Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Декабря 2012 в 11:54, курсовая работа
Происходящие в республике политические и социально-экономические преобразования, переход к многоукладной экономике могут быть успешными только в условиях социального мира, при согласовании позиций сторон коллективных трудовых отношений, представляющих интересы работников, нанимателей и государства.
Для обеспечения согласования позиций и учета во многом несовпадающих интересов сторон коллективно-трудовых отношений мировая практика выработала систему социального партнерства. Она позволяет разрешать неизбежно возникающие конфликты интересов сторон мирными средствами.
Введение……………………………………………………………………3
1.Социальное партнёрство: сущность, особенности,
принципы…………………………………………………………………...5
2. Система социального партнёрства, его структура
и механизм………………………………………………………………..11
3. Формы и модели трёхстороннего сотрудничества
в сфере труда……………………………………………………………16
3.1.Классификация моделей социального партнёрства………….16
3.2 Представительство сторон и формы
взаимодействия социальных партнёров…………………………….25
4 Основные направления развития социального
партнёрства в РБ ………………………………………………………..28
4.1Особенности формирования социального
партнёрства в РБ и на современном этапе…………………………28
4.2 Основные направления сотрудничества
государства с общественными структурами……………………….31
4.3 Цели государства и общества на
современном этапе развития РБ…………………………………….34
5. Проблемы становления социального партнерства
в Беларуси………………………………………………………………..38
Заключение………………………………………………………………..44
Список литературы………………………………………………………49
Содержание
Введение…………………………………………………………
1.Социальное партнёрство: сущность, особенности,
принципы………………………………………………………
2. Система социального партнёрства, его структура
и механизм…………………………………………………
3. Формы и модели трёхстороннего сотрудничества
в сфере труда…………………………………………………
3.1.Классификация моделей социального партнёрства………….16
3.2 Представительство сторон и формы
взаимодействия социальных партнёров…………………………….25
4 Основные направления развития социального
партнёрства в РБ ………………………………………………………..28
4.1Особенности формирования социального
партнёрства в РБ и на современном этапе…………………………28
4.2 Основные направления сотрудничества
государства с общественными структурами……………………….31
4.3 Цели государства и общества на
современном этапе развития РБ…………………………………….34
5. Проблемы становления социального партнерства
в Беларуси…………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Список литературы…………………………………
Введение
Происходящие в республике политические и социально-экономические преобразования, переход к многоукладной экономике могут быть успешными только в условиях социального мира, при согласовании позиций сторон коллективных трудовых отношений, представляющих интересы работников, нанимателей и государства.
Для обеспечения
согласования позиций и учета
во многом несовпадающих интересов
сторон коллективно-трудовых отношений
мировая практика выработала систему
социального партнерства. Она позволяет
разрешать неизбежно
Социальное партнерство
- это эффективная форма
Социальное партнерство в условиях реформирования экономики способствует демократизации социально-трудовых отношений, устойчивому политическому и экономическому развитию общества.
На основе договорного
регулирования оплаты и условий
труда, занятости, социальных гарантий
и других вопросов на национальном,
отраслевом или местном уровнях
система социального
Система социального партнерства
располагает многочисленными
1. Социальное партнёрство: сущность, особенности, принципы.
Понятие “социальное партнёрство” в литературе определяется по-разному. Одни исследователи рассматривают социальное партнёрство достаточно чётко и узко – как метод регулирования кон-фликтных социально-трудовых отношений. Другие же трактуют его расширительно, представляя как сложный, многоплановый обще-ственный процесс. Иногда социальное партнёрство характеризуется как юридическая форма организации совместной экономической дея-тельности нескольких физических или юридических лиц на основе до-говора.
Тем не менее и при разбросе мнений очевидно, что социальное партнёрство – это определённые взаимоотношения между людьми. Это во-первых. Во-вторых, очевидно и то, что существуют три основ-ных субъекта этих отношений: работодатели, работники и государство. В-третьих, объектами таких отношений обычно являются условия труда, уровень доходов, социальное положение субъектов, их место, роль и права в создании и распределении произведённого продукта. Главной же целью отношений социального партнёрства можно считать учёт и сбалансированность интересов основных его субъектов.
Социальное партнёрство
Модель производственного поведения работников в процессе трудовой деятельности должна учитывать не только воздействие внешних факторов со стороны одного руководителя или всего организационного окружения, но и многих внутренних человеческих мотивов. Включаясь в трудовую деятельность, каждый работник в любой организации интересуется не столько общими целями и результатами работы, сколько своими личными потребностями. Любого работника в рыночных отношениях прежде всего интересуют его личные цели и задачи, затраты и результаты: что он должен конкретно и в каких условиях делать, какие затраты физических и умственных усилий от него потребуются, какими своими свободами он должен жертвовать во имя общего дела, с какими людьми и как ему предстоит взаимодействовать, как будет оцениваться и вознаграждать его труд, сколько он лично может получить за выполнение работы или услуги и т.д. От этих факторов (и ряда других) зависит не только удовлетворённость человека собой, своим взаимодействием с организацией, но и мотивация его личного отношения к работе, величина трудового вклада в общие производственные и финансовые результаты деятельности организации. Гармоничность личных и общественных мотивов деятельности человека на предприятиях является одной из важнейших задач как социального планирования и управления персоналом, так и всего производственного менеджмента. [5, с.89]
Необходимость возникновения и развития социального партнёр-ства обусловлена объективно. Она связана с тем, что основные субъ-екты – работодатели и наёмные работники – не могут реализовать свои интересы друг без друга, без взаимодействия.
Ни собственник средств -производства (работодатель), ни работники не смогут получить: одни – прибыль, а другие – средства для жизни, если не объединятся в одном процессе производства. При этом субъектов объединяет общий интерес. Оба партнёра заинтересованы в функционировании самого производства как необходимого условия их существования и жизнеобеспечения всего общества. Но одновременно их роли и функции разные. Это ведёт к существенным различи-ям в их положении и личных (групповых) интересах, которые могут, как показано выше, разрастись до масштабов серьёзных противоречий и даже вооружённых конфликтов. Здесь-то и возникает необходимость идти на социальный диалог и принимать согласованные решения с учётом взаимных интересов для обеспечения оптимально возможного сбалансирования интересов субъектов, т.е. выхода на путь социального партнёрства.
Насколько долго и трудно складывались в истории сами партнёр-ские отношения, настолько непросто и небыстро (известным ме-тодом проб и ошибок) формировались принципы социально-го партнёрства. Переходя к их рассмотрению, следует ещё раз подчеркнуть, что главная цель социального партнёрства состоит в достижении социального согласия, а значит, и мира. [3, c.206]
Исходя из этого, можно назвать восемь основных принципов партнёрства в социальной сфере:
1. равноправие сторон;
2. соблюдение норм законодательства;
3. полномочность принятия обязательств;
4. добровольность принятия обязательств;
5. учёт реальных возможностей принятия реальных обяза-тельств;
6. обязательность выполнения договорённостей и ответствен-ность за принятые обязательства;
7. отказ от односторонних действий, нарушающих договорённости;
8. взаимное информирование сторон переговоров об изменении ситуации.
Равноправие означает равноправное положение, или равенство. Применительно к партнёрским отношениям это значит, что:
- каждая из сторон коллективных
трудовых отношений может направить
письменное требование другой
стороне (выступить с ини-
- для ведения коллективных договоров стороны создают на равноправной основе (из равного числа представителей и с равенством прав, свобод и обязанностей) комиссию из уполномоченных представителей;
- примирительная комиссия для
разрешения коллективного тру-
Соблюдение норм законодательства подразумевает руковод-ство субъектами социального партнёрства в своей деятельности госу-дарственным законодательством, международными нормами права.
Полномочие – это право, предоставленное кому-либо на осуществление какой-либо деятельности. Стороны, ведущие коллективные переговоры, должны наделят своих представителей полномочиями, не-обходимыми для ведения переговоров и подписания соответствующих документов. Органы системы социального партнёрства должны принимать решения в рамках их полномочий. [11, c. 896]
Принцип добровольности принятия обязательств, проявляется в следующем:
- закреплено право, а не обязанность заключения коллективных договоров и соглашений;
- предусмотрен лишь примерный перечень вопросов, которые могут быть включены в содержание коллективного договора.
Принцип учёта реальных возможностей принятия реальных обя-зательств тесно взаимосвязан с принципом добровольности принятия обязательств. Коллективные договоры, соглашения не должны заклю-чаться формально и включать в себя невыполнимые обязательства. Необходимо учитывать реальные возможности сторон и воздержи-ваться от выдвижения требований, реализация которых превышает их возможности.
Стороны должны действовать добросовестно,
признавая, что они могут преследовать
(и преследуют) разные цели, иметь
не-совпадающие интересы. Они не
должны уклоняться от выполнения заключённых
компромиссных совместных решений.
Стороны должны выполнять договорённости
и исполнять принятые обязательства,
в противном случае сторона, нарушившая
договорённость или не ис-полнившая
(ненадлежаще исполнившая) обязательство,
должна по-нести ответственность. В
этом суть принципа обязательности выпол-нения
договорённостей и
Под отказом от односторонних действий, нарушающих договорённости, понимается то, что каждый участник коллективных трудовых от-ношений не должен совершать таких односторонних действий, кото-рые могут отрицательно сказаться на выполнении взятых обязательств.
Принцип взаимного информирования
сторон подразумевает то, что при
необходимости должны приниматься
соответствующие нацио-нальным
Как показывает опыт организации социального
партнёрства за-падных стран, оно
не должно ограничиваться только рамками
соци-ально-трудовых отношений. Чем
шире сфера многостороннего со-
Практическая реализация принципов
социального партнёрства –