Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2013 в 22:19, курсовая работа
. Цель работы: изучить социальную политику в условиях переходной экономике на примере Республики Беларусь. Методы исследования: сравнительного анализа, экспертных оценок и группировок.
Для того чтобы достичь цели данной курсовой работы необходимо решить ряд задач:
1. Рассмотреть сущность, цели и задачи социальной политики.
2. Изучить обеспечение социальной справедливости.
3. Выявить основные показатели социального развития.
4. Найти особенности социальной политики в Республике Беларусь.
5. Проанализировать пути совершенствования социальной политики Республики Беларусь.
Введение………………………………………………………………….…………..5
1 Социальная политика как основа обеспечения социальной справедливости населения……………………………………………………………………………..6
1.1 Сущность, цели и задачи социальной политики………………………………6
1.2 Обеспечение социальной справедливости……………………………………10
1.3 Основные показатели социального развития……………………………...…14
2 Социальная политика в Республике Беларусь………………………………….17
2.1 Особенности социальной политики в Республике Беларусь………………..17
2.2 Пути совершенствования социальной политики Республики Беларусь……24
Заключение…………………………………………………………………….........32
Список использованных источников…….………………………………..………34
Приложение А Проблема распределения доходов……………………………….36
Приложение Б Динамика МПБ, БПМ, доходов населения, государственных пособий…………………………………………………………….37
Приложение В Динамика размеров стипендий и численность обучающихся в учреждениях……………………………………………………....38
Приложение Г Динамика спроса и предложения рабочей силы и регистрации безработных……………………………………………………….39
Приложение Д Естественное движение населения Республики Беларусь……..40
- расширение возможностей
для организации
С 2012 года в республике предусматривается проведение на постоянной основе ежеквартальных обследований домашних хозяйств по вопросам занятости на основе методологии Международной организации труда. Это даст возможность получать более полную информацию о структуре занятого населения, причинах незанятости граждан и позволит вырабатывать конкретные меры по вовлечению в экономику незанятого населения.
Важнейшим направлением работы, безусловно, является максимальное использование существующих резервов снижения затрат и повышения эффективности при строительстве жилья и других объектов, что предусматривает: [9, с. 28]
- совершенствование
- проведение аукционов в жилищном строительстве с понижением цены и формирование фиксированной цены на текущем уровне цен до завершения ввода дома.
С целью кардинального повышения качества строительства предлагается:
- увеличить гарантийные
сроки эксплуатации по
- повысить ответственность
сторон за исполнение
- создать привлекательные условия для застройщиков и строительных организаций, осуществляющих строительство жилья для нуждающихся граждан и т.д.
Главные цели развития жилищно-коммунального хозяйства в текущей пятилетке остаются неизменными - это обеспечение населения доступными и качественными услугами, повышение надежности и эффективности функционирования жилищно-коммунальных систем жизнеобеспечения.
Основными направлениями работы будут снижение затрат на оказываемые населению жилищно-коммунальные услуги, повышение качества предоставления услуг и наращивание темпов капитального ремонта жилищного фонда, развитие государственно-частного партнерства и создание конкурентной среды в жилищно-коммунальном хозяйстве.
Предусматривается, что
общее снижение затрат в системе
ЖКХ в текущей пятилетке
По-прежнему не теряет остроты проблема качества оказания услуг и капитального ремонта жилья. Здесь мы имеем наибольшее количество обращений граждан.
В связи с этим в текущей пятилетке объем капитального ремонта жилых домов будет увеличен не менее чем в 2 раза, предусматривается отремонтировать более 4,8 тыс. жилых домов общей площадью 10,7 млн. кв. м.
Особое внимание необходимо обратить на то, что в условиях, когда более 85 % жилых помещений находятся в частной собственности, государство продолжает нести затраты по их содержанию и эксплуатации. Неслучайно поэтому Президент Беларуси отметил, что к ремонту жилых домов необходимо активно привлекать собственников жилья, государство должно выполнять только те работы, которые не могут сделать сами жильцы (ремонт кровли, балконов и фасадов зданий). При постановке жилых домов на капитальный ремонт предлагается ввести обязательное условие - создание товариществ собственников для последующего обслуживания домов.
Следует отметить, что на повышение качества оказываемых населению услуг заметно влияет возможность выбора организаций, которые эти услуги оказывают [9, с. 31].
Создание конкурентной среды в сфере ЖКХ, за исключением естественных монополий, должно осуществляться на основе открытого конкурса, в котором государственные и частные организации будут иметь равные условия, в том числе на передачу в управление или аренду основных средств на период договорных отношений.
Необходимо смелее передавать в ведение частного бизнеса гостиничное, банное, озеленительное хозяйства, услуги по сбору, вывозу и переработке твердых бытовых отходов, санитарному содержанию улиц и дворовых территорий, оставив за государством контрольные функции и определение тарифной политики. Это позволит создать в сфере ЖКХ конкуренцию, снизить себестоимость и повысить качество оказываемых услуг. На это нацеливает нас и Директива главы государства от 31 декабря 2010 года № 4 «О развитии предпринимательской инициативы и стимулировании деловой активности в Республике Беларусь».
С учетом сложившейся ситуации приоритетными направлениями обеспечения социальной безопасности в настоящее время являются: [9, с. 28]
1) необходимость роста численности населения и развитие человеческого потенциала нации;
2) формирование парадигмы здорового образа жизни (осознание гражданами ответственности за собственное здоровье, соблюдение здорового образа жизни, отказ от вредных привычек);
3) повышение качества и обеспечение доступности высокотехнологичной медицинской помощи, снижение заболеваемости и смертности от социально значимых болезней;
4) формирование мотивации населения к эффективному труду и хозяйственной активности;
5) совершенствование механизма государственного регулирования заработной платы, направленного на повышение производительности и качества труда, эффективности хозяйствования во всех звеньях экономики. Доведение минимальной заработной платы до уровня минимального потребительского бюджета;
6) создание необходимых условий (организационных, правовых, социально-экономических), способствующих интеграции инвалидов в общество и экономику. Реформирование пенсионного обеспечения. Выведение минимальных пенсий всех видов на уровень бюджета прожиточного минимума. Усиление страховых принципов в пенсионной системе;
7) дальнейшее развитие системы государственных минимальных стандартов. Повышение качества образовательных услуг, услуг здравоохранения. Развитие сети и повышение качества социального обслуживания населения, осуществление перехода от заявительного принципа к выявительному. Развитие технологий социального обслуживания по принципу «одно окно»;
9) введение систем управления охраной труда, обеспечивающих профилактическую направленность решений в этой области и, прежде всего, в направлении разработки и внедрения методов прогнозирования основных тенденций, отражающих состояние условий и охраны труда на производстве. С целью повышения конкурентоспособности продукции белорусских производителей на международном рынке гармонизация систем управления охраной труда с международными нормами;
10) обеспечение полной производительной и свободно избранной занятости. Создание новых высокоэффективных рабочих мест. Увязка программ занятости населения в малых и средних городах с программами их социально-экономического развития. Регулирование трудовой миграции.
В условиях мирового финансово-экономического кризиса и либерализации экономики в Республике Беларусь появились дополнительные угрозы, которые могут повлиять на социальную безопасность. Прежде всего, это угрозы, связанные с обеспечением занятости населения и риском увеличения безработицы [13, с. 29].
Таким образом, главная цель социальной политики - поддержать тех, кто в силу своего социально-экономического положения не может участвовать в общественном производстве (пенсионеры, дети, инвалиды) или находится в трудной жизненной ситуации, по объективным причинам является малообеспеченным.
Заключение
Исходя из всего вышеизложенного сделаем следующие выводы:
Список использованных источников