3-х лет увеличился в 3,8 раза и 2,8 раза соответственно (рисунок Б.3, приложение Б).
За 2008-2010г. динамика размеров стипендий и других государственных трансфертов постоянно увеличивалась и к концу 2010г. составила 1331,6 млн. руб. по другим трансфертам и 310,3 млн. руб., что на 207,5 млн. руб. и 34,8 млн. руб. больше, чем за 2009г. или на 18,46% и на 12,63% соответственно (рисунок В.1, приложение В).
В каждом административном
районе Республике Беларусь созданы
и динамично развиваются
На 1 июля 2011 г. на учете в центрах состоит более 1,6 млн. человек (в т.ч. 131,1 тыс. одиноких граждан пожилого возраста; более 557,5 тыс. одиноко проживающих пожилых граждан; более 9,3 тыс. лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; 58,6 тыс. многодетных семей; 126,7 тыс. неполных семей; около 22 тыс. семей, воспитывающих детей-инвалидов; около 7,2 тыс. граждан, освободившихся из мест лишения свободы).
Для обеспечения принципа
доступности социального
Организована работа
73 бригад социального обслуживания
на мобильной основе, оказывающих
платные разовые социально-
Система государственной адресной социальной помощи, созданная в Республике Беларусь в 2001 году, направлена на оказание временной материальной поддержки малообеспеченным гражданам и семьям, содействие в преодолении трудной жизненной ситуации.
На сегодняшний
день вопросы предоставления
государственной адресной
Принятие решения о
предоставлении государственной адресной
социальной помощи, а также выдача
справки о предоставленной
За период январь - июнь 2011 года государственная адресная социальная помощь предоставлена 67,2 тыс. человек на общую сумму около 25,6 млрд. рублей, средний размер ежемесячного социального пособия составил в среднем 58,5 тыс. рублей в месяц на одного человека, а единовременного – 282 тыс. рублей. Социальное пособие на оплату технических средств социальной реабилитации назначено почти 9,5 тыс. человек на общую сумму около 6 млрд. рублей.
Основная сумма помощи в виде ежемесячного и единовременного социальных пособий выплачивается заявителям в денежной наличной форме. В натуральной форме за период январь - июнь 2011 года, то есть для неблагополучных семей, такие пособия назначены на сумму около 345,9 млн. рублей или 1,4 % от их общей суммы. В безналичной форме, в том числе для оплаты жилищно-коммунальных услуг, было перечислено около 304,4 млн. рублей или 1,6 % от общей суммы назначенной помощи в виде ежемесячного и единовременного социальных пособий.
Необходимо отметить, что за период январь - июнь 2011 года 71,2% или 33,9 тыс. человек ежемесячное социальное пособие было назначено сразу на 6 месяцев.
Важной составляющей социальной защиты населения Республики Беларусь является социальное страхование населения, которое осуществляет Фонд социальной защиты населения Республики Беларусь (далее Фонд) [13].
За счет средств государственного социального страхования назначено 9,5 млн. пособий (в 2009 году – 9,6 млн.). Расходы на их выплату составили 3060,3 млрд. руб. (на 21,6 % больше, чем в 2009 году).
Преобладало количество пособий по временной нетрудоспособности (3,9 млн. пособий). Расходы на их выплату составили 1209,4 млрд. руб. (39,5 % от общей суммы расходов на выплату пособий), что на 4,3 процентных пункта меньше, чем в 2009 году.
По республике на 1,6 % снижен показатель временной нетрудоспособности на 100 работающих (в 2009 году отмечался его рост на 11,7 %). Самый высокий уровень заболеваемости с временной нетрудоспособностью в Витебской области (821,5 дня), самый низкий – в Минской области (692,9 дня). В Могилевской и Витебской областях он увеличился.
По вопросам назначения и выплаты пособий органами Фонда было проведено 1309 семинаров с работниками рай(гор)отделов и с бухгалтерскими работниками плательщиков. В средствах массовой информации размещено 539 публикаций, проведено 113 выступлений по радио и телевидению.
Органами Фонда принимались все возможные меры по недопущению необоснованного расходования средств государственного социального страхования в случаях завышения плательщиками размера пособия по беременности и родам (проверки, в том числе с привлечением соответствующих компетентных органов, отстаивание интересов Фонда в судах и другие). Для правового урегулирования данной проблемы Фондом подготовлен проект постановления Совета Министров Республики Беларусь «О внесении дополнений и изменений в постановление Совета Министров Республики Беларусь от 30 сентября 1997 г. № 1290». В нем предлагается увеличить продолжительность периода, за который определяется среднедневной заработок для исчисления пособия, и установить зависимость размера пособия работающим женщинам от продолжительности уплаты за них обязательных страховых взносов на социальное страхование.
Численность обучающихся в учреждениях, обеспечивающих получение среднего специального и высшего образования, на 10 000 человек населения, на начало учебного года на 2010/11 учебный год (рисунок В.2, приложение В) составило 467 тыс. чел., что выше на 22 чел. (или на 5%) по сравнению с 2009/10 и на 58 чел. (или на 14,18%) выше, чем за 2006/07 учебный год. Количество учащихся на 10000 человек населения за 2010/11 учебный год составило 177 человек, что на 5 чел. больше, чем за прошлый учебный год и на 20 чел. больше по сравнению с 2006/07 учебным годом [14].
Увеличился спрос на рабочую силу. На 01.08.2011 в органы по труду, занятости и социальной защите поступили сведения о наличии 57,7 тыс. вакансий, что составило 104,3 процента к уровню 2010 года (рисунок Г.1, приложение Г) [16].
В январе – июле 2011 г. в органы по труду, занятости и социальной защиты обратилось за содействием в трудоустройстве 180,8 тыс. человек (93,5 процента от уровня 2010 года), из которых 109,1 тыс. человек зарегистрированы в качестве безработных (88,4 процента от уровня 2010 года). С учетом 52,5 тыс. граждан, состоящих на учете на 1 января 2011 г., всего нуждалось в трудоустройстве 233,3 тыс. человек, из них 142,2 тыс. безработных (рисунок Г.2, приложение Г).
Численность населения Республики Беларусь на 1 сентября 2011 года составила 9 468 тыс. человек и по сравнению с началом текущего года сократилась на 13,2 тыс. человек. Сокращение численности населения обусловлено превышением на 20 010 человек числа умерших над числом родившихся при положительном миграционном приросте 6 817 человек [14].
За январь-август 2011 года в республике родилось 71 276 детей, что на 469 человек меньше, чем за соответствующий период 2010 года, умерло – 91 286 человек, или меньше на 238 человек. Естественная убыль населения составила 20 010 человек (таблица Д.1, приложение Д).
За январь-август 2011 года по сравнению с соответствующим периодом прошлого года количество зарегистрированных браков увеличилось на 7,6%, количество разводов – на 8%. За январь-август 2011 года на 1 000 регистрируемых браков приходилось 460 разводов, за аналогичный период 2010 года – 459 [14].
За январь-август 2011 года в республику прибыло 11 203 человека и выбыло 4 386, миграционный прирост составил 6 817 человек.
В каждом административном
районе созданы и динамично