Социальное партнерство

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Декабря 2012 в 11:54, курсовая работа

Описание работы

Происходящие в республике политические и социально-экономические преобразования, переход к многоукладной экономике могут быть успешными только в условиях социального мира, при согласовании позиций сторон коллективных трудовых отношений, представляющих интересы работников, нанимателей и государства.
Для обеспечения согласования позиций и учета во многом несовпадающих интересов сторон коллективно-трудовых отношений мировая практика выработала систему социального партнерства. Она позволяет разрешать неизбежно возникающие конфликты интересов сторон мирными средствами.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………3
1.Социальное партнёрство: сущность, особенности,
принципы…………………………………………………………………...5
2. Система социального партнёрства, его структура
и механизм………………………………………………………………..11
3. Формы и модели трёхстороннего сотрудничества
в сфере труда……………………………………………………………16
3.1.Классификация моделей социального партнёрства………….16
3.2 Представительство сторон и формы
взаимодействия социальных партнёров…………………………….25
4 Основные направления развития социального
партнёрства в РБ ………………………………………………………..28
4.1Особенности формирования социального
партнёрства в РБ и на современном этапе…………………………28
4.2 Основные направления сотрудничества
государства с общественными структурами……………………….31
4.3 Цели государства и общества на
современном этапе развития РБ…………………………………….34
5. Проблемы становления социального партнерства
в Беларуси………………………………………………………………..38
Заключение………………………………………………………………..44
Список литературы………………………………………………………49

Файлы: 1 файл

.Курсовая готовая .docx

— 77.82 Кб (Скачать файл)

Существенное  значение для успешного развития малых и средних городских  поселений, роста благосостояния их жителей имеет решение жилищной проблемы. По мнению президента страны А.Г.Лукашенко, в данном вопросе необходимо следовать примеру программы возрождения села и строить больше. Это будет спо-собствовать обеспечению предприятий и организаций, расположенных в глубинке высококвалифицированными кадрами.

В РБ на протяжении трёх лет успешно  реализуется  Государствен-ная программа  возрождения  и развития села на 2005-2010 гг. Её ос-новные социальные цели – повышение доходов  сельского  населения, создание основ для престижности проживания в сельской местности  и улучшения демографической  ситуации на селе.

Развивается сеть детских дошкольных учреждений и сельских школ, укрепляется  их материально-техническая база.

Программой  также предусмотрена  существенная реорганизация здравоохранения  на селе. Наиболее значимые изменения  – это со-здание амбулаторий общей  врачебной практики с обслуживанием  населения в радиусе 10-15 км.

Государственной программой возрождения и развития села предусмотрена система мер, направленных на закрепление кадров на селе, прежде всего. Большое значение в возрождении белорусской деревни придаётся развитию предпринимательской деятельности, привлечению инвестиций в сельское хозяйство и социальную сферу.

Таким образом, государство сегодня  предпринимает необходимые шаги по реализации социальных приоритетов в области демографического и регионального развития, возрождения села. Вместе с тем эффект данной работы может быть многократно усилен, если само общество активно включится и поддержит эти важные начинания.

Социальное  партнёрство даёт результаты в том  случае, если “работают” все его звенья: государство берёт на себя и выполняет обязательства по созданию условий для успешной реализации общенациональных целей, общественные объединения и организации отвечают за сектор взаимопомощи и благотворительности, выражают и отстаивают интересы разных групп населения,  каждый человек на своём месте подтверждает право на благосостояние и высокий уровень жизни каждодневным трудом, заботой о собственном здоровье и активной гражданской позицией.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5. Проблемы становления социального партнерства в Беларуси.

 

Термин "социальное партнерство" введен в наше законодательство о  труде в 1992г. С этого времени  одной из задач законодательства о труде было развитие социального  партнерства между работниками  и нанимателями.

В Трудовом кодексе (далее -- ТК), вступившем в силу с 1 января 2000г., положениям о социальном партнерстве  посвящена глава 33, в которой установлено, что в экономической и социальной политике "социальное партнерство" означает консультации и сотрудничество между наемными работниками (у нас  их представляют профсоюзы) и нанимателями на разных уровнях по поводу определения (установления) взаимоприемлемых условий  найма и оплаты труда. В международной  практике социальный диалог (консультации) признается эффективной формой согласования интересов работников, нанимателей  и государства.

По основным направлениям социального партнерства в Беларуси на первый взгляд сформирована нормативно-правовая база. Однако в ходе ее применения возникает  целый ряд вопросов. На конференции  участники пытались выяснить, кто  является нанимателем. Все ли объединения, причислившие себя к объединениям нанимателей, являются таковыми. Казалось бы, в ст.1 ТК достаточно четко разграничены понятия "наниматель", "уполномоченное лицо нанимателя" и "работник":

Наниматель -- юридическое  или физическое лицо, которому законодательством  предоставлено право заключения и прекращения трудового договора с работником.

Уполномоченное должностное  лицо нанимателя -- руководитель (его  заместители) организации (обособленного  подразделения), руководитель структурного подразделения (его заместители), мастер, специалист или иной работник, которому законодательством или нанимателем предоставлено право принимать все или отдельные решения, вытекающие из трудовых и связанных с ними отношений.

Работник -- лицо, состоящее  в трудовых отношениях с нанимателем  на основании заключенного трудового  договора.

Согласно ст.253 ТК права  и обязанности руководителя организации  определяются ТК, актами законодательства, учредительными документами, а также  трудовым договором.

Таким образом, руководитель -- это работник, с которым высший орган управления организации от лица нанимателя (юридического лица) заключает  трудовой договор.

Теперь обратимся к  законодательству, регулирующему порядок  создания общественных организаций  и объединений юридических лиц. В соответствии со ст.117 Гражданского кодекса (далее -- ГК) общественными  организациями (объединениями) признаются добровольные объединения граждан, объединившихся для удовлетворения духовных и иных нематериальных подробностей на основе общности своих интересов.

Следовательно, если работник, в том числе директор, какого-либо юридического лица хочет вступить в  общественную организацию, то он вступает как гражданин, преследующий собственные  интересы. В этом случае он не является уполномоченным лицом нанимателя, т.к. наниматель (юридическое лицо) не имеет  права делегировать представлять его  интересы в общественной организации, т.к. не является (и не может являться) ее членом.

Для решения своих интересов  коммерческие организации (наниматели) могут объединяться в союзы и  ассоциации в соответствии со ст.121 ГК. И в этом случае уполномоченное лицо нанимателя -- руководитель (либо иное лицо) вправе представлять интересы нанимателя, т.к. именно наниматель является членом объединения.

В связи с тем, что в  законодательстве РБ отсутствует нормативный  правовой акт, который бы регулировал  порядок создания объединений нанимателей, отсутствует и механизм сертификации объединений нанимателей.

Однако есть один, но самый  главный критерий, по которому определяется сфера социального партнерства, -- это наличие у нанимателя работников, которые являются членами профсоюза, потому что социальное партнерство -- сфера трудовых правоотношений между  нанимателем и работниками (интересы последних представляют профсоюзы).

В соответствии с трудовым законодательством индивидуальные предприниматели относятся к  той категории физических лиц, которым  предоставлено право заключения от своего имени трудового договора с наемным работником.

2003-01-27г. Декретом N 4 установлено,  что индивидуальный предприниматель  (далее -- ИП) вправе привлекать  не более 3-х физических лиц  для осуществления своей деятельности.

Для создания профсоюза необходимо не менее 10 человек работающих (обучающихся) у конкретного нанимателя (Декрет от 26.01.99г. N 2). Таким образом, сотрудники ИП не могут создавать профсоюзы.

Следовательно, общественные объединения, членами которых являются ИП или иные граждане (руководители и т.д.), называющие себя объединениями  нанимателей, не имеют социального  партнера -- профсоюзов, с которым  смогли бы вести социальный диалог.

В целях координации действий трех сторон (правительства, нанимателей  и профсоюзов) для проведения социального  диалога Указом Президента от 15.07.95г. N 278 (в редакции Указа от 5.05.99г. N 252) определены субъекты социального партнерства, утверждены Положение о Национальном совете по трудовым и социальным вопросам, а также сопредседатели Национального совета: от правительства -- заместитель премьер-министра; от профсоюзов -- председатель Федерации профсоюзов Беларуси; от нанимателей -- президент Белорусской научно-промышленной ассоциации (далее -- БНПА). После введения в действие ГК в 1999г. и в связи с принятием вышеназванного Декрета N 2 членами общественных объединений не могут быть юридические лица. Поэтому в настоящее время членами БНПА являются только физические лица, т.к. эта организация имеет статус общественного объединения.

В силу Указа N 278 представители  иных объединений нанимателей, даже тех, членами которых являются юридические  лица (и, следовательно, социальный диалог в виде коллективного договора ведется  на первичном уровне), не смогут быть сопредседателями в Национальном совете, а значит, не будет соблюдаться  принцип паритетности.

Из сказанного можно сделать  вывод, что одной из нерешенных проблем  социального партнерства является легитимность объединений, представленных как объединения нанимателей.

Второй проблемой социального  диалога участниками конференции  называлось "отсутствие реальных представителей работников и нанимателей, с подтвержденными  делегированными полномочиями, особенно на отраслевом и региональном уровне". Если провести анализ отраслевых тарифных соглашений, то можно заметить, что  они заключены в основном между  соответствующими министерствами и  республиканскими комитетами профсоюза, а объединения нанимателей в  этом диалоге не участвуют.

Третьей проблемой является отсутствие главного предмета социального  диалога для заключения тарифного  соглашения -- это регулирование вопросов оплаты труда. С принятием Декрета от 2002-07-18г. N 17 "О некоторых вопросах регулирования оплаты труда работников", а также принятого в его развитие постановления Совмина от 2002-08-23г. N 1144 был изменен принцип оплаты труда, установленный ТК. До принятия Декрета N 17 применение ЕТС Республики Беларусь носило рекомендательный характер для коммерческих негосударственных организаций и она выступала как минимальная гарантия в оплате труда. С принятием указанных документов наниматели (независимо от формы собственности) обязаны оплату труда работникам осуществлять на основе ЕТС.

В настоящее время именно правительство регулирует оплату труда, и две другие стороны (наниматели и профсоюзы) к этому регулированию  фактического отношения не имеют. Правительством урегулировано распределение работников коммерческих организаций по тарифным разрядам ЕТС, а также установлены  коэффициенты повышения тарифных ставок (окладов) рабочих по технологическим  видам работ, производствам и  отраслям экономики.

Таким образом, из сферы социального  диалога исключена сфера регулирования  оплаты труда работников (в т.ч. руководителей). Согласно постановлению Совмина  от 2002-07-25г. N 1003 коэффициент соотношения  средней зарплаты руководителя организации  независимо от формы собственности  и средней зарплаты по организации  в целом не может превышать 3,5.

Все эти изменения в  законодательстве приняты без предварительных  переговоров с нанимателями и  профсоюзами в нарушение положений  Генерального соглашения между правительством Республики Беларусь, республиканскими объединениями нанимателей и  профсоюзов на 2001--2003 гг.

В п.38 Генерального соглашения установлено, что правительство "при подготовке нормативных правовых актов, затрагивающих  социально-экономические интересы работников и нанимателей по вопросам Соглашения, их правовое и экономическое положение, направляет соответствующие проекты для рассмотрения и внесения замечаний и предложений республиканским объединениям нанимателей и профсоюзов и учитывает их мнение при принятии решений". [9, c.86]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение 

 

Исследования  дают основания сделать  следующие  выводы и предложения:

1. Сущность социального партнёрства заключается во взаимоотношениях между основными классами общественных систем, складывающихся на протяжении их исторического развития. Появившись на первых этапах становления капиталистических отношений, элементы социального партнёрства находили выражение в повседневном взаимодействии работника и работодателя. На протяжении длительного периода времени научные исследования не затронули сферу этих отношений. Но несмотря на это, многие учёные пытались постичь сущность общественных отношений в эпоху зарождения капиталистического способа производства.

2. Разработка теории социального  партнёрства тесно связана с проблемами конфликта. Для разрешения социальных конфликтов в научной литературе предлагается два принципиально различных способа:

• уничтожение частной собственности на средства производства, государственное управление предприятиями;

• согласование интересов собственников и наёмных работников.

Неприемлемой  является такая форма достижения своих интересов субъектами социального  партнёрства, как “отказ от со-циальных конфликтов”. Отказ от конфликта не является способом его разрешения, а приводит к аккумуляции его противоречий и, в итоге, - к затяжному конфликту.

Социальное  партнёрство – цивилизованная форма  социальных отношений, которая обеспечивает согласованность интересов, координацию (защиту) усилий различных групп  населения, организаций и властных структур в решении определённых социальных проблем, достижения единой позиции по важнейшим направлениям развития общества путём заключения соответствующих соглашений (договоров). Генеральное направление социального партнёрства – это уход в социальных отношениях из сферы классовых конфликтов. Без этого нельзя трансформировать социальный конфликт в межорганизационный и погасить его в пределах регионов, отраслей, предприятий, социальных групп и т.п.

Информация о работе Социальное партнерство