Социальная политика в условиях переходной экономики (на примере одной из стран СНГ)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2013 в 22:19, курсовая работа

Описание работы

. Цель работы: изучить социальную политику в условиях переходной экономике на примере Республики Беларусь. Методы исследования: сравнительного анализа, экспертных оценок и группировок.
Для того чтобы достичь цели данной курсовой работы необходимо решить ряд задач:
1. Рассмотреть сущность, цели и задачи социальной политики.
2. Изучить обеспечение социальной справедливости.
3. Выявить основные показатели социального развития.
4. Найти особенности социальной политики в Республике Беларусь.
5. Проанализировать пути совершенствования социальной политики Республики Беларусь.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………….…………..5
1 Социальная политика как основа обеспечения социальной справедливости населения……………………………………………………………………………..6
1.1 Сущность, цели и задачи социальной политики………………………………6
1.2 Обеспечение социальной справедливости……………………………………10
1.3 Основные показатели социального развития……………………………...…14
2 Социальная политика в Республике Беларусь………………………………….17
2.1 Особенности социальной политики в Республике Беларусь………………..17
2.2 Пути совершенствования социальной политики Республики Беларусь……24
Заключение…………………………………………………………………….........32
Список использованных источников…….………………………………..………34
Приложение А Проблема распределения доходов……………………………….36
Приложение Б Динамика МПБ, БПМ, доходов населения, государственных пособий…………………………………………………………….37
Приложение В Динамика размеров стипендий и численность обучающихся в учреждениях……………………………………………………....38
Приложение Г Динамика спроса и предложения рабочей силы и регистрации безработных……………………………………………………….39
Приложение Д Естественное движение населения Республики Беларусь……..40

Файлы: 1 файл

Социальная политика в условиях переходной экономики (на примере одной из стран СНГ).doc

— 952.00 Кб (Скачать файл)

- расширение возможностей  для организации профессионального обучения безработных основам предпринимательской деятельности посредством участия в учебных мероприятиях, проводимых некоммерческими организациями, объединениями промышленников и нанимателей, центрами поддержки предпринимательства.

С 2012 года в республике предусматривается проведение на постоянной основе ежеквартальных обследований домашних хозяйств по вопросам занятости на основе методологии Международной организации труда. Это даст возможность получать более полную информацию о структуре занятого населения, причинах незанятости граждан и позволит вырабатывать конкретные меры по вовлечению в экономику незанятого населения.

Важнейшим направлением работы, безусловно, является максимальное использование существующих резервов снижения затрат и повышения эффективности при строительстве жилья и других объектов, что предусматривает: [9, с. 28]

- совершенствование законодательства о ценообразовании с применением ресурсного метода формирования цен и разработки проектно-сметной документации в действующих ценах уже с января текущего года. Переход на действующие цены позволит инвесторам получить значительную экономию средств, ведь ранее при строительстве объекта в течение 2-3 лет только за счет индексации затраты увеличивались на четверть;

- проведение аукционов  в жилищном строительстве с понижением цены и формирование фиксированной цены на текущем уровне цен до завершения ввода дома.

С целью кардинального  повышения качества строительства предлагается:

- увеличить гарантийные  сроки эксплуатации по отдельным конструктивным элементам вводимых объектов до 5 лет;

- повысить ответственность  сторон за исполнение договоров  (контрактов) строительного подряда, ужесточить требования к приемке объектов в эксплуатацию;

- создать привлекательные  условия для застройщиков и  строительных организаций, осуществляющих строительство жилья для нуждающихся граждан и т.д.

Главные цели развития жилищно-коммунального хозяйства в текущей пятилетке остаются неизменными - это обеспечение населения доступными и качественными услугами, повышение надежности и эффективности функционирования жилищно-коммунальных систем жизнеобеспечения.

Основными направлениями  работы будут снижение затрат на оказываемые  населению жилищно-коммунальные услуги, повышение качества предоставления услуг и наращивание темпов капитального ремонта жилищного фонда, развитие государственно-частного партнерства и создание конкурентной среды в жилищно-коммунальном хозяйстве.

Предусматривается, что  общее снижение затрат в системе  ЖКХ в текущей пятилетке составит не менее чем 25 %, в том числе за счет оптимизации затрат и численности аппарата как в органах государственного управления, так и на уровне городских и областных структур, что позволит снизить нагрузку на бюджет.

По-прежнему не теряет остроты  проблема качества оказания услуг и капитального ремонта жилья. Здесь мы имеем наибольшее количество обращений граждан.

В связи с этим в  текущей пятилетке объем капитального ремонта жилых домов будет увеличен не менее чем в 2 раза, предусматривается отремонтировать более 4,8 тыс. жилых домов общей площадью 10,7 млн. кв. м.

Особое внимание необходимо обратить на то, что в условиях, когда  более 85 % жилых помещений находятся в частной собственности, государство продолжает нести затраты по их содержанию и эксплуатации. Неслучайно поэтому Президент Беларуси отметил, что к ремонту жилых домов необходимо активно привлекать собственников жилья, государство должно выполнять только те работы, которые не могут сделать сами жильцы (ремонт кровли, балконов и фасадов зданий). При постановке жилых домов на капитальный ремонт предлагается ввести обязательное условие - создание товариществ собственников для последующего обслуживания домов.

Следует отметить, что  на повышение качества оказываемых населению услуг заметно влияет возможность выбора организаций, которые эти услуги оказывают [9, с. 31].

Создание конкурентной среды в сфере ЖКХ, за исключением  естественных монополий, должно осуществляться на основе открытого конкурса, в котором государственные и частные организации будут иметь равные условия, в том числе на передачу в управление или аренду основных средств на период договорных отношений.

Необходимо смелее передавать в ведение частного бизнеса гостиничное, банное, озеленительное хозяйства, услуги по сбору, вывозу и переработке твердых бытовых отходов, санитарному содержанию улиц и дворовых территорий, оставив за государством контрольные функции и определение тарифной политики. Это позволит создать в сфере ЖКХ конкуренцию, снизить себестоимость и повысить качество оказываемых услуг. На это нацеливает нас и Директива главы государства от 31 декабря 2010 года № 4 «О развитии предпринимательской инициативы и стимулировании деловой активности в Республике Беларусь».

С учетом сложившейся ситуации приоритетными направлениями обеспечения социальной безопасности в настоящее время являются: [9, с. 28]

1) необходимость роста численности населения и развитие человеческого потенциала нации;

2) формирование парадигмы здорового образа жизни (осознание гражданами ответственности за собственное здоровье, соблюдение здорового образа жизни, отказ от вредных привычек);

3) повышение качества и обеспечение доступности высокотехнологичной медицинской помощи, снижение заболеваемости и смертности от социально значимых болезней;

4) формирование мотивации населения к эффективному труду и хозяйственной активности;

5) совершенствование механизма государственного регулирования заработной платы, направленного на повышение производительности и качества труда, эффективности хозяйствования во всех звеньях экономики. Доведение минимальной заработной платы до уровня минимального потребительского бюджета;

6) создание необходимых условий (организационных, правовых, социально-экономических), способствующих интеграции инвалидов в общество и экономику. Реформирование пенсионного обеспечения. Выведение минимальных пенсий всех видов на уровень бюджета прожиточного минимума. Усиление страховых принципов в пенсионной системе;

7) дальнейшее развитие системы государственных минимальных стандартов. Повышение качества образовательных услуг, услуг здравоохранения. Развитие сети и повышение качества социального обслуживания населения, осуществление перехода от заявительного принципа к выявительному. Развитие технологий социального обслуживания по принципу «одно окно»;

9) введение систем управления охраной труда, обеспечивающих профилактическую направленность решений в этой области и, прежде всего, в направлении разработки и внедрения методов прогнозирования основных тенденций, отражающих состояние условий и охраны труда на производстве. С целью повышения конкурентоспособности продукции белорусских производителей на международном рынке гармонизация систем управления охраной труда с международными нормами;

10) обеспечение полной производительной и свободно избранной занятости. Создание новых высокоэффективных рабочих мест. Увязка программ занятости населения в малых и средних городах с программами их социально-экономического развития. Регулирование трудовой миграции.

В условиях мирового финансово-экономического кризиса и либерализации экономики в Республике Беларусь появились дополнительные угрозы, которые могут повлиять на социальную безопасность. Прежде всего, это угрозы, связанные с обеспечением занятости населения и риском увеличения безработицы [13, с. 29].

Таким образом, главная цель социальной политики - поддержать тех, кто в силу своего социально-экономического положения не может участвовать в общественном производстве (пенсионеры, дети, инвалиды) или находится в трудной жизненной ситуации, по объективным причинам является малообеспеченным.

 

 

 

Заключение

 

 

Исходя из всего вышеизложенного  сделаем следующие выводы:

  1. Социальная политика — это система мер, направленных на достижение общественного благосостояния, улучшение качества жизни населения и обеспечение социальной стабильности в обществе. Цель реализации социальной политики для трудоспособного населения состоит в создании благоприятных условий для предпринимательства и труда. Для тех, кто в силу объективных обстоятельств не имеет возможности удовлетворить свои потребности путем трудового участия, социальная политика должна обеспечить защиту, помощь и поддержку.
  2. Основополагающим принципом реализации социальной политики является обеспечение социальной справедливости: с одной стороны, государство должно предоставить гражданам равенство стартовых условий существования, с другой — наиболее активные члены общества должны получать за свой труд больший объем благ и услуг. Основными направлениями социальной политики являются политика доходов, политика в сфере труда и трудовых отношений, социальная защита уязвимых слоев населения, развитие отраслей социальной инфраструктуры.
  3. Присутствие социальной несправедливости всегда чревато обострением экономических противоречий и политически опасно. Обеспечение социальной справедливости не означает абсолютную ликвидацию неравенства, основными критериями которого во все времена принято считать собственность, власть, престиж и доход. Произведенный в экономике совокупный доход распределяется в соответствии с вкладом в его создание всех факторов производства. Результатом этого первичного распределения являются факторные доходы (заработная плата, прибыль, процент, рента), размеры которых зависят от конкурентных условий. Доходы индивидов, не владеющих ни одним из факторов производства, служат результатом перераспределения, или вторичного (персонального) распределения функциональных доходов (пенсии, пособия, стипендии). Для оценки уровня доходов применяют понятия номинального, располагаемого и реального доходов. Степень неравномерности распределения доходов рассчитывают с помощью кривой Лоренца и коэффициента Джини, показывающих степень отклонения фактического распределения доходов от уравнительного, абсолютно равномерного распределения.
  4. Для характеристики благосостояния используются такие показатели, как прожиточный минимум, уровень стоимости жизни, качество жизни. Прожиточный минимум определяется минимальным объемом благ, необходимых для поддержания воспроизводства населения. Уровень стоимости жизни определяется структурой расходов среднего жителя (семьи) на приобретение соответствующей потребительской корзины товаров и услуг. Качество жизни помимо совокупности благ и услуг включает в себя здоровье нации, физическое развитие, уровень образования, условия и безопасность труда, возможности полезного использования свободного времени, состояние экологии.
  5. В январе-июле 2011 г. общий объем денежных доходов населения составил 79,9 трлн. рублей и по сравнению с январем-июлем 2010 г. увеличился на 38,8% при росте потребительских цен на товары и услуги за этот период на 25,9%. За январь-август 2011 года в республику прибыло 11 203 человека и выбыло 4 386, миграционный прирост составил 6 817 человек. На 1 июля 2011 г. на учете в центрах состоит более 1,6 млн. человек. За период январь - июнь 2011 года государственная адресная социальная помощь предоставлена 67,2 тыс. человек на общую сумму около 25,6 млрд. БПМ равен в среднем на душу населения равен 442 360 рублей, минимальный потребительский бюджет в семьи из 4-х человек составил 675 980 рублей. За январь-август 2011 года в республике родилось 71 276 детей, что на 469 человек меньше, чем за соответствующий период 2010 года, умерло – 91 286 человек, или меньше на 238 человек. На 01.08.2011 в органы по труду, занятости и социальной защите поступили сведения о наличии 57,7 тыс. вакансий, что составило 104,3 процента к уровню 2010 года. Количество учащихся на 10000 человек населения за 2010/11 учебный год составило 177 человек.  В январе-июле 2011 г. денежные доходы в расчете на душу населения в целом по республике составили 1 204,3 тыс. рублей в месяц
  6. Главная цель социальной политики - поддержать тех, кто в силу своего социально-экономического положения не может участвовать в общественном производстве (пенсионеры, дети, инвалиды) или находится в трудной жизненной ситуации, по объективным причинам является малообеспеченным.

 

 

 

Список использованных источников

 

 

  1. Баликоев, В.З. Общая экономическая теория: учебник / В.З. Баликоев. – Москва: Издательство «Омега-Л», 2008. – 732 с.
  2. Борисов, Е.Ф. Экономическая теория: учебник. – 3-е изд., перераб. и доп. / Е.Ф. Борисов. – Москва: Юрайт-Издат, 2005. – 399 с.
  3. Вечканов, Г.С. Макроэкономика: учебное пособие, экспресс-курс / Г.С. Вечканова, Г.Р. Вечкановой. – СПб.: Питер, 2008. – 240 с.
  4. Горелова, Н.А. Политика доходов и качество жизни населения: учебник. / Н.А. Горелова - СПб.: Питер, 2003. - 652с.
  5. Государственная социальная поддержка [Электронный ресурс] / Официальный сайт Министерства труда Республики Беларусь. - Минск, 2011г. - Режим доступа: http://mintrud.gov.by/ru/gsp/gsp. - Дата доступа: 23.10.2011.
  6. Жизнь по средствам [Электронный ресурс] / Официальный сайт Экономической газеты. - Минск, 2011г. - Режим доступа: http://neg.by/publication/2011_08_26_15052.html. - Дата доступа: 23.10.2011.
  7. Ивашковский, С.Н. Макроэкономика: Учебник. 2-е изд., испр., доп. / С.Н. Ивашковский. - Москва: Дело, 2007. - 472 с.
  8. Иохин, В.Я. Экономическая теория: учебник / В.Я. Иохин. – Москва: Экономистъ, 2005. – 861 с.
  9. Калинин, А. Интересы экономики – интересы населения / А. Калинин. Экономика Беларуси. – 2011. - №1. – С. 28-34.
  10. Курс экономической теории: учебник / М.Н. Чепурин [и др.]; под общ. ред. М.Н. Чепурина, Е.А. Киселевой. – Киров: АСА, 2005. – 831 с.
  11. Лемешевский, И.М. Макроэкономика: мировой опыт и белорусская практика: учебное пособие / И.М. Лемешевский. – Минск: ФУАинформ, 2009. – 672 с.
  12. Макроэкономика: учеб. пособие / А.В. Бондарь [и др.]. - Минск: БГЭУ, 2007. - 415 с.
  13. Морова, А.П. Безопасность Республики Беларусь в социальной сфере / А.П. Морова. Проблемы управления. – 2011. - №1. – С. 25-29.
  14. О демографической ситуации за январь-август 2011 г. [Электронный ресурс] / Официальный сайт Национального статистического комитета Республики Беларусь. - Минск, 2011г. - Режим доступа: http://belstat.gov.by/homep/ru/indicators/pressrel/demogr.php. - Дата доступа: 23.10.2011.
  15. Почти всем довольны [Электронный ресурс] / Официальный сайт Экономической газеты. - Минск, 2011г. - Режим доступа: http://neg.by/publication/2011_08_16_15016.html. - Дата доступа: 23.10.2011.
  16. Рынок труда в Республике Беларусь за январь – июль 2011 г. [Электронный ресурс] / Официальный сайт Министерства труда Республики Белару. - Минск, 2011г. - Режим доступа: http://mintrud.gov.by/ru/activity/sostojanie. - Дата доступа: 23.10.2011.
  17. Сажина, М.А. Экономическая теория: учебник / М.А. Сажина, Г.Г. Чибрикова. – Москва: Норма, 2007. – 672 с.
  18. Социально-экономическое положение Республики Беларусь: статистический ежегодник. – Минск: НСКРБ, 2011. – 634 с.
  19. Спасти белорусов за шесть триллионов рублей [Электронный ресурс] / Официальный сайт Экономической газеты. - Минск, 2011г. - Режим доступа: http://neg.by/publication/2011_08_23_15037.html. - Дата доступа: 23.10.2011.
  20. Щеткина, М. Формировать эффективный рынок труда / М. Щеткина. Экономика Беларуси. – 2011. - №2. – С. 26-30.
  21. Экономическая теория: макроэкономика: учебно-методический комплекс / Т.В. Юрьева, Е.А. Марыганова. – Москва: 2008. – 286 с.

Информация о работе Социальная политика в условиях переходной экономики (на примере одной из стран СНГ)