Социальное партнерство

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Декабря 2012 в 11:54, курсовая работа

Описание работы

Происходящие в республике политические и социально-экономические преобразования, переход к многоукладной экономике могут быть успешными только в условиях социального мира, при согласовании позиций сторон коллективных трудовых отношений, представляющих интересы работников, нанимателей и государства.
Для обеспечения согласования позиций и учета во многом несовпадающих интересов сторон коллективно-трудовых отношений мировая практика выработала систему социального партнерства. Она позволяет разрешать неизбежно возникающие конфликты интересов сторон мирными средствами.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………3
1.Социальное партнёрство: сущность, особенности,
принципы…………………………………………………………………...5
2. Система социального партнёрства, его структура
и механизм………………………………………………………………..11
3. Формы и модели трёхстороннего сотрудничества
в сфере труда……………………………………………………………16
3.1.Классификация моделей социального партнёрства………….16
3.2 Представительство сторон и формы
взаимодействия социальных партнёров…………………………….25
4 Основные направления развития социального
партнёрства в РБ ………………………………………………………..28
4.1Особенности формирования социального
партнёрства в РБ и на современном этапе…………………………28
4.2 Основные направления сотрудничества
государства с общественными структурами……………………….31
4.3 Цели государства и общества на
современном этапе развития РБ…………………………………….34
5. Проблемы становления социального партнерства
в Беларуси………………………………………………………………..38
Заключение………………………………………………………………..44
Список литературы………………………………………………………49

Файлы: 1 файл

.Курсовая готовая .docx

— 77.82 Кб (Скачать файл)

Содержание

Введение……………………………………………………………………3

1.Социальное  партнёрство: сущность, особенности,

 принципы…………………………………………………………………...5

2. Система социального партнёрства, его структура

 и механизм………………………………………………………………..11

3. Формы и модели трёхстороннего сотрудничества

в  сфере труда……………………………………………………………16

3.1.Классификация моделей социального партнёрства………….16

3.2 Представительство сторон и формы

взаимодействия социальных партнёров…………………………….25

4 Основные направления развития социального

партнёрства в РБ ………………………………………………………..28

4.1Особенности формирования  социального

партнёрства  в РБ и на современном этапе…………………………28

4.2 Основные направления сотрудничества

государства  с общественными  структурами……………………….31

4.3 Цели государства и общества на

 современном этапе  развития РБ…………………………………….34

5. Проблемы становления  социального партнерства

 в Беларуси………………………………………………………………..38

Заключение………………………………………………………………..44

Список литературы………………………………………………………49

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Происходящие в  республике политические и социально-экономические  преобразования, переход к многоукладной  экономике могут быть успешными  только в условиях социального мира, при согласовании позиций сторон коллективных трудовых отношений, представляющих интересы работников, нанимателей и  государства.

Для обеспечения  согласования позиций и учета  во многом несовпадающих интересов  сторон коллективно-трудовых отношений  мировая практика выработала систему  социального партнерства. Она позволяет  разрешать неизбежно возникающие  конфликты интересов сторон мирными  средствами.

Социальное партнерство - это эффективная форма формирования и реализации социально-экономической  политики государства на основе согласования интересов различных слоев и  групп общества (труда и капитала) посредством переговоров, отказа от конфронтации и насилия.

Социальное партнерство  в условиях реформирования экономики  способствует демократизации социально-трудовых отношений, устойчивому политическому  и экономическому развитию общества.

На основе договорного  регулирования оплаты и условий  труда, занятости, социальных гарантий и других вопросов на национальном, отраслевом или местном уровнях  система социального партнерства  создает условия для выравнивания возможностей субъектов хозяйствования в их конкуренции на рынке товаров  и услуг, а также снижает напряженность  на рынке труда.

Система социального партнерства  располагает многочисленными средствами и возможностями регулирования  социально-трудовых отношений; и задача состоит в том, чтобы эффективно их использовать. Концепция подготовлена во исполнение Указа Президента Республики Беларусь от 15 июля 1995 г. N 278 "О развитии социального партнерства в Республике Беларусь" и Генерального соглашения между Правительством Республики Беларусь, республиканскими объединениями нанимателей и профсоюзов на 1996 год. Разработка данной Концепции преследует цель теоретического обоснования необходимости формирования системы социального партнерства и основных направлений ее развития, выбора форм и методов регулирования социально-трудовых отношений в условиях реформирования экономики республики. Последовательная и поэтапная ее реализация позволит объединить усилия всех слоев общества для совместной плодотворной работы в национальных интересах, будет способствовать улучшению социально-психологической атмосферы в обществе, повышению культуры, этики общения и сотрудничества.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Социальное  партнёрство: сущность, особенности, принципы.

 

Понятие “социальное партнёрство” в литературе определяется по-разному. Одни исследователи рассматривают социальное партнёрство достаточно чётко и узко – как метод регулирования кон-фликтных социально-трудовых отношений. Другие же трактуют его расширительно, представляя как сложный, многоплановый обще-ственный процесс. Иногда социальное партнёрство характеризуется как юридическая форма организации совместной экономической дея-тельности нескольких физических или юридических лиц на основе до-говора.

Тем не менее и при разбросе мнений очевидно, что социальное партнёрство  –  это определённые взаимоотношения  между людьми. Это во-первых. Во-вторых, очевидно и то, что существуют три  основ-ных субъекта этих отношений: работодатели, работники и государство. В-третьих, объектами таких отношений  обычно являются условия труда, уровень  доходов, социальное положение субъектов, их место, роль и права в создании и распределении произведённого продукта. Главной же целью отношений социального партнёрства можно считать учёт и сбалансированность интересов основных его субъектов.

 Социальное партнёрство является  важнейшим принципом фор-мирования  трудовых отношений в условиях  рыночной экономики. Персонал  организации, работники предприятий,  тесно связанные между собой  в процессе трудовой деятельности, не только создают новый продукт,  выполняют работы и оказывают  услуги, но и форми-руют новые  социально-трудовые отношения. В  условиях свободного рынка социально-трудовая  сфера становится основой жизнедеятель-ности всех людей, отдельных профессиональных групп работников и целых производственных коллективов.[13, c.207]

Модель  производственного поведения  работников в процессе трудовой деятельности должна учитывать не только воздействие  внешних факторов со стороны одного руководителя или всего организационного окружения, но и многих внутренних человеческих мотивов. Включаясь в трудовую деятельность, каждый работник в любой организации интересуется не столько общими целями и результатами работы, сколько своими личными потребностями. Любого работника в рыночных отношениях прежде всего интересуют его личные цели и задачи, затраты и результаты: что он должен конкретно и в каких условиях делать, какие затраты физических и умственных усилий от него потребуются, какими своими свободами он должен жертвовать во имя общего дела, с какими людьми и как ему предстоит взаимодействовать, как будет оцениваться и вознаграждать его труд, сколько он лично может получить за выполнение работы или услуги и т.д. От этих факторов (и ряда других) зависит не только удовлетворённость человека собой, своим взаимодействием с организацией, но и мотивация его личного отношения к работе, величина трудового вклада в общие производственные и финансовые результаты деятельности организации. Гармоничность личных и общественных мотивов деятельности человека на предприятиях является одной из важнейших задач как социального планирования и управления персоналом, так и всего производственного менеджмента. [5, с.89]

Необходимость возникновения и  развития социального  партнёр-ства обусловлена объективно. Она связана  с тем, что основные субъ-екты –  работодатели и наёмные работники  – не могут реализовать свои интересы друг без друга, без взаимодействия.

Ни собственник  средств -производства (работодатель), ни работники не смогут получить: одни – прибыль, а другие – средства для жизни, если не объединятся  в одном процессе производства. При  этом субъектов объединяет общий  интерес. Оба партнёра заинтересованы в функционировании самого производства как необходимого условия их существования  и жизнеобеспечения всего общества. Но одновременно их роли и функции разные. Это ведёт к существенным различи-ям в их положении и личных (групповых) интересах, которые могут, как показано выше, разрастись до масштабов серьёзных противоречий и даже вооружённых конфликтов. Здесь-то и возникает необходимость идти на социальный диалог и принимать согласованные решения с учётом взаимных интересов для обеспечения оптимально возможного сбалансирования интересов субъектов, т.е. выхода на путь социального партнёрства.

Насколько долго и трудно складывались в  истории сами партнёр-ские отношения,  настолько непросто и небыстро (известным  ме-тодом проб  и ошибок)  формировались   принципы социально-го партнёрства. Переходя к их рассмотрению,   следует  ещё раз подчеркнуть, что главная цель социального партнёрства состоит в достижении социального согласия, а значит, и мира. [3, c.206]

Исходя из этого, можно назвать  восемь основных принципов партнёрства  в социальной сфере:

1. равноправие сторон;

2. соблюдение норм законодательства;

3. полномочность принятия обязательств;

4. добровольность принятия обязательств;

5. учёт реальных возможностей принятия реальных обяза-тельств;

6. обязательность выполнения договорённостей и ответствен-ность за принятые обязательства;

7. отказ от односторонних действий, нарушающих договорённости;

8. взаимное информирование сторон переговоров об изменении ситуации.

Равноправие означает равноправное положение, или  равенство. Применительно к  партнёрским  отношениям это значит, что:

- каждая  из сторон коллективных  трудовых  отношений может направить  письменное требование другой  стороне (выступить с ини-циативой) о заключении, изменении или дополнении  коллективного договора (соглашения);

- для   ведения коллективных договоров стороны создают на равноправной   основе (из равного числа представителей и с равенством прав, свобод и обязанностей) комиссию из уполномоченных представителей;

- примирительная  комиссия для  разрешения коллективного  тру-дового  спора формируется  из представителей  сторон коллективного  трудового  спора на равноправной  основе.

Соблюдение  норм законодательства подразумевает  руковод-ство субъектами социального  партнёрства в своей  деятельности госу-дарственным законодательством, международными нормами права.

Полномочие  – это право, предоставленное  кому-либо на осуществление какой-либо деятельности. Стороны, ведущие коллективные переговоры, должны наделят своих представителей полномочиями, не-обходимыми для ведения переговоров и подписания соответствующих документов. Органы системы социального партнёрства должны принимать решения в рамках их полномочий. [11, c. 896]

Принцип добровольности принятия обязательств, проявляется в следующем:

- закреплено  право, а не обязанность заключения  коллективных договоров и соглашений;

- предусмотрен  лишь примерный перечень вопросов, которые могут быть включены в содержание коллективного договора.

Принцип учёта реальных возможностей принятия реальных обя-зательств тесно  взаимосвязан с принципом добровольности принятия обязательств. Коллективные договоры, соглашения не должны заклю-чаться формально  и включать в себя невыполнимые обязательства. Необходимо учитывать  реальные возможности сторон и воздержи-ваться от выдвижения требований, реализация которых превышает их возможности.

Стороны должны действовать добросовестно, признавая, что они могут преследовать (и преследуют) разные цели, иметь  не-совпадающие интересы. Они не должны уклоняться от выполнения заключённых  компромиссных совместных решений. Стороны должны выполнять договорённости и исполнять принятые обязательства, в противном случае сторона, нарушившая договорённость или не ис-полнившая (ненадлежаще исполнившая) обязательство, должна по-нести ответственность. В  этом суть принципа обязательности выпол-нения  договорённостей и ответственности  за принятые обязательства.

Под отказом  от односторонних действий, нарушающих договорённости, понимается то, что каждый участник коллективных трудовых от-ношений не должен совершать таких односторонних действий, кото-рые могут отрицательно сказаться на выполнении взятых обязательств.

Принцип взаимного информирования сторон подразумевает то, что при  необходимости должны приниматься  соответствующие нацио-нальным условиям меры, чтобы стороны имели доступ к информации, необходимой для  компетентного ведения переговоров.

Как показывает опыт организации социального  партнёрства  за-падных стран, оно  не должно ограничиваться только рамками  соци-ально-трудовых отношений. Чем  шире сфера многостороннего со-трудничества, тем более успешно решение  возникающих конфликтов в области  экономических, политических и социальных вопросов. [11, с.302]

Практическая реализация принципов  социального партнёрства – трудная  задача. Она предполагает учёт не только своих интересов, но в равной степени  интересов партнёров. А это требует немалых усилий, терпения, умения идти на компромисс. Достижение же такой согласованности интересов и действий приносит весьма ощутимые и ценные плоды – сглаживается поляризация общества, повышается экономическая активность всех участников созидательного процесса, растёт устойчивость как политическая, так и социальная, создаются условия для прогрессивного развития.

 

 

Информация о работе Социальное партнерство